Файл: Интегрированный урок истории и биологии. Тема урока Влияние биологических факторов на ход истории. Цели урока.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Интегрированный урок истории и биологии.
Тема урока | «Влияние биологических факторов на ход истории». | |
Цели урока | Образовательная – формирование знаний о влиянии биологических факторов на правление разных исторических личностей. Развивающая – формирование навыков самостоятельной работы на уроке (заполнение информационной карты), развитие навыков самостоятельной работы с текстом дополнительных материалов и текстом учебника. Деятельностная - совершенствование навыков решения учебной проблемы | |
Цели урока для учащихся | В результате занятия учащиеся смогут: - назвать причины влияния здоровья правителей на их политику; - проанализировать историческое значение этих влияний. - повторить и закрепить изученный материал. - узнать новое. Продолжить формирование умений и навыков: - формулировать проблему и решать её; - самостоятельно работать с текстом, выделять главное; - находить межпредметные связи (истории и биологии). | |
Задачи урока | 1) Развивать умение решения поставленной проблемы. 2) Развивать умение составлять проблемный вопрос. 3) Развивать и совершенствовать навыки совместной работы в группах. 4) Развивать умение работы с текстом и систематизации материала. 5) Развивать систему знаний с помощью ключевых понятий. 6) Воспитывать интерес к истории России и предмету биологии. | |
Тип урока | Урок постановки проблем и их решения (интегрированный урок) | |
Технология |
| |
Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Работать с историческими источниками, объяснять понятия, давать оценку историческим деятелям прошлого | Познавательные: находить достоверную информацию в источниках, анализировать, выделять причинно-следственные связи. Коммуникативные: умение работать в парах, излагать свое мнение, аргументируя его, использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. Регулятивные: определять цель, проблему, выделять гипотезы, планировать деятельность, составлять алгоритм решения проблемы, умение находить межпредметные связи (истории и биологии) | Формирование мотивации к изучению нового. Осмысление опыта предшествующих поколений. Воспитание ЗОЖ. Формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; осознание своей идентичности как гражданина страны. |
Методы работы | Поиск, исследование, анализ,синтез, сравнение. | |
Основные понятия | История - династия, абсолютизм, реформы, революция. Биология – клетка, ткани, органы, системы органов. ЗОЖ | |
Оборудование | Видеопроектор Персональный компьютер Экран Мультимедийная презентация Power Point | |
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) | ИСТОРИЯ: http://www.vseportrety.ru/por-zarey.html http://infosmi.net/zdorovie/8955-zabolevaniya-ot-kotorykh-stradali-izvestnye-praviteli-gosudarstv https://gazeta.ua/ru/articles/history-newspaper/_korolevskie-dinastii-vymirali-ot-geneticheskih-boleznej/195118 http://ifaq.su/blog/medicina/379.html#.Wk9MF6DJzEU http://www.likar.info/redkie-bolezni/article-56414-tsarskie-bolezni/ БИОЛОГИЯ: http://imagesait.ru/43/zhivotnaya-kletka-7-klass http://alterogroup.ru/42/dihania-sustavov-koji-jenskih-polovih-organov-periferiheskoi-nervnoi-sistemi-vsevozmojnie-7695.html http://www.ote4estvo.ru/biologiya-v-tablicah/95976-sistema-organov-cheloveka.html http://www.yaklass.ru/p/biologia/chelovek/organizm-cheloveka-kak-edinoe-tceloe-16120/tkani-cheloveka-13450/re-67ac0727-8450-45a9-8f03-0f875832a964 https://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bimages%2Fsearch%3Bimages%3B%3B&text=&etext=1657.5nFMeCdkS9jMht49aSXQVmdyPMANaoZskfTxIkab5xwM3thysttlldPnjF5JpAAEsCD4vp8iKOuhCIO5gEfBZXg3BeosQ20OknCq4YOsAoc0YS_ro5VZq_KSem3JTCxx.9a9d6ee3925491f15e50a29186bcb3a8ddaa9a57&uuid=&state=tid_Wvm4RM28ca_MiO4Ne9osTPtpHS9wicjEF5X7fRziVPIHCd9FyQ,,&data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1LdmtxZ0lMZm41STh1UDFXZ20wWWFUNnJrcnJyaEV5QXdxQWk5RFF3LTdMWHJxc1dYTXJGVkhfWmJyY090Qi1QczBEMWJIbnJxU016Tnl0d2lYWWdDR3lOQUJoU0xONDlQVHlYTmJzRzRzZVhHT0M2ZTN5V3RZXy1fRVgwRlMwTWNNcWN1MEpDNi1iSUR0VkQ0TDBYZUk3VW1JLA,,&sign=85bc94df280692d482dbe46b23adb894&keyno=0&b64e=2&l10n=ru |
Этап урока | Цели, задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Система ожидаемых умений |
