Файл: Московская финансовоюридическая академия согласовано.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ


Согласовано

Начальник УМУ

____________С.В.Щедроткина
«___» ________________2007г.




Дисциплина: Право социального обеспечения

Специальность (направление): юриспруденция

Форма обучения: все
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЁТУ (ЭКЗАМЕНУ)
1. Возникновение и развитие социального обеспечения в России.

2. Понятие социального обеспечения на современном этапе.

3. Соотношения понятий " социальная защита", "социальное обеспечение", " социальное страхование".

4. Общая характеристика правовой основы социального обеспечения.

5. Предмет и метод права социального обеспечения.

6. Правоотношения по социальному обеспечению (понятие, виды, содержание).

7. Юридические факты в социальном обеспечении.

8. Юридическая ответственность в социальном обеспечении.

9. Круг лиц, обеспечиваемых за счет средств социального страхования и бюджетных ассигнований.

10. Условия, определяющие право работника на пособие по временной нетрудоспособности.

11. Система государственных пособий в России.

12. Трудовое увечье (понятие и характеристика).

13. Виды пособий, выплачиваемых женщинам, имеющим детей, и их характеристика.

14. Единовременные пособия в социальном обеспечении.

15. Компенсационные выплаты по социальному обеспечению. =В.30

16. Порядок признания граждан безработными и назначение им пособия по безработице.

17. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (общая характеристика).

18. Пенсионное законодательство РФ (общая характеристика).

19. Правила исчисления общего, специального и трудового (страхового) стажа.

20. Понятие и виды трудовых пенсий.

21. Пенсии федеральным государственным служащим.

22. Трудовая пенсия по инвалидности.

23. Назначение двух пенсий.

24. Пенсия за выслугу лет лицам, проходившим военную службу и службу в органах внутренних дел.

25. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

26. Правила подсчета и подтверждения трудового стажа. = см.В.19

27. Порядок, сроки назначения пенсии, перерасчет пенсии.

28. Досрочное назначение пенсии безработным гражданам.

29. Социальные пенсии.

30. Понятие и виды компенсационных выплат. =В.15

31. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов.

32. Социальное обслуживание граждан в специальных домах домах-интернатах для престарелых и инвалидов.

33. Социальная поддержка инвалидов, ветеранов войны и труда.

34. Государственное социальное обеспечение детей.

35. Льготы для многодетных семей.

36. Льготы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. См. В. 34

37. Льготы для ветеранов.

38. Фонд социального страхования в РФ (структура, порядок расходования средств).

39. Пенсионный фонд РФ (структура, порядок расходования средств).

40. Фонд обязательного медицинского страхования.
Вопросы обсуждены и одобрены на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин

Протокол № __1__ от « 27» августа .2008г.

Заведующий кафедрой Л.В.Зарапина

Зам. зав. кафедрой С.Ю. Филиппова
1. Возникновение и развитие социального обеспечения в России.

Право социального обеспечения выделилось в самостоятельную отрасль сравнительно недавно ( в середине 70- х годов). До этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового, а также колхозного права.

В период образования СССР (1922 г.) и позднее (в 30- х годах) социальное обеспечение считалось составной частью права социальной культуры и входило в отрасль административного права.

В 50- х годах с появлением нового пенсионного законодательства социальное обеспечение рабочих и служащих стало рассматриваться в рамках предмета трудового права, а социальное обеспечение колхозников — в рамках предмета колхозного права.

Впервые вопрос о самостоятельности права социального обеспечения был поднят и обсужден на международном симпозиуме в Праге в 1966 г. Чехословацкие ученые-юристы Я. Клоушек, К. Пинц, И. Томеш и В. Вергайнер в своем докладе обратили внимание на специфику отношений по социальному обеспечению, на особенности приемов и способов их регулирования и пришли к выводу о самостоятельности этой

отрасли права. Позиция чешских юристов была поддержана B.C. Андреевым, В. В. Караваевым и А. В. Левшиным.

Основоположником советского права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права стал заслуженный деятель науки профессор В. С. Андреев. Он впервые в нашей стране разработал учение о предмете и методе этой правовой отрасли, обосновал систему ее норм, сформулировал принципы социального обеспечения.
На протяжении развития человеческого общества люди сталкивались с проблемой содержания стариков, инвалидов, детей. В условиях первобытно-общинного строя немощные и больные члены рода были обречены на смерть, т.к. человек еще с трудом добывал себе пищу, а содержать больных община была не в состоянии. Однако привилегией в этом смысле пользовались беременные женщины и малолетние дети.

Ученые объясняют этот факт инстинктом сохранения рода.

В рабовл. период содержание стариков, женщин и детей осуществлялось главным образом семьей (взрослые дети обязаны были содержать своих престарелых родителей, а родители — своих малолетних детей). Однако, как утверждает историч. наука, в I веке до н.э. в Риме уже появляются прообразы отдельных элементов соц. обеспечения. Здесь существовали так называемые коллегии самопомощи для средних и бедных слоев свободных граждан Рима. За счет средств этих орг-ций выделялось денеж. содержание больным, старикам и лицам, получившим увечья. Однако эти коллегии основывались на личном обеспечении самих работников и рабовладельцы не принимали в них никакого участия.

Ни в период первобытно-общинного строя, ни в период рабовладения ни один из существовавших прообразов современного социального обеспечения не был формально закреплен в каком-либо правовом источнике.

Лишь в эпоху развития феодальных отношений появляются правовые акты, относящиеся к вопросам социального обеспечения. В России первым таким источником явился Судебник Ивана IV (1589 г.). В нем указывалось, что бездетная вдова после смерти мужа имела право на получение обратно приданого и пенсии («полетное») — «две гривны в год».

Соборное уложение 1649 г. содержит уже значит. большее количество статей, посвященных соц. обеспечению. В нем закреплялось Право на прожиток, т.е. часть поместья, выделяемого после смерти его владельца на содержание вдовы, детей и престарелых родителей.

С развитием цехового производства в России появляется так называемое цеховое страхование. Суть его состояла в обеспечении ремесленников в случае их болезни, инвалидности, старости, производственного увечья, смерти кормильца.

В условиях развития капитализма в России буржуазия старается по-прежнему переложить на плечи самих работников бремя их содержания в случае старости, инвалидности, увечья, потери кормильца. Появляются кассы рабочей взаимопомощи. В России появились «обязательные» кассы для гос. служащих, средства которых создавались за счет обязательных отчислений из жалованья гос. служащих. Из этих касс осуществлялось пенсионирование гос. служащих, уволенных в отставку, а также выплачивались пособия вдовам и сиротам. Социальное обеспечение низших служивых людей осуществлялось через «эмерительные» кассы

В соответствии с Законом Российской империи от 8 марта 1861 г. на горных казенных заводах стали создаваться горнозаводские товарищества обеспечения (кассы взаимопомощи), из средств которых осуществлялось обеспечение рабочих в случае получения ими увечья на производстве, а также обеспечивались семьи погибших рабочих.

Свод Законов Российской империи содержал аналогичные нормы об ответственности работодателя за увечье, причиненное работнику.

В период развития капитализма в России сложились и функционировали следующие виды соц. обеспечения: пособия по беременности и родам; по временной нетрудоспособности; пенсии по инвалидности (от трудового увечья); по случаю потери кормильца. Для военнослужащих и чиновников предусматривалась пенсия в случае их выхода в отставку. Кроме того, начинает развиваться система медицинской помощи и лечения. Однако единой гос. системы соц. страхования в России в тот период не существовало.

С победой Великой Октябрьской революции проект гос. системы соц. страхования, куда входила программа о страховании рабочих, стала последовательно проводиться в жизнь, при этом существенно изменились принципы соц. обеспечения. Отныне рабочие должны были обеспечивать во всех случаях утраты ими трудоспособности (увечье, болезнь, старость, инвалидность, беременность и роды, вознаграждение вдов и сирот после смерти добытчика) или в случае потери заработка вследствие безработицы. Обеспечению подлежали все лица наемного труда и их семьи; застрахованные должны были обеспечиваться по принципу возмещения полного заработка, причем расходы по страхованию падали на предприятие и гос-во. Всеми видами страхования должны были ведать страх. орг-ции построенные по терр. принципу и на началах полного самоуправления застрахованных. Эти принципы вошли в историю под названием « ленинских». Все последующее законодательство о социальном обеспечении в СССР развивалось на их основе.

В Положении о соц. обеспечении трудящихся, утвержденном Советом Народных Комиссаров 31 октября 1918г., устанавливались следующие виды обеспечения: по случаю временной нетрудоспособности; постоянной нетрудоспособности, вызванной увечьем, болезнью, старостью и т. п.; в случае безработицы. Обеспечению подлежали все лица наемного труда.

