Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования дальневосточный государственный университет путей сообщения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, его распределением и обслуживанием занимаются работники службы сигнализации и связи.
На высоковольтные линии и линейные пункты приходится от 56 до 76,9% доли отказов, на высоковольтные линии - от 38,4 до 54,6%. При интенсивном увеличении протяженности этих линий и движения поездов появилась необходимость повышения уровня технического состояния и эксплуатации отдельных элементов и линий в целом.
Трасса воздушной линии сигнализации централизации и блокировки должна проходить по свободной от линии связи стороне железнодорожного полотна, при наличии линии связи с обеих сторон полотна; предпочтение отдают той стороне, где расположена линия связи министерства путей сообщений. Конструктивное выполнение и габариты линии в основном определяют климатическими условиями района и характеристикой местности по населенности, где она проходит.
В зависимости от климатических условий района по гололеду проектируют следующие типы воздушной линии сигнализации централизации и блокировки: нормальный (Н) – толщина стенки льда на проводе не превышает 10 мм; усиленный; (У) – толщина стенки льда достигает 15 мм; особо усиленный (ОУ) – толщина стенки льда достигает 20 мм. В районах, где гололед имеет толщину стенки более 20 мм, требует составление специального проекта с разработкой нетиповых конструкций.
В типовом проекте (3,501-13 №624/I) унифицированные железобетонные опоры высоковольтно – сигнальных линий автоблокировки напряжением 6 (10) кВ предусмотрительно собирают из железобетонных центрифугированных стоек типов 170/10–2Ж–В и 170/11–2Ж–В (длиной 10 и 11 м соответственно) и коробчатых стоек типов (К10–2–В) и (К11–2–В). Стойки обоих типов, изготавливают из бетона с предварительным натяжением арматуры из высокопрочной проволоки диаметром 4 мм – центрифугированных и 5мм – коробчатых.
Наряду с железобетонными стойками Минтрансстроя могут применяться железобетонные стойки типа СВб–2,5–110 Минэнерго, которые изготавливают из вибрационного предварительно напряженного железобетона. Железобетонные опоры, устанавливаемые в населенной местности должны иметь защитное заземление. Например: территории городов, поселков, железнодорожных станций, деревень, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, портов, пристаней, парков, бульваров и пляжей.
Железобетонные опоры воздушных линий сигнализации централизации и блокировки, расположенные в ненаселенной местности, заземляют, когда емкостные токи замыкания на землю превышают 5 А. Релейная защита фидеров от однофазных замыканий на землю, в этом случае, может действовать на сигнал. Во всех остальных случаях производить заземление опор воздушных линий сигнализации централизации и блокировки в ненаселенной местности не требуется, но при емкостных токах более 5 А, должна действовать на отключение этих фидеров.
Сопротивление заземляющих устройств опор в летнее время в грунтах с удельным сопротивлением до 100 Ом ∙ м – должно быть не более 30 Ом, а в грунтах с выше 100 Ом ∙ м – не более 0,3 Ом. В фундаментной части стоек на расстоянии 2,2 м выполняется гидроизоляционное покрытие.
В целях сокращения типов элементов опор и повышения технологичности их изготовления конструкции анкерных угловых опор разработаны таким образом, что позволяют получить анкерные и концевые опоры. В этом случае подкос и элементы его крепления не ставят. Угловые промежуточные опоры могут быть получены из анкерных (концевых) путем установки специальной траверсы без применения подтраверсников. Для опор применяются железобетонные приставки трапецеидального сечения из ненапряженного железобетона марок Пто–2,24,25, Пто–4,26 из предварительно напряженного железобетона. На эти типы приставок следует переходить, заменяя приставки таврового сечения марок Т–1– 4,251,25, Т–2–4,252,25. При соединении стоек с приставками внахлестку длину стыка рекомендуется принимать при длине пасынка 4,25 м – 1,1 м, а при 6 – метровой приставке – 1,5м. Бандажи выполняют из мягкой стальной оцинкованной проволоки диаметром 4мм. Допускается применение неоцинкованной проволоки диаметром 5 – 6 мм при условии покрытия ее асфальтовым лаком. Число витков проволоки в бандажном соединении зависит от горизонтальных усилий, действующих на него.
Воздушная линия автоблокировки выполняется: стальными однопроволочными проводами диаметром 5 миллиметров (ПСО5), биметаллическими проводами диаметром 4 и 6 миллиметров (БМ4, БМ6), стальными многопроволочными проводами ПС25, ПС35, а также сталеалюминевыми неизолированными проводами АС25, АС35, АС50. Провода крепятся на изоляторах ШФ10В и ШС10 при деревянных и на изоляторах ШД20 при железобетонных опорах.
Марку и сечение проводов ВЛ СЦБ определяют нагрузкой фидерной зоны из условия консольного питания всех линий и ограничения потерь напряжения на уровне 10%. Используют неизолированные стальные многопроволочные провода ПС–25, ПС–35 и тросы диаметрами 4,3 и 6,1 мм, сталеалюминевые провода марок АС-25, АС-35, АС-50, из алюминиевого сплава марок АН и АЖ номинальным сечением 25, 35, 50, 70 мм2. Провода марки АН изготавливают из алюминиевого сплава АВ–Е, а марки АЖ из того же сплава, но термоупрочненного, которые обладают высокими физико-механическими свойствами. По своим электрическим и механическим характеристикам эти провода несколько отличаются от алюминиевых и сталеалюминевых, хотя и приравниваются к ним. При решении вопроса замены алюминиевых и сталеалюминевых проводов на провода из сплава АВ–Е необходимо выбирать следующее большее сечение. Вблизи морских побережий, соленых озер, химических предприятий следует применять биметаллическую проволоку типов БСМ-4, БСМ-6 диаметрами 4 и 6 мм, подвешивать специальные провода марок АСКС–25, АСКС–35, АСКС–50 или сталемедные тросы диаметрами 6,6, 7,5 и 9 мм типов ПБСМ–1–25, ПБСМ-1-35. При устройстве переходов ВЛ СЦБ необходимо применять стальные или сталеалюминевые провода сечением, не менее 25 мм
2 (при пересечении железных дорог, сечением не менее 35 мм2). Применение алюминиевых проводов на ВЛ СЦБ во всех случаях запрещается.
Изоляторы. Для изоляции проводов ВЛ СЦБ от опор используют, как правило, штыревые фарфоровые (ШФ) и стеклянные (ШС, ШЖБ) изоляторы. Кроме штыревых, по условиям удобства монтажа, для надежной работы секционирующих ВЛ СЦБ разъединителей, если штыревые изоляторы не обеспечивают требуемую механическую прочность, проектами предусматривается применение и подвесных стеклянных (ПС) или фарфоровых (ПФ) изоляторов. Изоляторы из закаленного стекла не уступают аналогичным типам фарфоровых изоляторов, они дешевле. Дефектный изолятор из закаленного стекла легче выявляют осмотром и в момент монтажа, так как он прозрачный, и в период эксплуатации, так как при пробое у него разрушается стеклянная тарелка, причем отрыва стержня изолятора от шапки не происходит. Дефектный фарфоровый изолятор выявляют только путем проведения дополнительных испытаний или верхового осмотра линий.
На ВЛ СЦБ применяют изоляторы следующих М типов: ШФ10–Г(а), ШС10–Г, ШС10–А(б), ШФ20–В(в), ПФ70В(г), ШЖБ10–С(д). Первая буква условного обозначения изолятора означает его вид: П – подвесной, Ш – штыревой; вторая – материал изоляции: Ф – фарфор, С – стекло. Третья буква у подвесных изоляторов определяет конфигурацию изоляционной детали: В – с вытянутым ребром, Д – двукрылая, К– коническая, Н – нормального исполнения, С – сферическая. Цифры у штыревых изоляторов всегда показывают номинальное напряжение изолятора, кВ. Разрушающая нагрузка штыревых изоляторов при изгибе составляет 10 – 14 кН. Первые цифры подвесных изоляторов означают класс изолятора (40, 70, 120, 160, 210, 300, 400, 530), они определяют для них механическую разрушающую силу на разрыв в кН. Буквы А, Б, В, Г после класса указывают на модификацию изолятора.
