Файл: Опыт Разложение основного карбоната меди(II) (малахита).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Опыт 4. Разложение основного карбоната меди(II) (малахита)
Оборудование: пробирка лабораторная, трубка газоотводная полимерная, стакан, лабораторный штатив с лапкой, спиртовка, спички.
Дополнительное оборудование: пробирка ПХ-14.
Реактивы: раствор гидроксида кальция (известковой воды) Ca(OH)2, оксид меди(II) CuO.
Дополнительные реактивы: основной карбонат меди(II) (малахит) CuCO3∙Cu(OH)2.
Опыт проводят для иллюстрации состава сложных веществ или как пример реакции разложения. Его можно проводить демонстрационно.
Перед проведением опыта в пробирку ПХ-14 помещают 2 шпателя основного карбоната меди(II) и раздают учащимся перед опытом.
Примечание. Насыщенный раствор известковой воды (взвесь), приготовленный из гидроксида кальция (в твердом виде) или из извести натронной (воздушной) может храниться в лаборатории очень долго, если колба закрыта герметично, например, резиновой пробкой, проложенной полиэтиленовой пленкой. Насыщенный раствор гидроксида кальция не следует фильтровать при приготовлении: это нужно делать непосредственно перед использованием.
Ход опыта
1 . Пробирку с основным карбонатом меди(II) закрывают пробкой с газоотводной полимерной трубкой. Собранный прибор проверяют на герметичность. Для этого конец газоотводной трубки опускают в стакан с водой, зажав пробирку в руке. Выходящие пузырьки воздуха свидетельствуют о том, что прибор собран герметично. Если пузырьков воздуха нет, необходимо проверить надежность соединения отдельных деталей прибора.
2. Закрепляют прибор в штативе так, как показано на рисунке 38.
Внимание! Дно нагреваемой пробирки должно быть немного выше ее отверстия.
3. В пробирку лабораторную наливают на 1/3 объема известковой воды, и опускают в нее конец газоотводной полимерной трубки.
4. Зажигают спиртовку. Сначала прогревают в пламени спиртовки всю пробирку, а затем нагревают в том месте, где находится порошок.
Наблюдают изменение цвета порошка: из зеленого он становится черным, на стенках пробирки появляются капельки воды, а известковый раствор мутнеет.
5. По окончании опыта, во избежание растрескивания пробирки, необходимо сначала удалить газоотводную трубку из стакана с известковой водой и только затем прекратить нагревание.
Когда пробирка остынет, сравнивают образовавшееся вещество с имеющимся в наборе реактивов оксидом меди(II).
Вопросы для учащихся: Какие вещества образуются при разложении малахита? Почему при нагревании пробирку нужно держать в наклонном положении?
По окончании опыта учащиеся зарисовывают установку и записывают уравнение реакции разложения основного карбоната меди(II).
Примечание. Полученный учащимися оксид меди(II) целесообразно использовать в дальнейшем (например, при проведении опытов взаимодействия оксида меди(II) с водородом, оксида меди(II) с растворами кислот). Удобно использовать и хранить именно такой оксид меди(II), а не продажный, с которым реакции идут очень медленно.
Для дальнейшего использования полученного оксида меди(II) в опытах, малахит при нагревании должен быть полностью разложен. Это легко проверить реакцией с любой кислотой. Разложение малахита осуществляют до тех пор, пока при действии кислот не будет выделяться углекислый газ.
По усмотрению учителя этот простой опыт могут выполнить сами учащиеся на данной работе, тем более что им из курса начальной школы известно, что все карбонаты (например, мел) «вскипают» при действии кислот.