Файл: Обычаи, обряды, традиции в музыкальном воспитании Древней Руси.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования


«Московский государственный институт культуры»

Факультет музыкального искусства
Кафедра «эстрадно-джазового пения»


КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Педагогика и психология»

На тему: «Обычаи, обряды, традиции в музыкальном воспитании Древней Руси»
Выполнила:

Студентка 1 курса,

группы №150,

Григорьева Ольга Андреевна.

Научный руководитель:

Профессор кафедры педагогики и психологии, Флоря В.И.

2020

Оглавление

Введение 3

Глава 1.Музыкальное воспитание россии: значение, основы 5

    1. История развития музыкальной педагогики в Росии 9

    2. Вопросы музыкального воспитания в Древней Руси 19

Глава 2. Роль народных традиций в музыкальном воспитании 32

2.1 Обряды , обычаи, традиции русского народа 34

Заключение 38

Список использованных источников 44

Введение

Почему-то люди думают, что в допетровскую эпоху на Руси никто не учился. Более того, образованием тогда якобы промышляла церковь, которая только требовала, чтобы воспитанники заучивали молитвы напамять и мало-помалу анализировали печатные богослужебные книги. И учились, мол, только дети священников. А дворяне, что верили,что "учение есть свет. ", давали своих детишек на воспитание чужестранцам из-за границы. оставшиеся же были "во тьме невежества. " впрочем это не так, есть бесчисленные подтверждения обратного. Например, существуют письмена (надписи на стенах соборов и церквей, особенно надписи Новгородского и Киевского Софийского соборов), оставленные, по-видимому, случайными прихожанами. Многочисленные берестяные грамоты XI-XIII веков найдены не только в Великом Новгороде, но и в других древнерусских городах; их содержание показывает, что их авторами были люди различного социального положения, в том числе купцы, ремесленники и даже крестьяне, а также писали женщины. Сохранились письма, служившие для учеников школьной тетрадью. Есть и другие прямые и косвенные доказательства широкого распространения грамотности в Древней Руси. Принципы воспитания и обучения изменялись в процессе продвижения древних славян на восток и север, расширяя знания о целях и содержании образования, благодаря контакту с другими народами. Имея в виду, что Россия приняла христианство почти на полторы тысячи лет позже Европы и к тому времени имела оригинальные традиции, которые были необычайно сильными и жизненными. В результате в России сложилась особая культура воспитания и образования. Актуальность курсовой работы связана с фактом недостаточного изучения образования в Древней Руси, скорее всего, не из-за отсутствия интереса исследователей, а из-за труднодоступной информации. Объект курсовой работы – воспитание и обучение в Древней Руси, предмет – традиции в музыкальном воспитании Древней Руси. Цель курсовой работы – наиболее подробно изучить традиции воспитания в Дрейней руси.


• Изучить историю Древней Руси;

• Проанализировать методы и средства музыкального воспитания;

• Овладеть методами поиска и обработки, применения и представления информации.

Глава 1.Музыкальное воспитание России: значение, основы

Музыкальное образование оказывает веское влияние на эстетическое и нравственное формирование личности ребенка. С помощью музыки детки приобщаются к культурной жизни, знакомятся с значительными социальными событиями. В процессе восприятия музыки у детей развивается познавательный интерес, художественный вкус, существенно расширяется их кругозор.

Музыка-почти единственная форма искусства, доступная ребенку с раннего возраста. Передавая через музыкальный образ всю гамму чувств и их оттенков, он расширяет представления детей о человеческих чувствах, которые проявляются в реальной жизни.

Азы музыкального восприятия формируются еще до восприимчивости к любому другому виду искусства. Она может стать эмоционально-оценочным ядром, позволяющим ребенку формировать эстетическое понимание других видов искусства и окружающего мира, совершенствовать образное мышление и воображение, эстетическое сознание. Поэтому так важно формировать у детей основы музыкальной культуры, а сквозь нее - художественно-эстетическую культуру в целом. Одно из главных условий развития детского творчества у детей младшего школьного возраста – приоритетное внимание к таким видам деятельности, как: игровая, учебная, художественно-речевая, театрализованная, изобразительная, музыкальная и др.