Изоляторы крепят на штырях при помощи пеньки или пакли, пропитанных суриком или переходных полиэтиленовых колпачках типа К, которые для ВЛ СЦБ изготовляют четырех типов размеров. В зависимости от типов изолятора и штыря применяют разные типы колпачков.
Арматура. Крепление проводов к опорам анкерного типа ВЛ СЦБ производят при помощи подвесных изоляторов и сцепной арматуры, куда входят болтовые и петлевые зажимы, ушки и серьги, выполняют одинарным, поскольку механическая прочность такого крепления во всех случаях удовлетворяет расчетным нагрузкам. Установка
двух натяжных изоляторов в каждый провод, например у опоры с разъединителем РЛНД–10С, объясняется необходимостью соблюдения габаритов токоведущих частей относительно заземленных.
Комбинированные предохранители – разъединители ПКН. Они состоят из патрона с плавкой вставкой и фарфорового корпуса, установленного в зависимости от применяемого напряжения на изоляторах ШС-6 или ШС-10. Патрон предохранителя крепят на подвижной крышке его корпуса. Открытием крышки достигается разрыв электрической цепи между ВЛ СЦБ и трансформатором ОМ.
Разъединители. Секционирование ВЛ СЦБ осуществляют разъединителями ТВ-102А (номинальное напряжение 6 кВ), ТВ-102В, РЛНД–10С (номинальное напряжение 10 кВ). Разъединители ТВ-102А и ТВ-102В с производства сняты, поэтому в эксплуатации их заменяют на разъединители РЛНД–10С и РЛНД–А–1–10, которые являются более совершенными и состоят из трех однополюсных комплектов, собранных на общем основании и соединенных общей тягой.
Каждая сигнальная точка (светофор с комплексом реле и других устройств) питается от однофазного масляного трансформатора (ОМ), напряжением 230 В. В качестве резерва используют линию ДПР и специальные комплектные трансформаторные подстанции (КТП) с двумя трансформаторами ЗНОМ35 мощностью 2 кВА. Трансформаторы защищены от перенапряжения трубчатыми разрядниками и присоединены к высоковольтным проводам через разъединители.
Для объектов электрической централизации (ЭЦ) применяется централизованная и местная системы питания.
При централизованной системе питания все устройства ЭЦ получают питание от источников, установленных на центральном посту, которые соединены кабельными линиями с разными трансформаторными подстанциями железнодорожного узла.
Система местного питания распространенна на малых станциях и характеризуется тем, что в каждой горловине станции или у групп стрелок установлены источники электропитания.
На посту ЭЦ крупных станций имеются трансформаторы, понижающие напряжение с 380 до 220 В, которые через выпрямители поступают к светофорам, рельсовым цепям и лампам табло. Стрелочные электроприводы и реле работают на постоянном токе. Для питания стрелочных переводов на посту централизации установлена рабочая батарея. На посту ЭЦ имеются два фидера основной и резервный, или резервный собственной электростанции. Питание устройств входных светофоров производится от линии автоблокировки через трансформаторы ОМ.
Устройство ЭЦ промежуточных станций получают основное питание от линии автоблокировки . В каждой горловине станций и в помещении дежурного по станции установлены трансформаторы ОМ, от которых переменный ток напряжением 220 В поступает к понижающим трансформаторам и затем к стационарным светофорам, рельсовым цепям и лампам табло. В приложении А рассмотрим отказы в работе устройств СЦБ по причине неисправностей устройств электроснабжения за период 2014-2015 года
На высоковольтные линии и линейные пункты приходится от 56 до 76,9% доли отказов, на высоковольтные линии - от 38,4 до 54,6%. При интенсивном увеличении протяженности этих линий и движения поездов появилась необходимость повышения уровня технического состояния и эксплуатации отдельных элементов и линий в целом.
