ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выпускная квалификационная работа по дисциплине
«Психология»
На тему:
«Характер»
Выполнила: Назарова Н.Н.
Содержание
1. Понятие о характере
2. Черты характера.
3. Формирование характера и пути его воспитания.
Понятие о характере.
Слово « характер» общеупотребительное.
Люди по- разному относятся к окружающему миру: к другим людям, коллективу, труду, к самим себе – и этим отличаются друг от друга. Это отношение выражается в поведении, в поступках человека. Если определенные отношения к действительности и соответствующие им формы поведения не случайны для данного человека, а более или менее устойчивы и постоянны, то, значит, они стали свойствами его личности.
Свойства личности, выражающие отношение человека к действительности, всегда образуют некоторое своеобразное сочетание, представляющее не сумму отдельных особенностей данного человека, а единое целое, которое называют характером человека. Слово «характер» греческого происхождения и в переводе означает «черта», «примета», «особенность».
Характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, показывающих отношения человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении, поступках.
Характер – это отношение, закрепленное в привычных формах поведения. Отмечая, что у человека какой-то характер, мы тем самым раскрываем систему его отношений к действительности и одновременно закрепленный, привычный образ его поведения в определенной ситуации как способ осуществления этих отношений. Например, если мы отмечаем, что чуткость - особенность характера данного человека, то тем самым мы указываем, какого его отношение к людям и одновременно каково его поведение в определенной ситуации и, следовательно , каких поступков можно ожидать от него в соответствующих условиях.
С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей сочетается с такими чертами характера, как коллективизм – чувство единения с коллективом и желание работать для его блага, высокая требовательность к себе, умение критически относится к своему делу. Уровень способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, и не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу.
Физиологические основы характера
Согласно учению И.П. Павлова привычное поведение человека - это система прочно закрепившихся ответных реакций человека на многократно повторяющиеся воздействия окружающей социальной среды. Система поведения человека, как указывал И.П. Павлов, обусловлена как свойствами нервной системы, так и множеством сложных, устойчивых систем временных связей, которые формируются в коре больших полушарий под влиянием различных внешних воздействий.
Таким образом, физиологическая основа характера - сплав черт типа нервной системы и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта, воспитания.
В этом сплаве системы временных связей играют более важную роль, чем тип нервной системы, т.к. тип не предопределяет ни характера в целом, ни в отдельных его черт. На базе любого типа нервной системы можно сформировать все общественно ценные качества личности. Влияние же типа связывается в том, что формирование указы ванных систем связей происходит различно у представителей разных типов нервной системы, да и проявляются эти системы связей по – разному , в зависимости от типа (например, решительность будет выражена по-разному у безудержного и спокойного типа).
Следует подчеркнуть, что, поскольку вторая сигнальная система является, как отмечал Павлов, высшим регулятором поведения человека , указанные системы связей формируются под воздействием не только непосредственных сигналов, но и под воздействием второсигнальных, т.е. словесных раздражителей (указаний, требований других людей и своеобразных «самоприказов»).
Типическое и индивидуальное в характере.
Из сказанного ясно, что характер не наследуется и не является прирожденным, а так же постоянным и неизменным свойством личности. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияние эти являются, во-первых, общественно-историческими (каждый человек живет в условиях определенного общественно-исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально- своеобразными (условия жизни и деятельности каждого отдельного человека, его жизненный путь своеобразный и неповторимый). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным положением, так и его индивидуальной жизнью.
Наблюдается бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых общественных условиях, имеется много общего. Следовательно, и в характере их есть некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические обстоятельства их жизни. Поэтому характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно – историческая эпоха формирует черты характера, типичные для данной эпохи.
У каждого человека в ходе жизни и деятельности формируются и развиваются так же индивидуальные черты характера. .
Черты характера
Под чертами характера понимают индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности.
Черты характера необходимо рассматривать и оценивать во взаимосвязи друг с другом. Каждая черта характера приобретает свое значение, часто совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами. Например, смелость как черта характера приобретает качественно различное значение в зависимости от того, сочетается ли она с осторожностью или с импульсивностью, с высокими моральными чувствами или с чувством мелкого тщеславия. Настойчивость имеет положительное значение только в сочетании с высокой идейностью и критичностью, без них она может выродиться в упрямство. Осторожность без сочетания с решительностью может сделать человека бездеятельным.
Цельные характеры – это характеры, в которых отсутствуют какие либо противоречия такого человека отличает единство мыслей, чувств и поведения. Человек с противоречивым характером отличается наличием противоречий, не совместимых друг с другом жизненных целей и мотивов, разладом убеждений и поведения, что часто приводит к внутреннему конфликту. Черты характера принято делить на две основные группы.