Для всестороннего развития безумно важно выработать духовно богатую, эстетически и музыкально развитую личность, проницательную к красоте в искусстве и жизни, творчески активную, интеллектуально и физически развитую. В начальной школе должны быть заложены основы душевной культуры, музыкального воспитания, развития музыкально - эстетических идеалов, а также вкусов и потребностей младших школьников. весьма важное значение в этот период завоевывает изучение предметов эстетического цикла, средь которых специальное место занимает музыка. лишь на уроках музыки каждый ребенок знакомится с сокровищами классической и народной музыки, у него развивается эмоциональное и личностное отношение к произведениям искусства. важным условием формирования баз музыкальной культуры деток является скопление интонационного опыта при восприятии высокохудожественных произведений музыкального искусства и формирование эмоциональной отзывчивости. Этот богатый опыт является основой для формирования положительного эмоционально-оценочного отношения детей к музыке. как-никак именно в этот период складывались образцы красоты, начинали закладываться основы художественного вкуса. Поэтому так важно добиться того, чтобы вы получили хорошие музыкальные воспоминания с детства, а заодно привыкли к языку интонаций народной, классической и современной музыки, постигли "интонационный словарь" музыки разнообразных эпох и стилей. Музыка, оказывая мощное эмоциональное влияние на детей младшего школьного возраста, также способствует умственному развитию. Слушая и исполняя музыкальные произведения, ребенок приобретает познания и представления об окружающем мире. При систематическом прослушивании музыки дети начинают выделять ее настроение, эмоциональную окраску: радость, грусть. Специальные игры и упражнения с детьми помогают осознать эмоциональную направленность музыки.



Одним из главнейших условий гармоничного формирования личности Ю. Выготский считал единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. Музыкальное воспитание является уникальным средством формирования этого единства, потому что именно оно оказывает огромное воздействие не только на эмоциональное, но и на когнитивное развитие ребенка младшего школьного возраста, ведь музыка несет в себе не только эмоции, но и большой мир идей, мыслей, образов . Однако это содержание становится достоянием ребенка при условии особой организации музыкально-художественно - эстетической деятельности. Для этого необходимы специальные музыкальные уроки, целью которых является воспитание эстетических чувств, музыкально-эстетического сознания, формирование в них элементов музыкальной культуры. На уроках музыки в начальной школе преподаватель развивает эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы детей, сформировывает основы музыкальной культуры в целом.

В России музыкальное образование-это область, доступная любому ребенку. получая определенные познания о музыке в процессе музыкального образования, дети знакомятся с музыкальным искусством.

Весьма важно, чтобы в процессе музыкального образования дети не только приобретали знания, навыки и умения, но и развивали свои музыкальные и общие способности, а также создавали в своем сознании музыкальную и общую внутренную культуру.

1.1. История развития музыкальной педагогики в России

Ещё очень давно музыка была вовлечена в образовательный процесс подрастающего поколения. всякая новая эпоха выдвигала свои условия и новые задачи, требуемые для полноценного воспитания детей. Во все времена верно считалось, что занятия музыкой с детьми необходимы, так как без влияния музыки невозможно формирование и развитие полноценной личности.

С древних времен музыка использовалась в образовательном процессе подрастающего поколения. каждая новая эпоха выдвигала свои условия и новые задачи, требуемые для полноценного воспитания детей. Во все эпохи считалось, что занятия музыкой с детьми необходимы, так как без влияния музыки невозможно формирование и развитие полноценной личности. История формирования музыкальной педагогики в России-это история развития системы музыкального образования в целом и системы воспитания подрастающего поколения. создание и становление этой системы уходит корнями в далекое прошлое, тогда она имела устные, фольклорные формы музыкальной деятельности. эксперты датируют рождение русского музыкального образования 11 веком. Она формировалась на основе двух ключевых источников: музыкально-художественной культуры восточных славян и византийской эстетики, проникшей в Древнюю Русь вместе с принятием христианской православной веры. Хоровое пение в России уже давно стало одним из учебных предметов. Чтение, письмо и пение составляли содержание личного и группового обучения. Монастыри и княжеские дворы были центрами образования в древней Руси, именно в них проводились первые занятия по хоровому пению. В монастырских школах детей из низших классов обучали священники. В этих школах, наряду с обучением грамоте, детей обучали церковному пению. Обучение пению было включено в основные предметы как в частных школах, так и в персональном обучении. Хоровое пение преподавалось в братских школах (братствах, которые активно боролись против католицизации и полонизации русского и родственных народов). Братские школы в истории русского просвещения - это целая эпоха. Наряду с положительными аспектами общеобразовательной деятельности братские школы продемонстрировали высокие образцы музыкально-эстетического воспитания, а также хорового пения. Хоровое пение преподавалось не только в общеобразовательной, но и в специальной школе. Опыт, накопленный в профессиональном хоровом исполнительстве и педагогике, был использован при обучении школьному пению. Профессиональные хоры также накопили достаточный опыт в обучении хоровых студентов. Первым известным профессиональным русским
хором был хор государевых певчих дьяков, созданный в 15 веке. Со временем на базе этого хора была основана Санкт-Петербургская придворная певческая капелла. В народном песенном творчестве существует особенный цикл песен, посвященных детству: колыбельные и другие материнские песни, шутки, детские стишки, считалки и т.д. Они с большой полнотой охватили мир детских фантазий, интересов, словесных и музыкальных образов, а также характерных интонаций. В Древней Руси с самого младенчества дети были погружены в мир народных песен. Любопытно, что, несмотря на отсутствие до 18 века. письменная фиксация, народные песни сохранились в устной традиции и через многие поколения дошли до современного общества. Первая половина 19 века в истории России была временем развития освободительного движения против царизма и крепостничества. Система образования в дореволюционной России, будучи очень пестрой, сохранила до Октябрьской революции остатки сословности.

Разрешая "пение и музыку вообще" в школе, "насколько это возможно и по усмотрению властей", уставы всех типов школ в течение 19 века не включали уроки музыки в число обязательных предметов учебной программы. В этом отношении музыкальное образование находилось в худшем положении, чем, например, рисование, которое считалось ненужным, но в то же время было включено в обязательную программу гимназического курса по наследству в виде одного часа в неделю. Музыкальное образование в привилегированных женских учебных заведениях, где музыка рассматривалась как важный элемент образования. В Санкт-Петербургском училище ордена Святой Екатерины в период обучения в восьми основных классах (от 10 до 17 лет) ученики изучали хоровое пение, а также игру на фортепиано. Хоровое пение делилось на светское и духовное. С первого года обучения использовалась нотная грамота, до поступления в эту школу девочки должны были получать домашнее музыкальное образование. Существовал многообразный репертуар, в который входили произведения как русских, так и зарубежных композиторов, в старших классах предполагалось исполнение оперных хоров. Со старших классов изучалось духовное пение, оно осуществлялось параллельно со светским пением. Его задачей была подготовка к богослужениям. персональные уроки игры на фортепиано велись с первого по последний класс, каждый ученик был обязан практиковать дополнительный час ежедневно, это входило в обязательные часы подготовки уроков. В репертуар вошли гаммы, а также этюды и хоровые произведения русских и западных авторов. Каждый год весной во время Великого поста проводились экзамены, которые состояли из исполнения гамм, этюда и пьесы. Помимо хорового пения и обучения игре на фортепиано, во всех классах преподавались гимнастика и танцы (современные, салонные и старые: полонез, менуэт, гавот и др. Музыка звучала из всех аудиторий: это были уроки игры на фортепиано, пения, танцев, гимнастики или уроки подготовки. К моменту окончания школы ученики приобрели обширные знания различной музыкальной литературы и навыки хорового пения (с инструментом и капеллой), а также довольно свободно играли на фортепиано.


Основная масса молодежи каждого дореволюционного поколения не могла получить такого музыкального образования в общеобразовательной школе. В рядовых гимназиях, вначале всего в государственных школах, ситуация была иной. Но бесспорно, что музыкальное образование в школах для состоятельных людей, при всех бесчисленных недостатках, было поставлено на порядок выше, чем в школах для обычных людей. В Московской народной консерватории хоровые классы были настоящей творческой базой для изучения всех музыкально-теоретических дисциплин: теории музыки, сольфеджио, основ гармонии, полифонии, анализа форм, истории музыки. В хоровых классах учащиеся развивали навыки исполнительского мастерства и дирижерско-хоровой техники, а также готовили дирижерско-хоровые кадры. По этой причине посещение хоровых занятий было обязательным как для учащихся этих классов, так и для учащихся сольных особых классов. Это способствовало воспитанию широкого музыкального кругозора учащихся, а также помогло слушателям вокальных классов вникнуть в органическую связь хорового и сольного пения. Московская народная консерватория была первым музыкальным учебным заведением, в котором народное песенное творчество не только изучалось, но и входило в одну из основ учебной и концертно-просветительской деятельности. За 10 лет своего существования Московскую народную консерваторию окончили около 2000 человек. В середине 50-х годов 19 века в России существовало две музыкальные культуры - крестьянская и городская. В городах высоко ценились русские народные мелодии, а в сельской местности крестьяне просили горожан исполнить городскую песню “городским” Эти две уникальные русские музыкальные культуры легли в основу создания новой русской музыкальной школы.

“В конце 50-х-начале 60-х годов, - писал В. Стасов, - Россия, казалось, воскресла к новой жизни. Бесплатные воскресные школы, общеобразовательные и художественные школы возникли во всех частях России, класс интеллигенции везде желал помочь низшим классам одолеть общее невежество и глубокую неграмотность. В этот момент яркого всеобщего волнения в России М. Балакирев, чтобы преодолеть музыкальную безграмотность, решил создать бесплатную музыкальную школу для “общего образования и искусства”

Вместе с Г. Ломакиным заложены основные положения системы общего музыкального образования. Балакирев был убежден