Файл: Основы философии (ДО, СпДО, пнк, кп, пдо) Практическое задание 4.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основы философии (ДО, СпДО, ПНК, КП, ПДО)
Практическое задание 4
Задание 1. Максимальное количество баллов – 4.
Информация для выполнения задания: Умение анализировать и структурировать информацию является одной из универсальных компетенций современных специалистов. Ментальные карты – это метод организации идей, задач, концепций и любой другой информации. Ментальные карты помогают визуально структурировать, запоминать и объяснять сложные вещи. Например, записать тезисы выступления или составить учебный план.
Центральная позиция всех ментальных карт — главная идея. От нее отходят ключевые мысли, которые можно делить на подпункты до тех пор, пока вы не структурируете всю информацию. Ментальные карты помогают в работе, учебе и повседневных задачах.
Семь правил интеллект-карт
Располагайте лист горизонтально.
Всегда начинайте с центра.
Рисуйте ветви от центра в стороны.
Заключайте каждый ключевой блок в визуальную рамку.
Показывайте иерархию и связь разными цветами.
Выбирайте сильные слова для ключевых блоков.
Пишите печатными буквами, если работаете на бумаге.
Задание: Составьте интеллект - карту статьи автора Ю.В. Маслянка «Система образования в условиях ценностно-смыслового кризиса: философский анализ» (ссылка на статью)
В помощь для выполнения задания: пример сервиса по созданию интеллект-карт: https://www.mindmeister.com/ru
Задание 2. Максимальное количество баллов – 3.
Для успешной профессиональной деятельности и личностного развития важно грамотно анализировать свои личностные психолого-мировоззренческие качества.
Задание: определите тип своего мировоззрения по всем имеющимся характеристикам и формам, свой анализ обоснуйте примерами.
Примечания к заданию: Ответ эффективнее всего оформить в табличной форме.
В столбце «Наименование типа и формы мировоззрения» необходимо написать наименования форм мировоззрения всех типов и классификаций (из теоретического лекционного материала).
В столбце «Результаты самоанализа/Примеры» ставится отметка о наличии или отсутствии признаков анализируемого типа мировоззрения и при наличии приводятся примеры проявлений конкретного типа мировоззрения.
В столбце «Возможности и трудности для личностного развития» необходимо дать оценку перспектив: как анализируемый тип мировоззрения позволяет человеку развиваться.
Примерная форма таблицы для оформления ответа на задание
Наименование типа и формы мировоззрения | Результаты самоанализа/Примеры | Возможности и трудности для личностного развития |
Обыденное | Обыденное мировоззрение — это простейший вид мировоззрения. Каждый имеет свое обыденное мировоззрение, которое отличается в разной степени глубины, полноты от влияния иных видов мировоззрения. Например, политические взгляды на специальную операцию на Украине; так же я помогаю детским домам, что считаю необходимым. | Формируется за счет наблюдения над природой, трудовой деятельности, участие в жизни коллективов и общества, под влиянием условий быта, форм досуга, существующей материальной и духовной культуры. |
Религиозное | Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы. Религии, в отличие от более гибкого мифа, свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Например, вера в Бога. | Религия распространяет и поддерживает образы правильного, нравственного поведения. |
Научное | Научное мировоззрение - это мировоззрение, опирающееся на принципы и законы, многократно проверенные научным методом и подтвержденные практикой человечества в целом. Например, изобретение атомной бомбы. | В основе научного мировоззрения лежит метод - средство, которым знание подвергается проверке. |
Задание 3. Максимальное количество баллов – 3.
Задание: Сформулируйте основные этапы формирования мировоззрения, определите, какие факторы оказывают влияние на формирование содержания мировоззрения на каждом этапе.
Этапы формирования мировоззрения | Факторы, влияющие на формирование мировоззрения |
Мироощущение | Каждый человек воспитывается по – разному и у каждого свои устои, взгляды на одну и ту же проблему. |
Мировосприятие | СМИ, интернет, телевидение |
Миропонимание | Так как социум развивается, то появляются новые традиции, знания, умения и навыки, а прошлое остается в прошлом, таким образом, каждое последующее поколение ошибочно представляет себе картину мира. |
Этапы формирования мировоззрения | Факторы, влияющие на формирование мировоззрения |
Мироощущение | Каждый человек воспитывается по – разному и у каждого свои устои, взгляды на одну и ту же проблему. |
Мировосприятие | СМИ, интернет, телевидение |
Миропонимание | Так как социум развивается, то появляются новые традиции, знания, умения и навыки, а прошлое остается в прошлом, таким образом, каждое последующее поколение ошибочно представляет себе картину мира. |
Задание 4. Максимальное количество баллов – 4.
Задание: Выберите любое философское направление или конкретное философское учение (на выбор студента) из раздела «История философии» и сформулируйте критические тезисы, опровергающие эти идеи.
Примерные философские направления для анализа:
эпикуреизм
скептицизм
платонизм
рационализм
эмпиризм
позитивизм
любое другое по выбору студента.
Примечание к заданию: При выполнении задания обязательно сначала сформулируйте ключевые тезисы, описывающие фундаментальные идеи философского направления. При формулировании критических тезисов постарайтесь опираться на факты, доказывающие или опровергающие вашу точку зрения.
