Файл: Тема 3 - Принципы, цели и функции менеджмента.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2021

Просмотров: 237

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принципы, ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ менеджмента

  1. Принципы менеджмента

  2. Цели менеджмента

  3. Функции менеджмента

1. Принципы менеджмента

В методологии управления принципы рассматриваются как одна из важнейших категорий менеджмента, синтезирующая в себе объективность экономических законов и закономерностей управления и характерные черты реальной практики.

Принципы управления трактуются как устойчивые правила, основные положения и нормы поведения сознательной деятельности людей в процессе управления, обусловленные действием объективных законов. В общем виде, принципы представляют собой исходные положения науки и практики управления.

Принципы определяют требования к системе, структуре, организации и процессу управления. Решая задачи, продиктованные практикой хозяйственной деятельности, люди познавали законы и закономерности, действующие в природе и обществе. Положительная эмпирическая информация о целесообразной деятельности людей легла в основу принципов, обеспечивающих эффективную деятельность отдельных работников и коллективов. Принципы управления трансформировались в процессе развития производства и управления, но при этом они всегда отражали изменяющиеся условия управления.

Требования, которыми руководствуются при определении состава принципов, заключаются в следующем: принципы должны соответствовать целям управления и отражать основные свойства, связи и отношения управления.

В основе системы современных принципов управления лежат 14 принципов управления, разработанные А. Файолем, многие из которых и по сей день остаются основным условием эффективного менеджмента в преуспевающих организациях. Принципы управления А. Файоля включают:

  1. Разделение труда. Основной целью разделения труда является повышение эффективности труда за счет специализации отдельных работников, позволяющей рационально использовать трудовые ресурсы организации.

  2. Власть и ответственность. Полномочия должны соответствовать ответственности. Власть есть право отдавать распоряжения и сила, принуждающая подчиняться, а ответственность – естественное следствие власти.

  3. Дисциплина. Предполагается соблюдение определенных соглашений, установленных между работодателем и его служащими. Без дисциплины не смогло бы преуспеть ни одно предприятие.

  4. Единоначалие (единство руководства) – служащему может отдавать распоряжения относительно какого-либо дела только один непосредственный руководитель.

  5. Единство руководства. Все виды деятельности, преследующие одну и ту же цель, должны осуществляться под руководством одного начальника и в соответствии с одной программой.

  6. Подчиненность частных интересов общим. Интересы работника или группы работников не могут ставиться выше интересов организации.

  7. Вознаграждение работников. Вознаграждение за исполненную работу должно быть справедливым, поощрять усердие и удовлетворять материальные и нематериальные потребности работников.

  8. Централизация – это разумное сочетание централизации и децентрализации с целью повышения эффективности менеджмента организации.

  9. Иерархия (скалярная цепь команд) – это цепь руководителей от самого высшего до самого нижнего уровня.

  10. Порядок. А. Файоль выделял материальный порядок - «всякая вещь на своем месте» и социальный порядок – «определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте».

  11. Справедливость – это «сочетание благожелательности с правосудием». Только справедливое отношение руководителей к подчиненным может обеспечить лояльность персонала.

  12. Постоянство состава персонала. Текучесть персонала свидетельствует о плохом положении дел в организации и ведет к дополнительным издержкам.

  13. Инициатива – предполагает поощрение и развитие инициативы подчиненных для успешной реализации плана.

  14. Корпоративный дух. Сила организации заключается в объединении усилий всех его работников и поощрении коллективизма. Файоль подчеркивал недопустимость использования в управлении принципа «разделяй и властвуй».


А. Файоль считал эти принципы универсальными, но тем не менее призывал к ситуативности и гибкости в их применении.

В 1930-х гг. английский исследователь Линдал Урвик в работе «Элементы администрации» изложил разработанные им принципы построения формальной организации:

  • Соответствие работников структуре организации.

  • Создание специального и «генерального» штабов. Функциями специального штаба является разработка рекомендаций для руководителя, а функциями «генерального» штаба – подготовка и передача приказов руководителя, контроль и координация текущей работы.

  • Сопоставимость прав и ответственности.

  • Диапазон контроля (число лиц, находящихся в подчинении одного руководителя). Диапазон контроля не может быть жестко регламентирован, поскольку он зависит от личных качеств и способностей руководителя. Норма управляемости, рекомендованная Л. Урвиком, составляет 5-7 человек.

  • Специализация руководителей по целям, характеру выполняемых операций, типу потребителя или географическому признаку.

  • Определенность. Необходимым условием определенности в деятельности организации является письменное оформление прав, обязанностей и ответственности всех работников.

  • В свою очередь Макс Вебер сформулировал свои пять принципов построения формальной организации:

  • Вся деятельность организации должна быть разделена на простейшие операции, которые закрепляются за конкретными подразделениями.

  • Все руководители наделяются формальной властью, основанной на принципе иерархии.

  • Регламентация всех видов работ и ответственности каждого работника.

  • Кадровая политика, обеспечивающая мотивацию и стимулирование персонала.

  • Наличие системы контроля и санкций.

В настоящее время основными принципами менеджмента являются:

  1. Научность – построение системы управления и всей ее деятельности на строго научных основах.

