ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ»
Институт Международных Программ
Кафедра международных финансов и бухгалтерского учета
Практические задачи №1
по дисциплине «Микроэкономика»
Выполнил(а) студент(ка) 1 курс, ВэМПб-Э05-22-1
(курс, группа или номер зачётки)
______________С.З. Рагимова
(подпись, дата)
Руководитель: _____________ О.Д. Угольникова
(подпись, дата)
г. Санкт-Петербург
2023г.
Задание 1.
Название школы | Основоположники и представители | Страна и век основания | Основные научные достижения | Основные научные труды |
Меркантилистская экономическая школа | Жан Боден, Антуан Монкретьен, Томас Ман | Франция, Германия, XV-XVII вв. | регулирование торговли и производства в интересах национальной экономики; усиление экспорта, введение тарифных и других ограничений на ввозимые товары; увеличение золотовалютного запаса государства; поддержка производства и индустриализации. | "Трактат о росте и духе торговли в Англии" Томаса Мана, "Естественный закон политической экономии" Джона Локка. |
Физиократы | Франсуа Кенэ, Фрэнсис Кутум, Карлос де Бекария | Франция, XVIII в. | развитие идеи естественного порядка экономических явлений, критика меркантилизма; признание роли земледелия в экономике и поддержка свободы торговли; акцент на необходимости ограничения государственного вмешательства в экономику и установления социальной справедливости. | "О духе законов" Франсуа Кенэ, "Наблюдения о философии правительства, которое может быть применимо к различным системам государственного управления" Фрэнсис Кутум, "Опыты по физико-экономическому разумению общественных благ" Жак Клери. |
Классическая | Адам Смит, Давид Рикардо, Джон Стюарт Милль | Великобритания, XVIII - XIX в. | возникновение концепции свободы рынка и идеи скрытой руки, использование концепции предложения и спроса для анализа рынков и цен; критика меркантилизма и физиократии; разработка теории рабочей силы, ренты и роста населения. | "Исследование о природе и причинах богатства наций" Адам Смита, "Начала политической экономии и налогового законодательства" Давида Рикардо, "О принципах экономического знания" Джона Стюарта Милля. |
Марксистская теория сер.XIX | Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ленин | Германия, вторая половина XIX в. | критика капитализма как системы эксплуатации рабочих; введение понятий производственных отношений и производительных сил; формулирование концепции классовой борьбы и социальной революции; разработка теории прибавочной стоимости. | "Капитал" Карла Маркса, "Принципы коммунистического манифеста" Карла Маркса и Фридриха Энгельса, "Государство и революция" Владимира Ленина |
Мальтузианство | Томас Мальтус, Дэвид Риккардо, Милдред Макормак | Великобритания, конец XVIII - начало XIX в. | разработка теории населения и ее воздействия на экономический рост; формулирование закона Мальтуса - "население растет геометрической прогрессией, а продовольственное производство - арифметической"; предложение мер ограничения роста населения (отказ от помощи бедным, позднее вступление в брак). | "Основные принципы экономии населения" Томаса Мальтуса, "Принципы политической экономии и налогов" Дэвида Риккардо. |
Маржинализм | Карл Менгер, Вильгельм Йенсен, Леон Вальрас | Австрия, Швейцария, конец XIX - начало XX в. | замена теории стоимости труда на теорию полезности потребительских благ; представление, что цены формируются на основе предложения и спроса на рынке; введение концепции предельной полезности и предельной производительности; широкое использование математических методов в экономическом анализе. | "Принципы экономической науки" Карла Менгера, "Элементы политической экономии" Леона Вальраса, "Принципы экономической науки" Альфреда Маршалла. |
Неоклассическая | Леонардо да Винчи, Франсуа Кене, Альфред Маршалл | Великобритания, Франция, Швейцария, конец XIX - начало XX в. | дальнейшее развитие концепции предельной полезности, введение концепции равновесия на рынке и равновесной цены; представление, что рациональные индивидуальные действия и выборы приводят к общественной пользе; развитие математических методов в экономическом анализе. | "Теория политической экономии" Уильяма Джевонса, "Принципы экономической науки" Альфреда Маршалла, "Элементы политической экономии чистой формы" Леона Вальраса. |
Историческая | Карл фон Штриккер, Густав Шмоллер, Генри Чарльз Кэрри | Германия, середина XIX в. | подчеркивание роли исторического и культурного контекста в экономическом анализе, критика универсальных законов экономики и эмпирических исследований без учета исторических и культурных факторов; выделение различных типов экономических систем, основанных на культурных и исторических различиях. | "История политической экономии" Вильгельма Розенкранца, "Классический естественный закон" Густава Шмоллера, "Метод социального исследования" Макса Вебера. |
