ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2021
Просмотров: 1065
Скачиваний: 1
4.4. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Экономический механизм природопользования как совокупность форм и методов экономического стимулирования. Методы позитивной и негативной мотивации. Экономический механизм природопользования в условиях централизованно управляемой экономики. Инструменты ценового (налогового) регулирования.
Особенности платного природопользования в Беларуси. Экологический налог и его эффективность. Другие инструменты платности природопользования.
Зарубежный опыт экономического стимулирования природоохранной деятельности. Формирование рынка прав на загрязнение.
Совершенствование производственных и макроэкономических показателей с учетом экологических требований.
4.5.ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Формирование системы финансирования природоохранных мероприятий. Основные источники и виды финансирования природоохранной сферы.
Целевые фонды охраны природы. Внебюджетные и бюджетные фонды охраны природы. Особенности накопления и распределения средств. Значение и эффективность использования средст фондов.
Новые подходы к финансированию природоохранной деятельности. Банковское кредитование природоохранной сферы. Формирование рынка экологических облигаций. Проблемы и перспективы развития финансовой системы в сфере природопользования.
Экологическое страхование: виды, формы, проблемы развития.
4.6. ГЛОБАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Природопользование в системе современных международных отношений. Глобальный характер экологических проблем, их международные и политические аспекты. Сущность экологических проблем планеты (изменение климата, разрушение озонового слоя, кислотные осадки, сокращение биологического разнообразия планеты и т.д.).
Понятие экологической безопасности. Принципы экоразвития. Концепция устойчивого развития (международные аспекты)
Региональные экологические проблемы дальнего и ближнего зарубежья. Причины экологического кризиса на постсоветском пространстве.
Зоны экологического бедствия. Последствия чернобыльской катастрофы.
Опыт решения экологических проблем в странах с развитой рыночной экономикой.
Оценка экологической ситуации в РБ. Экономические реформы и их влияние на окружающую среду. Экологические проблемы в районах разработки полезных ископаемых. Водные ресурсы РБ: задачи охраны и рационального использования.
Природопользование в условиях радиоактивного загрязнения территории Беларуси. Проблемы ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.
МОДУЛЬ 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ И ЭКОНОМИКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
ТЕМА 1.1.ПРЕДМЕТ, МЕТОДОЛОГИЯ И ЗАДАЧИ КУРСА «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ И ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
Вопросы темы:
1.1. Основы экологии и экономика природопользования как межотраслевая учебная дисциплина
1.2. Природопользование как объект изучения курса. Эколого-экономические системы как основная категория дисциплины
1.3. Функции и задачи эколого-экономических исследований.
1.1.
В последние десятилетия возрастает внимание мировой науки к исследованию вопросов взаимодействия общества и природной среды, экономики и экологии.
Многих ученых в различные исторические эпохи интересовали закономерности развития и взаимодействия природы и общества.
Так, древнегреческий ученый Гиппократ полагал, что природная среда непосредственно влияет на особенности организма и характера человека, его поведения. По мнению ученого, в условиях мягкого климата люди не могут быть энергичными и жизнеспособными, не могут выдержать напряженного труда и усилий.
В истории человечество можно выделить несколько своеобразных этапов взаимодействия природы и общества ( в зависимости от уровня развития материального производства и прежде всего средств труда).
Общая продолжительность времени, в течение которого осуществляется это взаимодействие не менее 3,5 млн. лет (это спорная цифра).
Первый этап в истории взаимоотношений человека с природой, названный учеными древнекаменным веком, или палеолитом длится более 3 млн. лет (это также спорная цифра). В это время определяющую роль во взаимоотношениях природы и общества играл природный фактор. Люди жили за счет собирательства, охоты, рыболовства и не оказывали сколько-нибудь существенного влияния на природу.
Второй этап новокаменный век (неолит). Его наступление датируется около 10 тыс. лет назад. Этот этап знаменуется появлением земледелия и скотоводства. В этот период начали интенсивно вырубать леса, строить различные ирригационные сооружения, каналы. Появились первые города.
Третий этап данной периодизации - промышленный переворот на рубеже 18 19 в.в. Промышленный переворот состоял в переходе от ремесленного труда к промышленному, от ручного к машинному. Промышленное производство дало мощный толчок развитию общества. Вместе с тем, все сильнее разрушался экологический баланс.
Последний, четвертый этап научно-техническая революция (она началась во второй половине 20 в.). В это время появились принципиально новые способы получения сырья и энергии, средств производства, новая продукция с самыми разнообразными технико-экономическими и физико-химическими свойствами.
Развитие науки и техники в ряде случаев привело к неоправданной расточительности при эксплуатации природных ресурсов.
Уже сегодня истреблено 2/3 лесов планеты, в атмосферу ежегодно выбрасывается более 200 млн. тонн оксида углерода, около 146 млн. тонн диоксида серы, 53 млн. тонн оксида азота и т. д. Около 700 млн. га некогда продуктивных земель разрушенных эрозией (при всей площади возделываемых земель, равной 1400 млн. га).
Некоторые цифры по РБ:
-
В результате аварии на ЧАЭС радиоактивному заражению
подверглось 22% территории страны. -
Сокращаются площади земель с/х назначения за 1997 г.
