ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сохранение психологического здоровья
воспитанников
Последнее время много пишут о здоровом образе жизни: о здоровом питании, об экологии окружающей среды, о необходимости физических нагрузок и двигательной активности. Это всё действительно важно. Но не все знают, что причины наших недугов часто кроются в нас самих: в образе наших мыслей (негативных, разрушающих), в нашем отношении к различным событиям, в глубине наших переживаний, т.е. в психологических факторах риска возникновения соматических (телесных) заболеваний.
Взаимное влияние телесных (соматических) и душевных (психических) состояний очевидно и подмечено еще в глубокой древности. Всем известны изречения: «В здоровом теле – здоровый дух», «У кого что болит – тот о том и говорит», часто прибегаем к объяснению, что «все болезни – от нервов». Врачи древневосточной медицины справедливо полагали, что каждая отрицательная эмоция имеет в организме своего адресата. Гнев разрушает печень и желчный пузырь, тоска и печаль – легкие, тревога –
сердце, страх – почки и т.д
В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей, как школы, так и нас, воспитателей:
во-первых, по данным ВОЗ, 70% числа школьников нуждающихся в коррекционной помощи во-вторых, неуклонно возрастает число детей, страдающих психосоматическими заболеваниями: бронхиальной астмой и сахарным диабетом, заболеваниями ЖКТ и желчного пузыря, расстройствами со стороны сердечнососудистой системы,
нейродермитом и т.д.
Поэтому считаю важным привлечь внимание педагогов к проблеме сохранения и укрепления психологического здоровья школьников.
Психическое и психологическое здоровье - вещи разные.
Психическое здоровье
– отсутствие психических заболеваний. Психическое здоровье не гарантирует душевного здоровья. При сохранности психики, полной психической адекватности человек может быть болен душевно. Душа болит, жить не хочется. Может быть и наоборот: душевное здоровье, бодрость при некоторой психической неадекватности.
Психологическое здоровье
- это не только душевное, но и личностное здоровье. Оно характеризуется стремлением человека к поддержанию гармоничных отношений с собой,
миром, стремлением к личностному росту, саморазвитию и самосовершенствованию.
Психологическое здоровье описывает личность в целом, имеет отношение к эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферам. Это состояние, когда у человека все светло и радостно.
1
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье
–
это состояние телесного, психологического, социального и духовного благополучия,
состояние, когда человек позитивно настроен, испытывает чувство удовлетворения. В
психологии термин "психическое здоровье" толкуется как "состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений,
обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности".
Основная функция психологического здоровья – это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях,
требующих мобилизации ресурсов личности.
Сохранение психологического здоровья обеспечивается действиями по направлениям:
1.профилактическом – развитие стрессоустойчивости (готовности к возможным изменениям, нарушающим равновесие);
2.реабилитационном – восстановление равновесия, работоспособности или ресурсного потенциала.
В мире, в котором мы живём, в людях, с которыми мы общаемся, есть много как положительного, так и отрицательного. Излишняя фиксация внимания на негативных аспектах в окружающем мире приводит к тому, что человек "отравляет" своё сознание,
ограничивает возможности наполнять себя положительными эмоциями, здоровыми и продуктивными идеями; лишается радости общения с людьми. Как гласит восточная мудрость: "Если смотришь в грязь – видишь грязь и ничего, кроме грязи. Если смотришь в небо, то иногда сможешь увидеть звёзды". Умение видеть в другом человеке достоинства, даже если они глубоко спрятаны и редко проявляют себя из-за невостребованности, даёт возможность выстраивать новые, более конструктивные отношения.
В.Ю. Завьялов, говоря о профилактике психического здоровья, отмечает, что патология формируется, когда у человека разрушаются межличностные связи, нет любви, нет социального пространства. Психическая зрелость и душевное здоровье характеризуются тем, что человек активно пользуется помощью других людей и охотно сам помогает. Все люди прямо или косвенно зависимы друг от друга и поэтому соблюдение принципа экологичности в общении является надёжной гарантией сохранения доброжелательных, уважительных, взаимно полезных отношений.
Что касается школьников, то сохранение их психологического здоровья является необходимой предпосылкой физического здоровья, школьной успеваемости и социальной адаптированности.
В.А.Сухомлинский еще в 1974 г. горячо убеждал "глухую" педагогическую общественность в том, что в гармоничном развитии ребенка все взаимосвязано. Он писал:
"Здоровье зависит и от того, какие домашние задания даются ребенку, как и когда он их
2
выполняет. Огромную роль играет эмоциональная окраска самостоятельного умственного труда дома. Если ребенок берется за книгу с нежеланием, это не только угнетает его духовные силы, но и неблагоприятно отражается на сложной системе взаимодействия внутренних органов. Я знаю много случаев, когда у ребенка, переживающего отвращение к занятиям, серьезно расстраивалось пищеварение, возникали желудочно-кишечные заболевания и др."
А теперь зададимся вопросом о том, каковы общие причины нарушения психологического здоровья детей.
Причины нарушения психологического здоровья школьников
К отклонениям в состоянии психического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов:
Стрессогенная тактика педагогических воздействий — это систематическое использование окриков или так называемых «психологических пощечин», а также ограничение времени в процессе деятельности. Ребенок испытывает стресс из-за постоянной гонки, неудач, неудовлетворенности взрослых. Школьники, ожидая очередных упреков и даже унижений, находятся в постоянном психологическом напряжении.