Кейнсианство 30-е годы XX в и до наших дней | Джон Мейнард Кейнс, Пол Самуэльсон, Хикс-Хансен | Великобритания, 1930-е гг. | разработка теории совокупного спроса и её влияния на занятость, агрегатной модели экономики, расширение государственных функций в экономике, акцентирование роли государственной фискальной и денежной политики в регулировании экономики. | "Общая теория занятости, процента и денег" Дж. Кейнса, "Основы экономического анализа" П. Самуэльсона, "Теория бизнес-цикла" Хикс-Хансен. |
Монетаризм | Милтон Фридман, Анна Шульц, Бенджамин Фридман | США, 1950-е гг. | разработка монетарной теории, установление связи между денежной массой и уровнем инфляции, а также между денежной политикой и экономическими циклами. | "Количество денег: судьба и контроль", "Кейнсианская экономика: политический манифест", "Цены, делающиеся на рынке", "Деньги и инфляция". |
Вывод: Каждая из экономических школ имеет свои преимущества и ограничения, и они все играют важную роль в развитии экономической науки. Большинство современных экономических исследований используют принципы каждой школы в своих теориях и моделях.
Задание 2
Критерий | Традиционная | Командно-административная | Рыночная | Смешанная |
Цели экономической деятельности | Удовлетворение потребностей традиционного общества | Определены государством, направлены на достижение политических целей | Максимизация прибыли | Максимизация прибыли и удовлетворение социальных потребностей |
Распределение ресурсов | Осуществляется на основе общественных обычаев и традиций | Осуществляется государством на основе централизованного планирования | Осуществляется на основе рыночных механизмов | Осуществляется на основе рыночных и государственных механизмов |
Роль государства | Минимальная, экономика регулируется традициями и общественными нормами | Государство контролирует все сферы экономики | Минимальная, государство осуществляет регуляцию и контроль за рынком | Регулирует экономические процессы и контролирует рынок |
Преимущества | Уважение традиций, сохранение культурного наследия, минимальные затраты на развитие технологий | Высокий уровень контроля над экономикой, быстрое развитие отдельных отраслей | Свободное предпринимательство, разнообразие товаров и услуг, высокий уровень эффективности | Комбинирование преимуществ рыночной и командно-административной экономики, высокий уровень социальной защиты |
Недостатки | Низкая производительность, ограниченный выбор товаров и услуг, неравномерное распределение ресурсов | Ограничение свободы предпринимательства, нерациональное расходование ресурсов, отсутствие стимулов для инноваций | Неравномерное распределение доходов, неравный доступ к ресурсам, низкий социальный уровень | Высокая степень бюрократизации, низкий уровень конкуренции, риск злоупотребления властью |
Вывод: В итоге, каждая экономическая система имеет свои преимущества и недостатки в зависимости от особенностей конкретного общества. Важно подбирать подходящую экономическую систему и правильно ее регулировать, чтобы обеспечивать устойчивый экономический рост и удовлетворять потребности общества.
Задание 3
Кривая производственных возможностей (КПВ) - это графическое изображение отношения между производительностью факторов производства и объемом производства двух товаров или услуг. Она показывает, какой объем производства доступен при определенных условиях, технической и экономической оснащенности, используемом труде и капитале.
Закон возрастающих альтернативных издержек - это закон, утверждающий, что при увеличении производства одного товара в условиях ограниченных ресурсов неизбежно возрастают издержки производства другого товара. К примеру, если фирма начинает производить больше машин, то она должна отказаться от производства других товаров, таких как, скажем, велосипеды или принтеры. Каждое последующее увеличение производства машин будет сопровождаться ростом издержек, т.к. будут использованы менее эффективные ресурсы или трудоемкость увеличится.
Таким образом, кривая производственных возможностей и закон возрастающих альтернативных издержек неразрывно связаны между собой. При увеличении производства одного товара за счет убыли производства другого товара, кривая производственных возможностей становится все более крутой и выпуклой в сторону оси координат. Это объясняется тем, что с увеличением объема производства одного товара фирма использует менее эффективные ресурсы и труд, что приводит к увеличению издержек производства и уменьшению производительности труда.