Файл: Реферат По философии Духовная сущность человека студентка группы 2 ис сарычева А. С.doc
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Реферат
По философии
Духовная сущность человека.
Выполнила: студентка группы 2 ИС
Сарычева А.С.
Проверила: Петрова Е.И.
Новосибирск
2012
Содержание
1.Введение …………………………………………………………….2
2. Духовная сущность человека, его Дух и Душа? ………………4
-
Понятие духовного мира……………………………………..4 -
Метафизический опыт ………………………………………..7 -
Рефлекторная психоматрица …………………………………15 -
Модель личности ………………………………………………17 -
Психодуховная модель личности ……………………………18
3. Проблемы духовности человека ………………………………20
-
Зависимость духовности индивида …………………………..23
4.Заключение …………………………………………………………26
5.Список литературы …………………………………………………29
1.Введение
Внутренний мир человека чрезвычайно сложен и многообразен. Он опирается на факты субъективного внутреннего опыта человека – его чувства, мысли, желания, ощущения. Помимо названных компонентов в него включены и другие формы проявления психики – это факты поведения, его осознаваемые и неосознаваемые, бессознательные, мотивы.
Сегодня Россия находится на перепутье, переживает переломную историческую эпоху. Социалистическая система производства и потребления разрушена, коммунистический идеал - всесторонне свободное развитие всех членов общества - погребен под обломками глобальной рыночной эйфории. Образовался вакуум в сознании миллионов людей, ибо рыночные отношения не могут стать общественным идеалом - это очень примитивно, вульгарно, бездуховно. Рынок не стимулирует возвышенных потребностей. Он - только средство, способ выживания одних и обогащения других. Духовный вакуум породил тяжелые последствия для судеб миллионов людей, сумятицу в умонастроениях и выборе смысла жизни. Что имел в виду Фромм, утверждая о смерти человека XX века? Объяснение следующее. В обществе с гигантской индустрией и электронными средствами массовой информации, индивид, который не контролирует своей работы и отчужден от результатов своего руда, чувствует импотенцию, свою ничтожность перед созданными им грозными и анонимными для него машинами, он перестает быть деятельным человеком, т. е. он теряет свою сущность. Поскольку человек по своей сущности социально-деятельное существо, с потерей этой сущности он умирает как человек. В этих условиях потребность в пользе большого потребления продукции промышленности превращает человека в прожорливого человека, в грудного ребенка, который обуреваем страстью потребления. Для него все становится статьей потребления: сигареты, ликер, секс, кино, телевидение и даже образование, книги и лекции.
Алчность к потреблению становится доминирующей психической силой в современном индустриальном обществе. Чем больше власти человек имеет над машиной, тем более безвластно его существование, чем больше он потребляет, тем больше становится рабом все увеличивающихся потребностей. Свобода к потреблению становится сущностью человеческой свободы. Поэтому формирование разумных потребностей должно уберечь человека от двух крайностей: от превращения нищеты во благо, а человека в духовного аскета, с одной стороны, и от превращения человека в жирного кота, в подобие всепожирающего животного, с другой стороны. Осуществление этого гуманистического идеала в смысл индивидуальной жизни возможно в условиях жизни в обществе, устроенного на началах справедливости и свободы. Итак, предметом настоящего исследования является человек и его потребности. При этом акцент будет делаться на человеческих потребностях. Это значит, что потребностей бесчисленное множество, и как мы убедимся, среди них есть и потребности нечеловеческие и откровенно античеловеческие. Большинство базовых потребностей изучается конкретными науками: биологическими потребностями занимается биология и медицина, материальными потребностями - экономика, социальными потребностями - социология, душевными потребностями - психология, и, наконец, духовными потребностями - культурология, эстетика и др.
Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития. В духовной сфере рождается и реализуется важнейшее отличие человека от других живых существ - духовность. Человек, его дух и его культура - венец и цель мироздания… Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах находят свое выражение самые высокие стремления и возможности.
Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего "Я", на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о "душе" является
квинтэссенцией личностного развития. Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни. Путь духовного развития личности бесконечен…
2.Что же являет собой духовная сущность человека, его Дух и Душа?
Ответ на этот вопрос, поставленный современной науке, заключен в исследовании феномена метафизического опыта. В этой связи мы исследуем человеческую психику во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимаем во внимание биологические, антропологические, социологические и духовные факторы, влияющие на его развитие. Но все же особое внимание уделяем духовности, так как именно духовность помогает нам понять, кем является личность и как она относится к миру. Суть нашей точки зрения заключается в том, что люди, прежде всего, являются существами духовными. Наш подход является тривиальным для метафизики, религии и мистики: с древнейших времен он приводился в священных писаниях. Наша задача – выразить на языке современной науки, вернуть в круг научной психологической парадигмы и обосновать научно спустя тысячелетия духовную сущность человека.
Понятие духовного мира.
