Файл: Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста (На примере мадоу детский сад 84).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»

Направление




Кафедра







(код)




(аббревиатура)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ работа – БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

На тему «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста (На примере МАДОУ Детский сад №84)».

Обучающийся




 







(Ф.И.О. полностью)




подпись

Руководитель




 







(Ф.И.О. полностью)




подпись


МОСКВА 2023г.












СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ

Культура поведения является важной составляющей жизни современного общества, но в то же время все меньше встречается в повседневной жизни. Культура поведения основана на уважении к окружающему миру, соблюдениям законов общества, также она является признаком хорошего воспитания. Культура поведения может быть разной в зависимости от эпохи, национальности, и прочих факторов, но она должна быть в каждом обществе, так как является его объединяющим и дисциплинирующим фактором.

Культура поведения отдельного человека характеризует его морально-эстетический и духовный облик. Она показывает, насколько человек усвоил и принял ценности того общества, в котором он живет, и насколько умело ими пользуется. На каждом из нас лежит ответственность за соблюдение правил поведения, за собственную культуру и культуру поведения подрастающего поколения.

Культуру поведения необходимо прививать человеку с самого раннего возраста, и в детском саду для этого существует немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.

Возраст дошкольников является важнейшим периодом в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе игровой, обучающей деятельности, имеющей морально ценную значимость. Все это является для ребенка источником приобретения опыта моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, и, главное, у него сформируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру.

Целью выпускной работы является разработка комплекса мероприятий, направленных на совершенствование процесса воспитания культуры поведения дошкольников в детском саду.

Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:

- изучить понятие культуры поведения в современной научной литературе;

- рассмотреть психолого-педагогические характеристики детей дошкольного возраста;

- изучить методы, средства воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста;

- исследовать организацию, базу и методики исследования;

- дать анализ работы МАДОУ №84 по воспитанию культуры поведения детей;

- разработать комплекс мероприятий, направленных на совершенствование процесса воспитания культуры поведения дошкольников в детском саду;



- оценить Оценка эффективности мероприятий, направленных на воспитание культуры

поведения дошкольников в условиях ДОУ.

Предметом исследования выступает воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста.

Объектом исследования является культура поведения детей дошкольного возраста.

Для решения поставленных в работе задач использованы такие общенаучные методы, как категориальный, субъектно-объектный, системный подходы, а также методы сравнительного анализа, статистической обработки информации.

Анализ психолого-педагогической литературы по данному вопросу показал, что этой проблемой занимались Р.С. Буре, Н.Ф. Виноградова, С.И. Илларионов, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, А.В. Мудрик, Т.Н. Николаева, Л.Ф. Островская, С.В. Петерина и другие. В современных условиях воспитание культуры поведения осложняется невысоким уровнем культуры поведения общества в целом, в ряде случаев отрицательным влиянием средств массовой информации, недостаточным вниманием к воспитанию культуры поведения в семье. Практика показывает, что в дошкольных учреждениях работа по развитию культуры поведения детей нередко проводится бессистемно, используются традиционные формы и методы воспитания культуры поведения, которые требуют модернизации с учетом перемен, произошедших в обществе.


ГЛАВА 1. Теоретические оСновы воспитания культуры поведения у старших дошкольников

1.1. Понятие культуры поведения в современной научной литературе

Под понятием «культура поведения» (в переводе с латинского cultura - это воспитание, образование и приучение) принято считать сложившуюся в течение многих веков систему поведения человека. Именно она всесторонне влияет на весь процесс жизни в социуме [27]. Переданные из поколения в поколение моральные нормы, традиции, мысли постепенно накапливаются и составляют социальный опыт человечества.

Передавать накопленный опыт могут не только люди, но и различные письменные источники. Культура в процессе развития вносит всё новые и новые нормы поведения человека, которые реализуются в определенных формах человеческой деятельности и порождают действенные изменения в общественной жизни. Понятие «культура» исторически развивалось. В самом начале под «культурой» понимали процесс возделывания и обработки земли человеком. Затем этот термин расширяется. Им обозначают уже не только результаты возделывания материалов природы в различных видах ремесла, но также и процессы обучения, воспитания самого человека. Сам термин «культура» стал широко применяться как в истории, так и в философии. С того времени культура рассматривается как ценнейший аспект жизни в обществе, который крепко связан с определенным способом осуществления деятельности человека, и разграничивает человеческое существование от животного.


Культура поведения отражает требования общества к освоению норм, которые регулируют и контролируют поступки, а также действия учащихся. Правила, освоенные таким образом превращаются в воспитанность самой личности. Теперь культура понимается как процесс развития сознания человека и разумных форм жизни, которые уже противостоят дикости и жестокости первобытного существования, и формирования морального и этического сознания человечества.

Намного позже культура уже стала противопоставляться программам безнравственного, а также недопустимого его поведения, формирующим антикультуру. Следовательно, при оценке допустимых программ поведения должно акцентироваться особое внимание не только на их положительном влиянии на поступательное историческое развитие подлинной культуры, но и на их способность противостоять программам отрицательного поведения из негативного потенциала антикультуры [29].

Вопросы повышения уровня поведения людей, стремления к более высокой культуре и подходящим манерам через процесс воспитания стояли ясно перед человечеством. Так они находились в центре особого внимания многих религий и мировоззрений, начиная от язычества и заканчивая уже современными программами нравственного воспитания.

В результате того, как росло общественное сознание и укреплялись государственные образовательные структуры, на протяжении последних двух веков вся ответственность за воспитание детей медленно стала отходить к государственным органам. При этом в поведение граждан вносилось все больше общественной значимости. В разные периоды времени было написано огромное количество книг о культуре и правилах поведения. И даже стали появляться целые своды правил, предназначенные для людей различных сословий. Например, при Петре 1 была издана подобная книга, называвшаяся «Юности честное зерцало…» [27]. В наши дни современная педагогическая теория опирается на богатейший опыт педагогики. В нее огромную роль внесли такие педагоги, как А.С. Макаренко [22] и Н.К. Крупская [28]. Именно эти педагоги обращают особое внимание на процесс формирования у подрастающих детей культуры поведения.

Педагоги требовали от детей вести себя определенным образом. При этом мало внимания уделялось вопросам воспитания у самих детей осознанной потребности в нравственном поведении, и не рассматривалось влияние нормы поведения на духовный мир ребенка, на развитие гуманных отношений между людьми. В процессе воспитании детей особое внимание обращалось на овладение нормами. Выдающийся мыслитель А. Кунанбаев утверждал: «Качества духовные – вот что главное в человеческой жизни. Живая душа и отзывчивое сердце должны вести человека, тогда и труд его, и достаток обретают смысл» [15, с. 103]. Русский педагог К.Д. Ушинский выделял, что «искусство воспитания имеет ту особенность, что почти
всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически»[23]. Педагог – просветитель И. Алтынсарин считал, что для любого образованного человека священной обязанностью является преподносить новые знания детям. Он написал такие рассказы, как «Чувство жалости сильнее боли», «Паук, муравей и ласточка», «Клочок ваты». Знакомя детей с его произведениями мы тем самым будем учить ребят трудолюбию, бережному отношению, приучать их к сочувствию, переживанию, любви к самой природе и окружающим людям. И. Алтынсарин стремился учить детей таким образом, чтобы они сами смогли быть очень полезными своей Родине, ее народу [30, с. 49].

В Н Зотов выделяет «Мы должны построить общество, где ценятся честь и достоинство каждого человека, где присутствует высокая мораль, этические и эстетические стандарты, духовные ценности. Все это возможно только через достижение таких общечеловеческих ценностей, как любовь, добро, истина, красота, нравственность, духовность» [20, с. 231]. Р.С. Буре [5], Т.А. Маркова [14], В.Г. Нечаева [25] выделяют еще одно важное условие. Это атмосфера в группе детей, манера отношений между самими детьми и учителями. Говоря другими словами, акцентируется внимание на том, что важен не только сам коллектив, но также и каждый отдельный индивид в нём, так как формирование культуры поведения основывается только лишь на эмоциональном, этическом фундаменте. Исследования В.Н. Мясищева [23], Е.О. Смирновой [30] о психологии отношений человека играют значительную роль в воспитании и развитии культуры поведения. Поскольку нравственные отношения выражают активную направленность личности, определяющую этот характер деятельности и отдельных их поступков, которые наиболее ярко проявляется в младшем школьном возрасте.

Поэтому действительно желательно опираться на положительное отношение каждого ребенка к взрослому, а также к самому себе, и конечно к изучаемому поведенческому правилу. Важное значение при этом играет не только отношение к окружающим, но и желание усвоить нормы поведения, и применять те самые правила в своей деятельности. Одной из важных задач общества в данный период времени является воспитание всесторонне развитого и культурного человека. Педагог Е.В. Бондаревская считала, что «Цель воспитания - воспитание человека культуры, а основная задача педагога создание культурной среды развития личности ребенка» [4, с. 71].