Файл: новосибирский государственный педагогический университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО, ИНФОРМАЦИОННОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871 г.): Н. Н. Ге
Доклад по дисциплине:
История (история России, всеобщая история)
Выполнил студент группы:
Н. М. Ходячих ___________
(подпись, дата)
Специальность / направление подготовки: 09.03.02 Информационные системы и технологии
Специализация / профиль: Информационные системы и технологии в образовании
Форма обучения: очная
Руководитель:
к.и.н., доц.кафедры отечественной и
всеобщей истории ИИГСО
В. И. Баяндин
______________
(подпись)
_____________
(оценка)
___ ________ 20__г.
Новосибирск 2022
Оглавление
Биография ………………………………………………………………………… 3
История создания ………………………………………………………………… 4
Отзывы и критика ……………………………………………………………….. 5
Список литературы ……………………………………………………………… 7
Приложение ………………………………………………………………………. 8
БИОГРАФИЯ
Николай Ге (рис. 1), родился в Воронеже, в семье помещика Николая Ге. Дед художника эмигрировал из Франции в Россию конце XVIII века и по-французски его фамилия писалась Gay. В 1831 году, когда родился Николай, в центральных губерниях Российской империи свирепствовала холера. Мать будущего художника скончалась от холеры спустя три месяца после рождения сына. По настоянию отца заботы о воспитании новорожденного взяла на себя няня, крепостная женщина.
Раннее детство Николая прошло в деревне
, а в 1841 году его привезли в Киев, где он поступил в Первую киевскую гимназию, где преподавателями уже были замечены способности Николая к рисунку и живописи и юноше предсказана будущность художника. Однако по окончании гимназии Николай по совету отца поступил на физико-математический факультет Киевского университета. В Санкт-Петербурге жил старший брат, к которому и переехал Николай, мечтавший, вопреки воле отца, об обучении в столичной Императорской Академии художеств.
Поступить в Академию молодой человек не решился, и продолжил обучение на математическом факультете Петербургского университета. Обучаясь в университете в 1848 – 1849 годах, Николай упорно учится рисованию в стенах Эрмитажа. В 1850 году Ге бросил университет и поступил в Академию художеств, где занимался под руководством академика, профессора живописи, известного петербургского художника Петра Басина.
Работы художника:
-
«Тайная вечеря» (рис. 2) (1863); -
«Вестники Воскресения» (рис. 3) (1867); -
«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (рис. 4) (1871); -
«Что есть истина?» Христос и Пилат (рис. 5) (1890); -
«Совесть. Иуда» (рис. 6) (1891); -
«Портрет А.П. Ге с детьми» (рис. 7) (1861 – 1866); -
«Портрет Е.И. Ге с сыном Николаем» (рис. 8) (1885 – 1886); -
«Распятие» (рис. 9) (1892);
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
До этого Ге не писал на исторические темы и вообще их не особо жаловал. Но, присоединившись к когорте передвижников, на время проникся их творческими интересами. Это был 1871 год, и Россия готовилась отпраздновать 200-летие Петра Великого (1672 – 1725). Приближающийся юбилей обострил давние споры о роли Петра в русской истории. Поэтому и в картину Ге многие потом будут «вчитывать» собственные смыслы, ожесточенно споря: возвысил он царя-реформатора или всё-таки осудил? На стороне Петра художник или же он сочувствует царевичу Алексею, которому предстоит бесславно погибнуть?
К отбору материала и подготовительным работам художник подошёл чрезвычайно ответственно. Он изучил все доступные ему изображения Петра в Эрмитаже – графические, скульптурные и живописные, а также зарисовал его посмертную маску. С царевичем Алексеем было сложнее, потому что его достоверных изображений сохранилось меньше. Но Ге нашёл для себя нетривиальный выход. У него был знакомый, некто Николай Зайчневский, мелкий чиновник из министерства финансов с чрезвычайно худым и болезненным лицом. Ге находил его похожим на известные портреты царевича и попросил позировать, чтобы точнее передать его позу и взгляд.
Особую роль в картине играет замечательно написанный интерьер, и с этим тоже связана интересная история. Ге приехал в резиденцию Петра – опустевший петергофский дворец Монплезир – и долго рассматривал в комнате императора его домашний халат и колпак. Сторож дворца, старый отставной солдат, расчувствовался до слёз: сколько он тут работает – только два человека приезжали поглядеть на личные вещи Петра: Николай Ге да император Николай Павлович, который на себя колпак и халат Петра еще и примерил.
13 лет спустя Ге будет рассказывать киевским студентам: «Я в голове, в памяти принёс домой весь фон своей картины «Петр I и Алексей», камином, с карнизами, с четырьмя картинами голландской школы, с стульями, с полом и освещением. А я был всего один раз в этой комнате, и был умышленно один раз, чтобы не разбить впечатления, которые вынес».
