Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Психология Практическое задание 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, если ребенок зайдет в тупик.

Стоит подвести ребенка к выводу: ни у тебя, ни у товарища нет злого умысла, нет тяги к взаимному уничтожению. Просто вы в чем-то не понимаете друг друга и не можете договориться.

Если вы не сможете в этом разговоре найти единственно верное решение - не беда. Очень важны его «побочные эффекты»: ребенок учится ставить себя на место другого, смотреть на ситуацию со стороны; ребенок понимает, что вы его поддерживаете; ребенок выразил свои негативные эмоции и почувствовал себя раскрепощенным.

В завершении разговора наметьте план дальнейших действий. Предложения могут исходить как от вас, так и от ребенка.

Вариантов много:

• воздержаться от того, что, по-видимому, нервирует товарища

• игнорировать ситуацию, конфликт;

• попросить прощения;

• не создавать «революционную ситуацию», а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить её мирным путём;

• не унижать и не оскорблять другого человека, чтобы не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаяньем;

Старайтесь быть максимально спокойным и беспристрастным. Как и с ребенком, попытайтесь приступить к поиску конструктивного решения.

Для эффективного взаимодействия общения нужны такие качества как:

- способность осознавать свои действия и поступки (рефлексивность);

- сопереживание (эмпатия);

- справедливость;

- способность к сотрудничеству;

- доброжелательность;

- терпение;

- вежливость.

 

Задание 3. Создайте и запишите алгоритм построения индивидуального образовательного маршрута для детей младшего школьного возраста, используя современные информационные технологии (например, интерактивная работа с компьютером, содержание информации в виде презентации и т. д.).

Ответ:


  • Для начала нужно провести диагностику уровня развития способностей обучающегося и его индивидуальных особенностей


  • Определить цели и задачи, которые буду достигнуты обучающимися по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута


  • Следующим этапом будет согласование с родителями и обучающимися о времени, которое необходимо затратить обучающемуся на освоение базовой и специальной программы, в соответствии с поставленными целями и задачами.


  • Далее нужно определить роль родителей обучающегося в реализации маршрута. Предусмотреть участие родителей в разработке маршрута, определении целей, совместной практической деятельности со своим ребенком.


  • Разработать учебно – тематический план (почасовой). Педагог совместно с воспитанником и родителями должен подобрать темы занятий дополнительно к основным темам, ориентируясь на интересы обучающегося.


  • Дальше нужно определить содержание учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов.



Одна из главных задач начальной школы - формирование и развитие образованной, творческой, компетентной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самореализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. Одной из базовых компетентностей обучающегося является учебно-познавательная компетенция, включающая в себя компетенции ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности (в общеучебной деятельности, во внеурочной деятельности по предметам, в общественной активности ребёнка). При этом каждый обучающийся получает возможность для формирования индивидуальной образовательной траектории через построение индивидуального образовательного маршрута (Приложение 1) — специально разработанной программы (совместно с обучающимся и его родителями), где учитель оказывает обучающемуся всестороннюю помощь в самоопределении и успешной самореализации. Чтобы обеспечить потребности обучающихся в саморазвитии, требуется создание особых условий, чему предшествуют такие этапы организационной работы:

этап – диагностический. Изучение способностей, интересов, интеллектуальных возможностей обучающихся. Эти данные можно получить в ходе диагностирования. Для получения достоверных данных рекомендуется использовать несколько диагностик. Если диагностику проводят психологи, социальные педагоги или другие специалисты – обязательно прописываются рекомендации. Рекомендуемые диагностики:

Карпова Г.А. «Учебная мотивация»

Климов Е.А. «Карта интересов»

Опросник Г. Айзенка «Личностные особенности (для младших школьников)»

Дж.Морено «Социометрия» и т.д.

2 этап. Определение функциональных возможностей обучающегося. На данном этапе проводится анализ общеучебных умений ученика, его успеваемости, участие и результативность в олимпиадах, конкурсах, акциях, конференциях различного уровня, оговариваются возможные технологии, методы, формы и приемы работы.

3 этап. Разработка индивидуального образовательного маршрута. На данном этапе работы планируется содержание деятельности обучающегося с выбором форм, методов, способов обучения, которые будут способствовать развитию познавательных интересов ребёнка, его самореализации. Их выбор зависит от потребностей, возможностей и интересов ребенка, родительских ожиданий, предметно – пространственной среды школы и т.д. Обязательно оговаривается планируемый результат.



этап. Оценка и самооценка успехов обучающегося. Это этап очень важен. Нужно заранее договориться с обучающимся о периодичности анализа результатов продвижения по маршруту, определения того, что получилось достичь, а чего нет. При необходимости, проводится корректировка маршрута.

