Файл: Эволюция мирового рынка нефти.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Итак, в 1970-е гг., с переходом контроля над собственным нефтяным хозяйством (ресурсы, добыча, цены) к странам ОПЕК, на нефтяном рынке произошла смена конкуренции с горизонтальной (между отдельными вертикально-интегрированными нефтяными монополиями) на вертикальную (между хозяйствующими субъектами — представителями отдельных звеньев вертикальной структуры нефтяного бизнеса). Практически вся поступающая на рынок нефть стала закупаться уже не на внутрифирменной, а на коммерческой основе, т. е. по официальным отпускным ценам стран — членов ОПЕК, которые стали играть роль мировых цен на нефть. На смену внутрикорпоративным (трансфертным) сделкам в рамках вертикально-интегрированных компаний пришли срочные (как правило, долгосрочные) контракты между юридически независимыми субъектами предпринимательской деятельности — добывающими и перерабатывающими компаниями.

Новые компании представляли две разные группы участников нефтяного рынка: так называемые независимые нефтяные компании, не связанные с картелем «семи сестер» ВИНК, и так называемые неинтегрированные нефтяные компании, не располагающие собственными перерабатывающими или добывающими мощностями (они не являлись ВИНК, ибо не обеспечивали за счет собственных мощностей всю вертикально- интегрированную производственно-сбытовую цепочку «от устья скважины до бензоколонки»).

Также в этот период стали применяться и другие типы рыночных сделок, например, спотовые. На этой стадии развития рынка физической нефти доминировала на рынке коллективная монополия 13 государств ОПЕК. В 1970-е гг. драйвером официальных отпускных цен ОПЕК стали спотовые котировки.

Международная нефтяная торговля в 1970-е гг. была все еще сильно зависима от сложившейся ранее географической структуры поставок и сформированной под нее тогда же компаниями МНК производственно-сбытовой инфраструктуры, несмотря на то, что в 1970-е гг. компании МНК утратили контроль над своими зарубежными добывающими активами в странах ОПЕК (в рамках сформированной ими международной инфраструктуры поставок), контроль над которыми перешел к добывающим странам, которые сформировали на базе этих активов свои добывающие, поначалу неинтегрированные и преимущественно государственные, нефтяные компании.

В этих условиях произошла резкая дестабилизация и дезинтеграция рынка нефти:

  • участились случаи нарушения нефтеснабжения в странах-потребителях;

  • увеличилась неустойчивость цен и пределы их колебаний;

  • расширилось число компаний, ведущих операции с нефтью и нефтепродуктами.


При этом число участников рынка нефти увеличилось как на стороне спроса, так и на стороне предложения, поскольку в 1970-е гг. произошла массовая национализация добывающих активов компаний МНК, расположенных в основных нефтедобывающих странах Ближнего и Среднего Востока, Африки, и создание на базе этих национализированных активов национальных нефтяных компаний стран-экспортеров.

Все это стимулировало появление новых форм торговли нефтью, увеличение множественности видов обменных сделок. По мере нарастания амплитуды и частоты колебаний цен, с одной строны, и сокращения объемов запасов новых коммерческих открытий, начиная с 1970-х гг. (что требовало меньшей продолжительности срочных контрактов для обеспечения окупаемости инвестиций в новые проекты по разведке и добыче), с другой, долгосрочные контракты вытеснялись, в качестве доминировавших на рынке, более краткосрочными контрактами.

Логическим завершением этого процесса стало расширенное применение разовых сделок сначала с немедленной поставкой (спот). А затем (как это обычно бывает в экономике) маятник пошел в обратную сторону — контрактная палитра продолжила свое развитие от спотовых контрактов с немедленной поставкой снова к срочным сделкам, но уже другого типа, нежели первоначальные долгосрочные контракты на рынке физической нефти. Это оказались срочные сделки в рамках рынка «бумажной» нефти.
    1. Четвертый этап: формирование системы биржевой торговли нефтью (1986 — середина 2000-х гг.)


В конце 1970-х гг. возникли и впоследствии резко расширились биржевые операции с жидким топливом, сначала на Нью-Йоркской товарной и затем на Лондонской международной нефтяной биржах, которые являются сегодня основными центрами торговли фьючерсными нефтяными контрактами в Западном и Восточном полушариях.

Резкие колебания цен на нефть послужили толчком для привнесения в международную торговлю нефтью механизмов управления рисками. Это привело к появлению на рынке нефти менеджеров финансового рынка. Они принесли на рынок физической нефти технику управления рисками, применявшуюся на финансовых рынках — технику биржевых операций на рынках ценных бумаг.

