Файл: 1. Какие особенности личности или условия жизни подростка могут привести к развитию психосоматического заболевания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 391

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.Какие особенности личности или условия жизни подростка могут привести к развитию психосоматического заболевания?

Мощные гормональные перестройки наиболее ярко происходят в подростковом возрасте, одновременно с усилением активности и системы стресса. Можно предположить, что именно ранние срывы гормональной регуляции в период стрессового воздействия приводят к развитию соматического заболевания в подростковом возрасте. Причем тип заболевания будет определяться не столько типом стрессового воздействия или психотипом человека, сколько генетически обусловленными биохимическим процессами в организме в процессе стресса или аллостаза.

Психологическая защита очень важна для создания сопротивления индивида возможному развитию болезни, предотвращению дезорганизации психической деятельности и поведения. Она возникает в виде особых форм взаимодействия и взаимоотношения осознаваемых и неосознаваемых психологических установок. Если в результате психической травмы исчезает возможность реализации в поведении ранее сформировавшейся эмоционально насыщенной установки, то нейтрализовать создавшееся патогенное напряжение можно, создав другую, более широкую в смысловом отношении установку, в рамках которой противоречия между первоначальным стремлением и препятствием устраняются. Вместо описанной трансформации отрицательно влияющей установки может быть другой способ психологической защиты в форме своеобразной замены установок в системе мотивов поведения: подстановка вместо определенной нереализуемой установки какой-то другой, не встречающей препятствий при своем выражении в действии.

В подростковом возрасте в формировании заболевания в большей мере будут влиять именно ранние изменения функционирования стрессовой системы. В момент резких гормональных перестроек дополнительное воздействие стрессора может привести к неадекватной реализации ответа на интенсивное внешнее воздействие в силу недостаточности работы стрессовой системы, поврежденной в раннем детстве. В то же время в более позднем периоде онтогенеза, развитие заболевания,возникающего вне столь мощных гормональных перестроек,как это происходит в пубертатном периоде, в большей мере будет определяться личностными особенностями человека и типом стрессора. Формирование внутреннего конфликта в этом случае должно сопровождаться усилением механизмов психологической защиты. При развитии заболевания как результата слома стрессовой системы в детстве не должно быть мощных изменений личности и, прежде всего, усиления механизмов психологической защиты. Однако обусловленность формирования заболевания ранним повреждением стрессовой системы должна сопровождаться астеническими явлениями.


Возникновение психосоматических расстройств      в    детско-подростковом возрасте связано с периодом онтогенеза, морфо-функциональным состоянием, слабостью и перенапряжением отдельных органов и систем, их врожденной или приобретенной неполноценностью, преимущественным характером психического (аффективного) реагирования, а также личностными особенностями детей и подростков.

Динамика психосоматических расстройств у детей и подростков чаще характеризуется определенной этапностью. На первом этапе проявлениями психосоматических расстройств чаще являются кратковременные аффективные реакции с неразвернутыми кратковременными вегетососудистыми нарушениями в одной или нескольких висцеральных системах. На втором этапе отмечается увеличение  частоты  и  дальнейшее     нарастание  выраженности  и продолжительности  депрессивных  расстройств  с  более устойчивыми нарушениями функций различных    систем, частично подтвержденных параклинически, и возникновением психосоматических (психовегетативных) состояний. Третий этап — дальнейшее развитие вегетативно-висцеральны? нарушений чаще с фиксацией в одной из систем и   трансформации функциональных    нарушений    в    органические    и    становлениек психосоматического заболевания.

Девиантные формы родительства, социальное неравенство. В структуру девиантных форм родительства, следует включить такие факторы риска психосоматических расстройств, как социальное сиротство, алкоголизация родителей, различные формы семейного насилия и тотальную занятость современных родителей, не позволяющую им адекватно реализовы-вать родительские функции.

