ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.11.2021
Просмотров: 740
Скачиваний: 1
Нам кажется весьма правомерным мнение М.Н. Кожиной о том, что «выведение художественной речи за пределы функциональных стилей обедняет наше представление о функциях языка. Если вывести художественную речь из числа функциональных стилей, но считать, что литературный язык существует во множестве функций, а этого отрицать нельзя, то получается, что эстетическая функция не является одной из функций языка. Использование языка в эстетической сфере - одно из высших достижений литературного языка, и от этого ни литературный язык не перестает быть таковым, попадая в художественное произведение, ни язык художественной литературы не перестает быть проявлением литературного языка».
Основная цель литературно-художественного стиля – освоение мира по законам красоты, удовлетворение эстетических потребностей как автора художественного произведения, так и читателя, эстетическое воздействие на читателя при помощи художественных образов.
Используется в литературных произведениях разных родов и жанров: рассказах, повестях, романах, стихах, поэмах, трагедиях, комедиях и т.д.
Язык художественной литературы, несмотря на стилистическую неоднородность, несмотря на то, что в нем ярко проявляется авторская индивидуальность, все же отличается рядом специфических особенностей, позволяющих отграничить художественную речь от любого другого стиля.
Особенности языка художественной литературы в целом определяются несколькими факторами. Ему присуща широкая метафоричность, образность языковых единиц почти всех уровней, наблюдается использование синонимов всех типов, многозначности, разных стилевых пластов лексики. В художественном стиле (по сравнению с другими функциональными стилями) существуют свои законы восприятия слова. Значение слова в большей степени определяется целевой установкой автора, жанровыми и композиционными особенностями того художественного произведения, элементом которого является это слово: во-первых, оно в контексте данного литературного произведения может приобретать художественную многозначность, не зафиксированную в словарях, во-вторых, сохраняет свою связь с идейно-эстетической системой этого произведения и оценивается нами как прекрасное или безобразное, возвышенное или низменное, трагическое или комическое:
Употребление языковых средств в художественной литературе в конечном итоге подчинено авторскому замыслу, содержанию произведения, созданию образа и воздействию через него на адресата. Писатели в своих произведениях исходят прежде всего из того, чтобы верно передать мысль, чувство, правдиво раскрыть духовный мир героя, реалистически воссоздать язык и образ. Авторскому замыслу, стремлению к художественной правде подчиняются не только нормативные факты языка, но и отклонения от общелитературных норм.
Широта охвата художественной речью средств общенародного языка настолько велика, что позволяет утверждать мысль о принципиальной потенциальной возможности включения в стиль художественной литературы всех существующих языковых средств (правда, определенным образом соединенных).
Перечисленные факты свидетельствуют о том, что стиль художественной литературы обладает рядом особенностей, позволяющих ему занять в системе функциональных стилей русского языка свое, особое, место.
17. Коммуникативные качества речи
Культура речи тесно примыкает к стилистике. Предметом культуры речи является языковая структура в ее коммуникативном воздействии. Выделяются следующие коммуникативные качества речи: 1) правильность (правильность речи – это ее соответствие нормам современного литературного языка); 2) точность (точность речи – это прежде всего строгое соответствие слов обозначаемым предметам (явлениям) действительности); 3) логичность речи («Предметная логичность состоит в соответствии смысловых связей и отношений единиц языка в речи связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности. Логичность понятийная есть отражение структуры логичной мысли и логичного ее развития в семантических связях элементов языка и речи»); 4) чистота (чистотой можно назвать «такую речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов (прежде всего слов и словосочетаний) и нет элементов языка, отвергаемых нормами нравственности…»); 5) выразительность речи («выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя…»);6) богатство – разнообразие речи; 7) уместность речи (стилевая, контекстная, ситуативная, личностно-психологическая) – «такой подбор, такая организация средств языка, которые делают речь, отвечающей целям и условиям общения».
1. Коммуникативные качества речи: правильность, точность, логичность, чистота, богатство, выразительность, уместность, коммуникативная целесообразность, толерантность, ассертивность.
