Файл: Тема 6. Сфера духовной культуры. Социальные ценности и нормы. Виды и функции. Мораль. Основные принципы и нормы морали.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема №6. Сфера духовной культуры.

1.Социальные ценности и нормы. Виды и функции.

2.Мораль.Основные принципы и нормы морали.

3.Гуманизм.

4.Патриотизм и гражданственность.

Социальные ценности и нормы

Социальная норма (от лат. norma — правило, образец, мерило) — установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.

Признаки социальных норм:

1) Являются общими правилами для членов общества.

2) Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени.

3) Направлены на регулирование общественных отношений.

4) Возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.

5) Возникают в процессе исторического развития.

6) Их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества.

Способы регулирования поведения людей социальными нормами:

1) Дозволение — указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны.

2) Предписание — указание на требуемое действие.

3) Запрет — указание на действия, которые не следует совершать.

Виды социальных норм

Наименование вида

Его сущность

Примеры 

социальных норм

Обычаи

Одобренные обществом массовые образцы действий, возникшие в результате их многократного повторения.

Празднование Нового года.

Традиции (по сути своей являются разновидностью обычая)

Ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т. п., унаследованные от предшественников. Традиции относятся к культурному наследию; они, как правило, почитаются большинством членов общества.

Регулярные встречи выпускников учебного заведения.

Ритуалы (по сути своей являются разновидностью обычая)

Правила поведения людей, в которых самым главным является строго заданная форма их исполнения.

Ритуал посвящения в рыцари в Средние века.

Нормы морали (их иногда еще называют этическими нормами) 

Правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т. д. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает осуждение в обществе.

«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» («золотое правило нравственности») и др.

Правовые нормы (законы и подзаконные акты)

Формально определённые правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой; правовые нормы обязательно выражены в официальной форме — в законах или других нормативных правовых актах; это всегда записанные нормы; в каждом конкретном обществе существует только одна правовая система.

«Запрещается пропаганда социального, расового национального, религиозного или  языкового превосходства» (Конституция РФ, ст. 29, п. 2) и др.

Религиозные нормы

Правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями. По содержанию многие из них, выступая как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи — отступление от этих норм.

«Никому не воздавайте злом за зло, заботьтесь о добром между всеми людьми… Не мстите за себя, возлюбленные, а дайте место Гневу Божию» (Новый Завет. Послание к римлянам, гл. XII) и др.

Политические нормы

Правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, между социальными группами. Они находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах.

«Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (Конституция РФ, ст. 3, п. 2) и др.

Эстетические нормы

Закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту. Носят, как правило, конкретно-исторический характер.

Разработанная древнегреческим скульптором Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела, ставшая нормой в эпоху Античности, и др.


Кроме того, существуют нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межличностные.

По степени обязательности социальные нормы делятся на:

1) побуждающие;

2) запрещающие;

3) рекомендательные;

4) императивные (от лат. imperatives — повелительный).

Функции социальных норм:

1) Регулируют общий ход социализации.

2) Интегрируют личность в социальное окружение.

3) Служат образцами, эталонами соответствующего поведения.

4) Определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

5) Контролируют отклоняющееся поведение
Понятие морали.

 

Мораль – это общепринятые представления о добре и зле, правильном и неправильном, плохом и хорошемСогласно этим представлениям возникают моральные нормы поведения человека. Синоним морали – нравственность. Изучением морали занимается отдельная наука – этика.

Мораль имеет свои характерные черты.

Признаки морали:

  1. Всеобщность моральных норм (то есть на всех действует одинаково, независимо от социального положения).

  2. Добровольность (никто не принуждает соблюдать моральные нормы, так как этим занимаются такие нравственные принципы как совесть, общественное мнение, карма и другие личные убеждения).

  3. Всеохватность (то есть моральные правила действуют во всех сферах деятельности – и в политике, и в творчестве, и в бизнесе и т.д.).

 

Функции морали.