Трасса воздушной линии сигнализации централизации и блокировки должна проходить по свободной от линии связи стороне железнодорожного полотна, при наличии линии связи с обеих сторон полотна; предпочтение отдают той стороне, где расположена линия связи министерства путей сообщений. Конструктивное выполнение и габариты линии в основном определяют климатическими условиями района и характеристикой местности по населенности, где она проходит.
В зависимости от климатических условий района по гололеду проектируют следующие типы воздушной линии сигнализации централизации и блокировки: нормальный (Н) – толщина стенки льда на проводе не превышает 10 мм; усиленный; (У) – толщина стенки льда достигает 15 мм; особо усиленный (ОУ) – толщина стенки льда достигает 20 мм. В районах, где гололед имеет толщину стенки более 20 мм, требует составление специального проекта с разработкой нетиповых конструкций.
В типовом проекте (3,501-13 №624/I) унифицированные железобетонные опоры высоковольтно – сигнальных линий автоблокировки напряжением 6 (10) кВ предусмотрительно собирают из железобетонных центрифугированных стоек типов 170/10–2Ж–В и 170/11–2Ж–В (длиной 10 и 11 м соответственно) и коробчатых стоек типов (К10–2–В) и (К11–2–В). Стойки обоих типов, изготавливают из бетона с предварительным натяжением арматуры из высокопрочной проволоки диаметром 4 мм – центрифугированных и 5мм – коробчатых.
Наряду с железобетонными стойками Минтрансстроя могут применяться железобетонные стойки типа СВб–2,5–110 Минэнерго, которые изготавливают из вибрационного предварительно напряженного железобетона. Железобетонные опоры, устанавливаемые в населенной местности должны иметь защитное заземление. Например: территории городов, поселков, железнодорожных станций, деревень, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, портов, пристаней, парков, бульваров и пляжей.
Железобетонные опоры воздушных линий сигнализации централизации и блокировки, расположенные в ненаселенной местности, заземляют, когда емкостные токи замыкания на землю превышают 5 А. Релейная защита фидеров от однофазных замыканий на землю, в этом случае, может действовать на сигнал. Во всех остальных случаях производить заземление опор воздушных линий сигнализации централизации и блокировки в ненаселенной местности не требуется, но при емкостных токах более 5 А, должна действовать на отключение этих фидеров.
Сопротивление заземляющих устройств опор в летнее время в грунтах с удельным сопротивлением до 100 Ом ∙ м – должно быть не более 30 Ом, а в грунтах с выше 100 Ом ∙ м – не более 0,3 Ом. В фундаментной части стоек на расстоянии 2,2 м выполняется гидроизоляционное покрытие.
В целях сокращения типов элементов опор и повышения технологичности их изготовления конструкции анкерных угловых опор разработаны таким образом, что позволяют получить анкерные и концевые опоры. В этом случае подкос и элементы его крепления не ставят. Угловые промежуточные опоры могут быть получены из анкерных (концевых) путем установки специальной траверсы без применения подтраверсников. Для опор применяются железобетонные приставки трапецеидального сечения из ненапряженного железобетона марок Пто–2,24,25, Пто–4,26 из предварительно напряженного железобетона. На эти типы приставок следует переходить, заменяя приставки таврового сечения марок Т–1– 4,251,25, Т–2–4,252,25. При соединении стоек с приставками внахлестку длину стыка рекомендуется принимать при длине пасынка 4,25 м – 1,1 м, а при 6 – метровой приставке – 1,5м. Бандажи выполняют из мягкой стальной оцинкованной проволоки диаметром 4мм. Допускается применение неоцинкованной проволоки диаметром 5 – 6 мм при условии покрытия ее асфальтовым лаком. Число витков проволоки в бандажном соединении зависит от горизонтальных усилий, действующих на него.
