Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Психология Практическое задание 5.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для того, чтобы формировать положительную «Я-концепцию» у обучающихся, необходимо:
Видеть в каждом обучающемся уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее (все обучающиеся талантливы).
Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы учебная деятельность приносила обучающемуся радость.
Понимать причины неуспеваемости и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, «Я-концепции» обучающегося (обучающийся хорош, плох его поступок).
Помогать обучающимся реализовывать себя в деятельности.
Приемы создания ситуации успеха:
Похвала.
Внушить обучающемуся веру в себя, что у него все получится - в этом залог успешного воспитания.
Авансирование.
Речь идет о тех случаях, когда преподаватель заранее предупреждает о
контрольной работе. Смысл авансирования заключается в том, что должен будет сделать обучающийся: посмотреть, почитать, поучить. Это напоминает репетицию предстоящего действия. Такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.
Эмоциональное поглаживание.
Преподаватель раздает комплименты: «Молодец», «Умница», «Ребята, я горжусь вами!»
«Эврика».
Суть педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при
которых обучающийся, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу,
раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Заслуга преподавателя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать обучающегося, поставить перед ним новые более серьезные задачи. Вдохновить на их решение.
Успех является источником внутренних сил обучающегося, рождающим энергию для преодоления трудностей. Обучающиеся испытывают уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.
Рекомендации по снижению учебной тревожности
(которая является одним из ведущих компонентов синдромов «хронической неуспешности» и «ухода от деятельности»)
Обеспечить обучающемуся сферу успеха, самореализации.
Ввести максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха.
Не ставить «слабого» обучающегося в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; дать обучающемуся достаточно времени на обдумывание и подготовку.
Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
Не заставлять таких обучающихся воспроизводить новый, только что изученный материал.
Осторожно оценивать неудачи обучающегося, ведь он сам относится к ним очень болезненно.
Успех в учебе — завтрашний успех в жизни
Как преподавателю следует поддерживать самооценку обучающихся:
Бережно относиться к женской гордости и к мужскому достоинству.
Уметь видеть за внешними поступками и действиями мотивы поведения, отношения, деятельности.
Помнить, что все обучающиеся испытывают потребность в одобрении их дел и поступков, и в разумных пределах удовлетворять их.
Исключить ситуации в учебной деятельности, способные вызвать у обучающихся страх, фрустрационные состояния, например,: «Я тебя отчислю из техникума».
Научиться воспитывать через радость, доверие, уважение.
Относиться к обучающемуся любого возраста как к субъекту совместной деятельности.
Создавать атмосферу успеха, эмоционального благополучия, ценности культуры, знания и здоровья.
Критически отнестись к самому себе при поиске причин неудач обучающегося в учении, поведении, отношениях.
Отказаться от правил часто, с нажимом подчеркивать способности одних, неуспехи других.
Отказаться от прямого противопоставления обучающихся друг другу.
Не «пилить» и не ругать при всей группе.
Замечать даже маленькие успехи «слабых», но не подчеркивать это резко как нечто неожиданное.
Называть всех обучающихся по именам и добиваться этого в общении обучающихся друг с другом.
Постоянно подчеркивать, что отношения в группе должны определяться не только успеваемостью, но и теми добрыми делами, которые совершил человек для других. Способность к учению - это лишь одно из многочисленных ценных свойств личности, которое развивается у всех по-разному.
Задание 5. Разработайте план внеклассной работы, направленной на преодоление социальной дезадаптации детей младшего школьного возраста, аргументировав свой ответ.
Ответ:
«Разрешите представиться!»
Создать доверительную атмосферу на занятии, установить контакт эмоциональный с детьми. Установить нормы поведения на занятии. Снизить эмоциональное напряжение воспитанников.
1.Упражнение-активатор «Ветер дует…»;
2.Упражнение «Тропинка»;
3.«Упражнение «Сделай как я»;
4. Упражнение «Меткий стрелок»;
5.Упражнение «Как чихает слон»;
6.Подведение итогов занятия.
«Я и мои увлечения»
Создать доверительную атмосферу на занятии, установить контакт эмоциональный с детьми. Закрепить соблюдение норм поведения на занятии. Снизить эмоциональное напряжение воспитанников.
1.Упражнение-активатор «Коллективный счёт»;
2.Беседа «Мои увлечения»;
3.Упражнение «Прогноз погоды»;
4.Упражнение «Солдат и тряпичная кукла»;
5.Упражнение «Подарок»;
6.Подведение итогов занятия.
«Мы друг другу доверяем»
Дать понятие «доверие», установить доверительные отношения между членами группы, научить навыкам совместной деятельности
1.Упражнение «Комплименты»;
2.Беседа «Что такое доверие»;
3Упражнение «Паровоз»;
4.Упражнение «Сиамские близнецы»;
5.Упражнение «Доброе животное»;
6.Подведение итогов занятия.
«Путешествие в мир эмоций и чувств»
Дать понятия «эмоции» и «чувства». Научить понимать свои чувства
1.Упражнение-активатор «Печатная машинка»;
2.Беседа «Что такое эмоции и чувства»;
3.Упражнение «Классификация чувств»;
4.Упражнение «Угадай эмоцию»;
5.Упражнение «Передай с чувством»;
6.Подведение итогов занятия.
«Чего мы боимся?»
