Файл: Бессознательное в психоанализе (опыт осмысления классической теории Зигмунда Фрейда).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бессознательное в психоанализе (опыт осмысления классической теории Зигмунда Фрейда)



Психоанализ Зигмунда Фрейда – то популярная в психологии и психиатрии теория объяснения феноменологии человеческой личности, которая являлась в XX веке одной из основных в коррекционной терапии неврозов и неврозоподобных состояний. На основании психоанализа позже возникли такие направления психиатрии и психотерапии, как аналитическая психология, неофрейдизм и классический психоанализ.

Суть понимания бессознательного в классической теории Зигмунда Фрейда в том, что психику человека, и особенно его бессознательное, следует рассматривать как отдельное от физического мира образование, то есть что-то, что биологической и физической основы если имеет, то отдельные свойства и компоненты, но сознание – не суть производное биологии мозга. Согласно этой теории, психика имеет ряд слоев, часть из которых сознанием осознается, полностью или частично, мы говорим о сознательном и подсознательном, а часть являет самостоятельно действующим конструктом – это бессознательное.

Традиционная философия не всегда понимает и принимает мысль о том, что часть информации, которая поступает через анализаторы человека, сразу вытесняется в подсознание и бессознательное, минуя сознательную обработку, и часть обработанной информации также отправляется туда же, поскольку ранее считалось, что сознание человека в принципе все и всегда держит в фокусе внимания и человек постоянно осознает, что с ним происходит, и даже подсознательные процессы четкой границы с сознательными не имеют, и могут быть в любой момент как разграничены, так и слиты воедино [2, C.156].

Однако с возникновением классической теории психоанализа стало понятно, что бессознательное – это отдельный конструкт сознания, который для жизни и мышления человека, для его личности сущности, для построения мировоззрения и духовного развития имеет значимую роль, если, с позиции тех же поклонников психоанализа, вообще не ведущую.

Неосознаваемая часть психики – это не новость, конечно, такую мысль и до Фрейда выдвигали и античные мыслители, например, Демокрит или Платон, и Лейбниц, и Аврелий Августин, и многие другие мыслители. Да и сам Зимунд Фрейд писал о том, что опирался на работы таких мыслителей
, как Липпс, Гартман и Шопенгауэр, и других исследователей психики, ученых и философов его времени.

Философский дискурс понимания сознания в психоанализе Фрейда базируется на том, что у человека, во-первых, есть бессознательная часть, и она, вопреки устоявшимся на тот момент воззрения – вовсе не представляют собой архаичные формы примитивного мышления древнего человека, то есть это не рудимент и не атавизм, а полноценная часть психики, ничуть не меньше по объему, а даже, с торчки зрения фрейдизма, сложнее и более значимая, чем сознательная. Грубо говоря, сознание – только верхушка айсберга, подсознание – это часть айсберга, которую наблюдать может видеть вниз под кромкой водлы, а бессознательное – это вся остальная его часть, которая может быть поистине огромной [3, C.95].

Концептуализация бессознательного у Фрейда выглядит следующим образом: «Бессознательным мы называем психический процесс, существование которого мы должны предположить, поскольку мы выводим его из его воздействий, ничего не зная о нем» [3, C.112]. То есть, с позиции родоначальника психоанализа, психические процессы бессознательного мы можем наблюдать в отголосках тех процессов, которыми мы толком не управляем – это сны, галлюцинации, оговорки, ошибочные действия, описки и прочее.

Фрейд говорит о том, что бессознательное – это основное ядро психики человека, именно в нем происходят базовые психические процессы. Как, например, в красном костном мозге или селезенке происходит процесс кроветворения и специализации кровеносных клеток, так и в бессознательном психика черпает начало эмоций, мотивов, устремлений, воли и всех сознательных процессов психики человека. Бессознательное – это и двигатель, и компенсатор сознания, то есть без работы бессознательного не будет работы сознания, и без работы бессознательного в работе сознания не будет истинной упорядоченности, поскольку именно на бессознательном уровне все желания, мотивы и устремления соподчиняются, находят между собой компромисс, который уже преподносится сознанию из бессознательного как оформленный мотив или эмоция. Главное качество бессознательного – отсутствие критичности и анализа, то есть для бессознательного психическая реальность безусловна, и она намного реальнее, чем даже окружающий личность мир.

