Файл: Рабочая программа по учебному курсу Обществознание 8 класс Количество часов по учебному плану 8 класс 35 часов ( 1ч в неделю).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Конзаводская средняя общеобразовательная школа
Зерноградского района имени Героя Российской Федерации Зозули А.С.
«Утверждаю»
Директор МБОУ Конзаводская СОШ
Приказ от 30 августа 2021 года № 236
________________ / О.П. Демьяненко/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Обществознание»
8 класс
Количество часов по учебному плану: 8 класс -35 часов ( 1ч в неделю)
Программа будет полностью реализована в 8 классе за 34 часа
Учитель: Онищенко Валентина Георгиевна
2021- 2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Обществознание» для 8 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС OOO) утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 (с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г., от 31 мая 2021 г.), с Рабочей программой воспитания МБОУ Конзаводской СОШ, на основании следующих нормативных документов и научно-методических рекомендаций: авторской программы основного общего образования по обществознанию, Учебного плана МБОУ Конзаводской СОШ, Годового календарного графика на 2021-2022 учебный год, учебно-методического комплекса (далее УМК) программы по обществознанию для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. Авторы составители Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая. Москва. Просвещение. 2017 г.,, обеспечивающего обучение курсу обществознание в соответствии с ФГОС, включающего в себя: учебник Л.Н. Боголюбова, и др. « Обществознание» 8 класс. - Москва.: Просвещение, 2018.
В программу курса были включены модули по разделам: «Право» и финансовой грамотности на основании Письма Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №24/4.1 (уроки № 20,21, 24,31)
Цель изучения курса:
• формирование интеллектуального развития учащихся, гуманизации личности; жизненной стратегии личности подростка, развитие познавательных способностей учащихся.
Задачи изучения курса:
• углубить интерес к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
• сформировать способность к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;
• сформировать у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;
• овладеть умениями получать из разнообразных источников и критически
осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
• освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
• сформировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом, для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе
II. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике,
Предметные результаты
Ученик получит возможность научиться:
• относительно целостному представлению об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знанию ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знанию, умению и ценностным установкам, необходимым для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умению находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей.
Ученик научится:
1) использованию элементов причинно-следственного анализа;
2) исследованию несложных реальных связей и зависимостей;
3) определению сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиску и извлечению нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) переводу информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснению изученных положений на конкретных примерах;
7) оценке своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определению собственного отношения к явлениям современной жизни, формулированию своей точки зрения.
III. Система оценивания планируемых результатов.
Критерии оценки устного ответа:
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:
90-100 % - отлично «5»;
70-90 % - хорошо «4»
50-60 % - удовлетворительно «3»;
менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
полное отсутствие работы - отметка «2»;
IV. Содержание учебного предмета, курса
класс | Разделы, темы | Характеристика основных содержательных линий | Кол-во часов |
8 класс | Введение | | 1 |
Личность и общество | . Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Общество как форма жизнедеятельности людей Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в ХХI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности | 6 | |
Сфера духовной культуры | Сфера духовной культуры и её особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения. Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков. Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование. Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. | 8 | |
Социальная сфера | Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. | 5 | |
Экономика | Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора) Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем. Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности. Рынок Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение Рыночное равновесие. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, гражданами. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит. Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика. | 13 | |
Повторение | | 1 | |
итого | | 34 |
Календарно-тематическое планирование по обществознанию в 8 классе рассчитано на 35 недель и предусматривает изучение данного предмета в объеме 1 часа в неделю (35 часов в год). При соотнесении прогнозируемого планирования с составлением на учебный год расписанием и календарным графиком количество часов в 8 классе 34 часа . Если вследствие непредвиденных причин количество уроков изменится, то для выполнения программы по предмету — это изменение будет компенсировано перепланировкой подачи материала.
IV. Календарно -тематическое планирование
по обществознанию 8 класс
|
№ | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности | Планируемая деятельность учащихся (на уровне учебных действий) | дата | |||
класс | план | факт | ||||||
8а | 01..09 | | ||||||
1 | Введение | 1 | Беседа, знакомство с обозначениями учебника | | 8б | |||
Личность и общество (6 часов) | ||||||||
2 | Что делает человека человеком | 1 | Задания в рабочей тетради | Познавательные: выявляют особенности и признаки сходства и различия человека и животного, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу | 8а | 08.09 | | |
8б | ||||||||
3 | Диагностическая контрольная работа Человек, общество и природа. | 1 | Устный опрос; Задания в рабочей тетради | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в т.ч и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия. | 8а | 15.09 22.09 | | |
8б | ||||||||
4 | Общество как форма жизнедеятельности людей. | 1 | Знание сфер общества | 8а | 29.09 | | ||
8б | ||||||||
5 | Развитие общества | 1 | Задания в рабочей тетради; ответы на вопросы заданий в учебнике | 8а | 06.10 | | ||
8б | ||||||||
6 | Как стать личностью | 1 | понятия | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий Личностные: сотрудничают в парах, группе; оценивают себя | 8а | 13.10 | | |
8б | ||||||||
7 | Практикум по теме: Личность и общество | 1 | Работа с разноуровневыми заданиями | 8а | 20.10 | | ||
8б | ||||||||
8 | Контроль по теме: Личность и общество | | тест | 8а | 27.10 | | ||
8б | ||||||||
Сфера духовной культуры (8 часов) | ||||||||
9 | Сфера духовной жизни | 1 | Составляющие духовной сферы и примеры | Познавательные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы Личностные: Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке | 8а | 10.11 | | |
8б | ||||||||
10 | Мораль. | 1 | беседа | 8а | 17.11 | | ||
8б | ||||||||
11 | Долг и совесть | 1 | Задания в рабочей тетради; ответы на вопросы заданий в учебнике | 8а | 24.11 | | ||
8б | ||||||||
12 | Моральный выбор-это ответственность. | | Задания в рабочей тетради; ответы на вопросы заданий в учебнике | 8а | 01.12 | | ||
8б | ||||||||
13 | Образование | 1 | Работа по карточкам | Познавательные: овладевают целостными представлениями о системе образования, привлекают информацию о типах ОУ; о людях науки; расширяют знания о мировых религиях полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, участвуют в коллективном решении проблем, распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем при изучении материала. | 8а | 08.12 | | |
8б | ||||||||
14 | Наука в современном обществе | 1 | Сообщения о деятелях науки | 8а | 16.12 | | ||
8б | ||||||||
15 | Религия как одна из форм культуры | 1 | Задания в рабочей тетради; ответы на вопросы заданий в учебнике | 8а | 15.12 | | ||
8б | ||||||||
16 | Практикум по теме: Сфера духовной культуры | 1 | Работа с разноуровневыми заданиями | 8а | 22.12 | | ||
8б | ||||||||
17 | Контроль по теме Сфера духовной культуры | | тест | Личностные: Осуществляют рефлексию собственной деятельности на уроке | 8а | 29.12 | | |
8б | | | ||||||
Социальная сфера (5 часов) | ||||||||
18 | Социальная структура общества | 1 | понятия | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: формулируют цель, планируют действия по ее достижению, принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: сотрудничают в парах, группе; оценивают себя | 8а | 12.01 | | |
8б | ||||||||
19 | Социальные статусы и роли Социальная сфера | 1 | Ответы на вопросы параграфа | 8а | 19.01 | | ||
8б | ||||||||
20 | Нации и межнациональн ые отношения Статьи закона о межнациональной розни. | 1 | Сообщения о межнациональных конфликтах | 8а | 26.01 | | ||
8б | ||||||||
21 | Отклоняющееся поведение За какие виды преступлений могут наказать несовершеннолетних? | 1 | Обсуждение видео, дискуссия | Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека, привлекают информацию, полученную ранее, для решения проблемной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. | 8а | 02.02 | | |
8б | ||||||||
22 | Контроль по теме: Социальная сфера | | тест | 8а | 09.02 | | ||
8б | ||||||||
Экономика (12 часов) | ||||||||
23 | Экономика и ее роль в жизни общества | 1 | Задания в рабочей тетради; | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами экономики; экономическими цепочками: производство-распределение-обмен-потребление. Расширяют знания о формах собственности; правах потребителей; о предпринимательской деятельности.; знакомятся с понятиями: бюджет, доходы и расходы; налоги. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные: формулируют цель, планируют деятельность по ее достижению, принимают и | 8а | 16.02 | | |
8б | ||||||||
24 | Главные вопросы экономики Права потребителя. | 1 | Задания в рабочей тетради; | 8а | 02.03 | | ||
8б | ||||||||
25 | Собственность | 1 | Ответы на вопросы | 8а | 16.03 | | ||
8б | ||||||||
26 | Рыночная экономика | 1 | Характеристика рыночной экономики | 8а | 30.03 | | ||
8б | ||||||||
27 | Производство- основа экономики | 1 | Задания в рабочей тетради; | 8а | 06.04 | | ||
8б | ||||||||
28 | Предпринимательская деятельность | 1 | Составление бизнес-плана | | 8а | 13.04 | | |
8б | ||||||||
29 | Роль государства в экономике Распределение доходов | 1 | Задания в рабочей тетради | Личностные: сотрудничают в парах, группе; оценивают себя Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи инфляции; безработицы и ее формах; овладевают новой терминологией. Метапредметные: устанавливают связи между социально-экономическими явлениями в обществе ; причинами и следствием революций , войн. | 8а | 20.04 | | |
8б | | |||||||
30 | Потребление Инфляция и семейная экономика | 1 | Задания в рабочей тетради | 8а | 27.04 | | ||
8б | ||||||||
31 | Безработица, ее причины и последствия Выбор профессии и рынок труда. | 1 | Задания в рабочей тетради | 8а | 04.05 | | ||
8б | ||||||||
32 | Мировое хозяйство и международная торговля | 1 | тест | Личностные: Осуществляют рефлексию собственной деятельности на уроке | 8а | 11.05 | | |
8б | ||||||||
33 | Административная контрольная работа | 1 | Ответы на вопросы | 8а | 18.05 | | ||
8б | ||||||||
34 | Повторение и обобщение за курс 8 класса | 1 | Задания в рабочей тетради | 8а | 25.05 | | ||
8б | ||||||||
|