Файл: Контрольная работа Зарождение и развитие ассоциативной психологии в конце xviii начале xix в.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Контрольная работа № 7. Зарождение и развитие ассоциативной психологии в конце XVIII – начале XIX в.

Цель: познакомить студентов с основными психологическими концепциями ассоциаций, развить способность сравнительного анализа подходов различных ученых к ассоциациям, выработать умения и навыки ориентации в различных психологических концепциях ассоциативной психологии.
Обязательная литература

  1. Ильин Г. Л. История психологии / Г.Л. Ильин. – М.: Юрайт-Издат, 2013 г. – 389с.

Дополнительная литература

  1. Марцинковская, Т.Д. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.Д.Марцинковкая. – М., 2001.

  2. Шульц, Д. История современной психологии / Д.Шульц, С.Э.Шульц. – СПб., 1998. – 528 с.


Исследовательские умения

анализ теоретических понятий и подходов

Известно, что термин «ассоцианизм» был введен Дж. Локком, ассоциации интересовали Р.Декарта и Г.В.Лейбница, а само понятие использовалось еще Аристотелем.

Чем объясняется подобное внимание к ассоциации? Почему проблема ассоциации имеет важное значение в истории психологии?

Учение об ассоциациях уходило корнями в плодотворную почву новой механики. Утверждая естественнонаучный взгляд, оно вопреки попыткам Беркли и Юма превратить ассоциацию в имманентное свойство сознания объясняло порядок и связь психических явлений действием материальных, телесных причин.

Убеждение в том, что закономерный переход от одного факта сознания к другому определяется нейродинамикой (понятой либо как движение "животных духов", либо как вибрация нервных волокон), оставалось господствующим. Этому благоприятствовал идеологический климат, отражавший подъем социальных сил, заинтересованных в поддержании материалистических представлений о психике.

Ассоциация - введенный английским философом Дж. Гоббсом термин, обозначающий связь между элементами мыслительного процесса (ощущениями, восприятиями, представлениями, идеями), заключающуюся в том, что появление при определенных условиях одного элемента влечет за собой появление другого или нескольких элементов. Явления памяти, запоминание, воспроизведение, узнавание в значительной степени объясняются этим процессом.


В современной психологии ассоцианизм считается важным течением, в котором к исследованию поведения человека применяется строго причинный подход. Ассоциация становится основным механизмом психологической деятельности личности. Мышление сводится к совмещению нескольких образов в памяти с ассоциациями

В ассоцианизме оказались неразрешимыми такие центральные проблемы психологии, как духовное развитие человека, источники психической активности и поведения, личность, осмысленные продуктивные процессы мышления. В процессе работы по преодолению трудностей ассоцианистической теории возникли новые направления.
Моделирование

Изучите основы теории ассоциаций Д.Гартли и предложите ее модель.
Модель ассоциаций по Д.Гартли


Рефлекс + Ассоциация



Большой круг

Малый круг



Малый круг является основой психической жизни, процессов познания и обучения.

Большой круг проходит от органов чувств через мозг к мышцам, т.е. является фактически рефлекторной дугой, определяющей поведение человека. 


самоконтроль
задание 1

Две идеи Д. Гартли прочно вошли в современную психофизиологию. Первая: движение мышц существует всегда. Вторая: (выберите правильный ответ и отметьте его знаком):

а) тело двигается рефлекторно; б) любой орган чувств работает вместе с мышцами; в) существует два круга вибраций – большой и малый; г) все ответы верны.

строка ответов

1

а

б

в

г


задание 2

Теория Д. Гартли явилась первой попыткой (выберите правильный ответ и отметьте его знаком):



а) материалистического истолкования ассоциаций; б) идеалистического истолкования ассоциаций; в) соединения рефлекса и ассоциации в единую систему; г) создания двух независимых систем – рефлекса и ассоциаций.

строка ответов

2

а

б

в

г


задание 3

Появление ассоциативной психологии как психологической школы связано с именем (выберите правильный ответ и отметьте его знаком):

а) Д. Гартли; б) Д.Беркли; в) Дж. Локка; г) Д.Юма.

строка ответов

3

а

б

в

г


задание 4

Формула познания «Быть – значит быть в восприятии» принадлежит (выберите правильный ответ и отметьте его знаком):

а) Д. Гартли; б) Д.Беркли; в) Дж.Локку; г) Д.Юму.

строка ответов


4

а

б

в

г