К концу 1980-х гг. произошла практически полная перестройка структуры мирового нефтяного рынка, обеспечившая существенное повышение его диверсифицированности и увеличение многообразия и гибкости его механизмов. Трансформация рынка шла в направлении расширения видов товарообменных сделок, добавления новых сегментов рынка к уже существующим: от долгосрочных контрактов к разовым сделкам с наличной нефтью, далее к форвардным и далее — к фьючерсным сделкам, т. е. доминанта рынка смещалась от сделок в основном с реальной нефтью к сделкам преимущественно с «бумажной» нефтью.



На этом этапе расширение контрактного горизонта уже не означало привязку «намертво» одного производителя к одному потребителю.

Теперь расширение горизонта срочности контрактных обязательств (нарынке «бумажной» нефти) опиралось на разветвленную инфраструктуру поставок. Это обеспечивало возможность покупателям рассчитывать на гарантированное получение необходимых товарных объемов в будущем, не имея собственных добывающих и (или) складских мощностей, но полагаясь на сложившуюся международную систему нефтеснабжения.

Необходимо отметить еще раз общее важное правило: новые виды контрактных сделок не отменяют предыдущие, доминировавшие на предшествовавших этапах развития рынка, но вступают в конкуренцию с ними и отвоевывают для себя конкурентные ниши. Поэтому на рынке работает не принцип «новое вместо старого», а принцип «новое вместе со старым», что ведет к усилению многофакторной/многовекторной конкуренции, постоянной борьбе за новое динамическое равновесие между различными участниками рынка, контрактными структурами, механизмами ценообразования и т. п.

В итоге, уже к концу 1980-х гг. сформировалась мировая система биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами, обслуживаемая в основном тремя центрами (Нью-Йорк — NYMEX, Лондон — IPE, Сингапур — SIMEX) и работающая в 24-часовом режиме реального времени (когда закрывается биржа в Сингапуре — открывается в Лондоне, после закрытия которой открывается биржа в Нью-Йорке).

Таким образом, мировой рынок нефти постепенно трансформировался из рынка преимущественно физического (торговля наличной нефтью — первый-третий этапы) в рынок преимущественно финансовый (торговля нефтяными контрактами — четвертый-пятый этапы), что, по сути, исключает повторение нефтяных кризисов, аналогичных нефтяным «шокам» 1970-х гг. (кризисы физической нехватки или опасений нехватки/перебоев с поставками нефти), поскольку сегодняшний нефтяной рынок (начиная с четвертого этапа его развития) предлагает его участникам:

  • широко диверсифицированную инфраструктуру мировой торговли физической нефтью;

  • широкий спектр инструментов страхования ценовых рисков на рынке «бумажной» нефти, выработанных на различных сегментах рынка ценных бумаг и их производных.

Таким образом, с течением времени происходило расширение географии и пополнение набора инструментов организации международного рыночного пространства: от внутрикорпоративных сделок через срочные контракты к ликвидным рыночным площадкам. При этом эволюция инструментов международной торговли нефтью происходила в полном соответствии со всеми тремя законами диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания) в рамках марксового развития по спирали.


А если в двухмерном измерении — то по гиперболе, обращенной вершиной вниз, если говорить о динамике срочности контрактных структур по мере движения от доминирования рынка физической нефти к периоду конкурентного сосуществования рынков физической и «бумажной» нефти.
    1. Пятый этап: доминирующая роль ненефтяных игроков (начиная с середины 2000-х гг.)


Нужно задаться вопросом почему обоснованно разделять современный, начавшийся в середине 1980-х гг., период доминирования биржевой торговли жидким топливом на мировом рынке нефти на два самостоятельных периода (этапа) и выделять в качестве самостоятельного этапа период примерно с середины прошлого десятилетия? Можно сказать, что причина заключается в следующем:

С 1986 г. до середины 2000-х гг. рынок «бумажной» нефти носил вспомогательный характер в вопросах ценообразования по отношению к рынку физической нефти, а с середины 2000-х гг. он становится основным.

