Файл: Тк 16. Итоговое контрольное задание по темам Раздела ii Основные проблемы философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТК – 16. Итоговое контрольное задание по темам Раздела II

«Основные проблемы философии».

Инструкция по выполнению: задание выполняется опираясь на лекции по Разделу II (темы 9-13). Необходимо выполнить один из вариантов задания, ответив на все вопросы в выбранном варианте. Выбор варианта осуществляется обучающимся по желанию.
Вариант 1.


  1. Заполните таблицу, дав определения понятий, опираясь на лекции по темам «Онтология: учение о бытии» и «Гносеология: учение о познании»






Понятие

Определение понятия

1

Бытие

это мир идей (эйдосов) как самостоятельных духовных сущностей.

2

Пространство

это форма бытия выражает сосуществование явлений и объектов, их протяженность, трехмерность (имеет длину, ширину, высоту), структурность, отдаленность и расположение относительно друг друга.

3

Время

это форма бытия, характеризующая длительность существования и смену состояний материальных объектов.

4

Движение

это не только перемещение тел в пространстве относительно других тел, как представляется обыденному сознанию, но и всякое изменение объекта, которое обнаруживает себя благодаря взаимодействию с окружающим миром.

5

Развитие

 это тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому.

6

Детерминизм

учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений объективной действительности.

7

Знание

 это индивидуальный и общественный опыт, предающийся посредством языка (знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания), структурированный и осмысленный в процессе познания.

8

Познание

это есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира или иными словами процесс приобретения знаний.

9

Информация

это сведения, совокупность каких-либо данных.

10

Истина

это адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом.





  1. Ответьте на вопросы, опираясь на лекцию по теме «Аксиология: учение о ценностях».

- Какие типологии и виды ценностей Вы знаете?

- Приведите примеры витальных, политических, моральных и социальных ценностей.

Наиболее распространенной в социальных и гуманитарных науках является типология, которая своим основанием имеет преимущественно различие и относительное обособление основных типов социальной деятельности и форм общественного сознания. Вместе с тем, данная типология традиционно включает и указание на человеческие потребности, которые считаются наиболее фундаментальными и в этом смысле обусловливают саму возможность социальной деятельности с ее разделением труда и основными социальными институтами.

Среди философских по сущности и происхождению типологий ценностей особое теоретическое значение имеет разделение всех ценностей на две категории: предметные и субъектные ценности. Основанием данной типологии является выделение и противопоставление элементов ценностного отношения по принципу: предмет оценки – средства и результаты оценки. Предметные ценности – то, что оценивается, то есть «факты». Это не обязательно вещи: в качестве фактов могут выступать все виды реальности – вещи, свойства, отношения.

Вторая философская по происхождению и общему смыслу типология ценностей ранжирует их по принципу иерархии, осуществляя деление всех ценностей на «высшие» и «низшие», «ценности–цели» и «ценности– средства».

Виды ценностей:

1) предметные ценности – т.е. явления реальности, обладающие определенной значимостью для субъекта. К ним относят:

- природные объекты, процессы и явления;

- социальные объекты;

2) субъектные ценности – способы и критерии, на основании которых оцениваются те или иные явления.

Примеры:

• Витальные (жизнь, здоровье, безопасность);

• Экономические (богатство, собственность, эффективность труда);

• Социальные (социальный статус, престиж профессии, карьера);

• Политические (правопорядок, государственность, политическая свобода);


  1. Ответьте на вопросы, опираясь на лекцию по теме «Социальная философия: учение об обществе. Человек и общество»


- Что означают понятия индивид, индивидуальность и личность?


Индивид - это отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода.

Индивидуальность – это специфические природные и социальные качества и особенности человека (например, цвет глаз, способности и пр.).

Личность – это человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

 Если рассмотреть термины в совокупности , то они часто используют как синонимы слова «человек», но все же между ними есть существенная разница. По определениям можно понять какое различие между ними.
- Какие критерии личности выделяет современная философия, педагогика, юриспруденция?

Философия

К базовым относятся темперамент, характер, способности человека. Именно через базовые свойства раскрываются динамические характеристики психики (эмоциональность, темп реакций, активность, пластичность, чувствительность) и формируется определенный стиль поведения и деятельности личности.

Педагогика

В частности выделяют следующие характеристики личности - разумность, ответственность, свобода, личное достоинство, индивидуальность, общественная активность, принципиальность, твердость нравственных взглядов и убеждений. Распространенным является подход, при котором выделяются стороны развития личности - духовно-нравственная, физическая и интеллектуальная.

Юриспруденция

Среди них можно назвать: творческое мышление; коммуникабельность; волевые качества; организаторские способности; способность противостоять отрицательным эмоциям.