2. Понятие языковой нормы как основа грамотной речи. Признаки нормы: динамичность и историческая изменчивость, вариативность. Основные типы норм: императивные и восполнительные; орфоэпические, морфологические, синтаксические, лексические и др. Основные средства кодификации языковых норм (словари, справочники и др.).
Культура речи вырабатывает навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами.
Выбор необходимых для данной цели языковых средств - основа коммуникативного аспекта культуры речи. Коммуникативный аспект культуры речи предполагает умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определенной ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации. Коммуникативная целесообразность считается одной из главных категорий теории культуры речи, поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи и учитывать их в процессе речевого взаимодействия.
В соответствии с требованиями коммуникативного аспекта культуры речи, носители языка должны владеть функциональными разновидностями языка, а также ориентироваться на прагматические условия общения, которые существенно влияют на оптимальный для данного случая выбор и организацию речевых средств.
Одно из значений слова "коммуникация" - сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц, общение.
Поскольку в акте общения принимают участие адресант (создатель информации) и адресат / адресаты (воспринимающие информацию), то важно определить, какими коммуникативными качествами должна обладать речь говорящего, чтобы адресат правильно декодировал её, адекватно воспринимал и был заинтересован в получении информации.
2. К коммуникативным качествам речи, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами, относятся:
1. Точность
2. Понятность
3. Богатство, разнообразие речи.
4. Чистота речи
5. Выразительность речи.
Коммуникативный аспект речи зависит от точности речи. Чистота речи, являясь составляющей коммуникативного аспекта, зависит от того, насколько речь понятна. Выразительсть речи связана с таким понятием как богатство речи.
Чистота речи - одно из её хороших качеств. Чистота речи предполагает отсутствие в ней элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и выражений, слов-"паразитов".
Выразительность речи усиливает эффективность выступления: яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие на разум, чувства, воображение слушателей.
Сделать речь образной, эмоциональной говорящему помогают специальные художественные приёмы, изобразительные и выразительные средства языка, традиционно называемые тропами (сравнение, метафора, метонимия, гипербола и др.) и фигурами (антитеза, инверсия, повтор и др.), а также пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова.
Понятность речи - это доходчивость, доступность речи для тех, кому она адресована. Соблюдать данное требование необходимо потому, что оно связано с действенностью, эффективностью устного слова.
Понятность речи определяется, прежде всего, отбором речевых средств, использованием слов, известных слушателям.
18. культура устных публичных выступлений
Словесное оформление публичного выступления
При
подготовке публичного выступления
перед оратором неизбежно возникает
вопрос, как
лучше словесно оформить
свою речь, обязательно или нет составлять
ее письменный текст. Это
давний спор,
своими корнями уходящий в глубокую
древность. Античные теоретики ораторского
искусства считали писание единственно
верным способом
подготовки речей.
Цицерон, к примеру, утверждал, что нужно
как можно больше писать, потому что «кто
вступает на ораторское поприще с
привычкой к письменным работам, тот
приносит с собой способность даже без
подготовки говорить, как по писаному».
А римский ритор Квинтилиан
уверял:
«Лишь с помощью писания можно достигнуть
легкости речи».
Многие опытные ораторы, известные политические и судебные деятели, теоретики красноречия последующих времен тоже считала, что речи должны быть предварительно написаны.
Конечно,
писать текст выступления — дело нелегкое.
Поэтому многие неохотно берутся за
это,
убеждая себя, что речь в уме
лучше, чем на бумаге. А между тем создание
текста активизирует мыслительную
деятельность оратора, позволяет ему
глубже вникнуть в суть проблемы и
точнее
выразить свои мысли. Работая
над текстом, оратор имеет возможность
литературно обработать его,
подобрать
наиболее уместные слова и выражения,
исключить стилистические шероховатости,
использовать средства речевой
выразительности и т. д. К готовому тексту
можно вернуться через
некоторое
время, чтобы улучшить его содержание и
форму. Написанный текст можно показать,
прочитать своим родным, знакомым,
коллегам, обсудить со специалистами и
внести коррективы в
соответствии с
высказанными мнениями и замечаниями.
