ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 1317
Скачиваний: 70
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13 классифицирован как находящиеся на стадии достижения, хотя нормы для людей среднего и старшего возраста в настоящее время доступны.
14. Как бихевиоризм повлиял на развитие экспериментальной психологии?
Ответ:
Бихевиоризм – один из экспериментальных методов психологии. Его создателем считается американский ученый Джон Уотсон (1878–1958). Он открыто провозгласил необходимость замены традиционного предмета психологии, а именно душевных явлений (объявив их принципиально непознаваемыми при помощи естественнонаучных методов) на поведение, проявления которого можно зарегистрировать и оценить количественно. Для этого вполне достаточно выполнить три условия: точно описать само поведение, выяснить те физические стимулы, от которых оно зависит, и установить связи, существующие между стимулами и поведением. Научный поиск бихевиористов в основном и был направлен па выяснение соответствующих связей, чтобы на их основе объяснить поведение как реакции на стимулы.
Таким образом бихевиоризм своими экспериментальными исследованиями внес огромный вклад в развитие экспериментальной психологии.
15. Какой метод исследования был предложен А. Ф. Лазурским, в чем его достоинства?
Ответ:
Вершиной методических изысканий А. Ф. Лазурского является созданный им метод естественного эксперимента, благодаря которому устраняется искусственность лабораторного опыта и значительно возрастает ценность данных наблюдения, поскольку испытуемый не вырывается из привычной для него среды, но становится в то же время в строго запрограммированные и контролируемые условия.
16. Каким образом экспериментальная психология связана с другими областями психологических знаний?
Ответ:
14
Экспериментальная психология – общее обозначение различных видов исследования психических явлений с помощью экспериментальных методов.
Применение эксперимента сыграло важнейшую роль в преобразовании психологических знаний и превращения психологии из отрасли философии в самостоятельную науку. Экспериментальная психология начинает охватывать исследованиями не только общие законы протекания психических процессов, но и индивидуальные особенности чувствительности, времени реакции, памяти, ассоциаций (Ф. Гальтон, Дж. Кеттелл)
Таким образом, в недрах экспериментальной психологии зарождается новое направление – дифференциальная психология, изучающая индивидуальные различия между людьми и их группами.
Кроме того, достижения экспериментальной психологии, как академической науки, решавшей фундаментальные задачи, позже получают и широкое практическое применение в различных сферах деятельности людей: от дошкольной психологии и педагогики до космонавтики.
Развитие теории и конкретных методик экспериментальной психологии тесно связано с прогрессом теоретических исследований на стыке биологических, технических и социальных наук (например, были созданы практическая психология образования, практическая социальная психология и другие науки.) С возникновением экспериментальной психологии каждая из отраслей общей психологии приобрела целый спектр или блок прикладного значения, прикладных исследований, т.е. для каждой из отраслей возникли специальные методики для того, что изучает данная отрасль психологии.
Задание № 4
Заполните таблицу № 2
Таблица 2
Соотношение естественнонаучной и гуманитарной парадигмы
Параметры сопоставления
Естественнонаучная парадигма
Гуманитарная парадигма
Объект исследования
15
Предмет исследования
Цель исследования
Способ познания
Позиция познающего субъекта
Подход
Взгляд на развитие объекта познания
Методы исследования
Мощность максимальна при изучении
Задание № 5
1.
Заполните таблицу
В чём заключается
Когда применяется
Поисковое исследование
Это выполнение определенных действий, направленных на получение новых знаний или пополнение багажа уже существующих путем изучения и анализа новых объектов, территорий, банков данных и т. п. Состоят из последовательного логического выполнения определенных организационно- технических, методологических и методических процедур, основанных на постоянном и непрерывном поиске, анализе и систематизации полученной информации.
Такой тип исследований может быть связан с изучением новых социумов, их традиций и мировоззрений в контексте тематики проводимых работ и поставленных целей в рамках конкретного проекта.
Критическое исследование исследования, которые проводятся в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез
Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются
16 точнее прогнозирует реальность. апробированные методики для проведения экспериментов.
Уточняющее исследование
Это самый распространённый вид исследований. Их цель — установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика.
Тем самым регистрируется, на какую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание.
Чаще всего в основе данного вида лежит метод лабораторных исследований: автор проверяет действие концепции посредством воздействия на объект с помощью изменения условий, факторов и пр.
В конце исследования он подводит итог: при каких условиях изначальная теория успешно функционирует, а также освещает условия и варианты изменения для успешного действия при текущих элементах, обосновывая необходимость перемен и пр.
