Файл: Технология обслуживания станционных рельсовых цепей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 279

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
гового тока /т между нитями, относящимися к смежным РЦ, уста­навливаются тяговые рельсовые соединители К. Однониточные РЦ наиболее подвержены влиянию тягового тока, что снижает надеж­ность их работы. Такие РЦ применяют на станциях на неответствен­ных путях и стрелочных участках при длине рельсовой цепи до 500 м.

По способу наложения работы устройств АЛС рельсовые цепи могут быть кодированными с релейного или питающего конца, ко­дированными с релейного и питающего концов.

По месту применения РЦ подразделяют на неразветвленные и разветвленные. Неразветвленные РЦ не имеют ответвлений и таки­ми РЦ оборудуют неразветвленные участки: приемо-отправочные пути, бесстрелочные участки в горловинах станций и блоки-участ­ки на перегонах. Разветвленные РЦ устраивают на разветвленных участках пути, т.е. в стрелочных зонах станции.

2.3. Основные режимы работы рельсовых цепей.

РЦ обеспечивают надежность действия систем регулирования и условия безопасности движения поездов, поэтому к их работе предъявляют ряд требований. При свободной от подвижного со­става РЦ путевое реле должно надежно фиксировать ее свободное состояние при самых неблагоприятных условиях работы. При на­хождении на РЦ хотя бы одной колесной пары или при полном изломе рельса путевое реле должно отпускать якорь и фиксировать за­нятое состояние РЦ при самых неблагоприятных условиях ее рабо­ты. В случае электрического замыкания изолирующих стыков и поступления в РЦ тока от источника питания смежной РЦ путевое реле не должно притягивать якорь и надежно фиксировать в этом случае ложную занятость РЦ, т.е. ее неисправное состояние.

В соответствии с этими требованиями РЦ должна работать в трех основных режимах: нормальном, шунтовом и контрольном. На ус­ловия работы РЦ в этих режимах влияют независимые переменные величины: сопротивление балласта и рельсов, напряжение источ­ника питания, причем каждая из переменных величин в том или ином режиме влияет по-разному.

Нормальный (регулировочный) режим соответствует свободно­му от подвижного состава состоянию РЦ. В этом режиме через пу­тевое реле П (рис. а) протекает ток, при котором якорь реле надежно удерживается в притянутом положении или надежно при­тягивается (при импульсном питании) при самых неблагоприятных для данного режима условиях работы.






Рис. Режимы работы рельсовой цепи

Неблагоприятными условиями для работы РЦ в нормальном ре­жиме являются те, которые приводят к снижению тока / в путевом реле до величины тока отпускания или не притяжения якоря реле К снижению рабочего тока Iр в путевом реле приводят: увеличение сопротивления РЦ при нарушении целостности стыковых соединителей, увеличение тока утечки /б через балласт из-за уменьшения сопротивления балласта (вследствие загрязнения балласта и небла­гоприятных метеорологических условий), снижение напряжения источника питания.

Для определения требуемого напряжения на зажимах реле при свободной РЦ в зависимости от ее длины и состояния балласта про­изводятся расчеты РЦ. На основании этих расчетов составлены ре­гулировочные таблицы, с помощью которых регулируют РЦ с уче­том всех неблагоприятных условий работы в нормальном режиме.

Шунтовой режим соответствует занятому подвижным составом состоянию РЦ. В этом режиме при занятии рельсовой цепи подвиж­ным составом (рис. б) происходит электрическое соединение (шунтирование) рельсовых нитей колесными парами, имеющими не­значительное сопротивление по сравнению с сопротивлением об­мотки путевого реле. При этом напряжение на реле П должно сни­жаться до значения напряжения отпускания и якорь должен быть надежно отпущен при самых неблагоприятных условиях шунтового режима. Неблагоприятными условиями для работы РЦ в шунтовом режиме являются те, которые приводят к увеличению тока в путевом реле, а именно: наибольшее напряжение источника пита­ния, наименьшее сопротивление рельсов, наибольшее сопротивле­ния балласта.

Основной характеристикой работы рельсовой цепи в шунтовом режиме является шунтовая чувствительность. Она представляет со­бой наибольшее сопротивление поездного шунта, при замыкании которым рельсовой линии происходит снижение тока (напряжения) в путевом реле до величины тока (напряжения) отпускания якоря реле. Эта величина всегда переменная и зависит от числа колесных пар на РЦ и величины переходного сопротивления между банда­

жом колеса и головкой рельса. По действующим техническим усло­виям шунтовая чувствительность не должна быть менее 0,06 Ом. Эта наименьшая величина шунтовой чувствительности проверяет­ся наложением на рельсы испытательного нормативного шунта сопротивлением 0,06 Ом. При наложении этого шунта в любой точке на рельсовую линию путевое реле должно отпустить якорь.

Контрольный режим (рис. в) соответствует свободному, но неисправному состоянию РЦ (лопнувший рельс, изъятие рельса). В этом случае прекращается нормальное прохождение тока по рель­совой линии и путевое реле должно отпустить свой якорь при са­мых неблагоприятных условиях работы в контрольном режиме. При цопнувшем рельсе через путевое реле продолжает протекать ток /ф (фактический) по обходному пути через балласт (см. рис. в). Несмотря на уменьшение величины этого тока он может оказаться достаточным для удержания якоря путевого реле и контроля лоп­нувшего рельса не получится.

