ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
План-конспект урока
по Основам безопасности жизнедеятельности
в 9 классе ГБОУ СОШ №12
на тему «Брак и семья»
Разработал: Огиенко Т.А.
Проверил: Монько И.В.
г.Севастополь, 2022
Тема урока. «Брак и семья»
Дата проведения. 29 апреля 2022
Тип урока изучение нового материала
Технология урока: игровая (кроссворд), интегрированного обучения (межпредметная связь с предметом обществознание)
Цель урока: сформировать отношение к семье как одной из важнейших ценностей бытия человека;
Задачи.
1. сформулировать понятия о браке, семье, совместимости.
2.Определить основы заключения брака, определить факторы формирования семейных отношений
3. воспитание семейных ценностей у учащихся
Планируемые образовательные результаты.
Знать факторы, влияющие на формирование стабильных брачных отношений.
Основные термины, понятия. Брак, семья, ЗАГС
Оборудование: ноутбук, навесной экран, текст кроссворда, Семейный кодекс РФ
План урока.
Организационный момент (2 мин.)
Актуализация знаний (3 мин.)
Изучение нового материала по плану:(25 мин.)
1. Семья и её роль.(8 мин)
2. Брак и основы его заключения.(3 мин)
3. Факторы формирования брачных отношений.(4 мин)
4. Распад семьи. Причины.(6 мин)
5. Физкультминутка (1 мин)
6. Культура общения.(6 мин)
Закрепление, подведение итогов (7 мин.)
Ход урока:
Этапы урока | деятельность учителя | Деятельность учащихся | время | Результат выполнения заданий |
Организационный момент | Приветствие. Слайд 1. Ребята, мы переходим к изучению следующей главы «Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья». Определите по слайду, о чём пойдёт речь? | Приветствуют учителя, называют предполагаемую тему урока: -семья, союз, брак. | 2 мин. | Интерес и практическая значимость темы. |
Актуализация знаний | (Слайд 2) В любом человеческом обществе семейно-брачные отношения регулировались самим общественным устройством и нередко государственными законами. В разных общественных формациях существовали специфические для мужчин и женщин виды деятельности, разделение труда и разные социальные функции. Все это имело одну задачу — обеспечение смены поколений. | Открывают учебник пункт 9.1. называют цель, записывают тему в тетради. | 3 мин. | Мотивация к изучению темы. |
Изучение нового материала по плану. | Сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы: (слайд 3) | Знакомятся с планом урока. | 25 мин. | Определяют основные направления работы. |
1.Семья и её роль Семье всегда отводилась решающая роль в воспроизводстве населения. Человек рождается, как правило, в семье, растет, воспитывается, готовится к взрослой жизни. Запомните! Семья — это малая социальная группа, основанная на браке мужчины и женщины. Брак — это семейный союз мужчины и женщины, основанный на их правах и обязанностях по отношению друг к другу и к детям. (слайд 4) Функции семьи (слайд 5) Назовите виды семей (слайд 6) | Запись в тетради понятия семья и брак, виды семей. Вспоминают виды семей (из курса обществознания) Виды: по числу детей; По типу воспитания; По структуре. | 8 мин | Усвоение основных понятий темы. | |
2.Брак и основы его заключения.(слайд 7) В большинстве современных государств законы требуют соответствующего оформления (регистрации) брака в специальных государственных органах; наряду с этим в некоторых государствах правовое значение придается также браку, заключенному по религиозным обрядам. В Российской Федерации законным признается брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС) Работа с текстом кодекса. Определите статьи и их суть. | Работа с текстом Семейного кодекса РФ-устно ( Глава 3. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА) (Ст. 10.-15) 1 уч-ст.10,14 2 уч.-ст.11,15 3 уч.-ст.12 4 уч.-ст.13 | 3 мин | Знакомство с Законами РФ, получают навык работы с официальными документами, знания на будущее. | |
3. Факторы формирования брачных отношений. (слайд 8) Для формирования стабильных брачных отношений в современном обществе выделяют ряд факторов, характеризующих взаимоотношения супругов. Прочтите текст и определите эти факторы. Многие молодые люди, вступая в брак, надеются прожить долгую счастливую семейную жизнь. Но, к сожалению, это зачастую не случается. Исследования причин распада некоторых семей указывают на недостаточную подготовленность молодежи к семейной жизни психологически и морально. | Работа с текстом учебника (стр 167-168 ) Читают, называют факторы, Выписывают в тетрадь: психологический, физический, физиологический, культурный и материальный. Дают их общую характеристику(устно). Психологический фактор является основой психологической совместимости будущих супругов для формирования благополучного семейного климата. Он характеризуется родством душ, основанным на взаимной любви супругов друг к другу, любви