Файл: 1. Какие особенности личности или условия жизни подростка могут привести к развитию психосоматического заболевания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 391
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.Какие особенности личности или условия жизни подростка могут привести к развитию психосоматического заболевания?
Мощные гормональные перестройки наиболее ярко происходят в подростковом возрасте, одновременно с усилением активности и системы стресса. Можно предположить, что именно ранние срывы гормональной регуляции в период стрессового воздействия приводят к развитию соматического заболевания в подростковом возрасте. Причем тип заболевания будет определяться не столько типом стрессового воздействия или психотипом человека, сколько генетически обусловленными биохимическим процессами в организме в процессе стресса или аллостаза.
Психологическая защита очень важна для создания сопротивления индивида возможному развитию болезни, предотвращению дезорганизации психической деятельности и поведения. Она возникает в виде особых форм взаимодействия и взаимоотношения осознаваемых и неосознаваемых психологических установок. Если в результате психической травмы исчезает возможность реализации в поведении ранее сформировавшейся эмоционально насыщенной установки, то нейтрализовать создавшееся патогенное напряжение можно, создав другую, более широкую в смысловом отношении установку, в рамках которой противоречия между первоначальным стремлением и препятствием устраняются. Вместо описанной трансформации отрицательно влияющей установки может быть другой способ психологической защиты в форме своеобразной замены установок в системе мотивов поведения: подстановка вместо определенной нереализуемой установки какой-то другой, не встречающей препятствий при своем выражении в действии.
В подростковом возрасте в формировании заболевания в большей мере будут влиять именно ранние изменения функционирования стрессовой системы. В момент резких гормональных перестроек дополнительное воздействие стрессора может привести к неадекватной реализации ответа на интенсивное внешнее воздействие в силу недостаточности работы стрессовой системы, поврежденной в раннем детстве. В то же время в более позднем периоде онтогенеза, развитие заболевания,возникающего вне столь мощных гормональных перестроек,как это происходит в пубертатном периоде, в большей мере будет определяться личностными особенностями человека и типом стрессора. Формирование внутреннего конфликта в этом случае должно сопровождаться усилением механизмов психологической защиты. При развитии заболевания как результата слома стрессовой системы в детстве не должно быть мощных изменений личности и, прежде всего, усиления механизмов психологической защиты. Однако обусловленность формирования заболевания ранним повреждением стрессовой системы должна сопровождаться астеническими явлениями.
Возникновение психосоматических расстройств в детско-подростковом возрасте связано с периодом онтогенеза, морфо-функциональным состоянием, слабостью и перенапряжением отдельных органов и систем, их врожденной или приобретенной неполноценностью, преимущественным характером психического (аффективного) реагирования, а также личностными особенностями детей и подростков.
Динамика психосоматических расстройств у детей и подростков чаще характеризуется определенной этапностью. На первом этапе проявлениями психосоматических расстройств чаще являются кратковременные аффективные реакции с неразвернутыми кратковременными вегетососудистыми нарушениями в одной или нескольких висцеральных системах. На втором этапе отмечается увеличение частоты и дальнейшее нарастание выраженности и продолжительности депрессивных расстройств с более устойчивыми нарушениями функций различных систем, частично подтвержденных параклинически, и возникновением психосоматических (психовегетативных) состояний. Третий этап — дальнейшее развитие вегетативно-висцеральны? нарушений чаще с фиксацией в одной из систем и трансформации функциональных нарушений в органические и становлениек психосоматического заболевания.
Девиантные формы родительства, социальное неравенство. В структуру девиантных форм родительства, следует включить такие факторы риска психосоматических расстройств, как социальное сиротство, алкоголизация родителей, различные формы семейного насилия и тотальную занятость современных родителей, не позволяющую им адекватно реализовы-вать родительские функции.
Хелен ван Ройкель, рассматривая проблемы семейного насилия, пришла к выводу, что дети, являясь или прямыми жертвами, или свидетелями насилия, испытывают те же эмоциональные состояния, что и участники военных или стихийных бедствий [10]. Наиболее часто встречающимися психосоматическими симптомами для детей и подростков в таких случаях являются хронические абдоминальные боли, головные боли, боли в малом тазу, дисфункции голосовых связок, предменструальный синдром, фибромиалгия и т.д.
Специалистами отмечается, что в младшем школьном и подростковом возрасте высокая частота данных психосоматических симптомов может выступать маркером домашнего насилия
Дискуссионным остается вопрос о роли социального неравенства в возникновении у детей и подростков психосоматических нарушений. Некоторыми исследователями отмечается, что частота встречаемости психосоматических нарушений среди детей из семей с низким социально-экономическим статусом гораздо выше, чем среди детей из семей со средним и высоким уровнем дохода. Кроме того, показано, что дети, которые часто беспокоятся о финансовом статусе своей семьи, демонстрируют такие психосоматические жалобы, как головные боли, абдоминальные боли и кардиалгии. В России масштабных исследований такого уровня не проводилось.