Хелен ван Ройкель, рассматривая проблемы семейного насилия, пришла к выводу, что дети, являясь или прямыми жертвами, или свидетелями насилия, испытывают те же эмоциональные состояния, что и участники военных или стихийных бедствий [10]. Наиболее часто встречающимися психосоматическими симптомами для детей и подростков в таких случаях являются хронические абдоминальные боли, головные боли, боли в малом тазу, дисфункции голосовых связок, предменструальный синдром, фибромиалгия и т.д.

Специалистами отмечается, что в младшем школьном и подростковом возрасте высокая частота данных психосоматических симптомов может выступать маркером домашнего насилия

Дискуссионным остается вопрос о роли социального неравенства в возникновении у детей и подростков психосоматических нарушений. Некоторыми исследователями отмечается, что частота встречаемости психосоматических нарушений среди детей из семей с низким социально-экономическим статусом гораздо выше, чем среди детей из семей со средним и высоким уровнем дохода. Кроме того, показано, что дети, которые часто беспокоятся о финансовом статусе своей семьи, демонстрируют такие психосоматические жалобы, как головные боли, абдоминальные боли и кардиалгии. В России масштабных исследований такого уровня не проводилось.



В качестве основных макросоциальных факторов риска психосоматических расстройств у детей в системе дошкольного образования можно выделить, прежде всего, дисфункциональные коммуникации воспитателей с ребенком и раннее начало обучения детей с использованием неадаптивных технологий, методов и средств обучения. Давно известно, что с воспитателем ребенок получает первый опыт полиадического (вместо диадического - с родителями) общения. Как показали исследования, воспитательница не замечает обычно около половины направленных к ней обращений детей. Данный аспект дисфункциональной коммуникации может привести, с одной стороны, к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма, а может - к неудовлетворению потребности в безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка. Кроме того, результаты современных научных исследований неоспоримо свидетельствуют о том, что раннее начало обучения ребенка, форсированная выработка у дошкольников школьной готовности негативно отражаются на их психосоматическом здоровье.
Моббинг и буллинг - некие социальные условия, которые требуют от своей жертвы подчинения, рабского следования указаниям доминантной асоциальной группе. Это социальные условия прессинга и стигматизации личности. Это условия контроля и запрета на выражение чувств. Через физические и психические репрессии агрессивные группы сверстников могут провоцировать у своих жертв развитие социопатических реакций.

Наблюдения детей и подростков в школах и в учреждениях интернатного типа показывают, что моббинг и буллинг могут проявляться в виде жестокого насилия, уничижения личного достоинства более слабых через насмешки, издевательства, наговоры, порочащие честь и достоинство жертвы.

Факторы риска М. М. Безруких отмечает и дополнительные школьные факторы риска: несоответствие условий обучения санитарно-гигиеническим требованиям; снижение уровня медицинского контроля за здоровьем школьников; плохая организация питания; в ряде мест отсутствие спортивных залов и квалифицированных преподавателей физвоспитания; низкая культура семьи в вопросах охраны и укрепления здоровья

Типы кризисных ситуаций

Ситуации повышенного риска, предрасполагающие к возникновению реакций психосоматических, можно представить следующим образом:

А. Ранний и дошкольный возраст.


1. Отсутствие или утрата чувства безопасности, защищенности:

□ враждебная, жестокая семья;

□ эмоционально отвергающая семья;

□ не обеспечивающая надзора и ухода семья;

□ утрата или болезнь близкого человека;

□ негармоничная семья (распадающаяся, распавшаяся, ригидная псевдосолидарная);

□ чрезмерно требовательная семья (доминирующая гиперопека);

□ появление нового члена семьи (отчим, мачеха, брат, сестра);

□ противоречивое воспитание или смена его типа;

□ чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура).