Изучить с воспитанниками понятия «волнение», «страх», «уверенность». Снизить эмоциональное и мышечное напряжение
1.Упражнение-активатор «Коллективный хлопок»;
2.Беседа «Что такое волнение и страх»;
3.Упражнение «Путаница»;
4.Упражнение «Рисунок на спине»;
5.Упражнение «Спокойствие, только спокойствие!»;
6.Упражнение «Импульс»;
7.Подведение итогов занятия.
«Как быть уверенным, но не самоуверенным»
Устранить эмоциональное и мышечное напряжение, повысить самооценку и уверенность в себе.
1.Упражнение-активатор «Ритмичные хлопки»;
2.Беседы на темы: «Каким должен быть уверенный человек», «Чем отличается уверенность от самоуверенности»;
3.Упражнение «Пластилин-силач»;
4.Упражнение «Паутинка»;
5.Подведение итогов занятия.
«Мой характер»
Изучить положительные и отрицательные черты характера человека; выявить в себе положительные и отрицательные стороны, сформировать адекватную самооценку
1.Упражнение-активатор «Импульс»;
2.Беседы «Каким должен быть хороший человек», «Мои достоинства и недостатки»;
3.Упражнение «Волшебная рука»;
4.Упражнение «Движения наоборот»;
5.Упражнение «Комплименты»;
6.Подведение итогов занятия.
«Как стать смелее?»
Снизить уровень ситуативной и личностной тревожности, формирование навыков уверенного поведения.
1.Упражнение-активатор «Контакт»;
2.Беседа «Кто такой смелый человек?»;
3.Упражнение «Луноход»;
4.Упражнение «Стул желаний»;
5.Упражнение «Пахвалилки»;
6.Подведение итогов занятия.
«Ледяное сердце»
Выявить уровень сплочённости детского коллектива, развить коммуникативные навыки умения поддержать и помочь друг другу.
1.Введение в игровую ситуацию группы;
2.Упражнение «Скульптура «Зимние забавы»;
3.Упражнение «Загадки»;
4.Упражнение «Чувства-антонимы»;
5.Упражнение «Шифровка»;
6.Подведение итогов занятия.
«Мой характер»
Изучить положительные и отрицательные черты характера человека; выявить в себе положительные и отрицательные стороны, сформировать адекватную самооценку
1.Упражнение-активатор «Импульс»;
2.Беседы «Каким должен быть хороший человек», «Мои достоинства и недостатки»;
3.Упражнение «Волшебная рука»;
4.Упражнение «Движения наоборот»;
5.Упражнение «Комплименты»;
6.Подведение итогов занятия.
«Как стать смелее?»
Снизить уровень ситуативной и личностной тревожности, формирование навыков уверенного поведения.
1.Упражнение-активатор «Контакт»;
2.Беседа «Кто такой смелый человек?»;
3.Упражнение «Луноход»;
4.Упражнение «Стул желаний»;
5.Упражнение «Пахвалилки»;
6.Подведение итогов занятия.
«Ледяное сердце»
Выявить уровень сплочённости детского коллектива, развить коммуникативные навыки умения поддержать и помочь друг другу.
1.Введение в игровую ситуацию группы;
2.Упражнение «Скульптура «Зимние забавы»;
3.Упражнение «Загадки»;
4.Упражнение «Чувства-антонимы»;
5.Упражнение «Шифровка»;
6.Подведение итогов занятия.
«Спокойствие, только спокойствие»
Научить воспитанников приемлемым способам выражения гнева.
1.Упражнение–активатор «А я еду»;
2.Упражнение «Рисунок гнева»;
3.Упражнение «Кричалки-шепталки-молчалки»;
4.Упражнение-релаксация «Драка»;
5.Упражнение «Менялки»
6.Упражнение «Подарок»;
7.Подведение итогов занятия.
«Скажи себе STOP»
Сформировать навыки контроля и управления собственным гневом; научить детей некоторым приемам саморегуляции, позволяющим сохранить эмоциональное равновесие в проблемной ситуации.
1.Упражнение-активатор «Контакт»;
2.Беседа «Как я чувствую, что злюсь»;
3.Упражнение «Толкалки»;
4.Упражнение «STOP»;
5.Упражнение-релаксация «Драка»;
6.Подведение итогов занятия.
«Расслабься»
Научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации, сформировать навыки конструктивного поведения.
1. Упражнение-активатор «Блохи»;
2.Упражнение «Бумажные мячики»;
3. Упражнение «Сумка»;
4.Упражнение «Пластилин-силач»;
5. Подведение итогов занятия.
Задание 6. Составьте перечень принципов диагностики и выявления творческих способностей детей, которые педагог должен учитывать в своей работе.
Ответ:
Выявление и развитие творческих способностей детей, поддержка одаренных – одно из главных направлений в деятельности педагога. Обучающиеся в процессе освоения общеобразовательной (общеразвивающей) программы, концертной деятельности, участия в творческих конкурсах и фестивалях демонстрируют свои творческие способности, проявляют одаренность в той или иной области искусства. По результатам диагностики уровня освоения программы, на основе карты учета личностных качеств обучающихся, учета творческих достижений, мониторинга участия в концертах, конкурсах, фестивалях формируется информационный банк одаренных детей с целью отслеживания их дальнейшего личностного и профессионального самоопределения. А как выявить талант на более ранних этапах, как увидеть творческий потенциал ребенка еще при зачислении в объединения «Фантазии в красках», что необходимо предпринять, чтобы способности ребенка раскрылись в полной мере, в чем заключается педагогическая и родительская поддержка таких детей? Чтобы ответить на эти и другие вопросы необходимо помнить: