Файл: Московская финансовоюридическая академия согласовано.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
члены семей погибших инвалидов ВОВ, участников ВОВ и боевых действий на территории других государств, ветеранов труда.
* б\пл обеспечение лекарственными средствами,
* б\пл мед. помощь и лечение,
* льготы по обеспечению путевками в санатории-профилактории,
* право на пользование при выходе на пенсию поликлиниками, к которым были прикреплены;
* правом на б/пл проезд на всех видах городского транспорта, а также на ж/д и водном транспорте, за искл. ветеранов труда (у них 50% скидка).
* Правом на бесплатное получение легкового автомобиля, а также на компенсацию расходов на бензин пользуются инвалиды ВОВ и ветераны боевых действий на территории других государств при наличии медицинских показаний.
* Право на 50%-ную скидку в оплате занимаемой жилой площади и коммунальных услуг предоставляется всем категориям ветеранов.
* Также практически всем категориям ветеранов (кроме ветеранов труда) предоставлены льготы по установке телефона и его оплате, по получению разовых льготных кредитов на приобретение (строительство) квартир, жилых домов, садовых домиков, благоустройство садовых участков, бесплатное получение в собственность земельных участков под строительство индивидуальных домов, дач, садово-огородного хозяйства, на льготное налогообложение.
* Правом бесплатного проезда один раз в году на ж/д, воздушном или междугородном автомобильном транспорте пользуются инвалиды войны и инвалиды боевых действий на территориях других государств. Остальные категории граждан, указанные в Законе (кроме ветеранов труда), пользуются правом на бесплатный проезд один раз в 2 года на железнодорожном, воздушном или междугородном автомобильном транспорте либо на проезд со скидкой 50% один раз в год.
38. Фонд социального страхования в РФ (структура, порядок расходования средств).
С переходом к рыночным условиям основными источниками социального обеспечения нетрудоспособных граждан являются специализированные (внебюджетные) фонды конкретных видов социального страхования, в основу формирования которых положены страховые принципы ( т.е. уплата страховых взносов). Такими фондами являются:
Принятый 16 июля 1999 г. Федеральный закон « Об основах обязательного социального страхования» в качестве основного принципа осуществления обязательного социального страхования выделяет принцип автономности финансовой системы обязательного социального страхования (ст. 4 Закона).
Бюджеты фондов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства обязательного соц. страхования являются федеральной гос. собственностью, расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, и изъятию не подлежат.
Фонд социального страхования РФ как самостоятельное кредитно-финансовое учреждение был образован 1 января 1991 г. в соответствии с
постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов России от 25 декабря 1990 г. № 600 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР». Средства ФСС были включены в состав объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности.
В настоящее время правовой статус ФСС РФ определяется Положением о ФСС РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101.
ФСС РФ является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федер. собственностью, не входят в состав бюджетов соответств-х уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Основными задачами Фонда являются обеспечение гарантированных гос-вом пособий и др. соц. выплат; участие в разработке и реализации
гос. программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования и др.
Средства Фонда образуются за счет:
* страховых взносов работодателей (адм-ции предпр-й, орг-ций, учреждений и иных хоз-щих субъектов независимо от форм собственности);
* страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на соц. страхование в соответствии с законодательством;
* страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
* доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда;
* ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на др. атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
* прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и др.).
Тариф страховых взносов в ФСС РФ остается неизменным с 1991 г. и составляет для работодателей-организаций и граждан, осуществляющих прием на работу по трудовому договору, 5,4% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования.
Средства Фонда направляются на:
* выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
* оплату доп. выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;
* оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории РФ, и в санаторно-курортные
учреждения в государствах — участниках СНГ, аналогичных которым нет в РФ, а также на лечебное (диетическое) питание;
* частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, зар/плату работников, культурно-массовое обслуживание);
* частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан;
* частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);
* оплату проезда к месту лечения и обратно;
* создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;
* обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда.
Выплата пособий по соц. страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование др. мероприятий по соц. страхованию осуществляется через бухгалтерии работодателей.
Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем. Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах — аппараты органов Фонда.
Фонд, его региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета в банках.
Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов или избираются уполномоченные по социальному страхованию, которые решают/рассматривают вопросы:
* о расходовании средств соц. страхования, предусмотренных на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей,
* о распределении застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств Фонда,
* спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию.
