ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 379
Скачиваний: 26
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание
Эссе по теме:
«Конфликт задач как движущая сила развития»
ФИО | Жирков Алексей Михайлович |
Направление | ПП 20.10.22 Коммерческий директор 676 |
Москва 2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Конфликт является неотъемлемым фактором в функционировании любого социума. В современном обществе, в условиях, когда постоянно увеличивается скорость социальных процессов, когда со стрессовыми ситуациями имеют дело все большее количество людей, когда эти же люди, вовлеченные в совместные бизнес-процессы, расходятся в своих интересах, тогда могут возникать острые конфликтные ситуации. Состояние конфликта деструктивно воздействует на людей, дезорганизуя их, переводя их в иррациональное состояние, когда ими начинают управлять эмоциональные проявления и, как следствие, их действия и поступки становятся алогичными, неразумными и непредсказуемыми.
Если в повседневной жизни конфликты кроме стрессовой ситуации и временной психической травмы нечем серьезным нам не угрожают, то для любого руководителя конфликтные ситуации являются одним из главных негативных факторов, так как последствия от таких конфликтов могут быть самыми непредсказуемыми и далекоидущими.
По сути, в любом, даже самом дружном и сплоченном коллективе рано или поздно могут возникнуть конфликтные ситуации, вызванные прежде всего общей психологической усталостью. Руководитель в силу своей главенствующей и определяющей роли в коллективе часто находится в самом эпицентре конфликтных ситуаций и вынужден применять все имеющиеся средства, чтобы совладать с ними. Поэтому управление конфликтными ситуациями в компании является прежде всего одной из основных задач любого руководителя.
С появлением новых технологий и методов в менеджменте понятие конфликтной ситуации рассматривается не как сугубо негативный процесс, где обязательно необходимо сглаживание любых возникающих конфликтных ситуаций, а скорее как дополнительный фактор появления возможных альтернативных решений и новый этап в развитии организации.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Конфликтная ситуация – это совокупность конфликтных взаимоотношений между сторонами, отражающая весь спектр их взаимодействий, индивидуальные интересы противоборствующих сторон, соотношение их сил и ресурсов и т.д.
Обозначим наиболее важные компоненты конфликтов:
1) Причина конфликта.
У каждого человека по жизни формируются индивидуальные мнения, потребности, интересы, идеи и т.д. На основе их он пропускает через призму собственного восприятия все, с чем имеет дело в реальной жизни. На этой же основе возникают и индивидуальные стремления-мотивы к совершению тех или иных поступков для реализации внутренних сложившихся и укоренившихся установок. Мотивации могут быть как сознательными, так и бессознательными. Но в обоих случаях они решающим образом влияют на отношение человека к окружающим его вещам и явлениям.
2) Стороны конфликта.
В классическом конфликте задействовано как минимум 2 противоборствующие стороны. Существуют также многосторонние конфликтные ситуации между тремя и более сторонами, но их рассмотрение в данном эссе опустим. Помимо прочего, в конфликтную ситуацию могут быть вовлечены иные участники: провокаторы сочувствующие, посредники, советники, невинные жертвы, случайные свидетели и т.д.
3) Сложившееся представление о ситуации у конфликтующих.
Каждый участник конфликтной ситуации формирует свое собственное видение и картину происходящего. Эти представления по определению не совпадают с другими участниками и составляют основу их дальнейшего противостояния.
Типичная картина конфликта включает следующие явления:
- представление конфликтующих о самих себе;
- представление конфликтующих о противоположной стороне конфликта;
- представление конфликтующих о ситуации и условиях возникновения самой конфликтной ситуации.
Человек реагирует на любую ситуацию в зависимости от того, как он воспринимает ее смысл, посыл. Результатом восприятия каждой конкретной ситуации для человека является самоопределение в ней. В своих последующих действиях человек опирается на это сформировавшееся самоопределение. От нашего восприятия отдельных параметров ситуации зависит наше отношение к ним и соответствующее дальнейшее поведение.
Мотивация определяет то, что психологи называют формированием цели. Цель определяется как определенный, мысленно выраженный результат, которого человек хочет достичь в предложенных обстоятельствах. Поэтому возникают внутренние конфликты, при постановке объективно недостижимых целей.
Умственные конфликты возникают, когда человек сталкивается с информацией, противоречащей его сложившимся ранее взглядам и представлениям об окружающей действительности.
Как следствие, если два человека имеют противоположные мнения об одной и той же ситуации, их мотивы также диаметрально различаются. То есть в данной конкретной ситуации стремления и желания людей, очевидно, разнятся.
4) Область разногласий конфликтующих.
Конфликт возникает только тогда, когда имеется предмет спора- вопрос, вызывающий разногласия. Области разногласий не всегда легко и явно обнаруживаются. Часто сами участники не имеют определенного и явного представления в этом вопросе. Порою кажется, что конфликтная ситуация произошла из-за пустякового вопроса. Но по факту оказывается, что этот пустяк является проявлением более глубинных антагонизмов, которые конфликтующие стороны не способны трезво осознать в полной мере. К тому же, границы области разногласий подвижны и могут изменяться в процессе конфликта. Область разногласий расширяется, там, где загораются все новые очаги разногласий. И наоборот, когда участники конфликта приходят к консенсусу по определенному вопросу, область разногласий существенно сужается. Когда все разногласия будут устранены, она исчезнет вовсе.
