ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПОНЯТИЕ О
ПСИХОЛОГИИ И
ПСИХИКЕ
ПСИХОЛОГИЯ
– это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития
(изменения) психических процессов
(ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний
(напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств
(направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
ПСИХОЛОГИИ
I этап — психология как наука о душе
Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
Вопрос о природе души решался философами в зависимости от принадлежности их к материалистическому или идеалистическому лагерю.
Так,
Демокрит
(460-370 гг. до н.э.), считал, что душа – это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных.
Гораздо более сложное представление о душе развил
Аристотель
(
384-322 гг. до н. э.).
Его трактат «О душе» – первое специально-психологическое сочинение, которое в течение многих веков оставалось главным руководством по психологии.
Для определения природы души он использовал сложную философскую категорию
«энтелехия», которая означает существование чего-то.
В текстах
Платона
мы обнаруживаем взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию; она существует наряду с телом и независимо от него. Душа – начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело – начало зримое, низменное, преходящее, тленное.
Душа и тело находятся в сложных
взаимоотношениях друг с другом.
По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека.
II этап — психология как наука о сознании
Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук.
Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием.
Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
В утверждениях
Рене Декарта
(1596-1650) содержится постулат, утверждающий, что первое, что человек обнаруживает в себе, –
это его собственное сознание.
Существование сознания –
главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания. Так, «новая психология», восприняв дух идей
Декарта, сделала своим предметом сознание.
В психологии сознания метод
интроспекции (буквально, «смотрения внутрь») был признан не только главным, но и единственным методом психологии.
В основе этого убеждения лежали следующие два бесспорных обстоятельства.
Во-первых, фундаментальное свойство процессов сознания непосредственно открываться (репрезентироваться) субъекту. Во-вторых, «закрытость» тех же процессов для внешнего наблюдателя.
III этап — психология как наука о поведении
Возникает в XX веке. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
Во втором десятилетии ХХ века в психологии произошло очень важное событие, названное «революцией в психологии».
В научной печати выступил американский психолог
Дж. Уотсон
, который заявил, что нужно пересмотреть вопрос о предмете психологии.
Психология должна заниматься не явлениями сознания, а поведением.
Направление получило название
«бихевиоризм».
Бихевиори́зм (англ. behavior –
поведение) – направление в психологии человека и животных, буквально – наука о поведении.
Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать словесная или эмоциональная реакция окружающих людей.
IV этап — психология как наука, изучающая
объективные закономерности, проявления и
механизмы психики
Начинается со второй половины XХ века. Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.
Филогенез
Историческое развитие психики
Этапы развития психики в филогенезе
1 этап: элементарная сенсорная психика
Появляется раздражимость – способность организмов реагировать на биологически значимые раздражители.
Поведением управляют инстинкты –
врожденные формы реагирования на определенные условия среды
Этапы развития психики в филогенезе
2 этап: перцептивная психика
Отличается способностью животных реагировать не на изолированные свойства среды, а на целостные предметы.
Этапы развития психики в филогенезе
3 этап: интеллектуальная психика
Наиболее высокоорганизованная стадия развития психики животных.
Этапы развития психики в филогенезе
4 этап:
сознательная психика (уровень человека)
Признаки:
1. совместный труд с разделением трудовых функций
2. изготовление орудий труда
3. язык и речь
4. самосознание (сознание самого себя)
Условный рефлекс как физиологическая основа
поведения животных
Условный рефлекс
– это приобретенный, т. е. прижизненно сложившийся рефлекс, образующийся за счет сближения во времени любого первоначально безразличного стимула с последующим стимулом раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс.
В результате образования условного рефлекса раздражитель,
прежде не вызывавший соответствующей реакции, начинает его вызывать, становясь сигнальным раздражителем.
Отличительные признаки интеллектуального
поведения животных
• У животных отсутствует предметность, контактность, осмысленность, произвольность и опосредованность.
• Память животного по сравнению с человеческой ограничена.
• Различия в мышлении: наглядно-образное мышление доступно человеку с 2-3-х лет; словесно-логического мышления у животного нет.
• Первичные эмоции имеются и у человека, и у животного.
• Мотивация поведения также имеется у обоих.
• Социальные потребности есть только у человека.
Явления, которые привели к возникновению
сознания
• Коллективный труд сделал возможным и одновременно необходимым возникновение сознания (А.Н. Леонтьев).
• Смыслы и языковые значения являются основными образующими человеческого сознания (А.А. Леонтьев).