Файл: Достоинства и недостатки плановой экономики социализма по дисциплине История.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2) Второй этап развития плановой экономики был обусловлен предыдущим опытом и изменяющейся международной обстановкой. На первый план вышли две внутренние проблемы: недостаточно высокие темпы роста промышленности (для достижения сопоставимого с западными странами уровня) и дефицит инвестиционных ресурсов, кроме того, стремительно ухудшалась международная обстановка.
Для осуществления существенного ускорения темпов индустриализации необходимо было мобилизовать все ресурсы страны для достижения промышленного паритета со странами запада. С этой целью НЭП, а значит и рыночные элементы, были свернуты. Начала ускоренно проводиться коллективизация сельского хозяйства. Все ресурсы страны начали контролироваться и распределяться централизованно. Место рынка в регулировании потоков товаров и ресурсов заняло более детальное планирование. Если ранее разрабатывались только пятилетние и долгосрочные планы, то начиная с 1931 года, начали составляться развернутые годовые планы с распределением заданий по кварталам.
Можно констатировать, что новая модель экономики справилась с форсированной индустриализацией, подготовкой к войне, с разработкой атомного и космического проектов, с послевоенным восстановлением экономики страны.
3) Главной же задачей косыгинских реформ, которые были начаты в 1965 году, было повысить гибкость существующей экономической системы, дать больше самостоятельности предприятиям, а министерства избавить от давления показателей и выполнения планов любой ценой.
Основные направления реформ:
- совершенствование системы управления хозяйством (перестройка управления по отраслевым признакам, передача больших полномочий на места, внедрение средств автоматизации и др.);
- совершенствование системы планирования (сочетание централизованного планирования с инициативой предприятий в разработке собственных планов, при этом количества централизованно утверждаемых показателей сокращалось);
- совершенствование системы стимулирования экономического производства (введение полного хозрасчета).
Проведенные реформы, хотя они и не были доведены до конца, можно признать успешными. В результате реформ удалось полностью выполнить 8 пятилетку (1966-1970 годы), ускорить темпы экономического роста. В 70-ых годах реформы были постепенно свернуты и не получили должного развития.
К сожалению, реформы, проводившиеся во время, так называемой «перестройки», не носили системного, продуманного характера и привели не к созданию следующей устойчивой формы существования экономики СССР, а к ее полному разрушению. Думается, что такой финал был отнюдь не предопределен, ведь за время существования СССР его экономика неоднократно успешно менялась в соответствии с текущими вызовами времени. Причем менялась существенным образом, в частности менялось соотношение элементов чисто плановой экономики и элементов рыночной системы.
2.1. Достоинства плановой экономики социализма
К несомненным преимуществам советской модели плановой экономики относятся:
-
Высокие темпы роста экономики.
В первые (довоенные) пятилетки темпы роста экономики составляли от 10 до 17 процентов в год и были самыми высокими в мире. Уже к 1937 году СССР вышел на первое место в Европе и второе в мире по объемам промышленного производства.
-
Сбалансированность, пропорциональность развития государства.
В процессе составления народохозяйственного плана для всего государства можно учесть потребности всех территорий в том или ином экономическом развитии. В рыночной же экономике некоторые территории могут оставаться экономически не развитыми, так как бизнес не считает их инвестиционно привлекательными.
3. Приведение предложения в равновесную точку со спросом. Планирование позволяет рассчитать потребности населения и производств в товарах и услугах. Это позволяет избежать кризисов перепроизводства.
4. Оптимальные решения глобальных экономических задач.
Это позволяет строить производственные комплексы по мере возникновения ресурсной базы, а также научного и человеческого капитала в стране.
5. Эффективное использование ресурсов в условиях их ограниченности.
Распределение ограниченных ресурсов не зависит от экономических возможностей организаций. Тем самым позволяет получить ресурсы тому предприятия, который нуждается в них, а государство и общество в свою очередь нуждается в продукции данного предприятия.
6. Отсутствие некоторых видов транзакционных и производственных издержек.
Организации – производителю нет необходимости искать контрагентов для поставок сырья, комплектующих, отсутствуют рекламные и маркетинговые расходы, так как все взаимосвязи уже определены в народохозяйственном плане.
7. Оптимальный ассортимент товаров, исключающий товары, физически и нравственно негативно влияющие на состояние человека. Государство заинтересовано в физическом и нравственном развитии личности и разрешает производство только здоровых и нравственно проверенных товаров, используя систему строгих ГОСТов и СанПинов.
8. Высокое развитие государственной, бесплатной и общедоступной системы образования и здравоохранения, так как государству, являющемся главным работодателем, необходимо иметь работоспособное и грамотное население.
9. Низкая обеспокоенность граждан в будущей экономической ситуации в стране.
Государство способно жесткими директивными мерами задавить инфляционные процессы в случае экономического кризиса, поддержать предприятия и целые производства в случае возникновения у них экономических проблем.
10. Возможность быстрой и тотальной мобилизации экономики для достижения поставленных целей.
Данная тотальная мобилизация была успешно проведена в Великую Отечественную войну. В короткий период был осуществлена переброска производственных комплексов да и целых отраслей промышленности на восток страны для обеспечения Армии и тыл. Экономика быстро (менее, чем за полгода) переведена на «военные рельсы». Подобной переброски промышленности и сельского хозяйства в мировой истории не случалось ни до, ни после.
2.2. Недостатки плановой экономики социализма.
В то же самое время существовал ряд недостатков советской модели плановой системы экономики:
-
Жесткая, ультрацентрализованная экономическая система.
Все решения принимаются в центре (Госплан), все завязано на высших руководителей государства, при отсутствии возможности управления на местном уровне.