к детям, стремлении постоянно заботиться друг о друге, готовности разделять и облегчать горести и печали. Очень важны совместимость интересов и ценностей, общий стиль жизни. Психологическая совместимость — это похожесть характеров, взглядов, темпераментов, привычек супругов, когда они дополняют друг друга. Физический фактор определяет внешнее восприятие одного человека другим (голос, манеру поведения, речь, одежду). Немаловажное значение в физическом факторе имеет увлечение супругов одними видами спорта и их отношение к физической культуре, что служит основой совместимости темпераментов, интересного проведения совместного досуга и активного отдыха. Физиологический фактор является основой совместимости и обеспечивает интимное общение любящих друг друга людей, стимулирует радости совместной жизни, способствует их духовной и физической близости. Культурный фактор определяется соответствием интеллектуально-культурных запросов супругов и зависит от уровня их образования, вида работы, стремления к постоянному самосовершенствованию. Главную роль здесь может играть не сам уровень развития, а стремление соответствовать друг другу, жить общими интересами. Материальный фактор определяется вкладом супругов в обеспечение жизнедеятельности семьи и зависит от того, насколько важна для каждого из супругов эта сторона брака. | 4 мин | Запись в тетрадь | |
4. Распад семьи. Причины.(слайд 9) К сожалению, часто семьи распадаются. Попробуйте назвать причины? | Называют возможные причины распада семьи: Материальные трудности, характер, деятельность, измены и т.д. | 6 мин | Жизненный опыт учащихся. | |
5. физкультминутка | Гимнастика для глаз 1. Плотно закрывать и широко открывать глаза 4-6 раз подряд с интервалом 15 секунд . 2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы (в течение 1 мин.). 3. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону (2 мин.). 4. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек. Затем открыть глаза на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз. 5. Быстро моргать в течение 1-2 мин. 6. Закрыть веки. Массировать их круговыми движениями пальца (верхнее веко от носа к наружному краю глаза, нижнее веко от наружного края к носу, затем, наоборот) в течение 1 мин. 7. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 сек. Перевести взгляд на кончик носа на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз. 8. Упражнения делаются стоя. Взглянуть на потолок, не двигая головой или телом, затем переведите глаза к полу. Не торопитесь, но и не делайте упражнение слишком медленно. 9. Стоя водите глазами из стороны в сторону, сначала глядя как можно дальше вправо, затем влево, не двигая головой или телом. 10. Стоя взглянуть в правый верхний угол комнаты, затем в нижний левый 10-12 раз. Затем 10 раз движение глазами из верхнего левого в нижний правый угол комнаты. | 1 мин | Снять напряжение с глаз | |
6.Культура общения. (слайд 10) Современные молодые люди, чтобы создать семью и обеспечить счастливую семейную жизнь, должны овладеть прежде всего культурой общения. Если эти чувства появились, то, значит, есть первооснова для создания благополучной семьи. | Приводят примеры культуры общения., счастливых семей. Понятие: прежде чем принять решение вступить в брак и создать семью, — это разница между физическим влечением и глубокой, духовной любовью, когда избранник (избранница) может стать в жизни лучшим в мире другом и когда вдвоем будет лучше, чем с кем бы то ни было | 4 мин | Получают навыки культурного общения. Понятие, что основы культуры общения закладываются в подростковом возрасте. | |
Закрепление | Выполним задание на листочках(кроссворд) Слайд 11(задание) Сверим полученные ответы с ответами на доске. Слайд 12(ответы) В заключение отмечу, что счастье человека и счастье в семейной жизни требуют больших сил и душевных затрат для формирования культуры общения. Жизнь семьи — это особый мир общения между мужем и женой, детьми и родителями, сестрами и братьями, бабушками, дедушками и внуками. От культуры этого общения во многом зависит благополучие семьи, а значит, и благополучие нашего общества и государства. | Работа с кроссвордом (письменно), проверка по приведённым в презентации ответам | 6 мин. | Закрепление полученных на уроке знаний. |
Подведение итогов | Выставление оценок. Домашнее задание: п 9.1.,прочитать, ответить на вопросы, выполнить задания 1,2. Дополнительно(по желанию): Подготовить сообщение с использованием Семейного Кодекса РФ по темам: «Права и обязанности супругов», «Расторжение брака», «Лишение родительских прав». | Записывают д/з, выбирают уровень сложности. | 2 мин. | Получают дифференцированное домашнее задание, выбирают понравившуюся тему для подготовки сообщения. |
Задание ученикам по рефлексии их деятельности.
Самооценка работы на уроке, оценка ответов учащимися.
Формы контроля и оценки результатов урока: кроссворд по теме «Семья» с использованием норм оценки ответов:
Нормы оценки ответов учащихся.
1 | Оценка «5» | ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. |
2 | Оценка «4» | ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя. |
3 | Оценка «3» | ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов. |
4 | Оценка «2» | ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 |
5 | Оценка «1» | ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов. |
Информация о домашнем задании.
-
Пункт 9.1, прочитать, ответить на вопросы. -
Подготовить сообщение с использованием Семейного Кодекса РФ по желанию. («Права и обязанности супругов», «Расторжение брака», «Лишение родительских прав»)
Список использованной литературы,
-
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности, академический школьный учебник, 9 класс, М. Просвещение, 2012 -
Семейный кодекс РФ. http://www.consultant.ru/ -
http://biouroki.ru/workshop/crossgen.html- создание кроссворда -
https://yandex.ru/images/search?text=картинки семья
Приложение 1
Кроссворд по теме «Семья и брак»(задание)
Вопросы:
-
Важный фактор создания семьи. -
Общее название условий совместимости супругов. -
Смена поколений возможна при появлении в семье… -
Чувство понимания супругов по отношению друг к другу -
На основе этого чувства люди создают семьи. -
Органы записи актов гражданского состояния(сокращённая формулировка) -
Союз мужчины и женщины. -
Кодекс РФ, который регулирует отношения в браке. -
Объединение, семья-это… -
Малая группа?
Приложение 2
Кроссворд по теме «Семья и брак»(ответы)
-
5
л
10
6
2
ю
9
с
о
ю
з
ф
7
б
р
а
к
е
а
4
3
а
о
м
г
у
д
к
в
ь
1
с
о
в
м
е
с
т
и
м
о
с
т
ь
я
а
т
о
ж
и
р
е
8
с
е
м
е
й
н
ы
й
и
е
Вопросы:
1. Важный фактор создания семьи.
2. Общее название условий совместимости супругов.
3. Смена поколений возможна при появлении в семье…
4. Чувство понимания супругов по отношению друг к другу
5. На основе этого чувства люди создают семьи.
6. Органы записи актов гражданского состояния(сокращённая формулировка)
7. Союз мужчины и женщины.
8. Кодекс РФ, который регулирует отношения в браке.
9. Объединение, семья-это…
10. Малая группа?
Приложение 3
Семейный кодекс РФ Глава 3. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА
-
Статья 10. Заключение брака -
Статья 11. Порядок заключения брака -
Статья 12. Условия заключения брака -
Статья 13. Брачный возраст -
Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака -
Статья 15. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак
Статья 10. Заключение брака
1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.
2. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.
Статья 11. Порядок заключения брака
1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.
При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.
При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.
2. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.
3. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).
Статья 12. Условия заключения брака
1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.
2. Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 настоящего Кодекса.
Статья 13. Брачный возраст
1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.
2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.
(в ред. Федерального закона от 15.11.1997 N 140-ФЗ)
Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.
Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака
Не допускается заключение брака между:
лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;
близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);
усыновителями и усыновленными;
лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.
Статья 15. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак
1. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак, а также консультирование по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи проводятся медицинскими организациями государственной системы здравоохранения муниципальной системы здравоохранения по месту их жительства бесплатно и только с согласия лиц, вступающих в брак.
2. Результаты обследования лица, вступающего в брак, составляют врачебную тайну и могут быть сообщены лицу, с которым оно намерено заключить брак, только с согласия лица, прошедшего обследование.
Самоанализ урока «Брак и семья».
-
Внешние связи урока.
Первый урок главы 9 «Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья». Урок играет важную роль в формировании представления о семье и браке. Урок продолжает изучение раздела 2 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Межпредметные связи с уроками обществознания, биологии.
.
-
Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса.