ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2021

Просмотров: 190

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внедрение «электронного правительства» – это сложный организационный, экономический, технологический и социальный процесс, требующий значительных финансовых затрат и административных усилий. Успех в этом деле зависит от правильной стратегии и тактики на каждом из этапов реализации, рациональной организации, координации и взаимодействия всех участников процесса – законодательной, исполнительной и судебной властей всех уровней, частного сектора, общественных, образовательных организаций и граждан. Кроме того, предстоит решить целый комплекс взаимосвязанных политических, правовых, организационных и технологических вопросов, определить источники финансирования, обучить персонал.

Агентство по информатизации и связи Казахстана (АИС) изучило опыт строительства е-правительств в Южной Корее, Сингапуре, Италии, Германии и Эстонии, после чего с помощью международных экспертов была разработана Государственная программа формирования "электронного правительства" в Республике Казахстан.

Государственная программа формирования "электронного правительства" в Республике Казахстан на 2005-2007 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента народу Казахстана от 19 марта 2004 года "К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации" с учетом основных положений Концепции "электронного правительства" в Республике Казахстан, одобренной на заседании Правительства Республики Казахстан протоколом от 8 июня 2004 года N 9.

В основу настоящей Программы заложена идея достижения через «электронное правительство» прогрессивного информационного Казахстана.

Внедрение "электронного правительства" в Казахстане направлено на улучшение качества и сокращение сроков предоставления государственными органами услуг гражданам и организациям, обеспечение доступа к информационным базам деятельности госорганов, в перспективе с учетом совершенствования административной системы создание эффективного и оптимального по составу государственного аппарата.

Главными приоритетами создания "электронного правительства" являются обеспечение доступа к Интернет-связи, повышение уровня образования в сфере информационно-коммуникационных технологий, а также проведение модернизации системы государственного управления.

Внедрение "электронного правительства" позволит постоянно совершенствовать систему государственного управления, так как при формировании электронных государственных услуг предусматривается проведение реинжиниринга административных процессов.

Настоящей Программой предусматриваются меры, направленные на создание условий и эффективное использование возможностей "электронного правительства", сконцентрированные на следующих ключевых моментах:


  1. Развитие нормативной правовой базы, регламентирующей функционирование "электронного правительства" и его пользователей.

  2. Создание "электронного правительства" предполагает анализ регламентов оказания государственных услуг, что является одним из механизмов проведения реинжиниринга административных процедур и модернизации системы государственного управления;

  3. Привлечение населения к использованию возможностей "электронного правительства", то есть необходимость реализации мероприятий, направленных на преодоление образовательного и информационного неравенства, обеспечение необходимого уровня образованности общества для выполнения процедур электронного взаимодействия и организация доступа к услугам "электронного правительства" для широких слоев населения;

  4. Информатизация государственных органов, подразумевающая стандартизацию и формализацию административных процессов на всех уровнях государственного управления, а также разработку и реализацию единой политики управления информатизацией государственных органов.

Формирование инфраструктуры "электронного правительства" будет заключаться в реализации двух взаимосвязанных, но функционально самостоятельных контуров.

Внутренний контур охватывает взаимоотношения типа "правительство - правительство" и включает информационные системы, обслуживающие межведомственные административные процедуры.

Внешний контур охватывает взаимоотношения типа "правительство - граждане" и "правительство -организации" и обеспечивает взаимодействие государства с гражданами и организациями.

Программа учитывает основные положения Государственной программы формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 16 марта 2001 года № 573, и носит межотраслевой характер.

Успех программы будет означать в первую очередь, что органы вла­сти всех уровней станут более доступными для граждан, а их деятель­ность — более прозрачной и более эффективной. Прозрачность дости­гается за счет обязательной электронной публикации и создания баз данных по всем документам, не имеющим статуса секретных, эффек­тивность — за счет перевода в электронную форму значительных объ­емов документооборота. Программа также предусматривает наращи­вание возможностей доступа населения к Интернету. Планируется также организовать подготовку специалистов в области информаци­онных технологий. В первую очередь, такие специалисты понадобят­ся государственным учреждениям.

Косвенный результат — стимуляция отрасли информационных тех­нологий, в первую очередь — за счет роста числа специалистов, и кроме того — людей, имеющих доступ к информационным сетям и, следова­тельно, являющихся потенциальными потребителями информацион­ных услуг. Нельзя также сбрасывать со счетов и неизбежный рост спроса на услуги такого рода — как со стороны государственных организаций, внедряющих в делопроизводство новые технологии, так и со стороны их многообразных партнеров.



Цель и задачи Программы

Целью Программы является обеспечение граждан и организаций быстрым и качественным доступом к государственным услугам и повышение эффективности функционирования государственных органов путем широкого применения ИКТ.

Для достижения указанной цели необходимо выполнение следующих задач:

  1. создание нормативной правовой и методологической базы, позволяющей государству, гражданам и организациям функционировать в условиях информационного общества;

  2. формирование и развитие е-услуг государственных органов;

  3. обеспечение доступа к услугам е-правительства, организация работ по ликвидации информационного неравенства и повышению уровня образования в сфере ИКТ;

  4. формирование базовых компонентов инфраструктуры е-правительства и оптимизация информационной инфраструктуры государственных органов;

  5. обеспечение защиты информационной инфраструктуры е-правительства.

Основные направления и механизмы реализации Программы


Реализация Программы осуществляется по следующим направлениям:

1. Совершенствование нормативно-правового и методологического обеспечения

Развитие нормативно-правового и методологического обеспечения направлено на регулирование отношений в сфере информатизации в части обеспечения информационных потребностей общества, защиты прав потребителей е-услуг, установления компетенции, а также координации деятельности государственных органов в условиях функционирования е-правительства.

