Файл: Реферат по праву Нормативный правовой акт понятие, виды, пределы действия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 493

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Российский университет дружбы народов

Высшая школа промышленной политики и предпринимательства
Реферат по праву
Нормативный правовой акт: понятие, виды, пределы действия.

Способы систематизации правовых актов

Студент: Коробейникова Эллина

ПМНбд-01-22

Понятие нормативно-правового акта и его признаки


В современной юридической литературе дается такое определение нормативного правого акта:

Нормативный правовой акт - это внешнее выражение нормы права, закрепленное в официальных документах правотворческого органа. Нормативные акты создаются в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения. При этом они выражают волю государства. Отсюда проистекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность.

Переход к всеобщему правовому регулированию осуществлялся эволюционно. Вначале нормативное регулирование распространялось только на те сферы общественной жизни, которые непосредственно касались интересов государственной власти, тогда как частные имущественные и семейные отношения оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Однако со временем нормативно-правовое регулирование расширяется, подчиняя себе другие области общественной жизни, и становятся, таким образом, преобладающей формой правового регулирования общественных отношений.
Нормативный правовой акт характеризуют следующие признаки:
1) Издается компетентными органами государства или в соответствии с конституцией принимается непосредственно населением путем референдума.

2) В нормативном - правовом акте устанавливаются нормы права, которые представляют собой общеобязательные, формально-определенные веления, выраженные в виде абстрактно сформулированных государственных властных предписаний, адресованных не персонифицированному кругу лиц и рассчитанных на многократное применение. То есть правовые нормы распространяют свое действие на всех участников правовых отношений, или на определенную категорию лиц, действуют постоянно и непрерывно и применяются многократно при регулировании общественных отношений, пока не будут отменены органами их издавшими. При чем, адресаты норм персонально не названы в тексе самой нормы.


3) Обладает юридической силой, охраняется и обеспечивается государством.

4) Имеет вид письменного документа с установленной структурой и необходимыми атрибутами. В нем в обязательном порядке должны содержаться: а) вид акта; б) наименование органа, его принявшего; в) заголовок; г) дата принятия акта; д) номер акта; е) сведения о должностном лице, подписавшем акт.

5) Носит легитимный Легитимный - находящийся в соответствии с законом; законный, правомочный. характер.

6) Нормативно-правовой акт имеет особый порядок подготовки, принятия, опубликования и вступления в силу. Не случайно специалисты говорят о «технологии создания нормативно- правового акта». Она состоит из последовательных операций, в результате осуществления которых в правовую систему вливается новый официально действующий акт. Соблюдение специально установленной правотворческой процедуры есть обязательное условие законности и эффективности подготавливаемых нормативных решений.
Нормативно-правовой акт является основной и наиболее совершенной формой современного права. Их большая распространенность по сравнению с другими формами права связана с усилением роли государства в управлении общественно значимых отношений, а способность быстро реагировать на изменение потребностей общественного развития, четкость и доступность изложения выраженных в нем предписаний помогают их развитию, а легитимность и стабильность создают основу для обеспечения законности и правопорядка.

Каждый нормативно-правовой акт подразделяется на отдельные, относительно самостоятельные части. Выделяют: преамбулу, статьи и пункты главы, разделы, части, примечания и приложения. В преамбуле определяются цели задачи нормативного акта, она представляет собой вступительную часть акта. Нормы права формулируются в статье либо в пункте. Статьи подразделяются на части, а пункты - на абзацы и подпункты. Если объем нормативно - правового акта достаточно большой, то статьи и пункты объединяются в главы, а те в свою очередь - в разделы.

Для примера: Уголовный кодекс Российской Федерации состоит из двух частей, двенадцати разделов, тридцати четырех глав и трехсот шестидесяти статей. Примечания используются для разъяснения текста соответствующей статьи либо для изложения положений, не связанных с темой нормативно - правового акта.



Виды нормативно-правовых актов Российской Федерации


В Российском государстве, в сущности, нормативно-правовой акт является единственным источником права, т.к. судебного прецедента нет ( но роль юридической практика велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются.

Понятие нормативно - правового акта охватывает все многообразие правовых норм, регулирующих бесчисленные социальные связи в обществе. Теоретикам права пришлось немало потрудиться, чтобы классифицировать нормативно-правовые акты, найти четкие критерии этой классификации и сделать ее удобной для научного и практического употребления.

Нормативно-правовые акты принято классифицировать по различным основаниям: по юридической силе, по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим.