 

Философы выделяют пять функций морали:

  1. Оценочная функция разделяет поступки на хорошие и плохие по шкале добро/зло.

  2. Регулятивная функция разрабатывает правила и нормы морали.

  3. Воспитательная функция занимается формированием системы моральных ценностей.

  4. Контролирующая функция следит за выполнением норм и правил.

  5. Интегрирующая функция поддерживает состояние гармонии внутри самого человека при совершении тех или иных поступков.

Для обществознания ключевыми являются первые три функции, так как именно они играют основную социальную роль морали.

 

Нормы морали.

 

Норм морали было написано много за всю историю человечества

, но основные из них появляются в большинстве религий и учений.

  1. Благоразумие. Это способность руководствоваться разумом, а не порывом, то есть думать, прежде чем делать.

  2. Воздержание. Касается не только брачных отношений, но и еды, развлечений и прочих удовольствий. Издревле обилие материальных ценностей считается тормозом для развития духовных ценностей. Наш великий пост – одно из проявлений этой моральной нормы.

  3. Справедливость. Принцип «не рой яму другому, сам попадешь», который направлен на развитие уважения к другим людям.

  4. Стойкость. Умение переносить неудачи (как говорится, что нас не убивает, делает нас сильнее).

  5. Трудолюбие. Труд всегда поощрялся в обществе, поэтому эта норма закономерна.

  6. Смирение. Смирение – это умение вовремя остановиться. Это родственница благоразумия с упором на саморазвитие и самосозерцание.

  7. Вежливость. Вежливые люди всегда ценились, так как худой мир, как известно, лучше доброй ссоры; а вежливость – основа дипломатии.

 Гуманизм – уважение и любовь к людям

В начале нашего урока давайте совершим путешествие в прошлое, а именно в Европу конца пятнадцатого – начала шестнадцатого века. Этот исторический период принято называть эпохой Возрождения.




Эпоха Возрождения – это время, когда интерес к человеку, вера в его способности и возможности стали характерны для новой культуры, выходившей из недр Средневековья.

Великие писатели, учёные, художники эпохи Возрождения: Данте, Петрарка, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский, Томас Мор, Кампанелла и многие, многие другие, о которых вы узнаете на уроках истории и литературы, – выступали в своих произведениях против неравенства людей, оправдывали стремление человека к разностороннему развитию, к радостям жизни, к удовлетворению общественных потребностей.

Они провозгласили новый идеал человека: всесторонне образованного и гармонично развитого.

Таких людей, которые развивали и воплощали в жизнь эти новые идеи историки называют – гуманистами.

Это слово происходит от латинского корня, который означает человек.

От этого корня происходит и термин «гуманизм», то есть представление о человеке, как высшей ценности общества. Он проявляется в глубоком уважении к человеку и его достоинству.


Содержание понятия менялось на протяжении столетий, развиваясь и обогащаясь. Но при этом оставалось главное – интерес к человеку, его деятельности, творчеству.

Русский писатель Алексей Толстой говорил: «Гуманизм – это то единственное, что, наверное, осталось от ушедших в небытие народов и цивилизаций».

Главной ценностью для гуманизма является жизнь человека.

К сожалению, в современном мире многие забывают о том насколько велика ценность человеческой жизни. Учёные подсчитали что за всю историю человечества произошло пятнадцать тысяч войн, в которых погибло три с половиной миллиарда человек. Только две мировые войны унесли жизни более девяноста миллионов людей.

За свою историю человечество придумало не один способ лишения жизни себе подобных: от палки, каменного топора, копья и лука до автомата, атомной бомбы, боевых газов и бактериологического оружия.

К сожалению, сегодня человек продолжает эти «славные традиции» и оружие пускается в ход ещё до того, как исчерпаны мирные способы решения.



По подсчётам историков, за последние пять с половиной тысяч лет люди смогли прожить в мире только 300 лет, то есть в среднем, в каждом столетии человек жил в мире только неделю, а с 1945 года человечество прожило в мире всего 26 дней.

