Файл: Назовите отечественных и зарубежных первопроходцев в фотографировании, создателей первых фотоснимков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Фотография в журналистике



Группа 21Ж111
Студент
И.О. Фамилия

А.Н.Жукова

МОСКВА 2023

  1. Назовите отечественных и зарубежных «первопроходцев» в фотографировании, создателей первых фотоснимков.

В 1822 году французский изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс создал первые в мире фотографические изображения. Он экспериментировал с закреплением световых изображений химическими способами, чтобы усовершенствовать литографию, и смог сделать снимки на оловянных пластинках и литографском камне с помощью солнечного света. Этот процесс был назван гелиографией. Хотя гелиография была малопригодной для фотографирования с натуры, она активно использовалась издателями книг для изготовления вкладок с репродукциями картин известных художников.

Затем Луи Жак Манде Дагер разработал новый способ получения изображения, основанный на светочувствительности йодистого серебра. Этот способ получения изображения был назван дагеротипией, и день сообщения об этом изобретении на заседании Парижской академии наук (7 января 1839 г.) считается днем изобретения фотографии. 14 июня 1839 года права на технологию были выкуплены правительством Франции, предоставившим Дагеру пожизненную пенсию и передавшим технологию в общественное достояние всего мира, за исключением Англии, где технология была запатентована. В начале существования фотография не рассматривалась как искусство, а ее создатели использовали ее исключительно в прагматических целях, таких как фиксация в научных целях
, документирование событий и объектов, вспомогательное средство для художников и т.д. Однако фотография стала играть все более значимую роль в искусстве и культуре.

В России первопроходцами фотографии были Алексей Греков и Сергей Левицкий. Алексей Греков первым из русских мастеров освоил способ получения негативного изображения на бумаге (калотипия). В 1840 году, через несколько месяцев после открытия дагеротипии Луи Дагером, Греков сделал ее более доступной, а само изображение — более прочным. Он первым в мире стал наносить слой серебра (а позднее золота) на медные пластинки с помощью гальванопластики. В этом же году он открыл «художественный кабинет» портретной фотосъемки — первый в России. Сергей Левицкий сделал свои первые снимки во время экспедиции на Кавказ в 1842 году. Во время путешествия по Риму он сфотографировал русскую общину, на которой был запечатлен Николай Гоголь. Его объективом прошли Николай I, Мария Александровна, Александр II и другие царские особы. Он также начал делать фотографические коллажи и ретушировать негативы. В 1847 году по его эскизам сконструировали камеру с мехами («гармошкой»), которая облегчила фокусировку и снизила вес аппарата. В 1877 году Левицкому и его старшему сыну Льву присвоили звание «Фотографы Их Императорских Величеств». Сегодня фотография является одним из самых популярных и доступных видов искусства, и ее использование продолжает расширяться. Современные технологии позволяют нам делать фотографии высокого качества и легко делиться ими с другими людьми через социальные сети и другие онлайн-платформы. Фотография остается важным средством документирования нашей жизни и культуры, а также источником вдохновения для многих художников и дизайнеров.

  1. Когда зарождается фотожурналистика, какие факторы обусловили её возникновение?

Фотографии для журналов гравировали, это усложняло процесс тиражирования, именно поэтому их мало использовали в полиграфии. Лишь в конце 70-х, начале 80-х гг. XIX в., когда в полиграфии появятся новые виды воспроизведения фотоснимков (фототипия, цинкография), порожденные самой же фотографией, фотографии все чаще и чаще стали появляться в массовой печати.

  1. Назовите отечественных и зарубежных фотографов, которые внесли значимый вклад в развитие фоторепортажа.


Максим Дмитриев, Андрей Карелин, Сергей Прокудин-Горский, Карл Булла, Александр Родченко, Анри Картье-Брессон, Гордон Паркс, Роберт Капа, Ева Арнольд, Евгений Халдей, Борис Игнатович, Анатолий Жданов, Юрий Рост, Александр Земляниченко, Юрий Абрамочкин, Василий Песков.

Выполните задания:

  1. Жанры фотожурналистики.

В таблице приведена классификация жанров фотожурналистики (В.М. Березин, автор учебника «Фотожурналистика»). Кратко охарактеризуйте каждую группу жанров.



Группа жанров

Жанры



Основные характеристики группы жанров

Информационно-публицистические

фотоинформация, фоторепортаж, фотоиллюстрация

В основе фотоинформации лежит единичный факт, сообщение о котором призвано лишь показать зрителю и читателю, где, когда, и с какими первыми последствиями он случился. Фотоинформация - наиболее оперативная форма отображения положительных и отрицательных сторон действительности. Это та форма ее фиксации, которая ранее других выделилась в особый жанр фотожурналистики.

Фоторепортаж - более развернутое коммуникативное действие, направленное коммуникатором (фоторепортером, журналистами, органом СМИ) на зрителя и читателя, с целью освещения многосоставного события. Фоторепортаж может состоять из серии снимков, рисующих событие в фазах его изменений, его поступательного или динамического развития, а может быть, и с показом прогрессирующих или регрессирующих в отношении человека последствий.