24 июля 1998 г. был принят ФЗ «Об обязательном соц. страховании от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний». Основной задачей данного закона является введение страховых принципов формирования экономической базы, обеспечивающей соц. защиту наемных работников в случае причинения вреда здоровью. В соотв. с данным законом все работодатели, использующие труд наемных работников, обязаны осуществлять страхование работников от несчастных случаев и проф. заболеваний и уплачивать доп. страх. Взносы в ФСС РФ.
39. Пенсионный фонд РФ (структура, порядок расходования средств).
С переходом к рыночным условиям основными источниками социального обеспечения нетрудоспособных граждан являются специализированные (внебюджетные) фонды конкретных видов социального страхования, в основу формирования которых положены страховые принципы ( т.е. уплата страховых взносов). Такими фондами являются:
Принятый 16 июля 1999 г. Федеральный закон « Об основах обязательного социального страхования» в качестве основного принципа осуществления обязательного социального страхования выделяет принцип автономности финансовой системы обязательного социального страхования (ст. 4 Закона).
Бюджеты фондов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства обязательного соц. страхования являются федеральной гос. собственностью, расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, и изъятию не подлежат.
До 1991 г. в РФ не существовало самостоятельного (обособленного) бюджета пенсионной системы и средства на выплату пенсий выделялись из государственного бюджета, где они были лишь одним из многих направлений расходования.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) был создан в связи с принятием Закона РФ «О гос. пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 г. Статьей 8 указанного Закона предусматривается, что финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с настоящим Законом, осуществляется ПФР за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета.
Пенсионный фонд был образован в целях гос. управления финансами пенсионного обеспечения.
Основным нормативным актом, определяющим правовой статус ПФР и регламентирующим его деятельность, является Положение о Пенсионном фонде РФ, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г.1 и введенным в действие с 1 января 1992 года.
ПФР является самостоят. финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.
Денеж. средства, аккумулируемые в ПФР, находятся в гос. собственности РФ, не входят в состав бюджетов, др. фондов и изъятию не подлежат.
Средства ПФР формируются за счет:
1) страховых взносов работодателей и граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, частной практикой ( нотариусов, аудиторов, частных детективов), адвокатов, а также др. категорий работающих граждан. Размер тарифа страх. взноса устан-ся ежегодно;
2) ассигнований из республиканского бюджета РФ на выплату гос. пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;
3) средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
4) средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;
5) добровольных взносов (в т.ч. валютных ценностей) физ. и юр. лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и др. поступлений.
Денежные средства Пенсионного фонда РФ направляются на:
* выплату гос. пенсий, назначаемых в соответствии с Законом РФ «О гос. пенсиях в РФ», а также др. пенсий, финансирование которых осуществляется за счет средств ПФР, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ;
* выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
* оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
* финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;
* другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.
Правление Федерального Пенсионного фонда РФ имеет местонахождение в Москве. На территории субъектов Российской Федерации функции страховщика в области пенсионного обеспечения граждан выполняют территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Из Положение О ПРФ:
7. Руководство ПФР осущ-ся правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией.
8. В состав правления ПФР входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие двенадцатью отделениями ПФР.
В состав правления ПФР могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.
В работе правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств Российской Федерации, Банка России.
10. Правление ПФР возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Верховным Советом РФ.
11. Для осущ-я контроля деятельности исполнительной дирекции ПФР и его региональных органов образуется ревизионная комиссия ПФР.
12. Предприятия, организации, учреждения, в том числе банки, обязаны представлять уполномоченным ПФР в районах и городах, ревизионной комиссии ПФР необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности ПФР, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, перечень которых устанавливается законодательством.
13. Работники системы ПФР приравниваются по условиям медицинского и бытового обслуживания к работникам аппарата соответствующих органов исполнительной власти.
14. Уполномоченные ПФР в районах и городах подлежат обязательному государственному личному страхованию и имеют право на возмещение причиненного им ущерба в порядке и на условиях, установленных для сотрудников Гос. налоговой службы Российской Федерации.
15. ПФР является юр. лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.
16. Местонахождение ПФР - город Москва.
40. Фонд обязательного медицинского страхования.
С переходом к рыночным условиям основными источниками социального обеспечения нетрудоспособных граждан являются специализированные (внебюджетные) фонды конкретных видов социального страхования, в основу формирования которых положены страховые принципы ( т.е. уплата страховых взносов). Такими фондами являются:
Принятый 16 июля 1999 г. Федеральный закон « Об основах обязательного социального страхования» в качестве основного принципа осуществления обязательного социального страхования выделяет принцип автономности финансовой системы обязательного социального страхования (ст. 4 Закона).