В первый послереволюционный год правительство России издало ряд; декретов, которые заложили программную юр. основу для создания в будущем всей системы соц. обеспечения трудящихся, однако в первых декретах о соц. страховании и обеспечении излагались главным образом программные положения политики гос-ва по этим вопросам, т.к. гарантировать реальное обеспечение граждан в размерах и формах, провозглашаемых декретами, молодое советское государство в то время еще не могло.

Первым актом видовой кодификации явилась Сводка правил о выдаче пособий и пенсий трудящимся подотделами соц. обеспечения и охраны труда отделов труда, утвержденная Наркомом труда 15 августа 1919 г.

27 июля 1920 г. был издан второй кодиф-й акт — Сводка правил по выдаче пособий и пенсий, утвержденная Наркомсобесом.

Т.о., в 1917—1922 гг. были заложены основы республиканской системы социального обеспечения трудящихся, издано новое законодательство о социальном обеспечении и страховании.

Новый этап развития источников права социального обеспечения связан с образованием СССР. С 1925 г. нормативные акты по применению законов СССР и постановлений Правительства СССР по вопросам пенсионного обеспечения рабочих и служащих и их семей стали издаваться СССС. Его постановления и правила заняли значительное место в пенсионном законодательстве. В этот период продолжает проводиться работа над кодификацией законодательства о пенсиях рабочих и служащих.

В конце 20-х годов была осуществлена деятельность по межвидовой кодификации подзаконных общесоюзных актов о пенсиях и пособиях по социальному страхованию. Эта работа по сравнению с первыми актами кодификации была проведена на более высоком уровне, в значительно большем объеме и затронула сразу несколько видов и форм обеспечения.

Поворотным пунктом в развитии всей системы социального обеспечения явилась передача функций по управлению социальным страхованием из НКТ СССР в профсоюзы.

В Конституции СССР 1936 г. были закреплены и гарантированы широкие социальные права граждан (право на материальное обеспечение граждан СССР в старости, при нетрудоспособности, в случае болезни).

Тяжелое экономическое положение страны, вызванное Великой Отечественной войной, не изменило существенно условий и норм обеспечения. Более того, размеры отдельных видов пенсий и пособий были повышены. Для этого периода весьма характерной была строгая централизация правотворческого процесса вообще и по социальному обеспечению в частности. Почти все нормативные правовые акты

издавались в то время Советом Народных Комиссаров, а после 1945 г. — Советом Министров СССР.

В 50- е годы завершилось создание системы социального обеспечения рабочих и служащих. 5 февраля 1955 г. Президиум ВЦСПС утвердил Положение «О порядке назначения и выплаты пособий по гос. соц. страхованию». 14 июля 1956 г. был принят Закон «О гос. пенсиях». В 1955 г. при Совете Министров СССР был образован Государственный комитет по труду и заработной плате.

Завершением создания целостной системы соц. обеспечения граждан явилось распространение соц. страхования и пенсионного обеспечения на колхозников. Принятые Закон о пенсиях и пособиях членам колхоза (1964 г.) и Положение о порядке назначения и выплаты пособий по соц. страхованию членов колхозов (1970 г.) в значительной мере отразили — и по содержанию и по форме — влияние Закона о государственных пенсиях, а также Положения о порядке назначения и выплаты пособий по гос. соц. страхованию.

Принятая в 1977 г. Конституция СССР закрепила право граждан СССР на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Более того, в Конституции устанавливались организационные и юридические гарантии осуществления этого права.

Довольно интенсивно развивалась в этот период система социальной реабилитации для инвалидов.

На момент распада СССР сформировались практически все основные виды соц. обеспечения граждан, которые продолжают развиваться в новой России с учетом изменившейся социально-экономической ситуации, новых соц. приоритетов, перспектив социального развития на ближайшие годы, не отступая от позитивных начал, заложенных прежним законодательством о социальном обеспечении.

В условиях формирования российской государственности существенно меняются подходы к социальному обеспечению граждан.

Важным этапом в развитии российской системы пенсионного обеспечения явился Закон РФ «О гос. пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 г. Впервые законодательно было закреплено право граждан на соц. пенсии. Коренным образом были изменены условия назначения пенсий и порядок определения их размеров. Так, размеры пенсий увязывались со стоимостью жизни и оплатой труда.

Особые условия назначения пенсий для военнослужащих, работников органов внутр. дел, КГБ, ФСК, ФСБ были установлены Законом РФ « О пенс. обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» от 12 февраля 1993 г.

Существенным шагом в развитии российской системы соц. обеспечения явилось страхование целого ряда компенсационных выплат:

за время вынужденного отпуска без сохранения заработной платы;

матерям или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком;

лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы;

лицам, достигшим 80-летнего возраста;

престарелым гражданам, нуждающимся в уходе по заключению врача;

студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям;

неработающим женам военнослужащих, проживающим вместе с мужьями в местностях, где они не могут трудоустроиться;

на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье;

беженцам и вынужденным переселенцам;

на питание детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

С 1993 г. начинает создаваться реальная база для закрепления права граждан РФ на охрану здоровья. Так, 22 июля 1993 г. были приняты Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан».

Правовой статус инвалидов определяется ФЗ « О соц. защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г.

Однако, несмотря на такое бурное развитие, законодательство о соц. обеспечении до сих пор, к сожалению, не соответствует должным образом реалиям сегодняшнего дня (инфляция, рост числа безработных, обнищание большей части населения, демографическая ситуация и т. д.), поэтому назрела необходимость в его реформировании. Так, разработанная Концепция пенсионной реформы предполагает создание в России пенсионной системы, которая будет состоять из трех уровней. Первый — базовая (государственная) пенсия, которая заменит социальную. Второй — трудовая (страховая) пенсия, которая будет ядром пенсионной системы. Размер пенсии будет поставлен в зависимость от продолжительности уплаты страховых взносов и их величины. Третий – негос. пенсии. Речь идет о доп. пенсионных системах отдельных организаций или территорий или о личном накоплении гражданина на свое дополнительное пенсионное обеспечение.

2. Понятие социального обеспечения на современном этапе.

Право соц. обеспечения является самостоятельной отраслью в системе российского права, которая сформировалась во второй половине XX в.

Переход РФ к рыночной экономике отразился на системе социального обеспечения. Новая система создается на базе концепций и программ,

утвержденных Правительством Российской Федерации.

Конституция РФ 1993 г. закрепляет права человека в области социального обеспечения.

В соответствии с Конституцией РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. При этом медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет

соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Соц. обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни гос-ва и общества. Оно непосредственно зависит от разв-я экономики и теснейшим образом связано с политикой и соц. благополучием людей труда и неработающих слоев населения.

Основные современные критерии в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным:

1) источники финансир-я 2) круг лиц, подлежащих обеспечению 3) усл-я предоставления обеспечения 4) цель предоставления обеспечения.

Предоставляя гражданам тот или иной вид обеспечения, государство преследует определенные цели. Их можно условно подразделить на ближайшие, промежуточные, конечные. Так, при обеспечении женщины пособием по беременности и родам ближайшей целью является материальная поддержка женщины в тот период, когда она освобождается от работы перед или после родов. Промежуточной целью является забота о здоровье матери и ребенка. Конечной целью является воспитание здорового поколения и рост народонаселения страны.

Однако следует полагать, что основной целью каждого вида обеспечения является выравнивание соц. положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества. Действительно жизненные ситуации, в которых оказывается гражданин, требуют от него как правило, повышенных матер-х затрат либо доп-х физических, психических, нравственных усилий по сравнению с др. членами общества.

При формировании понятия соц. обеспечения необходимо учитывать также, что оно является выражением соц. политики гос-ва на данном этапе его развития. Изменение соц. приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия соц. обеспечения.

Так, социальное обеспечение как явление общественной жизни можно рассматривать в следующих аспектах:
1) это экономическая категория, один из способов распределения материальных благ между членами общества;
2) это одна из основных внутренних функций государства;
3) это социальная категория, которая гарантирует человеку сохранение статуса полноценного члена общества в тех случаях, когда он по не зависящим от него причинам нуждается в социальной помощи и государственной поддержке;
4) это правовая категория, которая означает субъективное право лица на оказание государственной помощи, и правовой механизм, закрепляющий организационно-правовые способы осуществления социального обеспечения, порядок образования соответствующих финансовых систем, систем управления социальным обеспечением, порядок социального обеспечения, виды и условия предоставления социальной помощи, механизм защиты нарушенных прав;
5) это самостоятельная отрасль российского права, система правовых норм.

