Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Общая и экспериментальная психология Вариант 1(при наличии).docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
____________________________________________________________
(институт)
____________________________________________________________
(кафедра)
КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)
по учебному курсу «Общая и экспериментальная психология»
Вариант 1(при наличии)
Студент | Мария Николаевна Агапова | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ППОбп-2001а | |
| | |
Преподаватель | Татьяна Юрьевна Плотникова | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
Оглавление:
Введение_____________________________________________________ 3
Глава 1 . Теоретические аспекты постижения гендерных особенностей взаимоотношений со сверстниками в дошкольном возрасте_________ 5
1.1. Особенности становления детей дошкольного возраста. 5
1.2. Становление взаимоотношений со сверстниками в дошкольном возрасте_____________________________________________________ 10
1.3. Гендерные особенности взаимоотношений со сверстниками в дошкольном возрасте__________________________________________ 17
Глава 2. Эмпирическое изыскание гендерных особенностей взаимоотношений со сверстниками в дошкольном возрасте_________ 22
2.1. Организация и способы эмпирического исследования___________ 22
2.2. Обзор итогов эмпирического исследования_______________ 27
Заключение__________________________________________________ 30
Список литературы___________________________________________ 32
Введение
Значимость постижения межличностной сферы определяется той ролью, которую она играют в жизни ребенка, в процессе становления фигуры. В дошкольном возрасте происходят значимые метаморфозы в межличностной сфере ребенка. В работах, направленных на постижение межличностной сферы дошкольников значимое место занимают изыскания взаимоотношений детей со сверстниками. Решающую роль в образовании детской фигуры играет система отношений, которые складываются у ребенка с окружающими людьми. В дошкольном возрасте начинают складываться определенные отношения со сверстниками, которые оказывают значительное могущество на образование фигуры детей.
Постижением особенностей взаимоотношений со сверстниками в дошкольном возрасте занимались такие изыскатели, как А.Н. Веракса, Н.В. Куницына, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова и др. Тем не менее, в текущее время отмечается недочет изысканий, посвященных постижению гендерных особенностей взаимоотношений со сверстниками у дошкольников, что определяет востребованость данного изыскания.
Цель: постижение гендерных особенностей взаимоотношений со сверстниками у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить особенности становления детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать взаимоотношения со сверстниками в дошкольном возрасте.
3. Выявить гендерные особенности взаимоотношений со сверстниками у дошкольников.
4. Эмпирически изучать гендерных особенностей взаимоотношений со сверстниками у детей дошкольного возраста.
Объект: взаимоотношения со сверстниками в дошкольном возрасте.
Предмет: гендерные особенности взаимоотношений со сверстниками у детей дошкольного возраста.
Догадка изыскания: гендерные особенности оказывают могущество на основные колляции взаимоотношений со сверстниками в дошкольном возрасте, определяя добротное своеобразие поведения девчонок и мальчуганов.
Методы:
1. Теоретический обзор научной литературы.
2. Изучение гендерных особенностей взаимоотношений со сверстниками у детей дошкольного возраста с поддержкой психодиагностических методологий.
Теоретическая важность изыскания заключается в том, что расширены научные представления о гендерных особенностей взаимоотношений со сверстниками у детей дошкольного возраста.
Утилитарная важность изыскания заключается в разработке психодиагностического инструментария для постижения гендерных особенностей взаимоотношений со сверстниками у дошкольников. Полученные данные могут лечь в основу развивающей программы, направленной на становление взаимоотношений со сверстниками у дошкольников с учетом гендерных особенностей.
Конструкция работы: вступление; глава 1 «Теоретические аспекты постижения гендерных особенностей взаимоотношений со сверстниками детей дошкольного возраста»; глава 2 «Эмпирическое изыскание гендерных особенностей взаимоотношений со сверстниками у детей дошкольного возраста»; завершение; список литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты постижения гендерных особенностей взаимоотношений со сверстниками у детей дошкольного возраста
-
Особенности становления детей дошкольного возраста
Для постижения загвоздки гендерных особенностей взаимоотношений со сверстниками у детей дошкольного возраста остановимся на характеристике особенностей становления детей данного возраста. Во всех сферах психики дошкольника единовременно работают психические образования, разные по степени сформированности. Неровность становления познавательных процессов является отличительной чертой дошкольного возраста.
Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, становление познавательных процессов ребенка осуществляется под влиянием таких ведущих факторов, как применение физических средств организации знания мира, овладение знаками, включение в общественное взаимодействие с другими людьми.
Становление внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он постигает новые виды деятельности. Исполняя требования взрослого, ребенок должен руководить своим вниманием. Становление произвольного внимания связано с усвоением средств управления. В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь ребенка, которая приобретает планирующую функцию. Становление произвольного внимания узко связано не только с становлением речи, но и с пониманием значения грядущей деятельности, осознанием ее цели. Становление этого вида внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия.Умственное становление дошкольника представляет собой трудное взаимодействие разных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логичного.
Значение наглядно-действенного мышления для всеобщего умственного становления ребенка определяется тем, что оно выступает как начальный пункт образования других, больше трудных форм мышления.
О.Б. Дарвишописаны четыре основные фазы решения задач в наглядно-действенном плане. В первой фазе ребенок осознает лишь финальную цель, которую требуется добиться. Его действия строятся без контроля тех условий, в которых эта цель дана. Вторая фаза характеризуется обследованием реальных условий задачи. Такое обследование осуществляется с поддержкой поисковых и пробующих действий. В третьей фазе ребенок начинает соотносить данные задачи с стержневой целью. В четвертой фазе с поддержкой поисковых действий выявляется каждая цепь условий, выполнение которых ведет к решению задачи. Именно четвертая фаза решения задач характерна для детей старшего дошкольного возраста.
Навык, накапливаемый ребенком в решении задач, данных в наглядно-действенном плане, при знаменитых условиях может оказывать существенное могущество на переход к наглядно-образному и словесно-логическому мышлению. Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и словесно-логическому происходит по мере образования больше высоких типов предположительно-исследовательской деятельности.
Г.С. Абрамова подмечает, что иной характерной для детей старшего дошкольного возраста формой умственной деятельности является наглядно-образное мышление, когда ребенок оперирует не определенными предметами, а их образами и представлениями. Данный вид мышления характеризуется направленностью на решение какой-нибудь утилитарной задачи. Значимым условием образования этого вида мышления является способность различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты.
Третьей формой умственной деятельности ребенка является словесно-логическое мышление, которое формируется во 2-й половине дошкольного возраста. Логическое мышление характеризуется тем, что ребенок оперирует довольно абстрактными категориями и устанавливает разные отношения, которые не представлены в наглядной либо модельной форме.
Обзор литературы дозволяет утверждать, что старший дошкольный возраст является периодом, в котором происходит переход от наглядно-действенного решения к наглядно-образному и после этого к словесно-логическому. Решающим условием для этого перехода является получение ребенка такого навыка решения задач в наглядно-действенном плане, при котором формируются больше высокие типы ориентировки в условиях задачи, и активизируется речевое общение.
Итоги изысканий многих ученых показывают, что значимую роль в становлении дошкольников играют речь и речевое мышление. Слово фиксирует итог познавательной деятельности, закрепляя его в сознании ребенка. Включение речи в познавательную действие содействует интеграции всех познавательных процессов.
В дошкольном возрасте наступает высококачественно новейший этап освоения речи. Мотивом энергичного овладения языком выступают спросы дошкольника узнать, рассказать и влиять на себя и иного человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Метаморфоза стоящих перед дошкольником задач, происхождение новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, растяжение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к насыщенному становлению всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя).
Исходные формы мышления дошкольника - наглядно-действенное и наглядно-образное, после этого они взаимодействуют со словесно-логическим мышлением, которое понемножку становится ведущей формой мыслительной деятельности, осуществляющейся на базе лексических, грамматических и других речевых средств. Тут прогрессирует умственная функция языка. Эта связь рассматривается и в обратном направлении - с точки зрения обнаружения роли разума в овладении языком, т.е. как обзор языковой функции ума.
А.К. Маркова считает, что в дошкольном возрасте появляется саморегулятивная функция речи. Речь ребенка все огромнее включается в его действие, исполняя функцию планирования, что приводит к выделению в деятельности дошкольника 2-х моментов: принятия решения и планирования его фактического выполнения. Речь перемешается с итога деятельности на ее предисловие, не только фиксируя данный итог, но и предваряя его. Проектирование деятельности в речи гораздо повышает ее производительность, делает план устойчивым, а его достижение больше стремительным, точным, положительным. На основе планирования фактическая и умственная действие становятся произвольными и целеустремленными.
К старшему дошкольному усилюсь воображение становится независимым и управляемым процессом, полагающим такие действия как план, образ воображаемого предмета, образ действия с предметом. Схематизация, целостность построения образа становятся базой для становления творческого мышления.
Г.С. Абрамова описывает динамику становления воображения, выделяя его аффективную и познавательную функцию.
Онтогенез этого процесса связывается с становлением ролевой игры и становлением аффективной сферы. Автор указывает на то, что приоритет одной из функций воображения отражает этапы становления фигуры ребенка, его потенциальные вероятности.
Дошкольный возраст - это возраст становления тех качеств, которые обеспечивают удачную адаптацию ребенка к школьной жизни. В аспекте постигаемой задачи дошкольный возраст является периодом насыщенного становления воображения и образных форм мышления, а также познавательной направленности.
В дошкольном возрасте начинает складываться многоуровневая организация психического становления. В условиях целевого, обучающего общения с взрослыми появляются больше трудные субъектные произвольные формы психической познавательной активности, направленные на определенный познавательный итог и включающие элементарные приемы умственного реформирования материала.
В дошкольном детстве основное значение в личностном становлении ребенка по-бывшему имеют родители.
Нрав общения родителей с ребенком непринужденно сказывается на образовании у него тех либо иных личностных качеств и видов поведения. Тяготение к одобрению со стороны матери становится для ребенка дошкольного возраста одним из толчков поведения. Значительное значение для становления ребенка приобретают оценки, которые ему и его поведению дают близкие взрослые люди. Одними из первых детьми усваиваются нормы и правила бытового поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с звериными и вещами. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются обращения с людьми. Они особенно трудны и сложны для детского понимания, и следование им на практике детям дается с огромным трудом.