Воспроизводящее исследование
Специфика данного вида проявляется в том, что автор должен
«скопировать» исследование предшественника и повторить его точно так же, как это было описано в соответствующих научных работах.
Делается это для перепроверки достоверности, надежности и качества отмеченных результатов.
Данный вид психологических исследований – своего рода экспертиза реализованных гипотез, полученных итогов научной деятельности.
Заниматься этим видом деятельности может только компетентный и квалифицированный эксперт.
2.
Заполните таблицу
Ошибки экспериментатора
Способы их контроля
1.
Занижение
очень
высоких результатов.
Причиной считается
стремление
1.
Автоматизация
исследования. Влияние
17
исследователя
подсознательно
«привязать» данные
испытуемого
к
собственным
достижениям.
Возможно
и
завышение
низких
оценок.
В
любом
случае
шкала
деформируется
и
сжимается, так как
крайние результаты
сближаются
со
средними.
экспериментатора
сохраняется
при
вербовке и первичной
беседе с испытуемым,
между
отдельными
сериями
и
на
«выходе».
2.
Избегание
крайних
оценок (как низких, так и
высоких).
Эффект тот же —
группировка
данных
выше среднего.
2.
Участие
экспериментаторов,
не знающих целей
исследования
(уже
обсуждавшийся ранее
«двойной
слепой
опыт»).
Экспериментаторы
будут
строить
предположения
о
намерениях
первого
исследователя.
Влияние
этих
предположений
необходимо
контролировать.
3.
Завышение значимости
одного
свойства
испытуемого или одного
задания из серии.
Через призму этой
установки
производится оценка
личности и заданий.
3. Участие нескольких
экспериментаторов и
использование плана,
позволяющего
элиминировать
фактор
влияния
экспериментатора.
Остается проблема
критерия
отбора
экспериментаторов и
предельного
числа
контрольных
групп.
Влияние
18
экспериментатора
полностью
не
устранимо, так как
это
противоречит
сути
психологического
эксперимента,
но
может быть в той
или иной мере учтено
и проконтролировано.
4.
Аналогичный случай, но
эффект
кратковременный
Когда особое значение
придается заданию,
следующему
после
выделения
существенной
для
экспериментатора
личностной
черты
испытуемого.
5. Аналогичный случай, но
оценка опосредована
Концепцией о связи
или
противопоставлении
тех или иных свойств
личности.
6. Ошибки, обусловленные
влиянием
событий,
эмоционально связанных с
конкретным
испытуемым.
Задание № 6. -
Проанализировать эксперименты из книги
Годфруа по плану психологического исследования (Годфруа ч.2 .103-116).:
1 Вид эксперимента (констирующий, формирующий, естественный или лабораторный)
2 Тема исследования
3 Автор
4 Актуальность (постановка проблемы)
5 Цель (ожидаемый результата)
6 Задачи
19 7 Объект и предмет
8 Гипотеза
9 Характеристика методов и методик
10 характеристика переменных – независимая, зависимая. Выборка
11 Процедура исследования (суть эксперимента)
12 Наглядное графическое представление результатов
13 Анализ полученных результатов
14 Выводы
Автономная некоммерческая организация высшего образования
«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ №2
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Экспериментальная психология
Группа 22П177в
Студент
И. Долинга
МОСКВА 2023
2
Практическое занятие № 2
Задание № 1.
Напишите эссе по теме:
1. Разработка идей для психологических исследований
2. Эксперимент в поведенческой психологии и в школе К. Левина
(Особенности эксперимента в школе К. Левина как антитеза бихевиористской экспериментальной методологии.)
3. Экспериментальные исследования эффективности психологического воздействия на личность в практике психотерапии, консультирования и в образовании.
4. Экспериментальные исследования в организационной, инженерной психологии, психологии труда. (Исследования влияния различных переменных на работоспособность и производительность труда).
5. Эксперимент в социальной психологии (Эксперимент в исследованиях
С.
Милграма.
Экспериментальные исследования установок, конформизма, агрессии.)
6. Неэкспериментальные методы (наблюдение, беседа, архивный метод).
7. Взаимодействие экспериментатора и испытуемого – эффект Зайонца.
8. Этика психологических исследований.
Ответ к заданию №1. 8
ЭССЕ
Этика психологических исследований
В психологических, социальных и медико-биологических науках повсеместно распространен интерес к защите прав и благополучия людей, принимающих участие в научных исследованиях. Большинство научных объединений и профессиональных организаций разработали регулирующие нормы в защиту людей, являющихся объектами экспериментов, и кодексы профессиональной этики. Профессиональной этикой называют систему принципов, обеспечивающих моральное поведение профессионала.