Заранее подготовленный текст речи
вселяет уверенность в оратора, помогает
ему справиться с волнением перед
выступлением и в процессе самой речи.
Поэтому стоит прислушаться
к словам
тех, кто советует писать тексты речей
от начала до конца. Однако после написания
и отработки текста выступления оратор
не должен тешить себя
надеждой, что
он уже готов к встрече со слушателями.
Конечно, проще всего было бы выйти
на
трибуну и прочитать текст речи по
рукописи, но такое выступление не
принесет успеха оратору. Слушатели
плохо воспринимают чтение текста с
листа, так как отсутствует живой контакт
между
оратором и аудиторией.
Некоторые
пытаются заучивать текст речи. И в
отдельных случаях это оправдано.
Когда
приходится выступать с убеждающей
речью на митинге, с приветствием на
торжественном
мероприятии, на банкете
и т. п., неловко держать перед собой текст
речи, а между тем неточно
сформулированная
мысль, неудачная фраза, неправильное
словоупотребление могут навредить
оратору. Поэтому лучше произнести
предварительно подготовленный и
заученный текст. Если речь
небольшая
по объему, то это не так уж и трудно
сделать, а если приходится выступать с
лекцией, докладом, сообщением, то выучить
текст полностью удается далеко не
каждому. Этот вид
овладения материалом
труден для оратора, он требует от него
большого напряжения и усилий воли.
У
оратора могут возникнуть сложности при
воспроизведении текста: провал памяти,
сильное волнение, неожиданный шум в
зале и т. д. Поэтому не рекомендуется
дословно произносить написанный текст.
Многие
опытные ораторы советуют выступать с
опорой на текст. Что это значит? Сначала
необходимо хорошо осмыслить и освоить
написанную речь. Целесообразно
соответствующим образом разметить и
сам текст речи, т. е. подчеркнуть основные
положения речи, пронумеровать
освещаемые
вопросы, выделить фамилии, названия,
статистические данные, начало и конец
цитат,
обозначить иллюстративные
примеры и т. п.
Таким
текстом легко пользоваться во время
выступления. Достаточно опустить взгляд
на
страницу, чтобы восстановить ход
изложения мыслей, найти нужный материал.
Выступление с
опорой на текст создает
впечатление свободного владения
материалом, дает возможность оратору
уверенно общаться со слушателями.
Однако оратор из-за неотработанности речи не всегда может уложиться в отведенное время, меньше успевает рассказать, некоторые вопросы остаются неосвещенными. Неизбежны какие-то отступления, вызванные новыми ассоциациями, порой неточными бывают формулировки, возможны речевые ошибки. Поэтому не случайно французы говорят, что лучший экспромт тот, который хорошо подготовлен.
Импровизация
возможна только на базе больших
предварительно полученных знаний.
Экспромт бывает хорош, когда он подготовлен
всем прошлым опытом оратора. Он может
родиться только у
человека, который
имеет большой запас знаний и владеет
необходимыми риторическими навыками
и умениями. Удачный экспромт — это
результат постоянной работы оратора
над собой, итог долгих
размышлений,
награда за большой многолетний труд.
Прекрасным оратором-импровизатором
своего времени был А. В. Луначарский. На
вопрос, как
это
ему удается так легко выступать, он
ответил фразой, которая стала афоризмом:
«Я готовился к
этому
всю жизнь.
19. Этический аспект культура речи
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ, принятая в данной культуре совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности высказываний. Известный исследователь речевого этикета Н.И.Формановская дает такое определение: «Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности». К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д. Изучение речевого этикета занимает особое положение на стыке лингвистики, теории и истории культуры, этнографии, страноведения, психологии и других гуманитарных дисциплин.
Ксожалению, нам нередко приходится слышать такую форму обращения. Речевой этикет и культура общения - не слишком популярные понятия в современном мире. Один посчитает их чересчур декоративными или старомодными, другой и вовсе затруднится ответить на вопрос, какие формы речевого этикета встречаются в его повседневной жизни.
Между тем, этикет речевого общения играет важнейшую роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений.