Файл: Конспект лекций профессиональная образовательная программа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 385

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К строго конфиденциальной информации, которая потенциально может циркулировать в ИС, относятся сведения стратегического характера, разглашение которых может привести к срыву выполнения функций организации, прямо влияющих на его жизнедеятельность и развитие, нанести невосполнимый ущерб деятельности и престижу организации, сорвать решение стратегических задач, проводимой ей политики и, в конечном счете, привести к ее краху.

К категории открытой относится вся прочая информация, не относящаяся к конфиденциальной.


      1. Определение основных приоритетов информационной безопасности ИС

        1. Базовые услуги безопасности

Стандарт ГОСТ Р ИСО 7498-2-99 определяет пять базовых услуг для обеспечения безопасности (защиты) компьютерных систем и сетей: конфиденциальность (Confidentiality), аутентификация (Authentication), целостность (Integrity), Контроль доступа (Access Control), причастность Nonrepudiation), входящие в архитектуру защиты ЭМ, и механизмы, обеспечивающие функциониро­вание этих услуг. Для всех этих услуг определены также варианты, как например, для коммуникаций с установлением соединения и без установления соединения, или обеспечения безопасности на уровнях коммуникации, пакетов или отдельных полей. Этот набор услуг не является единственно возможным, однако он является общепринятым. В данном разделе описаны услуги и варианты их реализации, а также их соотношение между собой и к модели ВОС.
Конфиденциальность

В стандарте ГОСТ Р ИСО 7498-2-99 конфиденциальность определена как "свойство, которое гарантирует, что информация не может быть доступна или раскрыта для неавторизованных (неуполномоченных) личностей, обьектов или процессов". Вопросам обеспечения конфиденциальности уделяется наибольшее внимание в системах, где раскрытие информации возможно во многих точках по пути передачи.

Для этой услуги определяется четыре версии: для систем с установлением связи; для систем без установления связи; защита отдельных информационных полей; защита от контроля трафика. Первые две версии относятся к соответствующим протоколам с установлением или без установления связи. Конфиденциальность с установлением связи может быть обеспечена на любом уровне, кроме Сеансового или Представительного. Это согласуется с моделью ВОС, где коммуникационные услуги предлагаются на всех уровнях. Конфиденциальность без установления связи может реализовываться на всех уровнях, кроме Физического, Сеансового и Представительного, причем Физический уровень исключен потому, что он по своей природе требует установления связи. Третья версия конфиденциальных услуг, предназначенных для защиты отдельных информационных полей, используется для обеих типов сетей (с установлением связи и без) и требует, чтобы только отдельные поля в пакетах были защищены. Эта услуга предлагается только для Прикладного уровня, где необходимое поле может иметь другой способ кодирования, чем обеспечивает стандартный протокол.


Защита от контроля трафика должна предотвращать возмождность анализа и контроля трафика. Это достигается за счет кодирования информации об источнике-назначении, количестве передаваемых данных и частоты передачи. Эти внешние характеристики могут быть доступны для злоумышленника, даже если пользовательские данные будут защищены. Например, легко различить трафик Telnet и FTP в зависимости от размера пакетов, даже если информация о порте сервиса и данных выше уровня IP будут защищены. Наиболее легко данная услуга реализуется на физическом уровне, но отдельные компоненты данной услуги могут предлагаться и на Сетевом и Прикладном уровнях.
Аутентификация

В стандарте ГОСТ Р ИСО 7498-2-99 определяется два типа услуг аутентификации: достоверность происхождения (источника) данных и достоверность собственно источника соединения или объекта коммуникации (peer-entity). Достоверность источника данных предполагает подтверждение того, что "источник полученных данных именно тот, который указан или обьявлен". Эта услуга существенна для коммуникации без установления связи, при которой каждый пакет является независимым от других, и единственное, что может быть гарантировано с точки зрения аутентификации - это то, что источник пакета именно тот, который указан в заголовке пакета. Эта услуга очень близка к обеспечению целостности данных в сетях без установления связи, когда установление подлинности источника не очень существенно, если нарушена целостность данных.

В системах с установлением связи, аутентификация объекта коммуникаций является необходимой функцией, определенной как "подтверждение того, что объект коммуникации при соединении именно тот который объявлен". Эта форма аутентификации подразумевает установление своевременности или фактора времени за счет включению идентификации объекта коммуникации для конкретного случая соединения, которые недостижимы при помощи простой проверки происхождения данных. Т.о., атака, использующая воспроизведение данных, связанных с другим сеансом связи, даже между теми же объектами коммуникации, может быть нарушена/предотвращена, благодаря использованию этой услуги.

Обе формы аутентификации определены для Сетевого, Транспортного и Прикладного уровней, на которых реализуются протоколы с установлением связи и без установления связи.


Целостность

Согласно стандарта ГОСТ Р ИСО 7498-2-99 целостность имеет две базовые реализации: для сетей с установлением связи и без установления связи, каждая из которых может применяться для избранных групп информационных полей. Однако услуги защиты целостности в сетях с установлением связи могут дополнительно включать функции восстановления данных в случае, если нарушена их целостность. Таким образом, обеспечение целостности данных в сетях с установлением связи предполагает обнаружение "любой модификации, включения, удаления, или повторной передачи данных в последовательности (пакетов)". Использование услуг обеспечения целостности данных в сетях с установлением связи совместно с идентификацией объекта коммуникаций (peer-entity) позволяет достичь высокой степени защищенности. Эта услуга используется на уровнях Сетевом, Транспортном и Прикладном, при этом средства восстановления данных возможны только на двух верхних уровнях.