В качестве основных макросоциальных факторов риска психосоматических расстройств у детей в системе дошкольного образования можно выделить, прежде всего, дисфункциональные коммуникации воспитателей с ребенком и раннее начало обучения детей с использованием неадаптивных технологий, методов и средств обучения. Давно известно, что с воспитателем ребенок получает первый опыт полиадического (вместо диадического - с родителями) общения. Как показали исследования, воспитательница не замечает обычно около половины направленных к ней обращений детей. Данный аспект дисфункциональной коммуникации может привести, с одной стороны, к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма, а может - к неудовлетворению потребности в безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка. Кроме того, результаты современных научных исследований неоспоримо свидетельствуют о том, что раннее начало обучения ребенка, форсированная выработка у дошкольников школьной готовности негативно отражаются на их психосоматическом здоровье.
Моббинг и буллинг - некие социальные условия, которые требуют от своей жертвы подчинения, рабского следования указаниям доминантной асоциальной группе. Это социальные условия прессинга и стигматизации личности. Это условия контроля и запрета на выражение чувств. Через физические и психические репрессии агрессивные группы сверстников могут провоцировать у своих жертв развитие социопатических реакций.
Наблюдения детей и подростков в школах и в учреждениях интернатного типа показывают, что моббинг и буллинг могут проявляться в виде жестокого насилия, уничижения личного достоинства более слабых через насмешки, издевательства, наговоры, порочащие честь и достоинство жертвы.
Факторы риска М. М. Безруких отмечает и дополнительные школьные факторы риска: несоответствие условий обучения санитарно-гигиеническим требованиям; снижение уровня медицинского контроля за здоровьем школьников; плохая организация питания; в ряде мест отсутствие спортивных залов и квалифицированных преподавателей физвоспитания; низкая культура семьи в вопросах охраны и укрепления здоровья
Типы кризисных ситуаций
Ситуации повышенного риска, предрасполагающие к возникновению реакций психосоматических, можно представить следующим образом:
А. Ранний и дошкольный возраст.
1. Отсутствие или утрата чувства безопасности, защищенности:
□ враждебная, жестокая семья;
□ эмоционально отвергающая семья;
□ не обеспечивающая надзора и ухода семья;
□ утрата или болезнь близкого человека;
□ негармоничная семья (распадающаяся, распавшаяся, ригидная псевдосолидарная);
□ чрезмерно требовательная семья (доминирующая гиперопека);
□ появление нового члена семьи (отчим, мачеха, брат, сестра);
□ противоречивое воспитание или смена его типа;
□ чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура).
2. Беззащитность из-за отрыва от семьи:
□ помещение в чужую семью;
□ направление в детское учреждение;
□ госпитализация. Б. Школьный возраст (помимо ситуаций, упомянутых выше):
□ невозможность соответствовать ожиданиям семьи (быть отличником, рекордсменом);
□ переживание чрезмерной ответственности за других членов семьи;
□ неприятие семьей, детским коллективом, педагогами;
□ неспособность справляться с учебной нагрузкой;
□ враждебное отношение родителей, педагогов;
□ отрыв от семьи, смена школьного коллектива, перемена места жительства;
□ ситуация, опасная для здоровья (соматическое заболевание);
□ заболевание с предполагаемым фатальным исходом.
2. Составьте примерный план психотерапевтической коррекции для ребенка 7-8 лет , которому свойственны непослушание, ругань, разрушительные действия.
Коррекция агрессивного поведения должна носить системный, комплексный характер, предусматривать проработку каждой характерологической особенности данного ребенка.
1. снижение уровня личностной тревожности. Консультативная работа с родителем. Работа на повышение самооценки ребенка.
2. формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии.
3. развитие позитивной самооценки.
4. обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом.
5. обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом, развитие контроля над деструктивными эмоциями.
6. обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении.
Консультационная работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении. Снижение уровня личностной тревожности Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей; развитие эмпатии Обучение ребенка отреагированию(выражению)своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом Развитие позитивной самооценки Коррекция агрессивного поведения детей Консультационная работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении. Снижение уровня личностной тревожности Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей; развитие эмпатии Обучение ребенка отреагированию(выражению)своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом Развитие позитивной самооценки Коррекция агрессивного поведения детей Консультационная работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении. Снижение уровня личностной тревожности Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей; развитие эмпатии Обучение ребенка отреагированию(выражению)своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом Развитие позитивной самооценки Коррекция агрессивного поведения детей Консультационная работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении. Снижение уровня личностной тревожности Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей; развитие эмпатии Обучение ребенка отреагированию(выражению)своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом Развитие позитивной самооценки Коррекция агрессивного поведения детей Характерологические особенности ребенка | Направления коррекционной работы | Методы и техники терапевтического воздействия |
1. Высокий уровень личностной тревожности. Сверхчувствительность к негативному отношению к себе. Восприятие большого числа ситуаций как угрожающих. | Снижение уровня личностной тревожности | 1)релаксационные техники: глубокое дыхание, визуальные образы, мышечная релаксация, свободное движение под музыку; 2)работа со страхами; 3)ролевые игры |
2. Слабое осознание собственного эмоционального мира. Низкий уровень эмпатии | Формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии | 1) работа с фотографиями, отражающими различные эмоциональные состояния; 2) придумывание историй, раскрывающих причину эмоционального состояния (желательно раскрыть несколько причин); 3) рисование, лепка эмоций; 4) пластическое изображение эмоций; 5) работа с эмоциями через сенсорные каналы; 6) изображение различных предметов и явлений природы, придумывание рассказов от лица этих предметов и явлений; 7) разыгрывание сценок (этюдов), отражающих различные эмоциональные состояния; 8) методика - «я грустный (радостный и т.д.), когда…» 9) ролевые игры, отражающие проблемную ситуацию, где «агрессор» проигрывает роль «жертвы» |
3. Неадекватная (чаще низкая) самооценка. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих | Развитие позитивной самооценки | 1) упражнения, направленные на позитивное восприятие образа «Я», активизацию самосознания, актуализацию «Я-состояний»; 2) разработка системы поощрений и наград за имеющиеся и возможные успехи («альбом успехов», медали, аплодисменты и т.п.); 3) включение ребенка в работу различных (по интересам) секций, студий, кружков |
4. Эмоциональное «застревание» на той ситуации, которая происходит сейчас. Неумение предвидеть последствия своих действий | Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также на отреагирование всей ситуации в целом | 1) выражение гнева безопасным способом во внешнем плане (канализация агрессии); 2) пластическое выражение гнева, отреагирование гнева через движения; 3) многократное (более 100 раз) повторение деструктивного действия безопасным для себя и окружающих способом; 4) рисование гнева, а также лепка гнева из пластилина или глины, обсуждение (если ребенок хочет), в каких ситуациях он испытывает такой гнев; 5) «письма гнева»; 6) «галерея негативных портретов»; 7) использование приемов арт-терапии, гештальт-терапии, эмоционально-образной терапии в целях более полного отреагирования чувств и их позитивной трансформации |
5. Слабый контроль над своими эмоциями | Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка управлению своим гневом | 1) релаксационные техники - мышечная релаксация + глубокое дыхание + визуализация ситуации; 2) перевод деструктивных действий в вербальный план(«остановись и подумай, что ты хочешь сделать»); 3) ввод правила: «посчитай до 10 прежде чем перейдешь к действию»; 4) ролевая игра, включающая в себя провоцирующую ситуацию для наработки навыков контроля; 5) сочинение рассказа от имени своего гнева с последующим отражением этого чувства в движениях; 6) осознание своего гнева через сенсорные каналы(на что похож твой гнев? какой он на цвет, на слух, на вкус, на ощупь?); 7) осознание своего гнева через телесные ощущения(сокращения мышц лица, шеи, рук, грудной клетки, живота, которые могут вызвать боль) |
6. Ограниченный набор поведенческих реакций на проблемную ситуацию, демонстрация деструктивного поведения | Поведенческая терапия, направленная на расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении | 1) работа с картинками, отражающими проблемные ситуации (придумывание различных вариантов рассказов по картинке); 2) разыгрывание сцен, отражающих вымышленные конфликтные ситуации; 3) использование игр, включающих в себя элементы соперничества; 4) использование игр, направленных на сотрудничество; 5) разбор вместе с ребенком последствий различных поведенческих реакций на проблемную ситуацию, выбор позитивной и закрепление ее в ролевой игре; 6) введение на занятиях определенных правил поведения с использованием системы поощрений и привилегий в случае их соблюдения (награды, призы, медали, аплодисменты и т.п.); 7) ведение ребенком блокнотика в целях обучения самонаблюдению и контролю над поведением; 8) ведение ребенком вместе с учителями (родителями) карты поведения, содержащей личные правила поведения для конкретного ребенка (например, «держи руки при себе», «говори уважительно со старшими») с использованием наград и поощрений в случае соблюдения этих правил; 9) включение ребенка в спортивные командные игры(канализация агрессии, взаимодействие в коллективе, соблюдение определенных правил) |
7. Работа с родителями и педагогами | Консультативная и коррекционная работа с родителями и учителями, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей | 1) информирование педагогов и родителей об индивидуально-психологических особенностях агрессивного ребенка; 2)обучение распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приемам регуляции психического равновесия; 3) обучение учителей и родителей навыкам «ненасильственного» общения - «активное» слушание; исключение оценочности в общении; высказывание «Я-сообщений» вместо «Ты-сообщений», исключение угроз и приказов, работа с интонацией; 4) отработка навыков позитивного взаимодействия с агрессивными детьми через ролевую игру; 5) помощь семье в плане выработки единых требований и правил воспитания; 6) отказ от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения; 7) включение ребенка в работу различных (по интересам) секций, кружков, студий |