Файл: Аудит эффективности в государственном управлении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

Аннотация

В современном мире в связи с непредсказуемостью развития экономических процессов большое значение принимает реализация аудита эффективности в государственном управлении. Он позволяет оценить использование денежных средств, выделенных из бюджетной системы Российской Федерации. При этом наиболее распространенным инструментов государственного управления выступают государственные программы, оценка которых напрямую связана с аудитом эффективности.

Ключевые слова: аудит эффективности, государственное управление, государственные программы

annotation

In the modern world, due to the unpredictability of the development of economic processes, the implementation of performance audit in public administration is of great importance. It allows you to evaluate the use of funds allocated from the budget system of the Russian Federation. At the same time, the most common tools of public administration are government programs, the evaluation of which is directly related to the performance audit.

Keywords: performance audit, public administration, government programs

Аудит эффективности в государственном управлении представляет собой особое рассмотрение, анализ и оценивание эффективности программ, реализуемых государственными органами власти. При этом, важно отметить, что реализация таких функций государственных органов основывается на использовании особой информации, которая позволяет сделать определенные, систематизированные выводы о том, насколько действия государства являются оправданными и эффективными [4].

Аудит эффективности нацелен на решение следующих важных вопросов:

  1. Оценка эффективности функционирования бюджетной системы РФ и других внебюджетных фондов;

  2. Оценка эффективности реализации и применения льготных режимов, действующих на территории РФ;

  3. Определение практической эффективности применения займов со стороны государства и специализированных кредитных организаций, а также иных организаций, деятельность которых направлена на реализацию кредитных функций.

Аудит эффективности направлен на анализ как самой деятельности, так и ее результатов. Он способен значительным образом расширить ответственность сектора государственных органов и внести практическую значимость в увеличение эффективности управления государственного аппарата Российской Федерации.


Основными характеристиками аудита эффективности в государственном управлении можно назвать оценку результативности функционирования совокупности действий в области государственного управления и, несомненно, анализ воздействия государства на общество в социальной сфере и сфере экономики, а также возможностей в выявлении методических рекомендаций к действию с учетом особенностей исследования [2]. Также можно выделить иные аспекты, характеризующие аудит эффективности (Таблица 1).

Таблица 1 – Характеристика аудита эффективности в государственном управлении

Аспекты

Характеристика

Ключевая цель

Оценка мер государственного регулирования и их соответствия основным принципам эффективности, экономичности и результативности

Теоретическая основа

Профессиональные исследования, методология социальных наук, экономические и политические науки

Отчетность

Специальный отчет публикуется для каждой конкретной ситуации, меняется содержание и структура в зависимости от основных целей и задач.

Следовательно, такой вид аудита дает возможность произвести подробную оценку результативности деятельности органов государственной власти, главным образом исполнительной власти в области выполнения социально-экономических целей и задач. Объектом такой оценки выступают бюджеты разных уровней.

Важно отметить, что основное направление аудита эффективности будет определено в зависимости от реализуемой политики государства. При этом российский аудит эффективности направлен на достижение экономического, общественного и финансового эффекта. Это позволяет предоставить наиболее обширный и «прозрачный» анализ эффективности деятельности.

Несмотря на то, что аудит эффективности – это относительно новое направление реализации функций государственных органов для России, для других развитых стран – это весьма распространенное понятие.

Методика аудита эффективности в Российской Федерации разработана на примере международного опыта таких аудиторских процедур. Впервые это понятие было закреплено в документах Международной организацией высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в 1977 г. В 2004 г. Данная организация издала Руководство по внедрению аудита эффективности, которое содержало все основные определения, термины и показатели [5].



Так, уже в 2000-х годах началась реализация аудита эффективности Счетной палатой РФ. Контрольные мероприятия реализовывались по национальным проектам и целевым Правительственным программам. За достаточно большой период число аудиторских проверок, контрольных мероприятий постоянно возрастало, что говорит о необходимости такого аудита в России и его практической значимости.

При этом особенностью аудита эффективности на территории РФ заключается в особом сосредоточении внимания на законности и полноте расходования средств государственного бюджета.

Правовое обеспечение аудита эффективности в России производится Бюджетным кодексом Российской Федерации, Стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 104 "Аудит эффективности" и Федеральными законами.

На современном этапе развития рыночных отношений на территории РФ аудит эффективности находит свое отражение в государственных программах, которые направлены на реализацию принципов программно-целевого управления. Государственная программа представляет систематизированную совокупность мероприятий, связанных между собой единой целью и задачами, сроками проведения и методикой реализации [1]. Ключевыми целями таких программ как раз таки и выступает достижение социальных и экономических задач по развитию государства и безопасности страны.

На сегодняшний день роль государственных программ все больше усиливается в связи с увеличением санкций в сторону государства. Такие программы выступают неким стабилизатором экономической сферы РФ и начальным пунктом для развития иных сфер функционирования общества. Следовательно, возникает острая необходимость увеличения результативности функционирования органов государственной власти и достижения плановых показателей.

В данном случае аудит эффективности применяется для оценки программ государства. Благодаря нему определяется важность расходования средств бюджетной системы РФ и способы оптимизации параметров существования экономики и приоритетных целей, задач, направленных на укрепления позиций на международной арене, социально-экономического развития и производства конечного общественного блага [3].

Одновременно с этим, важно отметить, что ключевым аспектом, на который необходимо сосредоточить внимание государства – проработанность учета социально-экономического эффекта и методик оценки государственных программ. А рациональная и эффективная оценка реализации государственных программ – ключ к дальнейшему повышению устойчивости экономической ситуации в России, а значит, решение данной проблемы в ближайшей перспективе является приоритетным вопросом регионального развития.


Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что аудит эффективности в государственном управлении важен и необходим. Вместе с тем, органы власти должны быть уверены в обоснованной важности реализации такого аудита, что будет необходимым при требовании выделения дополнительных бюджетных средств государства. Государственные органы власти должны быть готовы к реформированию ключевых аспектов аудита с целью повышения его результативности и совершенствовании деятельности членов Правительства РФ.
Список использованных источников

  1. Бычкова, С. М. Аудит / С.М. Бычкова, Е.Ю. Итыгилова. - М.: Магистр, 2017. – c. 46

  2. Воронина, Л. И. Аудит. Теория и практика. Учебник для бакалавров / Л.И. Воронина. - М.: Омега-Л, 2018. – c. 180

  3. Иванова, Е. И. Аудит эффективности в рыночной экономике / Е.И. Иванова, М.В. Мельник, В.И. Шлейников. - М.: КноРус, 2019. – c. 128.

  4. Терещенко Д. С. Аудит эффективности как особая форма государственного аудита. Публично-правовые исследования. 2017. – c. 34-63

  5. Карепина О. И. Развитие аудита эффективности государственных расходов. Международный бухгалтерский учет. 2014. – c. 42-51