В этой связи мы намерены ответить на ряд вопросов, которые стоят перед современным психологическим знанием. Для этого сегодня, когда обостряются психосоматические, психологические и нравственные проблемы личности, мы должны вырваться из сковывающего нас узкого коридора старых, давно отживших методов решения проблем. Новые проблемы, вставшие перед человечеством, неизбежно требуют сегодня новых, поистине революционных, методов их решения. Но решение это возможно лишь посредством возрождения в психологической науке категорий «Дух», «Душа». Под словом «Дух» святые отцы подразумевают дар, т.е. божественную благодать, которая преображает Душу человека. Без благодати Божией человек называется плотским или душевным, с нею же – духовным. «Дух есть, прежде всего, способность человека различать высшие ценности: добро и зло, истину и ложь, красоту и уродство. Если выбор в этой сфере сделан, то Дух стремится подчинить своему решению Душу и тело. Через свой дух человек общается с Богом. Без общения с Богом дух человека не способен найти настоящий критерий для определения высших ценностей. Следовательно, духовность – это жизненная ориентация на высшие ценности» (Феофан Затворник). Слово «Душа» имеет много значений в Священном писании и сочинениях святых отцов. Оно относится не к одной лишь духовной составляющей человеческого существа в противоположность материальной, но обозначает человека как целое, как уникальную живую ипостась «Душа человека, заключающая в себе образ Божий, тройственна. Она состоит из
ума, разума и Духа. Будучи одной из сил Души, ум в то же время – это и вся Душа. Для большинства людей ощущение собственной Души остается ниже порога обычного восприятия. И только душевный кризис – боль не физическая, а душевная (психалгия) – приводит к пониманию слова «Душа», и человек ищет помощи у духовника от религии или светского духовника – психолога, психотерапевта.
Духовный мир человека как трансцендентального субъекта – это мир должного идеального сущего, универсально-ценностного. Именно этот мир определяет стратегию поведения человека и его отношение к миру. Под духовным миром человека понимается его ценностный мир и, прежде всего, содержание самых фундаментальных целей и идеалов человеческого существования. В конечном счете, именно они направляют и регулируют все многообразие отношений человека с окружающей его действительностью (природа, общество, другие люди), а также к самому себе (все значимые аспекты его поведения). К числу фундаментальных ценностей человеческой жизни относятся такие как: Бытие, Добро, Любовь, Истина, Красота, Справедливость, Жизнь. То или иное понимание этих ценностей полностью определяет содержание противоположных ценностных категорий, таких как: Смерть, Небытие, Зло, Ненависть, Ложь, Несправедливость, которые часто называют отрицательными ценностями или антиценностями.
Духовные ценности: Творческое Созидание, Истина, Добро, Красота, соподчиняются религиозным ценностям. Основной ценностью религиозной является Святое, Священное. Оно освещает мир человека, пронизывает все общечеловеческие духовные ценности. Термин «священное» определяет сущностные, неизменные, вечные и неприкосновенные признаки, имеющие исключительно важное значение нормы, и принципы существования, табуированные к воздействиям извне. Священное – это смысловое закрепление в артефактах культуры, передаваемое из поколения в поколение.
Духовные ценности: Творческое Созидание, Истина, Добро и Красота, пронизанные верой в святое, лежат в основе духовной жизни человека. В религии эти ценности едины, так как религия позволяет человеку приобщиться к Вечному и бесконечному миру.
Согласно метафизическому опыту, онтологической формой проявления духовности в каждом конкретном человеке является наличие у него Души. В своей сущности Душа является вместилищем Духа и поэтому она бессмертна. Тело каждого человека смертно, но та комбинация ценостей, носителем которой он является, бессмертна, ибо те универсальные ценности, конкретизацией которых является Душа, представляют собой объективную реальность не только по отношению к конкретному человеку, но и ко всему человечеству в целом.
Метафизический опыт
границы души и тела
Душа
конечность
динамика
концепция греха
иудаистская
Теории
буддистская
христианская
мусульманская
эзотерическая
Духовный опыт
индивидуальный
коллективный
Душа, согласно психологическому знанию, синоним слова «психика». Определение психологии как науки о Душе было дано более двух тысяч лет назад. Наличием Души в ту пору пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Далее, в XVII веке в связи с развитием естественных наук начинается и развитие психологии как науки о сознании. Способность думать, чувствовать, желать в тот период называли сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. В XX веке психология являет собой науку о поведении, которая ставит своей задачей наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались. В середине XX века на базе материалистического взгляда на мир сформировалась психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Современная психология, психология XXI века, – это наука о роли человека в эволюционных процессах Вселенной, и формируется она на базе современного естествознания и космизма, широко охватывает и объясняет как феномены многогранного поведения человека, так и механизмы и закономерности его психического развития, дает человеку экзистенциальное истинное видение Бога. Такая наука решает проблемы психологического познания человека, понимание его как целостной личностной системы и индивидуальности и пытается объяснить внутренние причины его индивидуального поведения с позиции осмысления единства и взаимосвязи природы человека с эволюционными процессами Вселенной.
Современная психология все еще развивается, возникают новые синтезы знания, которые изменяют структуру психологической науки. Так, формирование междисциплинарных исследований является важнейшей характеристикой, в которой обнаруживает себя холистическое мировидение. Именно холистическая тенденция характеризует науку, где усиливается интеграция научных дисциплин и обретает особую ценность способность ученых нелинейно и целостно мыслить. Основы эволюционного холизма в современной науке формируются в контексте эволюционно-синергетической парадигмы, которая распространяется не только на область природной реальности, но и на когнитивную сферу.