Бюджеты фондов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства обязательного соц. страхования являются федеральной гос. собственностью, расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, и изъятию не подлежат.
В целях обеспечения конституционного права граждан РФ на медицинскую помощь 28 июня 1991 г. был принят Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ». Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.
В соответствии со ст. 12 Закона для реализации гос. политики в области ОМС были созданы федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
Фонды ОМС предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности гос. системы ОМС и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.
Законом предусматривается, что финансовые средства фондов ОМС находятся в гос. собственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Федеральный и территориальные фонды ОМС являются юр. лицами и осущ-т свою деят-ть в соответствии с законодательством РФ.
Постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543-1 «О порядке финансирования ОМС граждан на 1993 год» были утверждены Положение о Федеральном фонде ОМС, Положение о территориальном фонде ОМС.
Федеральный фонд ОМС: Устав Федерального фонда ОМС утвержден постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 857, он определяет правовое положение Федерального фонда ОМС: задачи, функции, источники формирования, органы управления, контроль за его деятельностью, порядок ликвидации и реорганизации.
Основными задачами Федерального фонда ОМС являются:
1) финансовое обеспечение установленных законодательством РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в РФ»;
2) обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ в рамках базовой программы ОМС;
3) аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС для обеспечения финансовой стабильности системы ОМС.
Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:
1) части страховых взносов хозяйствующих субъектов и иных организаций на ОМС в размерах, устанавливаемых федеральным законом.
Страховой тариф на обязательное медицинское страхование на 2000 г. установлен в размере 3,6% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансир-я, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам. Из них 0,2% подлежит перечислению в Федер. фонд ОМС;
2) ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
3) добровольных взносов юридических и физических лиц;
4) доходов от использования временно свободных финансовых средств.
Финансовые средства, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из федерального бюджета на следующий год не учитываются.
Имущество Федерального фонда является федер. собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления.
Федеральный фонд вправе осуществлять приносящую доходы деятельность. Полученные от такой деятельности доходы, а также доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, и приобретенное за счет этих доходов имущество в установленном порядке поступают в распоряжение Федерального фонда ОМС, учитываются на балансе и направляются для реализации уставных задач Федерального фонда.
Управление Федеральным фондом ОМС осуществляется коллегиальным органом — правлением и постоянно действующим исполнительным органом— директором. Директор Федерального фонда назначается на должность и освобождается от должности
Правительством РФ. Директор Федерального фонда осуществляет руководство текущей деятельностью; несет персональную ответственность за ее результаты и подотчетен правлению Федерального фонда. Директор решает все вопросы деятельности Федерального фонда, кроме тех, которые входят в исключительную компетенцию правления.
Контроль за деятельностью Федерального фонда осуществляет ревизионная комиссия. Правление Федерального фонда по мере необходимости, но не реже 1 раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности Федерального фонда ОМС, осуществляемую специализированной орг-цией, имеющей соотв. лицензию. Отчет о результатах этой проверки представляется в Правительство РФ.
Ликвидация и реорганизация Федерального фонда осуществляются в случае принятия соотв. ФЗ и проводятся в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Территориальные фонды ОМС. К началу 1995 г. практически во всех субъектах РФ были созданы территориальные фонды ОМС.
Основными задачами территориального фонда ОМС согласно Положению являются:
1) обеспечение реализации Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
2) обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;
3) обеспечение всеобщности обязательного медицинского страхования граждан;
4) достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования;
5) обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.
Основными функциями территориального фонда ОМС являются аккумулирование финансовых средств на ОМС граждан и финансирование ОМС, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии (страховщиками), заключившими договоры ОМС по дифференцированным подушевым нормативам.
Территориальные фонды ОМС формируются прежде всего за счет части страховых взносов, уплачиваемых работодателями; средств, предусматриваемых органами исп. власти в соответствующих бюджетах на ОМС неработающего населения, а также за счет других источников.
Руководство деятельностью территориального фонда осуществляется правлением и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией, возглавляемой исполнительным директором.
Для выполнения своих задач территориальный фонд может создавать в городах и районах филиалы. Филиалы территориального фонда осуществляют контроль за сбором страховых взносов на ОМС со всех страхователей города, района и передают финансовые средства в соответствии с дифференцированным подушевым нормативом страховщикам, осуществляющим ОМС граждан города, района.
Контроль за деятельностью территориального фонда ОМС осуществляет ревизионная комиссия.
из
* б\пл обеспечение лекарственными средствами,
* б\пл мед. помощь и лечение,
* льготы по обеспечению путевками в санатории-профилактории,
* право на пользование при выходе на пенсию поликлиниками, к которым были прикреплены;
* правом на б/пл проезд на всех видах городского транспорта, а также на ж/д и водном транспорте, за искл. ветеранов труда (у них 50% скидка).
* Правом на бесплатное получение легкового автомобиля, а также на компенсацию расходов на бензин пользуются инвалиды ВОВ и ветераны боевых действий на территории других государств при наличии медицинских показаний.
* Право на 50%-ную скидку в оплате занимаемой жилой площади и коммунальных услуг предоставляется всем категориям ветеранов.
* Также практически всем категориям ветеранов (кроме ветеранов труда) предоставлены льготы по установке телефона и его оплате, по получению разовых льготных кредитов на приобретение (строительство) квартир, жилых домов, садовых домиков, благоустройство садовых участков, бесплатное получение в собственность земельных участков под строительство индивидуальных домов, дач, садово-огородного хозяйства, на льготное налогообложение.
* Правом бесплатного проезда один раз в году на ж/д, воздушном или междугородном автомобильном транспорте пользуются инвалиды войны и инвалиды боевых действий на территориях других государств. Остальные категории граждан, указанные в Законе (кроме ветеранов труда), пользуются правом на бесплатный проезд один раз в 2 года на железнодорожном, воздушном или междугородном автомобильном транспорте либо на проезд со скидкой 50% один раз в год.
38. Фонд социального страхования в РФ (структура, порядок расходования средств).
С переходом к рыночным условиям основными источниками социального обеспечения нетрудоспособных граждан являются специализированные (внебюджетные) фонды конкретных видов социального страхования, в основу формирования которых положены страховые принципы ( т.е. уплата страховых взносов). Такими фондами являются:
-
Пенсионный фонд Российской Федерации; -
Фонд социального страхования; -
Государственный фонд занятости; -
Фонд обязательного медицинского страхования.
Принятый 16 июля 1999 г. Федеральный закон « Об основах обязательного социального страхования» в качестве основного принципа осуществления обязательного социального страхования выделяет принцип автономности финансовой системы обязательного социального страхования (ст. 4 Закона).
Бюджеты фондов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства обязательного соц. страхования являются федеральной гос. собственностью, расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, и изъятию не подлежат.
Фонд социального страхования РФ как самостоятельное кредитно-финансовое учреждение был образован 1 января 1991 г. в соответствии с
постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов России от 25 декабря 1990 г. № 600 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР». Средства ФСС были включены в состав объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности.
В настоящее время правовой статус ФСС РФ определяется Положением о ФСС РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101.
ФСС РФ является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федер. собственностью, не входят в состав бюджетов соответств-х уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Основными задачами Фонда являются обеспечение гарантированных гос-вом пособий и др. соц. выплат; участие в разработке и реализации
гос. программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования и др.
Средства Фонда образуются за счет:
* страховых взносов работодателей (адм-ции предпр-й, орг-ций, учреждений и иных хоз-щих субъектов независимо от форм собственности);
* страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на соц. страхование в соответствии с законодательством;
* страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
* доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда;
* ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на др. атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
* прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и др.).
Тариф страховых взносов в ФСС РФ остается неизменным с 1991 г. и составляет для работодателей-организаций и граждан, осуществляющих прием на работу по трудовому договору, 5,4% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования.
Средства Фонда направляются на:
* выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
* оплату доп. выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;
* оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории РФ, и в санаторно-курортные
учреждения в государствах — участниках СНГ, аналогичных которым нет в РФ, а также на лечебное (диетическое) питание;
* частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, зар/плату работников, культурно-массовое обслуживание);
* частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан;
* частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);
* оплату проезда к месту лечения и обратно;
* создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;
* обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда.
Выплата пособий по соц. страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование др. мероприятий по соц. страхованию осуществляется через бухгалтерии работодателей.
Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем. Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах — аппараты органов Фонда.
Фонд, его региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета в банках.
Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов или избираются уполномоченные по социальному страхованию, которые решают/рассматривают вопросы:
* о расходовании средств соц. страхования, предусмотренных на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей,
* о распределении застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств Фонда,
* спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию.
24 июля 1998 г. был принят ФЗ «Об обязательном соц. страховании от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний». Основной задачей данного закона является введение страховых принципов формирования экономической базы, обеспечивающей соц. защиту наемных работников в случае причинения вреда здоровью. В соотв. с данным законом все работодатели, использующие труд наемных работников, обязаны осуществлять страхование работников от несчастных случаев и проф. заболеваний и уплачивать доп. страх. Взносы в ФСС РФ.