Пример таблицы для оформления ответа
Философское направление: Материализм __________________________________________________________ | |
Тезисы/Основные идеи | Критический анализ |
Материализм в философии утверждает, что материя — это все, и кроме нее нет ничего. Она способна существовать в разных формах и постоянно пребывает в движении, которое выступает ее неотъемлемым свойством. | Различные виды материи постоянно взаимодействуют между собой, порождая изменения объектов. |
По мнению материалистов, сознание — это тоже материя, сформировавшаяся как новое состояние количественного процесса и способное более совершенно отражать окружающую действительность. | Мысль также имеет материальный характер, так как она рождается под влиянием нейронов. |
Мыслители абсолютизируют познавательные возможности человечества и трактуют идеальное, как форму отражения объективного и реального. | Выходя за пределы основного вопроса философской науки о первичности сознания либо бытия, материалисты понимают бытие более широко, как само существование. К бытию они относят и вещи материального мира, и ряд идеальных представлений. При этом сторонники материализма четко различают сферы материального и духовного. По их мнению, материя существует совсем не так, как существует сознание, поскольку именно материя представляет собой независимую и объективную форму бытия, а вот сознание идеально, и потому обладает лишь вторичным бытием, существующим исключительно в тесной связи с материальным. |
Материализм (лат. materialis - вещественный) — это философское направление, представители которого признавали материю первичным началом относительно всего идеального и духовного в сфере бытия.
Термин введен в оборот немецким философом, математиком, логиком Г.Лейбницем.
Основным постулатом материализма является утверждение о существовании абсолютной субстанции бытия, называемой материя.
Любая сущность в мире образована посредством материи, а причисляемые к идеальным явления, к примеру, сознание — возникли в процессе взаимодействия материальных сущностей.
Данные утверждения распространяются на все окружающее нас и все существующее, включая людей и социум.
Следовательно, человек и его сознание также выступают в качестве продукта развития материи, а потому люди могут не только познавать окружающую среду, но и создавать ее.
Выделяют три главных разновидности материализма:
-
К стихийному (или наивному) материализму относят учения античных мыслителей, живших в Древней Греции и Риме. Для науки того времени было характерно отсутствие разделения на отдельные сферы, она носила цельный философский характер с подчинением философии всех остальных научных дисциплин. -
В годы развития метафизического (или механического) материализма, т.е. в 16-18 веках, происходила стремительная дифференциация научных отраслей с выделением отдельных дисциплин и выходом их из-под опеки философии. Одновременно происходил и разрыв между диалектикой и материализмом, а потому в материалистическом учении остались лишь некоторые элементы диалектики. -
Для диалектического материализма характерно соединение материализма с диалектикой, а также проникновение в научную сферу идей о всеобщей связи и развитии природы. В то же время прекращается активная дальнейшая дифференциация научных дисциплин, которую сменяет интеграция различных областей науки между собой, идущая уже совместно с их дифференциацией.
Задание 5. Максимальное количество баллов – 4.
Информация для выполнения задания: В современном обществе требования к практической направленности получаемой информации существенно возросли. Можно отметить, что девизом становится фраза: «Знание должно быть реализуемо в практической деятельности». Одним из эффективных механизмов выстраивания пошаговых алгоритмов деятельности является метод чек-листов.
В переводе с английского check означает «проверка», а list - «список». Поэтому чек-листы иногда называют «контрольными списками». Чек-лист - это заранее определенный список задач или действий, который используют в качестве инструкции. Таким образом, чек-лист - это перечень пошаговых действий, которые необходимо выполнить, чтобы получить определенный результат в какой-либо работе. Внедрить его просто, пользоваться им удобно, и, как показывает мировой опыт, он позволяет существенно сократить число ошибок в самых разных сферах жизни. Чек-листы были введены в различные профессиональные сферы, где требуется принимать решения.
Преимущества использования чек листов:
Структурирование информации в виде четких задач.
Повышение скорости обучения.
Высокий результат, уменьшение числа ошибок из-за невнимательности.
Взаимозаменяемость. Экономия рабочего времени.
В образовании и самообразовании чек-листы становятся очень популярными.
Задание: Составьте чек-лист для реализации целей самообразования и успешного обучения по специальности с учетом научной информации о возможностях мозга.
Источник видео-материала: видео-лекцияТатьяны Черниговской ("Как научить мозг учиться?")
Тема: самообразование
№ | Этап |
1 | Диагностический (анализ затруднений, постановка проблемы, изучение литературы по проблеме) |
2 | Прогностический (определение цели и задачи работы над темой, разработка системы мер, направленных на решение проблемы, прогнозирование результатов) |
3 | Практический (внедрение передового педагогического опыта, системы мер, направленных на решение проблемы, формирование методического комплекса, мониторинга, текущих, промежуточных результатов, корректировка работы) |
4 | Обобщающий (подведение итогов, оформление результатов работы по теме самообразования, представление материалов) |
5 | Внедренческий (использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы, распространение) |
Задание 6. Максимальное количество баллов – 4.