Законодатель выделяет формы и виды соц. обеспечения. Так, например, орг.-правовыми формами социального обеспечения являются:
* система социального страхования; * система пенсионного обеспечения; * система выплаты пособий и компенсаций;
* система социального обслуживания пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми и безработных граждан.
В зависимости от источника источника финансирования на социальное обеспечение граждан выделяют следующие его виды:
1) государственное социальное обеспечение — это такой вид социального обеспечения, который осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней (федерального, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов), а также за счет внебюджетных государственных социальных фондов;
2) негосударственное социальное обеспечение — это такой вид социального обеспечения, который осуществляется за счет средств частных физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, предприятий, организаций.
В связи с этим право соц. обеспечения как самостоятельная отрасль права состоит из совокупности правовых норм, регламентирующих эффективное функционирование указанных выше форм, видов социального обеспечения, и направлена на создание правового механизма социального обеспечения. Многоплановый характер общественных отношений, возникающих в связи с осуществлением гражданами своего права на социальное обеспечение, объясняет комплексный характер отрасли права социального обеспечения. Вместе с тем единство права социального обеспечения как отрасли права обеспечивает своеобразные предмет и метод правового регулирования.

Таким образом, под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Исходя из этого определения к системе социального обеспечения современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, мед. помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан.

В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем — по причине отсутствия

события как одного из необходимых факторов, с которым связывается социальное обеспечение.

Назначение системы социального обеспечения проявляется в его функциях, которых выделяется 4 основные: экономическая, политическая, демографическая, социально-реабилитационная.

1. Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития и т. д.

2. Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения.

3. Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни граждан и т. д.

4. Социально-реабилитационная функция социального обеспечения связана с удовлетворением специфических потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.

+ 5. Защитная функция. Прежде всего, именно эту задачу ставит перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, ибо защита их в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т. д.) являются основным назначением социального обеспечения.


3. Соотношения понятий "социальная защита", "социальное обеспечение", " социальное страхование".

Социальное обеспечение и социальная защита

В период перехода к рыночным отношениям в нашей стране с появлением экономической нестабильности, инфляции, обнищания, усилением расслоения общества, ростом числа безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без определенного места жительства очень остро встала проблема социальной защищенности граждан. Решить ее в рамках одной отрасли — права социального обеспечения — невозможно, поскольку она выходит одновременно на несколько отраслей права.

Трудовое право — это проблемы безработицы, занятости и трудоустройства различных слоев населения, стабильности трудовых отношений, повышения социальных гарантий в области оплаты труда (определенный уровень заработной платы, включая установление минимального размера оплаты труда, гарантии соблюдения установленных в законе принципов вознаграждения за труд, выплаты районных коэффициентов, оплаты труда при выполнении работы, отклоненной от тарифа, и т. д.); проблемы воспроизводства рабочей силы, в том числе вопросы продолжительности рабочего времени и времени отдыха, охраны труда, гарантий для лиц, совмещающих работу с обучением, гарантий работникам при рассмотрении трудовых споров (индивидуальных и коллективных).

Гражданское право — гос. поддержка, охрана и защита частной собств-ти, поддержка индивидуального частного предпринимательства и т. д.

Жилищное право — вопросы, связанные с обеспечением жильем, улучшением жилищных условий.

Семейное право — это вопросы государственной поддержки института брака и семьи, установление в законодательном порядке прав и обязанностей родителей, детей и супругов и т.д.

Экологическое право — это проблемы, связанные с созданием благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности членов общества и т. д.

Вместе с тем основные вопросы социальной защиты российских граждан относятся к праву социального обеспечения. Все институты этой правовой отрасли направлены на защиту различных слоев населения от социальных катаклизмов.

Исходя из изложенного, совершенно очевидно, что понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого.


Государственное социальное страхование — это основной организационно-правовой и финансовый механизм, посредством которого происходит перераспределение общественных доходов в пользу нетрудоспособной части общества.

Государственная система социального страхования включает пенсионное страхование, медицинское страхование, социальное страхование (страхование по болезни), страхование занятости ( страхование по безработице). Каждый из этих видов страхования обеспечивает защиту застрахованным и членам их семей от определенного вида социального риска.