39. Пенсионный фонд РФ (структура, порядок расходования средств).
С переходом к рыночным условиям основными источниками социального обеспечения нетрудоспособных граждан являются специализированные (внебюджетные) фонды конкретных видов социального страхования, в основу формирования которых положены страховые принципы ( т.е. уплата страховых взносов). Такими фондами являются:
-
Пенсионный фонд Российской Федерации; -
Фонд социального страхования; -
Государственный фонд занятости; -
Фонд обязательного медицинского страхования.
Принятый 16 июля 1999 г. Федеральный закон « Об основах обязательного социального страхования» в качестве основного принципа осуществления обязательного социального страхования выделяет принцип автономности финансовой системы обязательного социального страхования (ст. 4 Закона).
Бюджеты фондов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства обязательного соц. страхования являются федеральной гос. собственностью, расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, и изъятию не подлежат.
До 1991 г. в РФ не существовало самостоятельного (обособленного) бюджета пенсионной системы и средства на выплату пенсий выделялись из государственного бюджета, где они были лишь одним из многих направлений расходования.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) был создан в связи с принятием Закона РФ «О гос. пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 г. Статьей 8 указанного Закона предусматривается, что финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с настоящим Законом, осуществляется ПФР за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета.
Пенсионный фонд был образован в целях гос. управления финансами пенсионного обеспечения.
Основным нормативным актом, определяющим правовой статус ПФР и регламентирующим его деятельность, является Положение о Пенсионном фонде РФ, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г.1 и введенным в действие с 1 января 1992 года.
ПФР является самостоят. финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.
Денеж. средства, аккумулируемые в ПФР, находятся в гос. собственности РФ, не входят в состав бюджетов, др. фондов и изъятию не подлежат.
Средства ПФР формируются за счет:
1) страховых взносов работодателей и граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, частной практикой ( нотариусов, аудиторов, частных детективов), адвокатов, а также др. категорий работающих граждан. Размер тарифа страх. взноса устан-ся ежегодно;
2) ассигнований из республиканского бюджета РФ на выплату гос. пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;
3) средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
4) средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;
5) добровольных взносов (в т.ч. валютных ценностей) физ. и юр. лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и др. поступлений.
Денежные средства Пенсионного фонда РФ направляются на:
* выплату гос. пенсий, назначаемых в соответствии с Законом РФ «О гос. пенсиях в РФ», а также др. пенсий, финансирование которых осуществляется за счет средств ПФР, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ;
* выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
* оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
* финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;
* другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.
Правление Федерального Пенсионного фонда РФ имеет местонахождение в Москве. На территории субъектов Российской Федерации функции страховщика в области пенсионного обеспечения граждан выполняют территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Из Положение О ПРФ:
7. Руководство ПФР осущ-ся правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией.
8. В состав правления ПФР входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие двенадцатью отделениями ПФР.
В состав правления ПФР могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.
В работе правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств Российской Федерации, Банка России.
10. Правление ПФР возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Верховным Советом РФ.
11. Для осущ-я контроля деятельности исполнительной дирекции ПФР и его региональных органов образуется ревизионная комиссия ПФР.
12. Предприятия, организации, учреждения, в том числе банки, обязаны представлять уполномоченным ПФР в районах и городах, ревизионной комиссии ПФР необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности ПФР, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, перечень которых устанавливается законодательством.
13. Работники системы ПФР приравниваются по условиям медицинского и бытового обслуживания к работникам аппарата соответствующих органов исполнительной власти.
14. Уполномоченные ПФР в районах и городах подлежат обязательному государственному личному страхованию и имеют право на возмещение причиненного им ущерба в порядке и на условиях, установленных для сотрудников Гос. налоговой службы Российской Федерации.
15. ПФР является юр. лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.
16. Местонахождение ПФР - город Москва.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
40. Фонд обязательного медицинского страхования.
С переходом к рыночным условиям основными источниками социального обеспечения нетрудоспособных граждан являются специализированные (внебюджетные) фонды конкретных видов социального страхования, в основу формирования которых положены страховые принципы ( т.е. уплата страховых взносов). Такими фондами являются:
-
Пенсионный фонд Российской Федерации; -
Фонд социального страхования; -
Государственный фонд занятости; -
Фонд обязательного медицинского страхования.