  2. Системность и комплексность – изучение объекта управления и управляющей системы как единого целого. Системность означает необходимость использования системного анализа и синтеза при принятии управленческих решений. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управленческой деятельности, всей управляющей системы, учет всех направлений и свойств.

  3. Централизация и децентрализация – централизация обеспечивает жесткую взаимокоординацию звеньев в рамках системы управления, а децентрализация способствует структурной гибкости и повышению адаптивных возможностей системы. Централизация и децентрализация находятся в единстве и взаимодополняют друг друга.

  4. Пропорциональность – обеспечение взаимного соответствия между субъектом и объектом управления. Например, рост и усложнение объекта управления ведут к росту субъекта управления. Уровень этого соответствия может быть определен системой количественных и качественных показателей.

  5. Единоначалие – каждый сотрудник организации должен получать распоряжения только от своего непосредственного руководителя.

  6. Единство распорядительства – установление четкой персональной закреплённости полномочий распорядительства по каждому конкретному вопросу на каждом уровне и по отношению к каждому объекту управления за конкретным руководителем. Это позволяет избежать конфликтов распорядительства, когда разные руководители пытаются решить один и тот же вопрос с разных позиций.

  7. Коллегиальность – любое принимаемое решение должно разрабатываться коллективно при тесном и активном участии опытных и квалифицированных специалистов, что способствует всестороннему комплексному рассмотрению обсуждаемой проблемы.

  8. Конечная ответственность – менеджер может делегировать полномочия по решению отдельных задач своим подчиненным, но, тем не менее, он по-прежнему несет всю ответственность за надлежащее выполнение поставленных задач. Руководитель отдела отвечает за выполнение всех задач, возложенных на его подразделение, руководитель организации – за достижение ее целей. Для всех должностных лиц в организации устанавливается точная ответственность за выполнение определенных и точно очерченных работ, поэтому ответственность за принятые решения несет персонально руководитель.

  9. Соотнесение объема власти и ответственности – делегирование ответственности за достижение какой-либо цели должно сопровождаться передачей власти по распоряжению всеми необходимыми ресурсами.

  10. Прямой канал передачи распоряжений – информация и распоряжения должны передаваться точно и без пропуска каких-либо звеньев в этой цепочке. Восходящие коммуникационные связи должны проходить через непосредственного руководителя, и ни одно звено цепи не должно быть пропущено.

  11. Обратная связь – любое отклонение системы от ее естественного или заданного состояния является импульсом для управляющей подсистемы, направленным на поддержание системы в ее заданном состоянии.


2. Цели менеджмента

Целенаправленность, является главной чертой любой человеческой деятельности, присуща и управлению как специфическому виду активности. Целенаправленность означает осознанное движение к ясной цели, несмотря на возникающие препятствия.

Управление предприятием предполагает определение целей деятельности. Процедура постановки и выбора целей получила название целеполагание. Процесс целеполагания начинается с понимания философии бизнеса, определения миссии фирмы.

В научной литературе приводятся следующие определения цели управления:

  • конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремиться добиться группа, работая вместе.

  • такое состояние объекта управления, которое удовлетворяет потребности управляющей системы.

  • желаемое (требуемое) состояние или движение


Цель деятельности – это желаемое состояние объекта управления через определенное время. От ее правильного формулирования зависит слаженность работы персонала. Но как бы хорошо не были сформулированы цели предприятия, их необходимо довести до персонала, чего на наших предприятиях зачастую не происходит из-за недостаточно развитой системы коммуникаций. Основная цель любого предприятия – это получение прибыли. Зачастую эта цель отождествляется с миссией, но в этом кроется огромный подвох для самой организации, так как в данном случае руководителю очень сложно выделить деятельность своей фирмы среди конкурентов и, как следствие, рассчитывать на долгое существование.

В условиях рыночных отношений с учетом постоянных изменений положения любого предприятия, его конкурентов, посредников, покупателей, форм финансирования и состояния отрасли, в которой работает организация, обязательной целью менеджмента также является преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем. Цели устанавливаются на основе следующих принципов:

  • конкретности и измеримости;

  • достижимости и реальности. Недостижимые цели не поддаются мотивации, но и реализация легких целей плохо мотивируется, следовательно, цели должны соответствовать способностям работников;

  • наличия сроков исполнения;

  • эластичности целей, возможности их корректировки. Этот принцип особо актуален в наших постоянно меняющихся условиях.

Цели предприятия могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. Краткосрочные цели определяются не больше, чем на квартал или год. Это может быть и увеличение ассортимента на торговом предприятии, и продажа залежавшегося товара в определенные сроки, и т. д. Среднесрочные цели устанавливаются на срок от года до трех лет. Это и увеличение мощностей, и улучшение качества. Долгосрочные цели определяются на срок от трех до десяти лет. Они могут включать освоение новых рынков, универсализацию производства и др. После установления миссии и цели предприятие может приступать к дальнейшей деятельности.