-
Неповоротливость системы для решения вопросов производства и реализации продукции, а также меняющемся спросе на данную продукцию в мирное время.
Большая, «раздутая» система экономики, где руководитель предприятия по факту не имеет право менять планы даже по объективной причине, не может быстро реагировать на процессы, происходящие на рынке спроса товаров. В связи с этим предприятия долгое время производят ненужный товар.
-
Большие объемы остающихся у населения денежных средств, с параллельным отсутствием предложения на рынке товаров.
На жизненно необходимые расходы (питание, жилье, образование, автомобиль, личное страхование) население тратит всего 30-40% от своего дохода, тогда как в капиталистических странах данные расходы поглощают до 80-90% дохода. Однако вложить свободные денежные средства некуда – отсутствует предложения товаров.
-
Раздувание большого бюрократического аппарата.
По оценке специалистов, в СССР в 70-х годах бюрократический аппарат составлял 2-3 млн. человек. Однако надо заметить, что в современной России бюрократический аппарат нисколько не уменьшился, хотя территория, население и экономика значительно сдала свои позиции.
5. Сверхконцентрация власти в руках одного или нескольких человек. Она создает опасную ситуацию скатывания государства к авторитарному и тоталитарному режимам.
6. Большой размер теневого сектора экономики.
С 70-х годов активно стал развиваться теневой сектор экономики, который достигал 3-4% ВВП. Однако необходимо заметить, что в современной России данный сектор вырос в несколько раз. По данным Росстата, теневой сектор экономики России в 2011 году составил 16% ВВП.
7. Отсутствие личной заинтересованности у человека и предприятия – производителя в качестве изготовляемой продукции, рационализаторстве и нововведениях в производственный процесс.
8. Экстенсивный путь развития экономики.
9. Перекос развития производства средств производства, (в т. ч. военно-промышленный комплекс) над производством предметов потребления. Данный недостаток является следствием не экономики, а политических решений руководства страны по приоритетному развитию отраслей тяжелой промышленности и военно-промышленного комплекса в ущерб легкой промышленности и сельского хозяйства.
Значение слова “Перестройка”
-
Перестро́йка — масштабные перемены в идеологии, экономической и политической жизни СССР во второй половине 1980-х годов. Целью реформ была всесторонняя демократизация сложившегося в СССР общественно-политического и экономического строя.
Планы экономических реформ разрабатывались ещё в 1983—84 годах по поручению генерального секретаря ЦК КПСС Ю. В. Андропова.
Впервые необходимость совершенствования существовавшей экономической системы — так называемого Ускорения — была провозглашена генеральным секретарём ЦК КПСС М. С. Горбачевым на пленуме ЦК КПСС 23 апреля 1985 года. Однако эти меры касались только экономики, носили в основном административный характер и не затрагивали существа «развитого социализма».
Кардинальная же реформа всей системы, включая политические изменения, началась в январе 1987 года, когда на пленуме ЦК КПСС перестройка была объявлена новой государственной идеологией.
Даты 1991 года:
-
10 марта - 500 000 участников митинга на Манежной площади в Москве. Основными лозунгами акции были отставка президента СССР Михаила Горбачева, поддержка Бориса Ельцина, активное участие во всесоюзном референдуме. Организаторы: Демократическая Россия, Московская ассоциация избирателей, Общество "Мемориал". -
17 марта - президентский референдум 1991 года в России: 71% участников проголосовали за введение поста президента России. В тот же день был проведен референдум о будущем Советского Союза. -
12 июня - президентские выборы 1991 года в России. Борис Ельцин и Александр Руцкой избраны первым президентом и вице-президентом России. -
19-22 августа - попытка советского государственного переворота 1991 года -
19 Августа - "Государственный комитет по чрезвычайному положению", созданный из бескомпромиссных функционеров союзного уровня, желающих обратить вспять распад СССР. В некоторых регионах страны объявлено чрезвычайное положение, в Москву введены воинские части и танки. -
22 Августа - Арестованы путчисты.
Б иография личности:
Юрий Владимирович Андропов - родился 15 июня 1914, умер 9 февраля 1984. Являлся советским государственным и политическим деятелем, руководитель СССР в 1982 – 1984 годах. Генеральный секретарь ЦК КПСС (1967-1984), Председатель Президиума Верховного Совета СССР (1983-1984). Председатель Комитета государственной безопасности СССР (1967-1982). Депутат Верховного Совета СССР. С 1954 по 1957 год Андропов - посол в Венгрии, косвенно учавствовал в подавлении Венгерского восстания 1956 года. 10 мая 1967 года назначен прелседателем КГБ СССР. Став официальным лидером Советского Союза, Андропов предпринял ряд мер, направлененных на устранение коррупции партийно-государственного аппарата, на повышение экономической эффективности социалистической системы. Под лозунгом «Рабочее время — работе!» началась борьба с прогулами, иногда принимавшая анекдотические формы, вплоть до опроса зрителей в кинотеатрах о месте и времени работы. В феврале 1983 года, после обострения почечной недостаточности, здоровье Андропова начало быстро ухудшаться, и 9 февраля 1984 года он скончался.
Список литературы:
1. Экономическая теория: тексты лекций. / Под ред. А.Ю. Шарипова и Л.Ю. Руди. – 3-е изд. − Новосибирск: НГАЭиУ, 2000.
2. История экономики. Учебное пособие / Под ред.Т.Н. Неровня. -Ростов н/Д: Феникс, 2002.-380 c.
3. Курс экономической теории. Учебник/ Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселева. -Киров: АСА, 1999.-624 c.
4. Мизес Л. Социализм.Учебник.-М.: Инфра-М, 1995, - 142 с.
5.Попов В.П. Сталин и советская экономика в послевоенные годы //Отечественная история.-2001.- №3.- С.61-76.