пахотный клин сократился более чем на 55 тысяч га.
Однако нужно помнить, что негативные экологические последствия не являются обязательным результатом НТП. А они возникли в результате ошибок в технической и экономической политике, нехватке или экономии средств на экологические цели.
Но
можно по РБ привести и положительную
статистику. В
последнее
десятилетия в стране в 1,5-2 раза выросла
численность
таких диких животных,
как олени, косули, зайцы. Увеличены
площади
заповедников. Помимо уже известных
Лунинецкого,
Березинского, Браславского,
Припятского скоро появится Нарочанский
заповедник.
Ежегодно 5 июня отмечается Всемирный день охраны окружающей среды. Он был учрежден Конференцией ООН в Стокгольме в 1972 году и официально отмечается всеми государствами, в том числе и Беларусью, 5 июня начиная с 1973 года.
1.2.
Все компоненты природной среды (почва, водные ресурсы, лесные ресурсы и т. д.) организованы в экологические системы (экосистемы), которые сложились в процессе длительной геологической и биологической эволюции.
Экосистемы это сложные, устойчивые природные образования, способные путем саморегуляции противостоять изменениям как внутри систем, так и внешним факторам воздействия. Однако саморегуляция в экосистемах в целом имеет пределы, выход за которые может вызвать их разрушение.
Экосистема имеет замкнутый характер (образно говоря, здесь у нас «безотходное производство» одни живые существа поглощаются другими, все «отходы» утилизируются).
Иначе обстоит дело в экономической системе.
Экономическая система (синоним общественное производство) не имеет замкнутого характера, является открытой системой, поскольку в систему поступает природное сырье, и из экономической системы выходит готовая продукция и отходы.
Экологическая и экономическая системы тесно переплетаются между собой и образуют эколого-экономическую систему (ЭЭС). Если рассматривается какой-нибудь отдельный регион, то говорят об региональной экологической системе (РЭЭС).
При анализе эффективности функционирования эколого-экономической системы следует учитывать влияние трех основных ее составляющих:
-
Общество;
-
Жизнедеятельность;
-
Окружающая природная среда.
Общество - исторически сложившаяся форма совместной деятельности людей. Общество выступает как особая высшая ступень развития живых систем.
Общество можно характеризовать показателями: численность, распределение, естественный прирост, миграция, структура занятости населения, продолжительность жизни, условия работы и отдыха, уровень жизни и т.д.
Жизнедеятельность включает все аспекты деятельности общества, как производного характера (добыча полезных ископаемых, обрабатывающая промышленность, строительство, транспорт, сельское и водное хозяйство), так и непроизводственного (сфера обслуживания, образование, наука, культура, общественное питание, городское хозяйство и т.п.).
Окружающая природная среда - это часть природы, взаимодействующая с обществом и в той или иной степени измененная им. Она включает в себя естественную природу и продукты антропогенной деятельности, которые оказывают все большее влияние на биосферу.
Природопользование - это совокупность всех видов воздействия общества на окружающую среду. Все эти воздействия прямо связаны с развитием производственной и непроизводственной сферы.
Задачи природопользования:
1.удовлетворение
потребностей общества в естественных
ресурсах;
2.создание
условий для расширенного
воспроизводства
данных ресурсов;
3.повышение продуктивности природной среды;
4.эффективное, комплексное использование
невозобновимых
богатств природы;
5.недопущения
загрязнения окружающей среды
и
нанесения
ущерба здоровью людей.
Экономика природопользования относительно новое
направление во всей экономической науке.
Термин "экономика природопользование" впервые был использован в 1964 году на объединенной конференции методологических семинаров Академии наук СССР. И уже в 70-е годы в ряде экономических вузов СССР преподавалась дисциплина "экономика природопользования".
Экономика природопользовании - это отраслеваяэкономическая наука, исследующая социально-экономические закономерности использования человечеством природных благ.
Она изучает (предмет данной науки) особенности хозяйственного механизма природопользования и методы наиболее эффективного взаимодействия общества и природной среды в целях предотвращения ее дальнейшего загрязнения и истощения, а также поддержания нормальных условий воспроизводства и жизнедеятельности человека.
Если сказать проще, то предметом изучения экономики природопользования являются производственные отношения между людьми по поводу использования сил и ресурсов природы, т.е. эколого-экономические отношения.
Перед экономикой природопользования стоят следующие задачи:
-
разработка стратегических направлений
ресурсосберегающего развития экономики; -
исследование и научное обоснование
хозяйственного механизма природопользования; -
совершенствование организационных основ
управления природопользованием; -
разработка экономического механизма охраны
окружающей среды; -
определение путей и методов повышения
эффективности использования природных
ресурсов, их воспроизводства, усиления режима
экономии, комплексной переработки сырья и
вторичных ресурсов производства, снижения
материалоемкости и энергоемкости производства
в целях уменьшения вредного воздействия на
окружающую среду.
Методологической основой экономика природопользования (вообще, методология -- совокупность методов и методологических приемов, используемых в данной науке) является экономическая теория, изучающая законы общественного производства, распределения и потребления материальных благ.