Зaдaчи в cиcтeмe мeнeджмeнтa. Пoнятиe «зaдaчa» oтличaeтcя oт пoнятия «цeль» cлeдyющим oбpaзoм: зaдaчи этo цeли, дocтижeниe кoтopыx жeлaтeльнo к oпpeдeлeннoмy мoмeнтy вpeмeни в пpeдeлax пepиoдa, нa кoтopый paccчитaнo yпpaвлeнчecкoe peшeниe. Зaдaчa yкaзывaeт нa нeпocpeдcтвeнныe цeли opгaнизaции, пoддaющиecя кoличecтвeннoй xapaктepиcтикe.

Зaдaчy чacтo oпpeдeляют кaк пpeдпиcaннyю cepию paбoт, кoтopaя дoлжнa быть выпoлнeнa в oгoвopeнныe cpoки. С тexничecкoй тoчки зpeния, зaдaчи пpeдпиcывaютcя нe paбoтникy, a eгo дoлжнocти. Кaждaя дoлжнocть включaeт pяд зaдaч, paccмaтpивaeмыx кaк нeoбxoдимый вклaд в дocтижeниe цeлeй opгaнизaции.

Зaдaчи opгaнизaции дeлятcя нa тpи кaтeгopии. Этo paбoтa c людьми, пpeдмeтaми и инфopмaциeй.


Миссия – это причина существования предприятия. Миссия определяется в процессе стратегического планирования, она и является основной стратегией предприятия, в соответствии с которой строится вся остальная деятельность. Ее принятие позволяет четко определить назначение деятельности данного предприятия и не дает руководителям возможности ориентироваться на личные интересы. Генри Форд определил миссию своего предприятия как предоставление людям дешевого автотранспорта. Выбор миссии придает деятельности предприятия стабильность, так как определяются основные принципы его работы. Миссия позволяет организации быть гибкой и в случае необходимости изменить ее профиль. Для выбора миссии предприятию необходимо четко определить, кто будет являться его клиентами и какие потребности покупателей оно будет удовлетворять. На основе миссии определяются цели деятельности.

Миссия – это четко сформулированные смысл существования организации, ее предназначение, философия бизнеса. Миссия как философия включает в себя ценности, морально-этические нормы и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять. Смысл существования организации раскрывает причину ее появления и отличие данной организации от ей подобных. В миссии организации отражается ее уникальность и значимость для различных субъектов рынка. Все цели организации определяются и вырабатываются для осуществления ее миссии.

Целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с ее функционированием. Основными субъектами, чьи интересы оказывают влияние на деятельность фирмы, и, следовательно, должны быть учтены при определении ее миссии, являются:

    • собственники, владельцы фирмы;

    • сотрудники фирмы;

    • клиенты, покупатели продукта (услуги) фирмы;

    • деловые партнеры фирмы;

    • общество в целом в лице общественных, политических и правовых институтов, формирующих макроокружение, определяющее границы и возможности деятельности фирмы.


Определение миссии является исходным пунктом в процессе целеполагания.

Далее:

    • задается стратегический ориентир – генеральное направление деятельности на планируемый период;

    • разрабатывается система целей для предприятия в целом и для его подразделений;

    • проводится согласование целей для снижения конфликтности целей организации и отдельных подразделений, а также целей подразделений различных уровней.


Определение ориентира. Ориентир – это общее направление деятельности предприятия или отдельного подразделения на выбранный период времени. Ориентир представляет собой качественное (экспертное) мнение компетентных сотрудников о внутреннем потенциале фирмы и возможностях, которые предлагает внешняя среда деятельности, т. е. рынок. Разработка ориентиров является функциональной обязанностью руководства предприятия. Ориентиры деятельности предприятия, в соответствии с которыми в дальнейшем разрабатывается стратегия, определяются коллегиально группой принятия решения.


Система целей. В соответствии с целями генерального направления развития предприятия формируется система целей (с соответствующими целевыми показателями) для каждого подразделения. Количество и разнообразие целей управления настолько велико, что без комплексного, системного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация. Модель упорядочения целей разного уровня управления в единую комплексную систему получила название «дерево целей».


Процедура построения дерева целей включает в себя несколько последовательных шагов.

1. Определение вершины дерева – общей цели организации. На определенном временном этапе не может быть несколько общих целей. В зависимости от этой цели определяется конечный результат деятельности и эффективность этого результата.

2. Формирование последующих уровней по направлениям деятельности или декомпозиция целей. Каждый последующий уровень формируется таким образом, чтобы обеспечить достижение целей более высокого уровня.

Каждая «ветвь» дерева описывает не способ достижения цели, а конкретный конечный результат, выраженный каким-либо показателем.

Подцели одного уровня декомпозиции независимы (параллельны) между собой.

Иерархия целей напрямую связана со структурой предприятия и ее особенностями. Чем сложнее организационная структура предприятия, и чем больше у него различных видов деятельности, тем больше уровней декомпозиции и сложнее дерево целей. Уровни декомпозиции отражают иерархические уровни управления на предприятии.

Выделение уровней иерархии целей может осуществляться как на основе функционального принципа управления, так и по товарно-рыночному принципу. Функциональное разграничение связано с группировкой по содержанию деятельности: производство, кадры, маркетинг, финансы.