ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
самокритичностью,
т.е. требовательностью к себе, умением трезво оценивать свою работу, видеть свои ошибки, выявлять свои недостатки и, признавая их честно и открыто, принимать меры к их устранению. Самокритичный человек больше думает не о том, чего он уже достиг, а о том, чего он еще не достиг.
Скромность всегда должна сочетаться с чувством собственного достоинства, самоуважением, основанным на осознании своих успехов в общественно полезном труде, в борьбе за общие цели. Это рождает уверенность в своих силах, дает человеку право уважать себя, не чувствовать себя никчемным, не нужным. Самоуважение не имеет, однако, ничего общего с зазнайством, заносчивостью, высокомерием – не правомерно высокой оценкой своей личности, преувеличенным самомнением.
Зазнайство, хвастовство студентов обычно следствие переоценки взрослыми успехов студентов, их достижений, способностей, постоянного подчеркивания превосходства одних студентов над другими, захваливания их.
Волевые черты характера выражаются в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, преодолевать препятствия на пути к поставленным целям.
Волевые черты характера нельзя оценивать и воспитывать, не учитывая направленности личности. Целеустремленность и настойчивость карьериста, смелость хулигана ни как не являются положительными чертами. Волевые черты характера ценны лишь при условии морально воспитанной воли.
К волевым чертам характера относят целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержку, мужество и смелость, дисциплинированность.
Формирование характера и пути его воспитания.
Характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни. Еще И.М. Сеченов утверждал, что в характере человека 1\1000 зависит от природы человека и 999\1000 – от окружающей его среды. Можно не соглашаться с таким соотношением природного и социального в формировании характера, да и сам И.М. Сенов, видимо, не придавал именно этим цифрам особого значения. Но он абсолютно прав в том, что социальные факторы
в формировании характера играю более важную роль, чем биологические.
Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться первичный образ поведения, определенные отношения к действительности. Черты коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируется прежде всего в игре, особенно в коллективных играх с правилами. Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые не сложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело.
Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины.
С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах.
Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие. Важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом класса, школы, чувства товарищества, коллективизма.
Особенно интенсивно развиваются черты характера у подростков. Подросток в значительно больше мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в учебной и общественной деятельности уже больше начинает руководствоваться мотивами общественного порядка, в частности чувством долга.
Очень большое значение для формирования характера имеет труд подростка в школьных мастерских, на пришкольном участке, в учебно- производственных объединениях, а также общественно полезный труд по озеленению, охране природы и. д. Именно в процессе коллективного труда развиваются лучшие черты направленности и воли личности.
Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества ,
Устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.
Каковы же пути воспитания характера?
Необходимое условие воспитания характера – формирование убеждения и идеалов, которыми определяются направленность человека, его жизненные цели, моральные установки. Ими люди руководствуются в своих поступках.
Задача формирования убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он мог бы накопить опыт правильного поведения. А.С. Макаренко подчеркивал, что очень важно постоянно упражнять детей в правильном поступке, организовывать «гимнастику поведения», закреплять правильные формы поведения. Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи не прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не ставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество: пусть это будет защита слабых ребят от драчунов, мужественное признание правды или даже прогулка поздно вечером в темном лесу. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.
Важнейшее средство воспитания характера – труд. Серьезном и общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты характера: целеустремленность, коллективизм, настойчивость.
Трудно переоценить в воспитании характера роль единого, тесно спаянного, здорового и целеустремленного коллектива, отличающегося высокой идейной направленностью, объединенного общей целью, согласованностью и организованностью действий. Одобрение или осуждение коллективом поступков отдельных студентов, серьезные требования коллектива играют важную воспитывающую роль. Коллектив разоблачает лень, трусость, эгоизм, предохраняет от самомнения, зазнайства.
На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя. Если учитель настойчив в борьбе с трудностями, если он твердо выполняет свои обязательства, ему легче добиваться того же самого и у своих воспитанников, которые будут стремиться выработать и у себя эти же черты.
Раздражительность педагога, его не выдержанность, грубость, пассивность, не скромность окажут отрицательное влияние на студента.
Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя, воспитателя, с которым он обращается к студенту, желая сформировать у него правильные моральные представления и понятия.
Все это необходимо, что у некоторых студентов имеются не правильные идеи, предубеждения и заблуждения (ложное понятие дружбы и товарищества, смелости, настойчивости и т.д.).
Для старших школьников один из путей формирование характера – самовоспитание. У младших школьников учитель должен воспитывать в стремлении изжить у себя те или иные недостатки, не желательные привычки выработать полезные привычки.
В воспитании характера особенно важен индивидуальный подход. Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится.
Одного следует строго предупредить, другого мягко пожурить, а третьему достаточно укоризненного взгляда. Одного ученика надо похвалить, что бы поднять его веру в свои силы; по отношению к другому этого не следует делать, что бы ни развивать его самомнения, зазнайства. Для того чтобы воспитывать характер с учетом индивидуальных особенностей, следует хорошо знать их, т.е всесторонне и глубоко изучать индивидуальность ребенка.
Список использованных источников
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968 год.
2. Ковалев А.Г. Психология личности. 3-е изд. перераб. и доп. М., Просвещение, 1970
3. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников М., Просвещение, 1970
4. Кузин В.С. ПМ. Высшая школа 1974
5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. Издат-во МГУ, 1972
т.е. требовательностью к себе, умением трезво оценивать свою работу, видеть свои ошибки, выявлять свои недостатки и, признавая их честно и открыто, принимать меры к их устранению. Самокритичный человек больше думает не о том, чего он уже достиг, а о том, чего он еще не достиг.
Скромность всегда должна сочетаться с чувством собственного достоинства, самоуважением, основанным на осознании своих успехов в общественно полезном труде, в борьбе за общие цели. Это рождает уверенность в своих силах, дает человеку право уважать себя, не чувствовать себя никчемным, не нужным. Самоуважение не имеет, однако, ничего общего с зазнайством, заносчивостью, высокомерием – не правомерно высокой оценкой своей личности, преувеличенным самомнением.
Зазнайство, хвастовство студентов обычно следствие переоценки взрослыми успехов студентов, их достижений, способностей, постоянного подчеркивания превосходства одних студентов над другими, захваливания их.
Волевые черты характера выражаются в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, преодолевать препятствия на пути к поставленным целям.
Волевые черты характера нельзя оценивать и воспитывать, не учитывая направленности личности. Целеустремленность и настойчивость карьериста, смелость хулигана ни как не являются положительными чертами. Волевые черты характера ценны лишь при условии морально воспитанной воли.
К волевым чертам характера относят целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержку, мужество и смелость, дисциплинированность.
Формирование характера и пути его воспитания.
Характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни. Еще И.М. Сеченов утверждал, что в характере человека 1\1000 зависит от природы человека и 999\1000 – от окружающей его среды. Можно не соглашаться с таким соотношением природного и социального в формировании характера, да и сам И.М. Сенов, видимо, не придавал именно этим цифрам особого значения. Но он абсолютно прав в том, что социальные факторы
в формировании характера играю более важную роль, чем биологические.
Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться первичный образ поведения, определенные отношения к действительности. Черты коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируется прежде всего в игре, особенно в коллективных играх с правилами. Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые не сложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело.
Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины.
С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах.
Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие. Важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом класса, школы, чувства товарищества, коллективизма.
Особенно интенсивно развиваются черты характера у подростков. Подросток в значительно больше мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в учебной и общественной деятельности уже больше начинает руководствоваться мотивами общественного порядка, в частности чувством долга.
Очень большое значение для формирования характера имеет труд подростка в школьных мастерских, на пришкольном участке, в учебно- производственных объединениях, а также общественно полезный труд по озеленению, охране природы и. д. Именно в процессе коллективного труда развиваются лучшие черты направленности и воли личности.
Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества ,
Устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.
Каковы же пути воспитания характера?
Необходимое условие воспитания характера – формирование убеждения и идеалов, которыми определяются направленность человека, его жизненные цели, моральные установки. Ими люди руководствуются в своих поступках.
Задача формирования убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он мог бы накопить опыт правильного поведения. А.С. Макаренко подчеркивал, что очень важно постоянно упражнять детей в правильном поступке, организовывать «гимнастику поведения», закреплять правильные формы поведения. Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи не прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не ставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество: пусть это будет защита слабых ребят от драчунов, мужественное признание правды или даже прогулка поздно вечером в темном лесу. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.
Важнейшее средство воспитания характера – труд. Серьезном и общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты характера: целеустремленность, коллективизм, настойчивость.
Трудно переоценить в воспитании характера роль единого, тесно спаянного, здорового и целеустремленного коллектива, отличающегося высокой идейной направленностью, объединенного общей целью, согласованностью и организованностью действий. Одобрение или осуждение коллективом поступков отдельных студентов, серьезные требования коллектива играют важную воспитывающую роль. Коллектив разоблачает лень, трусость, эгоизм, предохраняет от самомнения, зазнайства.
На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя. Если учитель настойчив в борьбе с трудностями, если он твердо выполняет свои обязательства, ему легче добиваться того же самого и у своих воспитанников, которые будут стремиться выработать и у себя эти же черты.
Раздражительность педагога, его не выдержанность, грубость, пассивность, не скромность окажут отрицательное влияние на студента.
Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя, воспитателя, с которым он обращается к студенту, желая сформировать у него правильные моральные представления и понятия.
Все это необходимо, что у некоторых студентов имеются не правильные идеи, предубеждения и заблуждения (ложное понятие дружбы и товарищества, смелости, настойчивости и т.д.).
Для старших школьников один из путей формирование характера – самовоспитание. У младших школьников учитель должен воспитывать в стремлении изжить у себя те или иные недостатки, не желательные привычки выработать полезные привычки.
В воспитании характера особенно важен индивидуальный подход. Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится.
Одного следует строго предупредить, другого мягко пожурить, а третьему достаточно укоризненного взгляда. Одного ученика надо похвалить, что бы поднять его веру в свои силы; по отношению к другому этого не следует делать, что бы ни развивать его самомнения, зазнайства. Для того чтобы воспитывать характер с учетом индивидуальных особенностей, следует хорошо знать их, т.е всесторонне и глубоко изучать индивидуальность ребенка.
Список использованных источников
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968 год.
2. Ковалев А.Г. Психология личности. 3-е изд. перераб. и доп. М., Просвещение, 1970
3. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников М., Просвещение, 1970
4. Кузин В.С. ПМ. Высшая школа 1974
5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. Издат-во МГУ, 1972