Воздушная линия автоблокировки выполняется: стальными однопроволочными проводами диаметром 5 миллиметров (ПСО5), биметаллическими проводами диаметром 4 и 6 миллиметров (БМ4, БМ6), стальными многопроволочными проводами ПС25, ПС35, а также сталеалюминевыми неизолированными проводами АС25, АС35, АС50. Провода крепятся на изоляторах ШФ10В и ШС10 при деревянных и на изоляторах ШД20 при железобетонных опорах.
Марку и сечение проводов ВЛ СЦБ определяют нагрузкой фидерной зоны из условия консольного питания всех линий и ограничения потерь напряжения на уровне 10%. Используют неизолированные стальные многопроволочные провода ПС–25, ПС–35 и тросы диаметрами 4,3 и 6,1 мм, сталеалюминевые провода марок АС-25, АС-35, АС-50, из алюминиевого сплава марок АН и АЖ номинальным сечением 25, 35, 50, 70 мм2. Провода марки АН изготавливают из алюминиевого сплава АВ–Е, а марки АЖ из того же сплава, но термоупрочненного, которые обладают высокими физико-механическими свойствами. По своим электрическим и механическим характеристикам эти провода несколько отличаются от алюминиевых и сталеалюминевых, хотя и приравниваются к ним. При решении вопроса замены алюминиевых и сталеалюминевых проводов на провода из сплава АВ–Е необходимо выбирать следующее большее сечение. Вблизи морских побережий, соленых озер, химических предприятий следует применять биметаллическую проволоку типов БСМ-4, БСМ-6 диаметрами 4 и 6 мм, подвешивать специальные провода марок АСКС–25, АСКС–35, АСКС–50 или сталемедные тросы диаметрами 6,6, 7,5 и 9 мм типов ПБСМ–1–25, ПБСМ-1-35. При устройстве переходов ВЛ СЦБ необходимо применять стальные или сталеалюминевые провода сечением, не менее 25 мм
2 (при пересечении железных дорог, сечением не менее 35 мм2). Применение алюминиевых проводов на ВЛ СЦБ во всех случаях запрещается.
Изоляторы. Для изоляции проводов ВЛ СЦБ от опор используют, как правило, штыревые фарфоровые (ШФ) и стеклянные (ШС, ШЖБ) изоляторы. Кроме штыревых, по условиям удобства монтажа, для надежной работы секционирующих ВЛ СЦБ разъединителей, если штыревые изоляторы не обеспечивают требуемую механическую прочность, проектами предусматривается применение и подвесных стеклянных (ПС) или фарфоровых (ПФ) изоляторов. Изоляторы из закаленного стекла не уступают аналогичным типам фарфоровых изоляторов, они дешевле. Дефектный изолятор из закаленного стекла легче выявляют осмотром и в момент монтажа, так как он прозрачный, и в период эксплуатации, так как при пробое у него разрушается стеклянная тарелка, причем отрыва стержня изолятора от шапки не происходит. Дефектный фарфоровый изолятор выявляют только путем проведения дополнительных испытаний или верхового осмотра линий.
На ВЛ СЦБ применяют изоляторы следующих М типов: ШФ10–Г(а), ШС10–Г, ШС10–А(б), ШФ20–В(в), ПФ70В(г), ШЖБ10–С(д). Первая буква условного обозначения изолятора означает его вид: П – подвесной, Ш – штыревой; вторая – материал изоляции: Ф – фарфор, С – стекло. Третья буква у подвесных изоляторов определяет конфигурацию изоляционной детали: В – с вытянутым ребром, Д – двукрылая, К– коническая, Н – нормального исполнения, С – сферическая. Цифры у штыревых изоляторов всегда показывают номинальное напряжение изолятора, кВ. Разрушающая нагрузка штыревых изоляторов при изгибе составляет 10 – 14 кН. Первые цифры подвесных изоляторов означают класс изолятора (40, 70, 120, 160, 210, 300, 400, 530), они определяют для них механическую разрушающую силу на разрыв в кН. Буквы А, Б, В, Г после класса указывают на модификацию изолятора.
