ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2021
Просмотров: 1060
Скачиваний: 1
Для экономики природопользования, как и других экономических наук, важным является исторический метод исследования, позволяющий изучить динамику взаимоотношений природы и общества.
Специфическим методом исследования экономики природопользования выступает нормативный например, имеются такие экологические нормативы как предельно допустимая концентрация (ПРК), предельно допустимы выбросы (ПДВ), нормы земельных зон и т.д. Назначение нормативов установить объективные границы допустимых антропогенных нагрузок на природу.
В экономике природопользования широкое применения получили следующие методы:
-
статистический;
-
экспертных оценок;
-
экономико-математический и др.
Связь экономики природопользования с другими науками.
Экономика природопользования имеет тесные связи, прежде всего с широким кругом природоведческих наук геологией, почвоведением, биологией, лесоведением, гидрологией и др.
Большое значение для экономики природопользования имеет взаимосвязь с географическими науками.
Большая связь экономики природопользования с техническими науками. Это обусловлено тем, что экологизация производства, совершенствования технологий с целью снижения негативного воздействия производственных сил на природную среду невозможны без учета новейших достижений науки и техники.
Очень тесны, контакты имеет экономика природопользования с другими экономическими науками.
Практические задания
Контрольные вопросы:
-
Как трактуется понятие «природопользование» в широком смысле слова?
-
Что изучает экология как наука?
-
Какие отрасли экологии являются прикладными?
-
Что привело к интеграции двух научных направлений – экологии и экономики природопользования ?
-
Каков предмет изучения курса « Основы экологии и экономика природопользования?
-
Каковы основные этапы взаимодействия человека и природы?
-
Что такое технократический путь развития человеческой цивилизации?
-
Какой принцип природопользования был присущ «фронтальной экономике» и в чем его суть?
-
Какой принцип природопользования соответствовал концепции охраны природы?.
-
На каком принципе природопользования основывается экономическое развитие с учетом экологических ограничений ?
-
Что такое устойчивое развитие?
-
Какие страны относят к государствам так называемого «золотого миллиарда»?
-
В чем причины отступления бывшего СССР от развития на основе концепции охраны природы?
-
Причины кризисной экологической ситуации в Беларуси.
Тест 1
1. Предметом изучения дисциплины «Основы экологии и экономика природопользования» является:
а) окружающая среда,
б)природопользование,
в)эколого-экономические отношения.
2.Природопользование –это:
а)добыча и переработка полезных ископаемых,
б)использование биологических ресурсов планеты,
в)совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер
по его сохранению.
3. Основные направления природопользования:
а)ресурсопотребление,
б)конструктивное преобразование природы,
в)управление и мониторинг,
г)охрана и воспроизводство природных ресурсов,
д)всё сказанное выше.
4.Рациональное использование природных ресурсов включает в себя:
а)определение наилучших вариантов использования природных ресурсов,
б)охрану живой природы,
в)освоение природных ресурсов, их охрану и воспроизводство,
г)ограничение использования природных ресурсов.
5.Экономика природопользования выполняет функции:
а)направляющую, координирующую, стимулирующую,
б)правовую, направляющую, координирующую,
в)контролирующую, предупредительную, стабилизирующую.
Темы для рефератов:
1.
2.
3.
ТЕМА 1.2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ЭКОЛОГИИ
1.2.1. Экология как наука и общенаучный подход к решении взаимодействия проблем природы и общества
1.2.2. Основополагающие понятия экологии
1.2.3. Учение В.И.Вернадского о биосфере
1.2.4. Законы и принципы экологии
1.2.1. Проблемы функционирования экологической сферы (природопользования) исследуют многие отрасли знаний. Наиболее значительные теоретические и практические успехи достигнуты в ходе исследований, проводимых на стыке естественных и общественных наук.
Естественные науки (естествознание) — это совокупность отраслей знаний о природе, которые ставят целью раскрытие сущности явлений природы, познание общих законов ее развития, поиски путей использования полученных знаний в практической деятельности человека. Крупнейшими отраслями естествознания являются: физика, химия, биология, физическая география, геология, гидрология, почвоведение и др. Среди отраслей естествознания в исследовании процессов природопользования особое место занимает экология.
Экология как наука сформировалась в недрах биологии в середине XIX ст., после того как были накоплены сведения о многообразии живых организмов на Земле. Возникло понимание того, что не только строение и развитие организмов, но и взаимоотношения их со средой обитания подчинены определенным закономерностям, которые заслуживают специального изучения.