Фотоиллюстрация - вторичный по отношению к тексту визуальный жанр отображения действительности, дающий ее зримый образ на момент осуществления вербального коммуникативного действия.

Художественно-публицистические

фотозарисовка, фотоочерк, фотопортрет, фотоплакат, фотосериал, фотомонтаж, фотоколлаж

Фотозарисовка - предтеча фоторепортажа. Как отмечает С. Морозов, истоки жанра обнаруживаются в истории отечественной фотографии и связаны с социальной фотографией. Такое понятие и вид съемки возник после выхода фотографов из павильона и начала съемок "под жизнь", с ее социальными контрастами и противоречиями. Первые фотозарисовки "с натуры" - это серия фотографий нижегородца М. Дмитриева: быт бурлаков, босяков, странников, крестьян. Уже в его произведениях проявилась основная типологическая черта жанра: не строгое документирование деталей "дна жизни", а создание жизнеутверждающего настроения, попытки вызвать романтическое восприятие действительности путем создания импрессионистских эффектов, заимствованных из живописи.

Фотоочерк - жанр фотожурналистики, отличающийся пристальным вниманием к человеку, "очерчивающий" основные этапы его судьбы, круг встающих перед ним проблем. Очерк может создаваться о том или ином коллективе, общности людей, о проблемах перед ними встающих и ими разрешаемых, о путешествиях, ими совершаемых. Отсюда и разновидности фотоочерка как жанра: портретный, проблемный и путевой.

Фотомонтаж, фотоплакат и фотоколлаж - это такие жанры фотожурналистики, которые объединяет соединение в одном кадре (в одной картинной плоскости) нескольких сюжетов с целью достижения определенного художественного и пропагандистского эффекта. В фотомонтаже эти сюжеты выполнены фотоспособом, в фотоколлаже и фотоплакате - синтетическим изобразительным способом, с помощью рисунка, компьютерной графики. Все эти жанры синтетические, в них активно работают как визуальное изображение, так и емкий, экспрессивный вербальный текст.

Декоративно-прикладные



пейзаж, этюд, натюрморт, портрет

Пейзаж в фотографии — это жанр фотоискусства, изображающий природу или измененный человеком ландшафт. У пейзажа в фотографии много разновидностей: он может быть лесным, горным, водным, сельским, городским, индустриальным и даже астрономическим или метеорологическим. Часто этот жанр сближается с документальным фото. Художественную ценность имеют пейзажные снимки, вызывающие у зрителя эмоциональный отклик и душевные переживания. Достичь такого эффекта помогают приемы, перешедшие из живописи: выбор правильной композиции, цветовые контрасты, акценты на формах и линиях.

Близко к жанру пейзажа примыкает еще одна интересная линия фотографического творчества - жанр фотоэтюдов. Этюд существует в искусстве издавна как первоначальный набросок, как работа, дающая возможность изучить какой-либо изобразительный прием. Чаще всего материалом этюда становится пейзажный мотив, потому-то и смыкаются так близко эти две линии творческой фотографии. Они близки не только по материалу, но и по содержанию, поскольку средствами фотоэтюда решаются не формальные задачи чисто внешней выразительности снимка, а задачи подлинно художественные, с глубоким проникновением в мир человека. Но сегодня фотоэтюд - это уже не просто удобная форма учебной работы, накопления опыта, ведения своеобразной записной книжки, куда систематически заносятся наблюдения, штрихи, заметки и пр. Фотоэтюд стал более содержательным, поиск идет одновременно и в области изобразительного решения, и в сфере содержания.

Натюрморт в фотографии — это жанр фотоискусства, который изображает неодушевленные предметы в наиболее эстетичном, выразительном или креативном виде. Чаще всего снимают цветы, посуду, фрукты и винтажные изделия. Натюрморт в фотографии востребован в рекламной индустрии. Популярное направление food-фотографии — его частный случай. В художественном фото вещи часто наделяются символическим значением или через них показывается жизнь отсутствующего в кадре человека.

Портрет (фотопортрет) – один из самых распространенных и самых сложных жанров современного фотоискусства, пришедший из живописи и позаимствовавший множество ее художественных приемов. Фотография-портрет должна передавать не только черты лица человека, но настроение, эмоции, внутренний мир и окружающую среду одновременно, заглянуть не только в прошлое и будущее, но и остаться в настоящем.
Хороший художник-фотограф должен быть немного психологом и уметь подмечать и отражать на одном единственном кадре типичные черты характера человека, детали не только физические, но и духовные. И в этом состоит основная сложность.



Вариант 2.

Подготовьте иллюстрированную презентацию, посвящённую творчеству одного из фотомастеров прошлого или современности (персона – по выбору студента).
Презентация о творчестве Анри Картье-Брессона находится по ссылке: https://docs.google.com/presentation/d/16YWsiHlq1ltScTl_76EHDZl-8JBfkq5CNuLagE8dF-Y/edit?usp=sharing