С другой точки зрения, в 2000-е гг. стал формироваться новый этап ценообразования на нефть. Неустойчивая и разнонаправленная динамика цен на нефть на относительно низком уровне в 1990-е гг. (преимущественно 15–20 долл./баррель) привела к недоинвестированию отрасли — нефтяные компании утратили в тот период долгосрочные ценовые ориентиры (ценовые тренды), в рамках которых проходило развитиерынка на предыдущих временных этапах. Как мы уже говорили ранее, фьючерсные котировки стали доминировать на нефтяном рынке со второй половины 1980-х гг., но они не могли использоваться нефтяными компаниями в качестве ценовых ориентиров для проектного финансирования. Поэтому, начиная с четвертого этапа, цена нефти более не является ориентиром для долгосрочного развития нефтяной отрасли.

Новые деривативные инструменты делали процесс финансового инвестирования в нефть привлекательным для непрофессионалов нефтяного рынка и стимулировали вложения в нефтяные деривативы из ненефтяных сегментов глобального финансового рынка, емкость которых кратно превосходит и «бумажный», и тем более физический сегменты собственно нефтяного рынка. Если говорить о соотношении масштабов рынков (порядок цифр), то приняв объем рынка физической нефти за единицу, рынок «бумажной» нефти можно, по минимуму, оценить как превышающий 3, рынок сырьевых товаров — как превышающий 10, а объем валютно-финансового рынка (всех его сегментов — денежного, валютного, акций, облигаций и т. п.) — как превышающий 100 (рисунок 3).


При этом есть и более радикальные оценки разрывов емкости товарных и финансовых сегментов нефтяного рынка и, в свою очередь, их разрыва с глобальными финансовыми рынками. Так, И. А. Копытин (ИМЭМО РАН) полагает, что объем рынка «бумажной» нефти превышает его физический сегмент как минимум в 10 раз. А заместитель исполнительного директора МЭА Р. Джонс в публичной дискуссии с автором в рамках Глобального форума биржевых товаров (Женева, январь 2011 г.) оценил разрыв между совокупной емкостью мировых валютно-финансовых рынков и биржевых рынков сырьевых товаров в 100 раз до взлета нефтяных цен в 2007–2008 гг. и в 50 раз на пике нефтяных цен в середине 2008 г. (уменьшение разрыва в результате перетока ликвидности на рынок нефтяных финансовых деривативов).

Итак, наращивание притока так называемых финансовых инвесторов (спекулянтов) из других сегментов мирового валютно-финансового рынка на рынок «бумажной» нефти было вызвано сложившейся после 2004 г. относительной привлекательностью (ожидание продолжающегося роста цен на нефть) и относительной простотой инвестирования в нефтяные деривативы (через товарные индексные и хедж-фонды). За 2000–2008 гг. объем рынка «бумажной» нефти вырос десятикратно и после кризисного снижения в 2009 г. продолжил свой рост, превысив в начале текущего десятилетия предкризисный уровень





Заключение


Доход бюджета России сильно зависит от доходов нефтегазового сектора и уровня мировых цен на нефть и газ. Нефть является основным и одним из самых востребованных источников энергии в мире и это обуславливает постоянную изменчивость её цены. В настоящее время волатильность цен на нефть весьма высокая, которая обуславливается предкризисным состоянием рынка углеводородов. Также высокая чувствительность российского бюджета к конъюнктуре цен на мировом рынке подразумевает необходимость адекватных оценок цены на нефть. Невозможно спрогнозировать реальный уровень цен на нефть без анализа и оценки исторических цен, а также выявления факторов, обуславливающих формирование ценообразования углеводородов.

Выделяют пять периодов развития рынка нефти. Первый период проходил в 1928-1947 гг. и характеризуется неконкурентным рынком нефти, доминированием на рынке нефти компаниями Международного нефтяного картеля и ценообразованием «кост-плюс», которое основывается на себестоимости добычи нефти и добавленной стоимости. Второй период – 1947-1969 гг. Характерными чертами данного периода являлись неконкурентный рынок нефти, двухбазовое формирование цен на нефть, основанная на принципе ценообразования «нет-бек от стоимости замещения» на нефтепродукты. Третий период – 1973-1985 гг. Именно в этот период произошло развитие конкуренции на мировом рынке нефти и активным развитием организации ОПЕК и формированием официальных отпускных цен на нефть от стран-участников ОПЕК. Основным ценообразующим фактором являлись баланс спроса и предложения на сырую нефть на мировом рынке. Четвертый этап – 1986-2004 гг. В это время используется биржевое ценообразование, активное использование нефти в финансовых инструментах, дальнейшее развитие конкуренции. Пятый этап начался в 2004 году и продолжается по настоящее время. Характеризуется активным использованием новых IT-технологий, использованием нефти в качестве инвестиционного актива и формированием цены на нефть за пределами нефтяного сектора.