Первую группу составляют те черты характера, в которых выражена направленность личности ,т.е система отношений к действительности (отношение к обществу, коллективу, к другим людям как членам коллектива, отношение к труду и результатам, продуктам труда, отношение к самому себе, своей личности).Направленность определяет цели и устремления человека, но и важно то, осуществляются ли в жизни эти цели и устремления, умеет ли человек преодаливать препятствия на пути к поставленной цели.
Вторая группа черт характера – волевые черты. В зависимости от развития у человека волевых черт характера говорят о сильном или слабом характере. Слабоволие дает отрицательную оценку характеру в целом даже при наличии положительной направленности. Не имеет ценности постановка высоких, благородных целей, если они не реализуются в жизни. В тоже время и сильный характер при ложной направленности не будет ценным качеством личности.
Черты характера, выражающие отношение к обществу, коллективу, другим людям. К этим чертам прежде всего относится коллективизм – черта характера, выражающая стремление быть в коллективе, участвовать в его жизни, бороться за цели, которые он ставит, оказывать товарищескую помощь всем членам коллектива. Коллективист рассматривает себя как неотделимую часть коллектива, его личные интересы, личные цели и стремления подчинены интересам, целям и стремлениям коллектива. Ученик, у которого хорошо развита эта черта характера, привязан к коллективу, к своим товарищам он охотно помогает отстающим, радуется успеху товарищей, готов в любой момент поддержать их. Такому ученику легко отказаться от поступков, которые приносят пользу или удовольствие только ему одному в ущерб товарищам.
Отрицательная черта характера, противоположная коллективизму, - Эгоизм. Действия эгоиста направляются корыстными интересами, стремлением в первую очередь заботиться о личном благополучии, о собственной выгоде.
С коллективизмом связана такая черта, как чуткость – внимательное, участливое, бережное отношение к людям, их чувствам, заботам, постоянная готовность помочь человеку, умение сообразить, какая именно помощь нужна в том или ином случае.
Одна из важнейших черт характера, выражающих отношения человека к обществу и другим людям, - честность для честного человека характерна безупречная чистота поступков. Честный человек добросовестно выполняет свои обязанности, не мирится с формальным и безответственным отношением к делу со стороны других. Правдивость, добросовестность и прямота отличают все поступки такого человека. Он никогда не лжет, не хитрит, не обманывает, не лицемерит, крепко держит слово, не способен на низость, не когда не вступает в сделку с собственной совестью, не кривит душой.
Положительная черта характера, выражающая отношение к людям, - общительность, если, разумеется, она основана на чувстве коллективизма, а не исходит от корыстных мотивов. Общительные люди находят радость и удовлетворение в общении и совместной деятельности с другими людьми и испытывают тягостное чувство, находясь вне коллектива.
Встречаются люди и с противоположными чертами характера, такими, как замкнутость, скрытность. Замкнутость и скрытность у студента имеет различные корни. Часто это проявление меланхолического темперамента, иногда стойкое проявление обиды на не заслуженное наказание или отрицательную оценку со стороны взрослых, порой реакция на не удачу.
Трудолюбие - черта характера выражающая желание трудиться, это желание связано с чувством удовлетворение, радости, удовольствия от процесса труда и его результатов. Настоящая любовь к труду сочетается с добросовестностью и аккуратностью, с потребностью не просто выполнять работу, а выполнять ее всегда с наилучшим образом. Особую ценность трудолюбия приобретает сочетании с такой чертой характера, как инициативность. Инициативный человек – человек с развитым чувством нового. Он творчески относится к труду, общественной деятельности, стремится найти более совершенные, более производительные методы работы, что и лежит в основе широкого новаторского движения.
Противоположные инициативности черты характера – косность, консерватизм – выражаются в отрицательном отношении и к новому, передовому, склонности к рутине в слепом отношении к традиции.
В процессе труда развивается и такая ценная черта характера, как бережливость, которая выражает отношение человека к результатам своей работы и деятельности других людей. Уважая труд, человек начинает бережно относиться к тому, что создано умом и руками человека, стремится избежать излишнего, не рационального расходования материалов, орудий и продуктов труда. Бережливость одинаково далека как от мотовства или хищнического отношения к материальным ценностям, так и от скупости.
Скромность – как черта характера проявляется в том, что человек никогда не подчеркивает и не преувеличивает своих заслуг, достижений и личных качеств. Он убежден, что и окружающие его люди наделены достоинствами, быть может, даже в большей степени, чем он сам. Скромность – это простота и естественность в обращении с людьми, в поведении, костюме, манерах, в речи. Скромность тесно связана с