К разработанному ИОМ прикладывается лист достижений обучающегося по предмету за предыдущие учебные годы.

При реализации индивидуального образовательного маршрута обучающийся осваивает учебное содержание на оптимальном для него уровне, выбирает пути, способы, методы постановки и достижения цели. При этом решается проблема занятости детей во внеурочное время, организуется целесообразная деятельность ребенка по саморазвитию и самосовершенствованию, происходит углубление знаний по предметам, развивается познавательная активность и коммуникативные навыки.

В методике реализации данного маршрута используются различные формы учебной деятельности. Основная форма – индивидуальные и групповые занятия, где применяются такие методы обучения:

Беседа

Работа с графическим материалом и символами.

Работа в группе

Оформление результатов работы и ее анализ.

Ситуация успеха.

Интерактивные методы.

Технологии обучения: здоровьесбергающие; проектные; исследовательская деятельность; ИКТ; технология дифференцированного обучения.

Оценочные средства:

Портфолио.

Лист достижений.

Самооценка.

Измерители результативности практики:

Мониторинг предметных и метапредметных результатов обучающегося.

Анализ результативности участия обучающегося в олимпиадах, конкурсах. конференциях различного уровня.

Анализ удовлетворенности обучающегося, родителей результатами, полученными в результате реализации ИОМ.

Для разработки индивидуального образовательного маршрута, обучающегося недостаточно только определения способностей ребёнка. В этом вопросе важна заинтересованность самого обучающегося и его родителей. Посильное участие в совместной деятельности родителей по реализации ИОМ, интерес к результатам работы ребёнка по индивидуальному образовательному маршруту, моральная поддержка и помощь в работе, создание ситуации успеха – вот те обязательные моменты, которые, зачастую, родители упускают. Перед началом работы над ИОМ нужно обязательно провести беседу с родителями, познакомить с Положением об индивидуальном образовательном маршруте, оговорить все важные моменты. В ходе реализации ИОМ также следует держать тесную связь с родителями с целью анализа ожидаемых и полученных результатов, проведения необходимой корректировки. Индивидуальный образовательный маршрут должен учитывать особенности обучения и развития конкретного ребенка в определенный период времени. Нельзя один и тот же ИОМ применить к разным детям. Так же следует учитывать то, что сущность ИОМ состоит в том, что он отражает изменения, которые проходят в развитии и обучении ребенка, в корректировке педагогического процесса.


 


Задание 4. Подберите психолого-педагогическую диагностику индивидуальных особенностей развития детей в группе (необходимо указать название диагностики, автора, для какого возраста предназначена). На основе возможных результатов дайте рекомендации педагогам для дальнейшей успешной работы с группой. 

Ответ:

Диагностическая методика В.М. Когана
С детьми в возрасте от 4,5 лет до 8,5 – 9 лет.
Рекомендации по эффективному взаимодействию с обучающимися:

Для мобилизации внутренних сил обучающихся использовать похвалу, поддержку.

Использовать различный опорный материал - опорные конспекты, схемы, таблицы.

Применять индивидуализацию и дифференциацию заданий для самостоятельной работы, вариативность и обеспечение возможности выбора заданий.

Стимулировать познавательный интерес.

Применять групповые формы обучения: взаимообучение, взаимоконтроль.

Содействуйте формированию положительного образа «Я». Обучающийся должен знать, прежде всего, о своих достоинствах, а потом о недостатках.

Помогите обучающемуся почувствовать свою значимость через освоение самостоятельности. Особое внимание уделяйте возлагаемой на него ответственности за самостоятельные действия.

Помогайте понимать обучающую роль ошибок. Важно осмыслить тот позитивный опыт, который был получен: «Поражение - прекрасная возможность научиться чему-то новому», «Благодари каждое препятствие в твоей жизни. Неудачи - это великие учителя, ведущие тебя к успеху!»

Ориентация на отрицательные мотивы (боязни неудачи, страха) всегда менее эффективна, чем на положительные.

Умение создавать ситуации успеха в учебном процессе имеет большое значение:

Преподаватель:

Подготавливает обучающихся к правильному восприятию нового материала, настраивает на правильное выполнение задач, написание контрольных работ: «Я уверена, что все вы напишите правильно!»

Подбадривает, если у них что-то не получается или они допускают ошибки.

Формирует у обучающихся положительную «Я-концепцию». Положительная «Я-концепция» (я нравлюсь себе и другим, я многое могу) способствует успеху. Отрицательная «Я-концепция» (я не нравлюсь, не способен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.