Изоляторы крепят на штырях при помощи пеньки или пакли, пропитанных суриком или переходных полиэтиленовых колпачках типа К, которые для ВЛ СЦБ изготовляют четырех типов размеров. В зависимости от типов изолятора и штыря применяют разные типы колпачков.
Арматура. Крепление проводов к опорам анкерного типа ВЛ СЦБ производят при помощи подвесных изоляторов и сцепной арматуры, куда входят болтовые и петлевые зажимы, ушки и серьги, выполняют одинарным, поскольку механическая прочность такого крепления во всех случаях удовлетворяет расчетным нагрузкам. Установка
двух натяжных изоляторов в каждый провод, например у опоры с разъединителем РЛНД–10С, объясняется необходимостью соблюдения габаритов токоведущих частей относительно заземленных.
Комбинированные предохранители – разъединители ПКН. Они состоят из патрона с плавкой вставкой и фарфорового корпуса, установленного в зависимости от применяемого напряжения на изоляторах ШС-6 или ШС-10. Патрон предохранителя крепят на подвижной крышке его корпуса. Открытием крышки достигается разрыв электрической цепи между ВЛ СЦБ и трансформатором ОМ.
Разъединители. Секционирование ВЛ СЦБ осуществляют разъединителями ТВ-102А (номинальное напряжение 6 кВ), ТВ-102В, РЛНД–10С (номинальное напряжение 10 кВ). Разъединители ТВ-102А и ТВ-102В с производства сняты, поэтому в эксплуатации их заменяют на разъединители РЛНД–10С и РЛНД–А–1–10, которые являются более совершенными и состоят из трех однополюсных комплектов, собранных на общем основании и соединенных общей тягой.
Каждая сигнальная точка (светофор с комплексом реле и других устройств) питается от однофазного масляного трансформатора (ОМ), напряжением 230 В. В качестве резерва используют линию ДПР и специальные комплектные трансформаторные подстанции (КТП) с двумя трансформаторами ЗНОМ35 мощностью 2 кВА. Трансформаторы защищены от перенапряжения трубчатыми разрядниками и присоединены к высоковольтным проводам через разъединители.
Для объектов электрической централизации (ЭЦ) применяется централизованная и местная системы питания.
При централизованной системе питания все устройства ЭЦ получают питание от источников, установленных на центральном посту, которые соединены кабельными линиями с разными трансформаторными подстанциями железнодорожного узла.
Система местного питания распространенна на малых станциях и характеризуется тем, что в каждой горловине станции или у групп стрелок установлены источники электропитания.
На посту ЭЦ крупных станций имеются трансформаторы, понижающие напряжение с 380 до 220 В, которые через выпрямители поступают к светофорам, рельсовым цепям и лампам табло. Стрелочные электроприводы и реле работают на постоянном токе. Для питания стрелочных переводов на посту централизации установлена рабочая батарея. На посту ЭЦ имеются два фидера основной и резервный, или резервный собственной электростанции. Питание устройств входных светофоров производится от линии автоблокировки через трансформаторы ОМ.
Устройство ЭЦ промежуточных станций получают основное питание от линии автоблокировки . В каждой горловине станций и в помещении дежурного по станции установлены трансформаторы ОМ, от которых переменный ток напряжением 220 В поступает к понижающим трансформаторам и затем к стационарным светофорам, рельсовым цепям и лампам табло. В приложении А рассмотрим отказы в работе устройств СЦБ по причине неисправностей устройств электроснабжения за период 2014-2015 года