I.Организационный этап. II.Мотивация | Выработка на личностном уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности самоопределение к учебной деятельности | Урок проходит в виде конференции. Организационный момент: класс разбивается на группы. Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Координирует учебную деятельность. Наводит учеников на тему урока и постановку проблемы «Может ли быть взаимосвязан биологический фактор развития отдельной исторической личности и исторические события, процессы?» | Рассаживаются по группам. Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Формируют - корзины идей (работа со зрительным рядом по биологии и истории) «Влияние здоровья правителей на историю» по методу З-ХУ-У Идет совместная формулировка проблемы. | - Умение координировать свои действия для работы в группе. - Знание фактического материала. - Умение выступать на публику. |
III. Создание проблемной ситуации | Обеспечить условия для овладения алгоритма решения учащимися проблемных и исследовательских задач урока | Организует работу по группам: группа №1 «Органы. Системы органов» . группа №2 «Правители разных стран». группа №3 «Аналитики - рассматривают ситуации с биологической точки зрения». группа №4 «Аналитики - рассматривают ситуации с исторической точки зрения». | Знакомятся с предложенным материалом. Работа в группах. | - Формирование критического мышления. - Умение выступать на публику, формулировать свои выводы, видение эпохи. |
IV. Актуализация опорных знаний учащихся | Построение учебных действий. Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научной информации, выделения главного и характерного. Способствовать развитию абстрактного, логического, критеческого, творческого мышления. | Координирует учебную деятельность по группам. Организует работу учащихся с текстами. Организует выступления учащихся по группам с использованием визуального ряда (презентаций). Подводит итог данного этапа урока. | Выделяют и формулируют основные идеи, отраженные в материалах. Выступают представители от групп: №1-«» с описанием значения органов и систем органов (знание материала, рисунки). №2-«» с исторической характеристикой правителей (знание материала и дополнительный материал, портреты). №3-«» анализируют причину смерти, можно ли было предотвратить и каким способом (знание материала, учебник). №4-«» анализируют историческую ситуацию (проведённые реформы, что осталось не решённым и как решалось (знание материала, учебник) Каждая группа самостоятельно приходит к выводам, устанавливает причино-следственные связи. | - Проводить поиск необходимой информации. - Соотносить единичные факты и общие явления. - Развивать грамотного, четкого и точного выражения своей мысли. - Объяснять смысл и значение исторических понятий, делать выводы. |
V. Закрепление | Обеспечить условия для оценки различных процессов, явлений и фактов, их взаимосвязей. | Организует выступления представителей от каждой группы с выводами. | Знакомятся с выводами всех групп. Отвечают на вопросы учителя и друг друга. «Влияние здоровья правителей на историю» по методу З-ХУ-У- заполняют таблицу. | - Развивать умения творческого подхода к решению практических задач, абстрактное, логическое, творческое, критическое мышление. - Развивать умение работать с разными материалами. |
VI.Рефлексия | Целостное осмысление, обобщение полученной информации. Присвоение нового знания, новой информации учеником. Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. | - На экране - «Может ли быть взаимосвязан биологический фактор развития отдельной исторической личности и исторические события, процессы?» Делаем вывод: - Да, связаны биологические и историческик факторы между собой, оказывая взаимное влияние. - Можно ли выдвигать новые гипотезы, ставить новые проблемы и искать пути их решения? | Предлагают новые гипотезы, проблемы по теме… Определяют какая система человеческого организма была и остаётся слабой…и почему… Могла ли история развиваться иначе, если бы не сыграли биологические факторы своей роли… ЗОЖ это проблема современности или нет… | - Развивать умения проводить анализ, синтез, сравнения, обобщать полученные знания, делать необходимые выводы. - Определяем межпредметные связи истории и биологии по выбранной теме. |
VII.Подведение иогов | Целостное осмысление полученной информации. | Заключительное слово учителя | | Осмысление, обобщение полученной информации. |
Материалы для групп.