Термин «экология» был введен в науку известным немецким ученым-зоологом Эрнстом Геккелем, который в своих трудах «Всеобщая морфология организмов» (1866 г.) и «Естественная история миротворения» (1868 г.) впервые попытался дать определение сущности новой науки. Слово «экология» образовано от двух греческих слов: “oikos” — дом, жилище, и “logos” — наука; в буквальном смысле экология — наука о местообитании.
Э. Геккель определял экологию как «общую науку об отношениях организмов к окружающей среде, куда мы относим в широком смысле все условия существования органической и неорганической природы». По Э.Геккелю, экология представляет собой науку о «домашнем быте» живых организмов и призвана исследовать «все те замкнутые взаимоотношения, которые Ч. Дарвин условно обозначил как борьбу за существование». В процессе развития эта наука превратилась в биологическое учение, которое исследует живые организмы и их совокупности, взаимодействующие друг с другом и образующие с окружающей средой обитания некое единство, в пределах которого происходит преобразование энергии и органического вещества.
Современная экология в структурном отношении представляет сложную систему знаний; прежде всего она подразделяется на общую и частную (экология растений и экология животных). В задачи общей экологии входит исследование популяций, биоценозов и биосферы, а также экологических систем и биогеоценозов. Выделяются также научные направления, исследующие действие различных факторов окружающей среды на отдельные виды (аутэкология), взаимоотношения организмов, их различных совокупностей (демэкология, синэкология).
В последние десятилетия произошло расширение круга понятий экологии в связи с включением в сферу объектов ее изучения человека как биологического вида с его «природопокорительной» деятельностью и возникшей угрозой глобального экологического кризиса. Экологией стали называть весь комплекс взаимоотношений человека с окружающей природной средой. Обострение проблем окружающей среды привело к проникновению экологии в различные области науки и практики, т.е. к экологизации знаний и хозяйственной деятельности. Это обусловило появление прикладных отраслей экологии: промышленной экологии, агроэкологии, социальной экологии (экологии человека), экологии города и т.п. Идеи и компетенция первоначально узкой и частной биологической дисциплины охватили широкий круг проблем окружающей среды.
Известный американский эколог Ю.Одум еще в 1963 г. назвал экологию наукой о строении и функциях природы в целом, а в его труде «Экология» (1986 г.) она трактуется как «междисциплинарная область знания об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе и обществе в их взаимосвязи». Это очень широкое определение, но оно более других соответствует современному пониманию экологии.
В «Кратком экономическом словаре» (1987 г.) экология определяется уже как «наука об общих закономерностях взаимодействия природы и общества; специальная сфера деятельности общества, направленная на охрану окружающей среды и целесообразное использование природных ресурсов». Таким образом, взгляд на экологию как на область только естествознания изменился, хотя никто, конечно, не отрицает права на существование классической «геккелевской» экологии — науки о местообитании живых организмов, которая по-прежнему изучается студентами-биологами и объединяет несколько самостоятельных дисциплин (аутоэкологию, демэкологию, синэкологию, общую экологию). Для студентов же экономического профиля интерес представляет экология в ее современном толковании, как общенаучный подход к проблемам взаимодействия общества и природы. Именно в такой трактовке она является теоретической основой рационального природопользования и играет важную роль в разработке экологической стратегии государства, обеспечении устойчивого человеческого развития.
1.2.2. Современное распространение живых организмов определяется в первую очередь условиями среды, в которой они обитают. Все живые и неживые объекты, окружающие растения, животных и другие организмы и непосредственно взаимодействующие с ними, называются средой обитания.
Под термином окружающая среда (или окружающая природная среда) обычно понимается та часть природы, на которую простирается влияние человека.
Элементы среды, воздействующие на живые организмы, называются экологическими факторами. По своему происхождению и специфике влияния экологические факторы делят на три основные группы:
- Абиотические факторы – это свойства неживой природы, которые прямо или косвенно влияют на живые организмы, определяя условия их существования (температура, свет и другая лучистая энергия, влажность и газовый состав воздуха, атмосферное давление, осадки, снежный покров, ветер, солевой состав воды, почвы, рельеф местности и т.п.).
- Биотические факторы – это все формы воздействия живых существ друг на друга. Каждый организм испытывает прямое или косвенное влияние других особей, вступает во взаимоотношения с представителями своего или иных видов (растений, животных, микроорганизмов), зависит от них или сам оказывает воздействие.