Говорящие детали:
-
На столе перед Петром стоит чернильница и разбросаны бумаги, несколько листков также валяется у его ног. Считают, что это показания, выбитые из «девки Ефросиньи», «Афросиньюшки» – «полюбовницы» Алексея, только что родившей в Петропавловской крепости младенца. Именно её свидетельства, как считают историки, сыграли в судьбе царевича роковую роль. -
Дольше всего Ге пришлось искать узор для скатерти. Найти его удалось на одной из голландских картин. Скатерть вышла чрезвычайно выразительной деталью. Искусствоведы отмечают, что она подобна кровавому пятну, разделяющему отца и сына. -
Ге перепробовал множество вариантов композиции. Сначала он хотел, чтобы Петр располагался на фоне открытого окна. Но потом решил, что это будет слишком картинно (хуже этого разве что «разбросать стулья по полу») и перенёс стену с камином, которая на самом деле располагалась перед глазами Петра, на место фона. -
Комната выполнена в голландском духе с низкими (как для дворца) потолками – Пётр как раз такие любил, а клеточный плиточный пол только усугубляет атмосферу скованности и взаимного недоверия.
ОТЗЫВЫ И КРИТИКА
В обзорной статье «Первая русская передвижная художественная выставка», опубликованной в журнале «Отечественные записки», писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин уделил большое внимание картине Ге. В частности, он писал:
«На первом плане мы встречаемся здесь с картиною профессора Ге «Петр Великий, допрашивающий своего сына». Перед нами всего две фигуры и строго-простая обстановка, не имеющая ничего бьющего в глаза <…> Тем не менее всякий, кто видел эти две простые, вовсе не эффектно поставленные фигуры, должен будет сознаться, что он был свидетелем одной из тех потрясающих драм, которые никогда не изглаживаются из памяти.[4]
Замечая, что, «по-видимому, личность Петра чрезвычайно симпатична г-ну Ге», Салтыков-Щедрин и со своей стороны даёт высокую оценку роли Петра I в российской истории и его нравственным качествам. Он положительно оценивает петровские реформы, считая, что последующие неудачи некоторых из них произошли не по вине Петра, «а оттого, что продолжатели его дела поддерживали только букву реформ и совершенно забыли разум их». Поэтому в изображённом на картине конфликте симпатии Салтыкова-Щедрина полностью на стороне Петра, который опасался, что царевич Алексей, взойдя на престол в качестве его наследника, разрушит многое из того, что было им создано. По словам Салтыкова-Щедрина, «фигура Петра представляется исполненною той светящейся красоты, которую дает человеку только несомненно прекрасный внутренний его мир», в то время как для царевича Алексея свидание с отцом тоже «было полно нравственных тревог, но эти тревоги иного, несомненно низменного свойства»
Статью о 1–й передвижной выставке опубликовал и художественный критик Владимир Стасов, который также рассматривал картину Ге как одно из лучших представленных произведений. В частности, он писал:
«Еще ни одна из прежних картин г. Ге не носила такой печати зрелости и мастерства, как эта. Сила и колоритность письма даже в таких мелочах, как, например, разноцветный ковер на столе, простота и необыкновенная правда каждой подробности, начиная от головы Петра <…> и до его пыльных сапогов и кафтана, делают эту картину одною из русских драгоценностей, наравне с лучшими историческими картинами нового западного искусства.»[5]
При этом, в отличие от Салтыкова-Щедрина, Стасов более критично относился к личности Петра I, считая его тираном и деспотом, а царевича Алексея – жертвой, и именно с этой точки зрения он критиковал композицию картины Ге.
Искусствовед Наталья Зограф, исследовавшая творчество Ге, писала, что эта картина – «одно из наиболее ярких свидетельств сближения искусства Ге с искусством его сотоварищей-передвижников», поскольку при оценке исторических деятелей «его интересуют прежде всего внутренние, психологические мотивы поступков», и им «руководит потребность оценивать людей и события в их нравственном смысле».
Список литературы:
-
ЗографН. Ю. Николай Ге. М.: Изобразительно искусство, 1974. – 168 с. (Мастера мирового искусства). -
Государственный Русский музей -Живопись, XVIII - начало XX века (каталог). Л.: Аврора и Искусство, 1980. – 448 с. -
Николай Николаевич Ге: письма, статьи, критика, воспоминания современников / Н. Ю. Зограф. М.: Искусство, 1978. – 399 с. -
М.Е. Салтыков-Щедрин. Первая русская передвижная художественная выставка // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1970. Т. 9. С. 225 – 234. -
В.В Стасов. Избранные сочинения в трех томах. М.: Искусство, 1952. Т. 1. С.2 -
В.И. Порудоминский. Николай Ге «Жизнь в искусстве». М.: Искусство, 1970. С.16
Приложение
Рис.1. Ярошенко Н. А. «Портрет Н. Н. Ге» (1890)
Рис. 2. Ге Н. Н. «Тайная вечеря» (1863)
Рис. 3. Ге Н. Н. «Вестники Воскресения» (1867)
Рис. 4. Ге Н. Н. «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871)
Рис. 5. Ге Н. Н. «Что есть истина? Христос и Пилат» (1890)
Рис. 6. Ге Н. Н. «Совесть. Иуда» (1891)
Рис. 7. Ге Н. Н. «Портрет А.П. Ге с детьми» (1861 – 1866)
Рис. 8. Ге Н. Н. «Портрет Е.И. Ге с сыном Николаем» (1885 – 1886)