2. Беззащитность из-за отрыва от семьи:

□ помещение в чужую семью;

□ направление в детское учреждение;

□ госпитализация. Б. Школьный возраст (помимо ситуаций, упомянутых выше):

□ невозможность соответствовать ожиданиям семьи (быть отличником, рекордсменом);

□ переживание чрезмерной ответственности за других членов семьи;

□ неприятие семьей, детским коллективом, педагогами;

□ неспособность справляться с учебной нагрузкой;

□ враждебное отношение родителей, педагогов;

□ отрыв от семьи, смена школьного коллектива, перемена места жительства;

□ ситуация, опасная для здоровья (соматическое заболевание);

□ заболевание с предполагаемым фатальным исходом.

2. Составьте примерный план психотерапевтической коррекции для ребенка 7-8 лет , которому свойственны непослушание, ругань, разрушительные действия. 

Коррекция агрессивного поведения должна носить системный, комплексный характер, предусматривать проработку каждой характерологической особенности данного ребенка.

1. снижение уровня личностной тревожности. Консультативная работа с родителем. Работа на повышение самооценки ребенка.

2. формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии.

3. развитие позитивной самооценки.

4. обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом.

5. обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом, развитие контроля над деструктивными эмоциями.

6. обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении.

Консультационная работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей

Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями

Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении.

Снижение уровня личностной тревожности

Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей; развитие эмпатии

Обучение ребенка отреагированию(выражению)своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом

Развитие позитивной самооценки

Коррекция агрессивного поведения детей


Консультационная работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей

Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями

Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении.

Снижение уровня личностной тревожности

Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей; развитие эмпатии

Обучение ребенка отреагированию(выражению)своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом

Развитие позитивной самооценки

Коррекция агрессивного поведения детей


Консультационная работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей

Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями

Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении.

Снижение уровня личностной тревожности

Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей; развитие эмпатии

Обучение ребенка отреагированию(выражению)своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом

Развитие позитивной самооценки

Коррекция агрессивного поведения детей


Консультационная работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей

Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями

Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении.

Снижение уровня личностной тревожности

Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей; развитие эмпатии

Обучение ребенка отреагированию(выражению)своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом

Развитие позитивной самооценки

Коррекция агрессивного поведения детей


Характерологические особенности ребенка

Направления коррекционной работы

Методы и техники терапевтического воздействия

1. Высокий уровень личностной тревожности. Сверхчувствитель­ность к негативному отношению к себе. Восприятие большого числа ситуаций как угрожающих.

Снижение уровня лич­ностной тревожности

1)релаксационные техники: глубокое дыхание, визуальные образы, мышечная релаксация, свободное движение под музыку;

2)работа со страхами;

3)ролевые игры


2. Слабое осознание собствен­ного эмоционального мира. Низкий уровень эмпатии

Формирование осо­знания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии

1) работа с фотографиями, отражающими различные эмоциональные состояния;

2) придумывание историй, раскрывающих причину эмоционального состояния (желательно раскрыть несколько причин);

3) рисование, лепка эмоций;

4) пластическое изображение эмоций;

5) работа с эмоциями через сенсорные каналы;

6) изображение различных предметов и явлений при­роды, придумывание рассказов от лица этих предме­тов и явлений;

7) разыгрывание сценок (этюдов), отражающих раз­личные эмоциональные состояния;

8) методика - «я грустный (радостный и т.д.), ког­да…»

9) ролевые игры, отражающие проблемную ситуацию, где «агрессор» проигрывает роль «жертвы»

3. Неадекватная (чаще низкая) самооценка. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих

Развитие позитивной самооценки

1) упражнения, направленные на позитивное восприя­тие образа «Я», активизацию самосознания, актуали­зацию «Я-состояний»;

2) разработка системы поощрений и наград за имею­щиеся и возможные успехи («альбом успехов», меда­ли, аплодисменты и т.п.);

3) включение ребенка в работу различных (по инте­ресам) секций, студий, кружков

4. Эмоциональное «застрева­ние» на той ситуации, которая происходит сейчас. Неумение предвидеть последствия своих действий

Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также на отреагирование всей ситуации в целом

1) выражение гнева безопасным способом во внеш­нем плане (канализация агрессии);

2) пластическое выражение гнева, отреагирование гнева через движения;

3) многократное (более 100 раз) повторение деструктивного действия безопасным для себя и окружа­ющих способом;

4) рисование гнева, а также лепка гнева из пластили­на или глины, обсуждение (если ребенок хочет), в ка­ких ситуациях он испытывает такой гнев;

5) «письма гнева»;

6) «галерея негативных портретов»;

7) использование приемов арт-терапии, гештальт-терапии, эмоционально-образной терапии в целях бо­лее полного отреагирования чувств и их позитивной трансформации

5. Слабый контроль над своими эмоциями

Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка управлению своим гневом

1) релаксационные техники - мышечная релаксация
+ глубокое дыхание + визуализация ситуации;

2) перевод деструктивных действий в вербальный план(«остановись и подумай, что ты хочешь сделать»);

3) ввод правила: «посчитай до 10 прежде чем перей­дешь к действию»;

4) ролевая игра, включающая в себя провоцирующую ситуацию для наработки навыков контроля;

5) сочинение рассказа от имени своего гнева с по­следующим отражением этого чувства в движениях;

6) осознание своего гнева через сенсорные каналы(на что похож твой гнев? какой он на цвет, на слух, на вкус, на ощупь?);

7) осознание своего гнева через телесные ощущения(сокращения мышц лица, шеи, рук, грудной клетки, жи­вота, которые могут вызвать боль)

6. Ограниченный набор пове­денческих реакций на проблем­ную ситуацию, демонстрация деструктивного поведения

Поведенческая тера­пия, направленная на расширение спектра поведенческих реак­ций в проблемной ситуации и снятие деструктивных эле­ментов в поведении

1) работа с картинками, отражающими проблемные ситуации (придумывание различных вариантов рас­сказов по картинке);

2) разыгрывание сцен, отражающих вымышленные конфликтные ситуации;

3) использование игр, включающих в себя элементы соперничества;

4) использование игр, направленных на сотрудниче­ство;

5) разбор вместе с ребенком последствий различных поведенческих реакций на проблемную ситуацию, вы­бор позитивной и закрепление ее в ролевой игре;

6) введение на занятиях определенных правил поведения с использованием системы поощрений и при­вилегий в случае их соблюдения (награды, призы, ме­дали, аплодисменты и т.п.);

7) ведение ребенком блокнотика в целях обучения самонаблюдению и контролю над поведением;

8) ведение ребенком вместе с учителями (родителями) карты поведения, содержащей личные правила поведения для конкретного ребенка (например, «дер­жи руки при себе», «говори уважительно со старши­ми») с использованием наград и поощрений в случае соблюдения этих правил;

9) включение ребенка в спортивные командные игры(канализация агрессии, взаимодействие в коллекти­ве, соблюдение определенных правил)

7. Работа с родителями и педагогами

Консультативная и коррекционная ра­бота с родителями и учителями, направ­ленная на снятие про­воцирующих факторов агрессивного по­ведения у детей

1) информирование педагогов и родителей об индивидуально-психологических особенностях агрессивного ребенка;

2)обучение распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приемам регуля­ции психического равновесия;

3) обучение учителей и родителей навыкам «нена­сильственного» общения - «активное» слушание; ис­ключение оценочности в общении; высказывание «Я-сообщений» вместо «Ты-сообщений», исключение уг­роз и приказов, работа с интонацией;

4) отработка навыков позитивного взаимодействия с агрессивными детьми через ролевую игру;

5) помощь семье в плане выработки единых требова­ний и правил воспитания;

6) отказ от наказаний как основного метода воспита­ния, переход к методам убеждения и поощрения;

7) включение ребенка в работу различных (по инте­ресам) секций, кружков, студий