Реализация мероприятий по совершенствованию нормативно-правового и методологического обеспечения осуществлена на принципах системности, объективности и соответствия нормам действующего законодательства Республики Казахстан.

С целью формирования правовых основ для оказания государственными органами е-услуг осуществлен анализ действующего законодательства Республики Казахстан, регулирующего различные аспекты в сфере информатизации, и разработан комплекс нормативных правовых актов, определяющих порядок и условия функционирования е-правительства.

В целях совершенствования системы государственного управления при формировании е-услуг, проведен анализ регламентов оказания государственных услуг и осуществления административных процессов, на основании которого разработаны соответствующие нормативные правовые акты.

В целях осуществления единых подходов при создании базовых компонентов и ведомственных информационных систем и обеспечения их совместимости разработана единая методологическая база.

2. Формирование и развитие е-услуг государственных органов;

3. Обеспечение доступа к услугам е-правительва, организация работ по ликвидации информационного неравенства и повышению уровня образования в сфере ИКТ;

4. Формирование базовых компонентов инфраструктуры е-правительства


Функционирование инфраструктуры е-правительства основано на создании ее базовых компонентов, к которым относятся портал и шлюз е-правительства, "платежный шлюз", национальная идентификационная система, единая транспортная среда государственных органов.

В целях построения единой архитектуры е-правительства разработано техническое задание по формированию базовых компонентов инфраструктуры е-правительства.

Для размещения технических средств межведомственных информационных систем и резервных центров ведомственных информационных систем завершено строительство и осуществлено технологическое оснащение здания серверного центра.

5. Создание и развитие межведомтвенных и типовых ведомственных информационных систем;

6. Создание и развитие информационных ресурсов и систем местных исполнительных органов;

7. Обеспечение защиты информационной инфракструктуры е-правительства на базе международных стандартов;

Предоставление е-услуг государственными органами будет осуществляться в соответствии с установленными требованиями к защите информации, что обеспечит высокий уровень защищенности информации и доверие пользователей е-услуг.

В этих целях, разработывается концепция информационной безопасности инфраструктуры е-правительства, учитывающая технические требования к базовым компонентам, а также информационным системам государственных органов. В концепции также отражены вопросы совершенствования структуры, материально-технического и кадрового обеспечения безопасности информационных систем государственных органов.

В рамках реализации Программы разрабатываются национальные стандарты в области защиты информации, в соответствии с которыми определяются требования по обеспечению информационной безопасности при формировании и развитии информационной инфраструктуры е-правительства. По мере завершения формирования компонентов инфраструктуры е-правительства для каждого из них разрабатывается нормативный документ, определяющий политику безопасности.

Разрабатываются типовые проектные решения по защите информационных ресурсов и систем, что позволит обеспечить защиту информации на этапе проектирования е-услуги.

Планируется проведение мероприятий по созданию защищенной национальной операционной системы на базе технологии "open source" (метод разработки и лицензирования компьютерных программ, дающий право модифицировать и свободно использовать программное обеспечение).

В целях обеспечения качественного и надежного функционирования инфраструктуры е-правительства создается система сертификации на соответствие нормативным актам, требованиям концепции и политики информационной безопасности. Определен единый порядок согласования технических заданий по обеспечению информационной безопасности государственных информационных систем.


Государственное регулирование доменным пространством казахстанского сегмента в Интернете будет обеспечено путем установления единого порядка распределения доменов и проведения работ по созданию центра управления доменом kz.

8. Обеспечение общественной поддержки выполнения Программы.

Реализация Программы позволит существенно повысить конкурен­тоспособность экономики страны за счет снижения издержек и повы­шения качества продукции и услуг, повысит эффективность и демократичность государственного управления на всех уровнях, обеспечит рост качества жизни населения. Создаст условия для ускорения про­цессов внедрения современных информационных технологий во все сферы общественной жизни и бизнеса. Полная реализация мероприя­тий Программы должна позволить к 2010 году распространить ИКТ в Казахстане на уровне развитых стран.



Выполнение Программы будет осуществляться путем реализации плана мероприятий и отраслевых, региональных программ информатизации.

Координация работы по реализации Программы будет осуществляться межведомственной комиссией, созданной соответствующим постановлением Правительства Республики Казахстан.

Контроль и реализация Программы осуществляется уполномоченным органом в сфере информатизации и связи, а отраслевых и региональных программ информатизации - соответствующими государственными органами.

В целях реализации единой технической политики при выполнении мероприятий Программы на национального оператора в сфере информатизации будут возложены функции системного интегратора инфраструктуры е-правительства, а также функции управления проектами и технического сопровождения межведомственных информационных систем, единой транспортной среды государственных органов.

При уполномоченном органе в сфере информатизации и связи будет организован совет руководителей информационных служб государственных органов, обеспечивающий решение организационных и методических задач.

Для обеспечения качественного планирования процессов внедрения ИКТ в государственных органах, не имеющих собственных служб информатизации, будут созданы соответствующие подразделения из представителей национального оператора в сфере информатизации. Основной задачей данных подразделений является проведение единой технической политики при информатизации государственного органа, а при необходимости администрирование действующих систем и системно-техническое обслуживание.


«Электронное правительство» — это новая система внутренних и внешних отношений государственных организаций на основе ис­пользования возможностей Интернета, информационных и телеком­муникационных технологий с целью оптимизации предоставляемых услуг, повышения уровня участия общества в вопросах государствен­ного управления и совершенствования внутренних процессов.