- Антропогенные факторы – все формы деятельности человека, которые приводят к изменению природы как среды обитания других видов или непосредственно сказываются на их жизни.обитания. К таким факторам относится воздействие промышленности, сельскохозяйственного производства, транспорта и всех других форм ведения хозяйства. Антропогенные воздействия на живой мир планеты продолжают возрастать.
Любой из экологических факторов может то проявляться как непосредственная причина изменения обмена веществ, то действовать косвенно, влияя на жизнедеятельность организмов, изменяя среду обитания.
Несмотря на большое разнообразие экологических факторов, в характере их воздействия на организмы и в ответных реакциях живых существ есть ряд общих закономерностей. К ним относится реакция организмов на интенсивность или силу воздействия фактора. Как недостаточное, так и избыточное действие его отрицательно сказывается на жизнедеятельности организма. Для представителей разных видов условия, в которых они себя особенно хорошо чувствуют, неодинаковы. Например, некоторые растения (влаголюбивые) предпочитают очень влажную почву (капуста, кабачки), другие – переносят засушливую погоду. Одни любят сильную жару (дыня), другие предпочитают тень, прохладу (цветная капуста). Эти факторы очень существенно влияют на рост и состояние растений. Точка, при которой наблюдается их максимальный рост, называется оптимумом. Обычно это относится к диапазону температур. Благоприятная сила воздействия фактора (дозировка) называется зоной оптимума фактора для организма данного вида. Весь интервал температур, от минимальной до максимальной, при которой еще возможен рост, называют диапазоном устойчивости. Точки, ограничивающие его, то есть максимальная и минимальная пригодная для жизни температура, это пределы устойчивости или пределы выносливости вида. Степень выносливости по отношению к данному экологическому фактору называют экологической валентностью. Экологическая валентность организма представляет собой его способность заселять разнообразные среды.
По мере приближения
к точкам предела устойчивости, если
действие фактора уменьшается или
возрастает, жизнедеятельность снижается
вплоть до полного угнетения или гибели
живого существа
(в нашем примере –
растения), то есть речь идет о стрессовых
зонах в рамках диапазона устойчивости.
Аналогичное влияние могут оказывать и
другие факторы.
Под воздействием экологических факторов живые организмы объединяются в определенные иерархические системы, которые представляют собой разные уровни организации живого вещества: популяции, сообщества и экосистемы.
Популяцией называют группу особей одного вида, занимающую определенное пространство и обладающую необходимыми возможностями для поддержания своей численности в постоянно изменяющихся условиях среды. Слово «популяция» происходит от латинского «populus» – народ, население.
В природе популяции разных видов объединяются в системы более высокого ранга – сообщества. Сообщество (биотическое)- это совокупность популяций, населяющих определенную территорию. Сообщества организмов связаны энергетическими связями с неорганической средой. Растения, например, могут существовать только за счет постоянного поступления в них углекислого газа, воды, кислорода, минеральных солей. Наименьшей единицей, к которой может быть применен термин «сообщество», является биоценоз (термин введен немецким зоологом К.Мебиусом в 1877 г.).
Биоценозами называют группировки совместно обитающих и взаимосвязанных организмов. Масштабы биоценозов различны – от сообществ нор, муравейников, листвы деревьев до населения целых ландшафтов: лесов, степей, пустынь и т.п. Термин «биоценоз» употребляют чаще всего применительно к населению территорий, которые на суше выделяют по относительно однородной растительности, например, биоценоз еловых лесов, пшеничного поля и т.п.
Биота (от греческого biote – жизнь) – совокупность видов растений, животных и микроорганизмов, объединенных общей областью распространения. В отличие от биоценоза, может характеризоваться отсутствием экологических связей между видами.
Сообщества организмов связаны с неорганической средой теснейшими материально-энергетическими связями. Пространство, занимаемое биоценозом, называется биотопом. Биоценоз и его биотоп представляют собой два нераздельных элемента, образующих более или менее устойчивую систему, именуемую биогеоценозом. Понятие биогеоценоз (от греческого bio – жизнь, geo – земля, koinos – общий) введено в науку русским ученым В.Н. Сукачевым в 1940 г.
Идея о взаимосвязи и единстве всех явлений и предметов на земной поверхности возникла почти одновременно в СССР и за рубежом с той лишь разницей, что в СССР она развивалась как учение о биогеоценозе, а в других странах – как учение об экосистемах. Экологическая система, или экосистема – это единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в котором все компоненты связаны между собой обменом вещества и энергии.