5) Условия возникновения конфликтного процесса.
Характер любого разногласия в большинстве случаев определяется и формируется внешними условиями.
Наиболее важные условия любого конфликтного процесса:
- пространственные;
- временные;
-социально-психологические.
6) Разделения позиций конфликтующих.
В конфликте действия и поступки друг против друга являются истинным и однозначным направлением конфликтной ситуации.
Основными видами действий одной из конфликтующих сторон, которые другая сторона расценивает как конфронтационные, являются:
-нарушение обязательств противоположной стороной;
-создание препятствий для реализации проектов и намерений противоположной стороны;
-изъятие того, что, по мнению другой стороны, не находится во владении иной стороны;
- нанесение ущерба имуществу или репутации конфликтующих;
-унизительное поведение: словесные оскорбления, харассмент и т.д;
- прямое физическое насилие в отношении другой стороны;
-угрозы и иные принудительные действия, заставляющие конфликтующих делать то, что они не хотят и не обязаны делать.
С другой стороны, люди, чьи действия воспринимаются как остро конфронтационные, могут так не думать и более того даже не подозревать об этом. Для них данные действия могут казаться совершенно обыденными и привычными, случайными и просто неосознанными. Как правило, при откровенном разговоре оппонент проясняет ситуацию, и напряжение в отношениях попросту улетучивается. Но иногда не находится определенных оправданий, чтобы изменить убеждение противоположной стороны в том, что действия не были намеренно враждебными. И в этих оправданиях противоположная сторона склонна видеть только ложь и обман, это только усугубляет любые дальнейшие отношения.
7) Завершение конфликтной ситуации.
Практически любое конфликтное действие может иметь четыре варианта завершения:
- компромисс, консенсус;
- прекращение конфликтных действий;
- интеграция и разрешение конфликта;
- полное или частичное подчинение противоположной стороны.
Как следствие, стороны конфликта в определённой степени влияют друг на друга. В конфликтных ситуациях влияние оппонентов ощущается особенно сильно, поскольку его цель поколебать планы и задачи другой стороны. Интенсивность влияния возрастает с увеличением остроты конфликта. В особо стрессовых ситуациях действия, которые обычно не привлекают внимания, переживаются в гораздо большей мере. Взаимное влияние конфликтующих может принимать различные формы: внушение, убеждение, подражание, давление, игнорирование и т.д.
Классическая схема описания конфликтных ситуаций включает следующие группы:
-Структура конфликтной ситуации.
- Совокупность устойчивых составляющих конфликта, обеспечивающих его целостность.
-Сущность конфликтов.
Под социальной конфликтной ситуацией понимается наиболее острый способ развития и завершения процессов антагонизмов, возникающих в ходе социального взаимодействия, заключающийся в остром противодействии конфликтующих сторон и сопровождающийся их резкими негативными проявлениями в отношении друг друга. Помимо конфликта, социальные противоречия могут разрешаться путем сотрудничества, компромисса, консенсуса, уступки, игнорирования и избегания.
Под внутриличностным конфликтом понимается острое негативное переживание, вызванное борьбой внутреннего мира определенной личности, отражающее внутренние противоречивые аспекты личности в связи с внешним миром.
Конфликты можно классифицировать в зависимости от их масштабов, последствий, длительности, характера противоречий, лежащего в их основе, интенсивности, степени конструктивности, сферы, результатов и т.д.
-Генезис конфликта.
Возникновение, развитие и завершение под действием системы внутренних и внешних факторов и причин.
-Эволюция конфликта.
Постепенное, дискретное, относительно длительное развитие от простых к более сложным формам и проявлениям.
-Динамика конфликтов.
Ход развития определенных конфликтов или их видов во времени.
-Функции конфликта.
Влияние на внешнюю среду и свои определенные подуровни. По направленности течения выделяют конструктивные и деструктивные функции. По сфере действия – внешние и внутренние конфликты. Основные функции конфликта связаны с его влиянием на противоречия, этот конфликт породившие, на настроения, на взаимоотношения, на эффективность индивидуальной деятельности оппонентов, на эффективность совместной деятельности группы, на взаимоотношения в группе, на внешнюю окружающую конфликт среду и др.
-Системно-информационное описание конфликтов.
Вид и результат их системного анализа, заключающийся в выявлении закономерностей информационного обмена между базовыми структурными элементами конфликтной ситуации, а также между конфликтом и окружающей внешней средой. Информация играет ключевую роль в возникновении, развитии, завершении, регулировании, предупреждении конфликтов, а также в развитии конфликтологии в целом.
-Предупреждение конфликтов.
В широком смысле –это такая организация жизнедеятельности потенциально конфликтующих сторон, которая сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними. В узком смысле – деятельность потенциально конфликтующих сторон, а также третьих лиц по устранению причин конкретного назревающего конфликта, разрешению противоречия неконфликтными способами и методами, поиск компромиссов и консенсусов.
-Исследование и диагностика конфликтов.
Деятельность по выявлению закономерностей развития и особенностей конфликтов с целью их конструктивного регулирования с дальнейшими положительными последствиями.
Понятие конфликта часто ассоциируется с агрессией, угрозами, ссорами, стычками, оскорблениями и т. п. В результате бытует мнение, что конфликт - явление всегда резко негативное, что его, по возможности, следует избегать и изначально не допускать его возникновения.