Финансовую базу указанных видов страхования составляют гос. внебюджетные страх. фонды — ПФР, ФСС, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный и территориальные фонды ОМС. Эти фонды обеспечивают сбор и накопление обязательных к уплате страховых взносов — основного источника средств, за счет которого финансируются денежные выплаты и услуги, предоставляемые работникам по системе государственного социального страхования.

Гос. соц. страхование носит обязательный характер, что находит выражение в обязанности уплаты страховых взносов и в обязанности предоставления обеспечения, гарантированности реализации прав застрахованных.

В соотв. со ст. 236 КЗоТ все работники подлежат обязательному гос. соц. страхованию. На них распространяются все виды соц. страхования независимо от каких-либо условий, и, следовательно, они имеют право на получение всех видов обеспечения по социальному страхованию на условиях и в размерах, установленных законодательством.

Взносы на социальное страхование работников уплачиваются работодателями. В ПФР взносы взимаются также с личного заработка Работника. Размеры страховых взносов ежегодно устанавливаются федеральным законом по каждому виду страхования.

Средства государственного социального страхования расходуются на выплаты трудовых пенсий, различных пособий работающим ( пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице ритуальных пособий и др.), медицинскую помощь и лечение и т. д.

фвапро

4. Общая характеристика правовой основы социального обеспечения.

Термин «источник права» обычно имеет два значения. Первое раскрывает причину создания права. Второе значение понятия источника права характеризует его юридическую природу, определяет результаты правотворческой деятельности.

Под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности гос-ва, с помощью к-рой воля


законодателя становится обязательной для исполнения. Для российского права характерно то, что основными его источниками являются

нормативные правовые акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения — это различные норм. прав. акты, регулирующие тот комплекс обществ-х отнош-й, который составляет предмет данной отрасли права. В источниках права соц. обеспечения РФ отражены материальные условия жизни нашего общества; с их изменениями меняются и источники права соц. обеспечения. В настоящее время это происходит довольно часто, в связи с чем законод-во в области соц. обеспечения быстро обновляется. Устаревшие норм. акты права соц. обеспечения отменяются или изменяются, дополняются либо принимаются новые, более прогрессивные, соответствующие рыночным отношениям.

Источники права социального обеспечения можно классифицировать по различным основаниям: 1) по степени их важности и субординации, т.е. по юр. силе; 2) по сфере их действия; 3) по органам, принявшим норм. акт; 4) по форме акта; 5) по правовым институтам.

Среди перечисленных выше классификаций наибольшее практическое значение имеет классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе и по органам, которые их принимают.

По степени важности и субординации источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере соц. обеспечения. Законы обладают высшей юр. силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими норм. прав. актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным (представительным) органом власти РФ и ее субъектов. По Конституции РФ вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к совместной компетенции РФ и ее субъектов. Законы делятся на конститутивные, кодифицированные и текущие. Основной закон РФ — это Конституция РФ, которая была принята в результате референдума 12 декабря 1993 г.

К конститутивным законам относится Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991 г. постановлением Верховного Совета РСФСР. В ст. 7 говорится, что РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.


В РФ охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гос. пенсии, пособия и иные гарантии соц. защиты.

Ст.18 Конституции РФ декларирует, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Кроме того, в ряде статей Конституции РФ изложены основные права граждан в сфере социального обеспечения.

Кодифицированным актом в области соц. обеспечения являются Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.93.

Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения.

По форме акта источники права социального обеспечения делятся на законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.

По сфере действия источники права социального обеспечения делятся на общефедеральные, республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные.

Право соц. обеспечения в условиях перехода к рын.отношениям располагает довольно сложной системой юр. источников, что обусловлено характером прав. регулирования этой отрасли права. Предмет данной отрасли включает разнообразные обществ. отношения, а именно: отношения по поводу денеж. выплат; отношения по поводу натур. видов соц. обеспечения; отношения процедурного и процессуального хар-ра.

Множество и разнообразие источников права соц. обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды соц. обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соотв-х нормативных актов.

Первую группу источников права соц. обеспечения составляют междунар. договоры и конвенции Междунар. организации труда (МОТ) (Например, Конвенция № 117 « Об основных целях и нормах соц. политики» 1962 г., Конвенция № 118 «О равноправии в соц. обеспечении» 1962 г.). Нормы междунар. договоров должны обладать высшей юр. силой по отношению