Еще одно базовое качество бессознательного, которое отсылает нас к философской категории неопознанности онтологического

строения психики человека и теории о том, что сознание – не привязано к телу – это тот факт, что бессознательное не имеет никаких временных границы. Бессознательное работает постоянно, и не привязано к категории времени, в отличие от сознания, которое во многом на эту категорию восприятия реальности опирается. Поэтому бессознательное работает в принципе всегда, и оно всегда влияет на психическую активность человека, соответственно, единственное, на что опирается бессознательное, по Фрейду – это получение удовольствия и стремление избежать неудовольствия и страдания. Поэтому, что интересно, смысл жизни человека Фрейд сводит к тому, что человек постоянно стремится к тому состоянию, при котором бессознательное чувствует себя комфортно, то есть к состоянию удовлетворенности своими желаниями и потребностями и их выполнением [1, C.84].

С позиции бессознательного ничего не берется из ниоткуда и никуда бесследно не пропадает, то есть у каждого сознательного мотива, желания, поступка, слова, действия, у эмоций и потребностей, мотивов и спонтанных импульсивных волеизъявлений всегда есть что-то, что предшествовало их сознательному проявлению – и это работа бессознательного. Все, что есть в бессознательном, все остается там, но с позиции Фрейда – в неизменном виде, и если что-то вытесняется в сознание или из сознания обратно в бессознательное, оно не будет изменяться, хотя и может быть сложно для расшифровки сознанием. Таким образом, бессознательное главенствует над сознанием, хотя мы сознательно к нему прямого доступа не имеем. Фактически человек не властен с этой точки зрения над собой чуть более, чем полностью.

То есть психика – не продукт сознания, а сознание – только один из компонентов огромного механизма под названием «психика человека». Фрейд писал о том, что бессознательное не телесно, и тем более не архаично, хотя оно может отсылать к непосредственным человеческим и биологическим витальным потребностям – к стремлению добыть еду, заявить свои права на территорию, заявить свои права на продолжение рода. И именно сексуальному инстинкту, либидо, во многом подчинено бессознательное. По Фрейду, даже творчество – суть сублимация либидо, то есть переработка сознанием сексуальных инстинктов и их силы в творческие намерения, потенции и действия.


Бессознательное во многом защищает сознание от аффектов, от воздействия стрессовых факторов, от внешних воздействий, которые могут повредить психике. Таким образом, можно сказать о том, что бессознательное – это механизм по обработке первичного опыта и информации, в котором нет осознания, нет мысли и речи, в котором потребности, желания, мотивы и эмоции формируются, структурируются и уже в более или менее оформленном виде преподносятся через предсознательное к сознательному. При этом на пути такого кодирования и декодирования могут быть – да и неизбежны – помехи и ошибки, поэтому мы не всегда действуем так, как диктует нам бессознательное. Лакан говорит о том, что «бессознательное структурировано как язык» [1, C.86], то есть мы понимаем, что в языке есть грамматика, определенная логика синтаксиса и пунктуации, определенная логика построения предложений и применения слов, но чтобы логически и сознательно это объяснить – надо долго и целенаправленно заниматься этим вопросом с научной точки зрения – или просто пользоваться, как и делать большинство людей. И если постулировать аксиому о том, что речь – основа человеческой субъективации, то бессознательное и его освоение – это освоение собственного Оно в пользу Я. Получается, что сознание всегда сдерживает бессознательное, и, по Фрейду, наша биологическая природа сильнее, чем социально-культурная, если мы сознательно не изменяем соотношение сознание и подсознания.
Библиографический список:

  1. Бойко А.Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках. Киев: Вища школа, 1978. 135 с.

  2. Лем С. Проблема сознания в современной западной философии. М.: «Знание», 1963. 150 с.

  3. Фрейд З. Я и оно. М.: Издательство «Эксмо», 2015. 689 с.