Таким образом, наихудшими условиями контрольного режима, которые приводят к увеличению тока /ф, будут: наибольшее напря­жение источника питания, наименьшее сопротивление рельсов и критическое сопротивление балласта (сопротивление балласта при определенном расстоянии от конца РЦ до места повреждения, ког­да цепь тока сохраняется благодаря утечке его через балласт и на­столько велико, что приводит к увеличению тока реле).

2.4. Надежность работы рельсовых цепей.

Бесперебойная работа систем регулирования движения в значи­тельной степени зависит от надежного действия электрических РЦ. Отказы в работе РЦ вносят значительные сбои в движение поездов, усложняют работу работникам службы движения, способствуют воз­никновению аварийных ситуаций.

Наиболее распространенными отказами в работе РЦ являются повреждения типов «ложная занятость» и «ложная свободность».

«Ложная занятость» появляется, когда при отсутствии на РЦ подвижного состава путевое реле не притягивает свой якорь. В этом случае стрелки не переводятся, светофоры по маршрутам не откры­ваются, на перегонах закрывается автоблокировка, т.е. происходят сбои в движении поездов, влияющие на пропускную способность железнодорожных линий.

Одной из главных причин такого отказа в работе РЦ является
ухудшение состояния верхнего строения пути, в результате чего на рушается нормальная работа изолирующих стыков, рельсовых сты­ковых соединителей, которые часто выходят из строя. Засорение балласта сыпучими грузами, особенно солями и минеральными удобрениями, приводит к резкому снижению сопротивления бал­ласта и увеличению токов утечки через балласт, а также к разруше­нию элементов верхнего строения пути (рельсов, болтов, подкла­док, шпал). Таким образом, ложная занятость РЦ может быть по причине отсутствия или плохого контакта в рельсовом соедините­ле, при замыкании рельсов металлическим предметом, пробое изо­ляции в изолирующих стыках, загрязненности и плохой подрезке балласта, ненадежном электропитании, обрыве кабельных и дрос­сельных перемычек.

«Ложная свободность» появляется, когда при занятой подвиж­ным составом РЦ путевое реле не отпускает свой якорь. В этом слу­чае резко нарушается безопасность движения поездов, что приво­дит к возникновению аварийных ситуаций, приводящих к крушению поездов, к появлению возможности перевода стрелки под составом, открытию светофора на занятый путь или блок-участок. Причина­ми такого отказа РЦ являются: не обеспечение шунтовой чувстви­тельности РЦ и срабатывание путевого реле от другого посторон­него источника питания (источника питания смежной РЦ при замыкании изолирующих стыков и нарушении чередования поляр­ностей, помехи тягового тока на участках с электротягой, вагонно­го освещения и др.).

Необеспечение шунтовой чувствительности РЦ происходит из-за резкого увеличения сопротивления поездного шунта. Причина­ми увеличения сопротивления поездного шунта являются ржавчи­на, напрессованный снег, лед и грязь на головке рельсов, наличие битума и песка на колесах подвижного состава, что увеличивает переходное сопротивление между бандажом колеса и головкой рель­са. Одиночный локомотив и автодрезина также плохо шунтируют РЦ, так как сопротивление скатов двух или трех тележек слишком велико и напряжение на путевом реле снижается, но не до величи­ны напряжения отпускания якоря реле, и якорь путевого реле оста­ется притянутым, фиксируя «ложную свободность пути».


Во избежание потери шунтовой чувствительности нельзя допус­кать загрязнения головок рельсов песком, снегом, шлаком и другими материалами; работы, связанные с загрязнением головок рельсов, необходимо выполнять с согласия дежурного по станции послe записи руководителя работ в Журнале осмотра; периодически обкатывать малодеятельные РЦ с тем, чтобы не допускать ржавчи-ны на головке рельсов; не оставлять одиночные локомотивы и дрезины на загрязненных рельсах; дополнительно проверять при снегопадах свободность малодеятельных путей перед приемом поезда, внимательно следить по табло за шунтированием РЦ подвижным составом; если путь приема или стрелочный участок занят подвижным составом более суток, сообщить об этом электромеханику.

Для повышения надежности работы РЦ устанавливают дополни­тельные реле на ответвлениях разветвленных РЦ; сокращают предельную длину РЦ, что позволяет улучшить их работоспособность при пониженном сопротивлении балласта, или используют тональные РЦ; применяют водоструйные путевые машины для полного удаления солей и других загрязнителей с элементов верхнего строения пути; используют клееболтовые изолирующие стыки, которые работают доль­ше и надежнее, а также изолирующие стыки из стеклопластика; внедряют более надежные конструкции стыкового соединителя (токопроводящего стыка) — пружинные соединители, втулочные алю­миниевые соединители и др., дублируют рельсовые соединители на станциях. Для повышения безопасности движения поездов и надежности действия РЦ устраивается чередование полярности постоянного тока или чередование фаз переменного тока в смежных РЦ. Это дела­ется для того, чтобы в случае повреждения изоляции (электрическое замыкание или пробой изолирующих стыков) путевое реле одной РЦ нe смогло получить питание из смежной РЦ и дать ложный контроль свободности и исправности собственной РЦ.
2.5. Технология обслуживания станционных рельсовых цепей.

2.5.1. Проверка станционных рельсовых цепей на шунтовую

чувствительность.

Шунтовая чувствительность нормально-замкнутой рельсовой