Файл: Фгбоу во Уральский государственный педагогический университет.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 643
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития саморегуляции у младших школьников
Особенности саморегуляции у младших школьников
Анализ подходов к развитию навыков саморегуляции у младших школьников
Программа развития навыков саморегуляции у младших
Анализ эффективности развития навыков саморегуляции в ходе реализации программы
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» Институт психологии
Кафедра психологии образования
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Выпускная квалификационная работа
Направление подготовки: 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование.
Профиль «Психология образования»
Квалификационная работа допущена к защите зав. кафедройН.Н. Васягина подпись « 28» февраля 2020 г. дата | Исполнитель: Кадочникова О. В., студент ПСО-1501z заочного отделения подпись |
Руководитель ОПОП: Н.Н. Васягина подпись | Научный руководитель: Лозгачева О. В., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования подпись |
Екатеринбург 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………… | 3 |
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития саморегуляции у младших школьников ……………………………………………………… | 7 |
1.1 Проблема развития навыков саморегуляции в отечественной и зарубежной литературе ……………………………………………………… | 7 |
1.2 Особенности саморегуляции у младших школьников ………………… | 13 |
1.3 Анализ подходов к развитию навыков саморегуляции у младших школьников …………………………………………………………………… | 19 |
Выводы по первой главе……………………………………………………... | 23 |
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по апробации программы развития навыков саморегуляции у младших школьников …………………………………………………………………. | 25 |
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной диагностики …………………………………………………………………... | 25 |
2.2 Программа развития навыков саморегуляции у младших школьников ………………………………………………………………………………….. | 38 |
2.3 Анализ эффективности развития навыков саморегуляции в ходе реализации программы………………………… …………………………… | 47 |
Выводы по второй главе …………………………………………………….. | 58 |
Заключение …………………………………………………………….......... | 60 |
Список литературы ………………………………………………………... | 63 |
Приложения …………………………………………………………………. | 68 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современная система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, что прямо нашло отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО). Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие специфических видов деятельности и личности обучающегося. Исходя из задач ФГОС НОО, обучающийся начальной школы должен уметь принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе, уметь сохранять спокойствие в различных ситуациях, а эти все качества присущи навыкам саморегуляции личности [46, с. 24].
Развитие навыков саморегуляции у младших школьников в процессе педагогической деятельности является одной из основных задач обучения и воспитания в рамках реализации ФГОС НОО. Кроме того, В.В. Зеньковский в своей книге «Психология детства» пишет о том, что общая задача воспитания может быть сформулирована, как содействие развитию индивидуальных психологических особенностей младших школьников» [21]. Образованный человек должен быть, прежде всего, спокойным и уравновешенным в современном мире, все эти качества присущи саморегуляции.
Представление о человеке как самоактуализирующейся, организованной системе выводит на первый план такие понятия, как
«личность», «саморегуляция».
Взаимосвязь между ними отражает термин
«личностная саморегуляция» [53]. Изучая саморегуляцию, исследователи придают значение личностным проявлениям – А. Бандура, Л.И. Божович, Б.Б. Коссов, Г. Олпорт, Дж. Роттер, А.И. Щербаков, З. Фрейд, В.А. Ядов и другие. И проводя анализ личностных структурных компонентов, учёные
отводят ведущую роль психологическим механизмам регуляции жизнедеятельности – А. Адлер, Л.И. Анцыферова, Б.С. Братусь, Б.П. Парыгин, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, З. Фрейд, В.А. Ядов и др.
Исследователи младшего школьного возраста (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Е.Е. Данилова, Т.В. Драгунова, И.В. Дубровина, А.В. Захарова, А.К. Маркова, Н.С. Лейтес, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и другие) рассматривают данный период как наиболее чувствительный к самоизменению, самораскрытию, к внешним обучающим и воспитательным воздействиям [51].
Основой осознанной самоорганизации и самопознания личности является субъектность, которую В.И. Слободчиков определяет «… как свойство личности, в основе которого лежит отношение к себе как к деятелю, реализующему преобразующую внешнюю (творческую) и внутреннюю (самодетерминирующую и смыслообразующую) активность» [45.Слободчиков, В.И, с. 69]. Субъектность личности ребенка является «… целостным структурнофункциональным образованием с особым качеством и структурой автономной саморегуляции…». Отслеживая свои позитивные изменения, обучающиеся совершенствуют навыки самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции в целом, а также учатся объективно оценивать свои действия и действия других людей, усваивают нормы поведения, общения,
отношения к себе и другим людям.
Анализ публикаций за последние годы показал, что становление навыков саморегуляции обусловлено социокультурными факторами. Так, исследования А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского [40. Петровский, А.В., Ярошевский, с. 97] опубликованные в статье «Развитие саморегуляции у детей младшего школьного возраста», говорят о проблемах снижения самоконтроля и самоорганизации. Отставание в формировании навыков общения, недоразвитии речевой активности и как следствие, знаменателем данных нарушений является снижение уровня саморегуляции в действиях ребенка, направленных на познание предметного и социального мира.
Потребности социальной среды, ставят перед нами задачу воспитания и обучения активной личности, наделенной самостоятельностью и саморегуляцией.
В связи с этим возникает проблема развития навыков саморегуляции в младшем школьном возрасте в образовательном процессе.
Объект исследования – развитие саморегуляции у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – программа развития саморегуляции у младших школьников.
Цель исследования – теоретически обосновать и проверить в опытно-поисковой работе эффективность методов и приемов развития саморегуляции у младших школьников.
Гипотеза исследования: развитие саморегуляции у младших школьников будет успешно осуществляться, если созданы следующие психолого-педагогические условия:
-
создание ситуаций для свободного выбора детьми в совместной деятельности на занятиях с педагогом-психологом; -
недирективная помощь детям в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.); -
поддержка детей в процессе решения проблемных ситуаций через проведение индивидуальных и групповых занятий с педагогом психологом.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в ходе исследования решались следующие задачи:
-
Рассмотреть проблему развития саморегуляции в отечественной и зарубежной литературе. -
Описать особенности саморегуляции у младших школьников. -
Охарактеризовать способы развития саморегуляции у младших школьников. -
Отобрать методики исследования, провести анализ результатов констатирующей работы. -
Составить программу развития навыков саморегуляции у младших школьников. -
Провести анализ результатов формирующей работы.