Принятый 16 июля 1999 г. Федеральный закон « Об основах обязательного социального страхования» в качестве основного принципа осуществления обязательного социального страхования выделяет принцип автономности финансовой системы обязательного социального страхования (ст. 4 Закона).
Бюджеты фондов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства обязательного соц. страхования являются федеральной гос. собственностью, расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, и изъятию не подлежат.
В целях обеспечения конституционного права граждан РФ на медицинскую помощь 28 июня 1991 г. был принят Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ». Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.
В соответствии со ст. 12 Закона для реализации гос. политики в области ОМС были созданы федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
Фонды ОМС предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности гос. системы ОМС и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.
Законом предусматривается, что финансовые средства фондов ОМС находятся в гос. собственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Федеральный и территориальные фонды ОМС являются юр. лицами и осущ-т свою деят-ть в соответствии с законодательством РФ.
Постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543-1 «О порядке финансирования ОМС граждан на 1993 год» были утверждены Положение о Федеральном фонде ОМС, Положение о территориальном фонде ОМС.
Федеральный фонд ОМС: Устав Федерального фонда ОМС утвержден постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 857, он определяет правовое положение Федерального фонда ОМС: задачи, функции, источники формирования, органы управления, контроль за его деятельностью, порядок ликвидации и реорганизации.
Основными задачами Федерального фонда ОМС являются:
1) финансовое обеспечение установленных законодательством РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в РФ»;
2) обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ в рамках базовой программы ОМС;
3) аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС для обеспечения финансовой стабильности системы ОМС.
Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:
1) части страховых взносов хозяйствующих субъектов и иных организаций на ОМС в размерах, устанавливаемых федеральным законом.
Страховой тариф на обязательное медицинское страхование на 2000 г. установлен в размере 3,6% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансир-я, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам. Из них 0,2% подлежит перечислению в Федер. фонд ОМС;
2) ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
3) добровольных взносов юридических и физических лиц;
4) доходов от использования временно свободных финансовых средств.
Финансовые средства, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из федерального бюджета на следующий год не учитываются.
Имущество Федерального фонда является федер. собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления.
Федеральный фонд вправе осуществлять приносящую доходы деятельность. Полученные от такой деятельности доходы, а также доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, и приобретенное за счет этих доходов имущество в установленном порядке поступают в распоряжение Федерального фонда ОМС, учитываются на балансе и направляются для реализации уставных задач Федерального фонда.
Управление Федеральным фондом ОМС осуществляется коллегиальным органом — правлением и постоянно действующим исполнительным органом— директором. Директор Федерального фонда назначается на должность и освобождается от должности
Правительством РФ. Директор Федерального фонда осуществляет руководство текущей деятельностью; несет персональную ответственность за ее результаты и подотчетен правлению Федерального фонда. Директор решает все вопросы деятельности Федерального фонда, кроме тех, которые входят в исключительную компетенцию правления.
Контроль за деятельностью Федерального фонда осуществляет ревизионная комиссия. Правление Федерального фонда по мере необходимости, но не реже 1 раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности Федерального фонда ОМС, осуществляемую специализированной орг-цией, имеющей соотв. лицензию. Отчет о результатах этой проверки представляется в Правительство РФ.
Ликвидация и реорганизация Федерального фонда осуществляются в случае принятия соотв. ФЗ и проводятся в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Территориальные фонды ОМС. К началу 1995 г. практически во всех субъектах РФ были созданы территориальные фонды ОМС.
Основными задачами территориального фонда ОМС согласно Положению являются:
1) обеспечение реализации Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
2) обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;
3) обеспечение всеобщности обязательного медицинского страхования граждан;
4) достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования;
5) обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.
Основными функциями территориального фонда ОМС являются аккумулирование финансовых средств на ОМС граждан и финансирование ОМС, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии (страховщиками), заключившими договоры ОМС по дифференцированным подушевым нормативам.
Территориальные фонды ОМС формируются прежде всего за счет части страховых взносов, уплачиваемых работодателями; средств, предусматриваемых органами исп. власти в соответствующих бюджетах на ОМС неработающего населения, а также за счет других источников.
Руководство деятельностью территориального фонда осуществляется правлением и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией, возглавляемой исполнительным директором.
Для выполнения своих задач территориальный фонд может создавать в городах и районах филиалы. Филиалы территориального фонда осуществляют контроль за сбором страховых взносов на ОМС со всех страхователей города, района и передают финансовые средства в соответствии с дифференцированным подушевым нормативом страховщикам, осуществляющим ОМС граждан города, района.
Контроль за деятельностью территориального фонда ОМС осуществляет ревизионная комиссия.
из