http://www.yaklass.ru/p/biologia/chelovek/organizm-cheloveka-kak-edinoe-tceloe-16120/tkani-cheloveka-13450/re-67ac0727-8450-45a9-8f03-0f875832a964
http://imagesait.ru/43/zhivotnaya-kletka-7-klass
http://alterogroup.ru/42/dihania-sustavov-koji-jenskih-polovih-organov-periferiheskoi-nervnoi-sistemi-vsevozmojnie-7695.html
http://www.ote4estvo.ru/biologiya-v-tablicah/95976-sistema-organov-cheloveka.html
https://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bimages%2Fsearch%3Bimages%3B%3B&text=&etext=1657.5nFMeCdkS9jMht49aSXQVmdyPMANaoZskfTxIkab5xwM3thysttlldPnjF5JpAAEsCD4vp8iKOuhCIO5gEfBZXg3BeosQ20OknCq4YOsAoc0YS_ro5VZq_KSem3JTCxx.9a9d6ee3925491f15e50a29186bcb3a8ddaa9a57&uuid=&state=tid_Wvm4RM28ca_MiO4Ne9osTPtpHS9wicjEF5X7fRziVPIHCd9FyQ,,&data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1LdmtxZ0lMZm41STh1UDFXZ20wWWFUNnJrcnJyaEV5QXdxQWk5RFF3LTdMWHJxc1dYTXJGVkhfWmJyY090Qi1QczBEMWJIbnJxU016Tnl0d2lYWWdDR3lOQUJoU0xONDlQVHlYTmJzRzRzZVhHT0M2ZTN5V3RZXy1fRVgwRlMwTWNNcWN1MEpDNi1iSUR0VkQ0TDBYZUk3VW1JLA,,&sign=85bc94df280692d482dbe46b23adb894&keyno=0&b64e=2&l10n=ru
Отчего умер Тутанхамон
mirror.co.uk
Ученые до сих пор спорят о причинах смерти 19-летнего правителя Древнего Египта. Считается, что у него было непропорциональное телосложение, увеличенная грудь, а также, что он страдал наследственной косолапостью, болезнью Кёлера (связанной с омертвением костей стопы) и имел расщелину твердого неба (волчья пасть).
Обнаруженные в его гробнице многочисленные трости, а также изображения Тутанхамона только сидящим навели ученых на мысль, что он вообще не мог самостоятельно держаться на ногах.
Как показала генетическая экспертиза, он был сыном фараона Аменхотепа IV (Эхнатона) и его родной сестры. У мумии Тутанхамона обнаружены травмы костей черепа, незаживший перелом бедра и признаки гангрены.
Среди версий его смерти называют как убийство или несчастный случай (падение с колесницы, укус змеи), так и болезни, в том числе и наследственные (серповидно-клеточная анемия, височная эпилепсия).
Ее величество подагра
Карл V, discovery.com
Дословный перевод названия этой болезни с греческого («нога в капкане») как нельзя более точно отражает состояние больного. Острая боль в районе сустава большого пальца ноги начинается обычно ночью. Кожа в пораженном месте краснеет, появляется жар и отек. Любое прикосновение причиняет нестерпимую боль, а движение становится невозможным.
Приступы длятся от 5-6 часов до нескольких дней, без лечения они учащаются, могут пострадать и другие суставы.
Подагра известна еще со времен Гиппократа как болезнь титулованных особ – аристократов и королей. Ее основной причиной является накопление вокруг сустава кристаллов солей мочевой кислоты – продукта метаболизма белков.
Подагра встречается при избыточном употреблении белковой пищи, в первую очередь мяса, и алкоголя, а также малоподвижном образе жизни, столь характерном для высшего света. Иными словами, это «болезнь изобилия».