В зависимости от правового положения субъектов правотворчества нормативно - правовые акты разделяют на:

- нормативно - правовые акты государственных органов;

- нормативные акты общественных объединений;

- совместные акты;

- нормативные акты, принятые в порядке референдума.
В зависимости от сферы действия нормативные акты подразделяются на:

-общефедеральные;

-акты субъектов Федерации;

-акты органов местного самоуправления ;

-корпоративные акты
Так же в зависимости от срока действия нормативно - правовые акты бывают:

-неопределенного длительного действия;

-временные.
По юридической силе нормативно правовые акты делятся на:

- законы;

-подзаконные акты.
Юридическая сила является наиболее существенным признаком классификации нормативно-правовых актов. Она определяет их место и значимость в системе государственного нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих органов обладают более высокой юридической силой, чем нормативные акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемыми вышестоящими правотворческими органами.

Деление нормативно- правовых актов по содержанию носит условный характер. Это объясняется тем, что не во всех нормативно - правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Например, в уголовном, трудовом законодательстве содержатся нормы только одной отрасли права, в то время как действуют и комплексные акты, то есть включают нормы различных отраслей права, примером может служить хозяйственное, военное морское законодательство.

По объему и характеру действия выделяют:

- Акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений на данной территории

- Акты ограниченного действия, то есть распространяющихся только на часть территории или на определенный контингент лиц

-Акты исключительного (чрезвычайного действия) Их регулятивные возможности реализуются только при наступлении определенных обстоятельств.
Вообще, можно выделить наиболее важные критерии, по которым непосредственно или по их сочетанию выделяются виды нормативно - правовых актов. Это следующие критерии: содержание нормативно-правового акта, процедура его принятия. Орган, принимающий акт, круг лиц, на которое распространяется действие, пространство и время, которое охватывается действием акта, утрата юридического значения, внутренняя структура, организационные этапы и ряд других критериев.

По содержанию, органу и процедуре принятия выделяется, прежде всего, такой вид нормативно-правового акта, как закон. Законы, в свою очередь, бывают нескольких видов.

Виды подзаконных нормативно-правовых актов


Подзаконный нормативный правовой акт- это разновидность нормативного правового акта, издаваемый полномочным органом на основе и во исполнение закона, в соответствии с законом для его дальнейшей конкретизации и развития.

Характеристика законов как правовых документов высшей юридической силы означает, что все другие нормативные акты иного юридического качества-все они находятся «под» законом, то есть являются подзаконными.

Однако законность нормативных актов не означает их меньшую юридическую обязательность; они обладают необходимой юридической силой, но она не имеет такой же всеобщности и верховенства, как это характерно для законов.
Подзаконные нормативные акты призваны обеспечивать конкретизированное нормативное регулирование всего комплекса общественных отношений, и поэтому занимают важное место во всей системе нормативного регулирования.
Основными признаками подзаконного акта принято выделять:

1) Они основываются на положениях законов и не должны им противоречить;

2) Им присущ упрощенный порядок принятия, опубликования и введения в действие по сравнению с законом;


3) Подзаконные акты быстрее и более оперативно реагируют на изменение жизненной обстановки;

4) Им присуща высокая степень неоднородности, условно объединяемых в одну группу;

5) Обладают меньшей юридической силой по сравнению с законом.

Нормативно-правовые акты Президента РФ


Указы (и распоряжения) Президента РФ, изданные в пределах его компетенции (ст. 83-90). Они обязательны для исполнения на всей территории России. Не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст.83 Конституции). Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Во многом благодаря указам Президент реализует полномочия и элементы своего правового статуса. В качестве предмета регулирования указов выступают основные направления внутренней и внешней политики. По сравнению с законами указы довольно быстро принимаются и вступают в силу.
Нормативно-правовые акты Правительства

Акты, имеющие важное значение издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений. Все акты Правительства РФ обязательны для исполнения. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов Российской Федерации, а так же Президента РФ. Постановления и распоряжения Правительства подписываются Председателем Правительства и подлежат опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия. Большая нормотворческая работа Правительства РФ осуществляется по собственной инициативе. Всего же ежегодно оно принимает около тысячи нормативно - правовых актов по вопросам политики, образования науки. Охраны правопорядка, прав и свобод человека.

Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств)


В системе подзаконных актов весьма велик удельный вес ведомственных нормативных актов, принимаемых федеральными министерствами, иными федеральными органами исполнительной власти. Акты эти издаются на основе федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. По сфере действия нормативные ведомственные акты разделяют на два вида: акты, которые подлежат исполнению только органами, учреждениями соответствующей отрасли экономики, управления; общеобязательные акты, которые носят межведомственный характер и распространяют свое действие на граждан и учреждения. Правом издания таких актов обладают министерства финансов, образования.