3
Поскольку психологи в своих исследованиях используют живых испытуемых, им следует быть чуткими к этическим проблемам, которые могут возникать при проведении своих экспериментов. Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей как меры воздействия на другого человека, основанной на переживании чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия. Это делает профессию психолога одним из немногих видов социальной активности, где абстрактные идеи о ценности человека предельно конкретизируются и персонифицируются в его словах и действиях, направленных на другого человека.
Существуют этические обязательства в отношении различных областей психологических исследований. Этика психологических исследований является тем зеркало, в котором отражается разрешающая для психолога возможность силы воздействия на другого человека, меры этого воздействия.
Система этических принципов психологических исследований представляет собой один из способов сохранения психической реальности как особой характеристики жизни, одно из средств, задающих и создающих условия для проявления автономности, индивидуальности Я человека и, в конечном счете, выявления психологических образований внутренней реальности человека.
Решение проводить исследования должно основываться на осознанном желании психолога внести реальный вклад в психологическую науку и способствовать благополучию человека. Деятельность психолога направлена к достижению таких гуманитарных и социальных целей, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни.
Поскольку психолог является не единственным профессионалом, чья деятельность направлена на достижение этих целей, обмен и сотрудничество с представителями других профессий желательны и в некоторых случаях необходимы, без каких-либо предубеждений по отношению к компетенции и
4 знаниям любого из них. Работа психолога базируется на праве и обязанности проявлять уважение к другим профессионалам, особенно в областях близко соприкасающихся в своей деятельности с психологией.
Приняв решение о проведении исследований, психолог-исследователь должен осуществлять свои замыслы с уважением к людям, принимающим в них участие, и с заботой об их достоинстве и благополучии.
Права и обязанности профессионального психолога основываются на принципе профессиональной независимости и автономии независимо от служебного положения в определенной организации и от профессионалов более высокого ранга и администрации.
Профессиональный статус психолога базируется на его способностях и квалификации, необходимых для выполнения его обязанностей. Психолог должен быть профессионально подготовлен и иметь специализацию в применении методов, инструментария и процедур, применяемых в данной области. Частью его работы является постоянное поддержание на современном уровне своих профессиональных знаний и умений.
Психолог не должен применять методы и процедуры, не прошедшие достаточной апробации в рамках современных научных знаний, без предубеждения по отношению к существующему разнообразию теорий и школ. В случае испытания психологических методик, еще не получивших научной оценки, клиенты не должны быть полностью уведомлены об этом заранее.
Психологи должны принимать меры для соответствующего хранения документации. Все психологические данные, как результаты обследования, так и сведения о вмешательстве и лечении, должны быть доступны только для профессиональных психологов, в чьи обязанности входит неразглашение их среди некомпетентных лиц.
Особого рассмотрения заслуживает проблема качества и достверности полученных данных. Фальсификация данных, как вид мошенничества может принимать различные формы: плагиат, представление «заимствованных» идей
5 как собственных; фабрикация данных исследования; сокрытие или изменение части данных для лучшего представления конечного результата; сбор некоторого количества данных и додумывание недостающей информации до полного набора; сокрытие всего исследования, если результаты не соответствуют ожидаемым.
Таким образом, профессиональная этика в психологии и в психологических исследованиях – это система принципов, призванных обеспечить моральное поведение исследователя по отношению к своим испытуемым, к своим коллегам и специалистам в смежных областях, к качеству выполнения исследований и к их результатам. Этика предполагает установление и сохранение дистанции с «Я» другого для сохранения этого Я.
Задание № 2.
Провести обзор и краткий анализ наиболее интересных на Ваш взгляд исследований, описанных в двух последних номерах «Психологического журнала» и журнала «Вопросы психологии». Рассмотреть не менее 3-х исследований. Результаты обобщить в таблице:
№
Авторы, название статьи
Выходные данные
(название журнала, год выпуска, номер страницы)
Содержание исследования
Практическая значимость исследования
Наиболее интересные факты и выводы
1
Марцин-ковская
Т. Д.
Психологический журнал, 2023, Том 44 № 2, стр. 132-136
Новые методологи- ческие подходы современной психологии в цифровом обществе
Сложность современного мира, его изменчивость, вариативность и неопределенность стали предметом исследования в разных
Важным в данных статьях и монографии является то, что в них очень четко просматривается тенденция к новым вариантам построения методологической сетки координат. И,