От подагры страдали Александр Македонский, Юлий Цезарь, император Священной Римской империи Карл V, цари Иван Грозный, Борис Годунов, Петр I, короли Франции и Англии, кардиналы Ришелье и Мазарини, некоторые из римских пап, а также многие деятели науки и искусства – Ньютон, Чарльз Дарвин, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Стендаль, Мопассан и т.д.
Нерожденные дети Генриха VIII
www.luminarium.org
Две из шести жен короля Генриха VIII, Екатерина Арагонская и Анна Болейн, безуспешно пытались родить ему наследника, почти все их беременности заканчивались выкидышем или ранней смертью младенца. Единственным выжившим ребенком была дочь Екатерины Арагонской Мария (1516—1558), а сына Эдуарда VI ему родила третья жена Джейн Сеймур.
По мнению генетиков, причиной неудавшихся беременностей жен была редкая кровь короля – с положительным Келл-антигеном. Только 9% белого населения имеют такую кровь. При соединении крови Генриха VIII с кровью его жен, не имевшей такого антигена, беременность прерывалась.
Носители этой редкой крови подвержены риску развития синдрома Маклеода. Он встречается у мужчин в 40-летнем возрасте и проявляется в слабости опорно-двигательного аппарата, психических отклонениях и эндокринных расстройствах.
Признаками данного синдрома считается резкое увеличение веса к 50 годам, слабость мышц, депрессивное настроение, а также усилившееся проявление жестокости. По данным английского исследователя Рафаэля Холиншеда, за свою жизнь Генрих VIII казнил 72 000 человек.
Георг III и порфирия
theguardian.com
Одна из самых загадочных наследственных болезней, порфирия, симптомы которой схожи с вампиризмом, не обошла стороной и венценосных особ. Слово произошло от греческого porphyreos – пурпурный.
Вещество порфирин, производное гемоглобина, выделяющееся у больных в большом количестве, окрашивает мочу в красно-пурпурный цвет. Наследственная аномалия синтеза ферментов приводит к истерическим и психопатическим состояниям. Острые приступы проявляются в виде бреда, галлюцинаций, несвязности речи, бессонницы, дезориентации.
Именно это и произошло с Георгом III (годы правления 1760-1811), болезнь которого современники считали безумием. Во время приступов он был совершенно невменяем, что в итоге помешало ему править страной. Его старший сын Георг, принц Уэльский, был назначен регентом, а сам монарх умер спустя 9 лет.
Габсбурги: чемпионы по кровосмешению
monarchus.wordpress.com
Династия Габсбургов сумела подчинить себе настолько огромные территории, что в XVI веке про них говорили, что солнце никогда не заходит над их землей. Представители Габсбургов встречались в правящих домах Австрии, Испании, Священной Римской империи, Голландии, Италии, Венгрии, Хорватии.
Однако расплатой за такую политику стало то, что через три поколения практически все титулованные особы с этой фамилией стали родственниками, как по матери, так и по отцу.
Диего Веласкес, великий портретист и придворный художник короля Испании Филиппа IV, рисовал очередной портрет. Ему позировал 2-летний принц Фелипе Просперо. Он не капризничал, как другие дети, а молча стоял, опершись на роскошный стул. Это посоветовал сам Веласкес, когда ребенок несколько раз лишился чувств.
Король и королева Испании из могущественного рода Габсбургов хотели как можно быстрее вывесить во дворце портрет желанного наследника престола, чтобы все, особенно послы соседних стран, убедились: их династию есть кому продлить.
Фелипе Просперо родился 20 ноября 1657-го. Его ждали 11 лет — со дня смерти брата Бальтазара Карлоса. Однако мальчик много болел. Вскоре по окончании картины ребенок умер
Последний из рода испанских Габсбургов Карл II родился инвалидом, страдал от эпилепсии, пищеварительных расстройств, имел проблемы с развитием костей. Гипертрофированное строение челюсти (габсбургская губа) и языка мешало ему членораздельно говорить и полноценно пережевывать пищу.
Коэффициент инбридинга (процент одинаковых генов в ДНК) у него был 25,4%. Для сравнения, при связи брата с сестрой или отца с дочерью данный показатель составляет 25%. Король не дожил и до 39 лет, не оставив наследника, а после его смерти в 1700 году началась война за испанское наследство, длившаяся 13 лет, после чего на трон взошли французские Бурбоны.