Всему миру известна история японской девочки Садако Сасаки, которая стала символом неприятия войны и ценности человеческой жизни. 6 августа 1945 года во время атомной бомбардировки Хиросимы она находилась дома, всего в полутора километрах от эпицентра взрыва. Через десять лет она попала в больницу с диагнозом лейкемия. Ей было всего 12 лет, она была вашей ровесницей.

Когда Садако положили в больницу, её друг принёс ей лист золотистой бумаги и сложил из него птичку, рассказав легенду о том, что человек, сделавший тысячу бумажных журавликов, может загадать своё заветное желание и оно обязательно исполнится. Мечтая снова встать на ноги, Садако один за другим складывала журавликов из любой бумаги, которую ей удавалось найти, и просила о мире на планете. Другие пациенты госпиталя, воодушевлённые примером Садако, тоже начали мастерить бумажных птичек с надеждой выздороветь.

25 октября 1955 года она умерла, успев сделать лишь шестьсот сорок четыре журавлика.



В 1959 году в Парке Мира в городе Хиросима была установлена статуя, изображающая девочку с бумажным журавликом в руке. На постаменте которой написано: «Это наш плач. Это наша молитва. Мир во всём мире».


Всегда помните о том, что жизнь человека – это самое ценное, что есть на земле и ни одна национальная, политическая, религиозная идея не может быть оправданием гибели человека на войне.

Но гуманизм – это не только определённое отношение к человеку и признание ценности его жизни, это и его определённое поведение. Истинный гуманизм предполагает ответственность человека за все свои поступки.

У русского писателя Викентия Вересаева, есть рассказ «Легенда».

Однажды корабль бросил якорь около Самоа. Толпа весёлых моряков сошла на берег, вошла в лес и стала разводить костёр.

Моряки резали сучья, рубили подходящие деревья на дрова и даже срубили приглянувшееся им кокосовое дерево, чтобы сорвать орехи.

Но вдруг они услышали в темноте тихие стоны и оханья, которые продолжались всю ночь. Моряки так испугались, что не смогли заснуть и судорожно жались к костру.

А когда рассвело, они увидели, что из ствола и пня срубленной пальмы сочилась кровь и стояли красные лужи. Оборванные лианы корчились на земле, как перерезанные змеи. Из обрубленных сучьев капали алые капли.

Это был священный лес. В Самоа есть священные леса, деревья в них живые, у них есть душа, по волокнам бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют себе сорвать ни листочка.

Весёлые моряки не погибли и вернулись на корабль, но всю оставшуюся жизнь они никогда уже больше не улыбались.

Викентий Вересаев писал: «Мне представляется что вся наша жизнь – это такой же священный лес. Мы входим в него так себе, чтобы развлечься, позабавиться. А кругом все живёт, все чувствует глубоко и сильно. Мы ударим топором, ждём – что побежит бесцветный, холодный сок, а начинает хлестать красная, горячая кровь… Как всё это сложно, глубоко и таинственно! Да, в жизнь нужно входить не весёлым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны».

Если безответственно и бессердечно относиться к своей жизни и окружающим тебя людям, ты будешь причинять боль другим. Не всегда ты увидишь, как сильно ты обидел того или иного человека, но нужно это предвидеть и помнить, что вокруг тебя всё живое.

Но является ли каждый из нас настоящим гуманистом?

Большинству из нас ещё предстоит им стать и для этого нужно сделать очень и очень много, в первую очередь побороть в себе плохие качества. Например, бывает, что одноклассники жалуются на какого-нибудь своего товарища учителю только для того, чтобы посмотреть, как его накажут. Ребята хорошо знают, что наказание – это горько, неприятно и стыдно. Они и сами однажды это пережили и, казалось бы, должны пожалеть своего товарища. А вот не жалеют. Почему? Они не научились сочувствию. Гуманно ли они поступают?