Целостность в сетях без установления связи ориентирована на определение модификаций каждого пакета, без анализа большего обьема информации, например, сеанса или цикла передачи. Таким образом, эта услуга не предотвращает умышленное удаление, включение или повторную передачу пакетов и является естественным дополнением аутентификации источника данных. Эта услуга также доступна на уровнях Сетевом, Транспортном и Прикладном. Здесь также возможно применение протокола IEEE802.10 SDE для обеспечения целостности на уровне данных при коммуникации без установления связи.
Контроль доступа

В стандарте ГОСТ Р ИСО 7498-2-99 контроль доступа определен как "предотвращение неавторизованного использования ресурсов, включая предотвращение использования ресурсов недопустимым способом". Т.е. данная услуга не только обеспечивает доступ только авторизованных пользователей (и процессов), но и гарантирует только указанные права доступа для авторизованных пользователей. Таким образом эта услуга предотвращает неавторизованный доступ как "внутренних", так и "внешних" пользователей.

Контроль доступа часто путается с аутентификацией и конфиденциальностью, но на самом деле эта услуга с предоставляет более широкие возможности. Услуга контроля доступа используется для установления политики контроля/ограничения доступа. Политика контроля доступа (или авторизации) согласно ГОСТ Р ИСО 7498-2-99 устанавливается в двух измерениях: критерии для принятия решения о доступе и средства
, при помощи которых регулируется контроль. Два типа политики доступа в зависимости от используемых критериев принятия решения могут быть основаны на идентичности явлений и объектов (identity-based) или на правилах (последовательности) доступа (rule-based). Первый тип политики контроля доступа основан на использовании услуги аутентификации для проверки идентичности субъекта доступа (пользователя, процесса, промежуточной или конечной системы, или сети) прежде, чем предоставить им доступ к ресурсам. Форма идентичности зависит от различия и типа аутентификации для различных уровней, на которых эта услуга обеспечивается. Так, например, пользователь и процесс является объектом контроля доступа на Прикладном уровне, но не на Сетевом уровне.

Политика, использующая регламентированные правила доступа, предполагает принятие решения о доступе на основе последовательности правил, которые соотносят аутентификацию с точностью. Например, правила могут быть выражены в терминах времени и даты доступа или "благонадежности", которую имеет данный пользователь.

Услуга контроля доступа может использоваться на уровнях Сетевом, Транспортном и Прикладном.
Причастность ("неотпирательство")

Данная услуга относится только к Прикладному уровню и, обычно, широко не обсуждается. В стандарте ГОСТ Р ИСО 7498-2-99 причастность определяется, как "предотвращение возможности отказа одним из реальных участников коммуникаций от факта его полного или частичного участия в передаче данных". Две формы причастности определены: причастность к посылке сообщения и подтверждение (доказательство) получения сообщения.

Первая форма данной услуги предоставляет получателю доказательства, что сообщение было послано источником и его целостность не нарушена, на случай отказа отправителя от этого факта. Вторая форма причастности предоставляет источнику доказательства того, что данные были получены получателем, в случае попыток последнего отказаться от этого факта. Обе формы являются более мощными по сравнению с аутентификацией происхождения данных. Отличием здесь является то, что получатель или отправитель данных может доказать третьей стороне факт посылки (получения) данных и невмешательства посторонних. Основными объектами реализации данных сервисов являются протоколы обмена данными, как например, Electronic Data Interchange.
Доступность

Доступность может быть определена как дополнительная услуга обеспечения защищенности сетей. Доступность, как одна из услуг обеспечения безопасности, может быть предметом атаки с целью сделать ресурсы или сервисы компьютерной системы недоступными (или сделать их "качество" неудовлетворительным) для пользователя.


Доступность может быть характеристикой качества данного ресурса или услуги, или, частично, определяться услугой контроля доступа. Однако характер атак с целью ограничения доступа пользователя и средства борьбы с ними не относиться к собственно услугам и ресурсам или не обеспечиваются услугами контроля доступа. Поэтому целесообразно выделение отдельно услуги обеспечения доступности, который должен реализовываться специальными механизмами на Сетевом уровне (как например, возможность использования альтернативного пути при атаке на доступную полосу основного канала) или Прикладном уровне.
Для реализации базовых услуг безопасности в сети могут применяться как специальные механизмы защиты («Шифрование», «Заполнение трафика», «Управление маршрутизацией», «Цифровая подпись», «Контроль доступа», «Обеспечение целостности», «Аутентификация», «Нотаризация»), так и общие механизмы защиты («Доверительная функциональность», «Метки безопасности», «Аудиторская проверка»), которые могут быть задействованы для усиления последних. На практике услуги безопасности должны быть включены в соответствующие уровни логической структуры сети для обеспечения требований ее политики ИБ.


        1. Специальные механизмы обеспечения безопасности

Стандарт ГОСТ Р ИСО 7498-2-99 содержит краткое описание механизмов обеспечения безопасности и таблицу возможного соотнесения их к уровням модели ВОС и услугам. При этом не рассматриваются вопросы обеспечения безопасности сетей на Физическом уровне, включая средства контроля электромагнитного излучения систем обработки информации, что является важной задачей обеспечения безопасности информации в национальном понимании.

Выделяются специальные механизмы обеспечения безопасности, которые используются для обеспечения специфических услуг и отличаются для различных услуг, и общие, не относящиеся к конкретным услугам. Ниже дано краткое описание специальных механизмов безопасности, а в таблице 1 приведена существующая связь между услугами безопасности и этими механизмами.
Шифрование

Шифрование (Encipherment, в отличие от Encryption) предполагает использование криптографии для преобразование данных, чтобы сделать их нечитаемыми или неосмысленными. Шифрование (кодирование) обычно применяется совместно с комплементарной функцией - дешифрованием (декодированием). Используется шифрование с симметричными ("закрытыми") ключами (secret key) или несимметричными ("открытыми") ключами (public key).