Последствия стресса - появление психосоматических расстройств: скрыто растет артериальное давление или снижается до степени гипотонии, появляются боли в сердце,
отмечаются функциональные нарушения в работе желудочно-кишечного тракта,
дискинезия желчевыводящих путей, гастрит и колит, а иногда и просто дисфункция кишечника. Все это развивается на нервной почве.
Тревожность. Дети, как и взрослые, реагируют на внутреннее неблагополучие либо активным способом – через агрессивное поведение, либо пассивным – через страхи,
тревожность, депрессию. В отличие от активных агрессивных детей, пассивные имеют сильно выраженные страхи и тревожность. Именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства и приводит к неврозам. Школьные неврозы увеличиваются от начальных классов к старшим, причем у мальчиков меньше, чем у девочек. Впоследствии дети страдают болезнями сердца, желудка, кишечника. Таким школьникам очень важно укреплять психику и вырабатывать свой собственный способ саморегуляции.
Следует отметить, что характерная для выпускников повышенная напряженность,
эмоциональный дискомфорт в школе могут стать причиной нарушения внимания,
снижения работоспособности, повышения утомляемости учащихся, что не только препятствует их успешной учебной деятельности, но и нарушает их психическое здоровье.
И необходимо иметь в виду, что интенсивность переживания школьной тревоги не должна превышать «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующие влияние.
Перегрузка — интенсификация учебной деятельности — один из факторов роста нервно-психологических нарушений. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию возрастных биологических потребностей организма подростка в сне, двигательной активности, пребывании на воздухе. При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению.
Переутомление проявляется в
3
А теперь зададимся вопросом о том, каковы общие причины нарушения психологического здоровья детей.
Причины нарушения психологического здоровья школьников
К отклонениям в состоянии психического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов:
Стрессогенная тактика педагогических воздействий — это систематическое использование окриков или так называемых «психологических пощечин», а также ограничение времени в процессе деятельности. Ребенок испытывает стресс из-за постоянной гонки, неудач, неудовлетворенности взрослых. Школьники, ожидая очередных упреков и даже унижений, находятся в постоянном психологическом напряжении.
Последствия стресса - появление психосоматических расстройств: скрыто растет артериальное давление или снижается до степени гипотонии, появляются боли в сердце,
отмечаются функциональные нарушения в работе желудочно-кишечного тракта,
дискинезия желчевыводящих путей, гастрит и колит, а иногда и просто дисфункция кишечника. Все это развивается на нервной почве.
Тревожность. Дети, как и взрослые, реагируют на внутреннее неблагополучие либо активным способом – через агрессивное поведение, либо пассивным – через страхи,
тревожность, депрессию. В отличие от активных агрессивных детей, пассивные имеют сильно выраженные страхи и тревожность. Именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства и приводит к неврозам. Школьные неврозы увеличиваются от начальных классов к старшим, причем у мальчиков меньше, чем у девочек. Впоследствии дети страдают болезнями сердца, желудка, кишечника. Таким школьникам очень важно укреплять психику и вырабатывать свой собственный способ саморегуляции.
Следует отметить, что характерная для выпускников повышенная напряженность,
эмоциональный дискомфорт в школе могут стать причиной нарушения внимания,
снижения работоспособности, повышения утомляемости учащихся, что не только препятствует их успешной учебной деятельности, но и нарушает их психическое здоровье.
И необходимо иметь в виду, что интенсивность переживания школьной тревоги не должна превышать «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующие влияние.
Перегрузка — интенсификация учебной деятельности — один из факторов роста нервно-психологических нарушений. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию возрастных биологических потребностей организма подростка в сне, двигательной активности, пребывании на воздухе. При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению.
Переутомление проявляется в
3
головных болях,
слабости,
снижении аппетита,
нарушении сна,
ухудшении памяти,
рассеянности
Недостаточное общение с взрослыми. Нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечается у детей, которые страдают от недостаточного общения с взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.
Некомпетентность педагогов в вопросах физиологического развития ребенка. Непредсказуемые поступки подростков, оказывается, связаны с незрелостью мозга. Лобные доли, отвечающие за принятие осмысленных решений, у подростков функционируют не так как у взрослых. Учителя, родители должны проявлять терпение и снисхождение к необдуманным поступкам своих подопечных, в надежде, что через какое-то время их мозг заработает в полную силу. Дети «эмоционально мудрых»
родителей легче справляются со стрессовыми ситуациями, более успешны в учебе, у них мало проблем со сверстниками.
Зависимости. Это страшная беда, в сети которой попадают многие подростки. Чаще всего — это уход от реальности, которая чем-то не устраивает ребенка, форма неосознанного протеста. Рамки нашей встречи не позволяют углубиться в эту проблему,
это тема для отдельного серьезного разговора
Педагогам следует знать и понимать особенности детской психики, не паниковать, а вовремя устранять проблемы. Школьные годы — это один из трудных жизненных путей ребенка, и помогать пройти их без эмоциональных перегрузок – задача для всех взрослых.
Для сохранения психологического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на детей с целью снятия негативных эффектов, но и психологическое просвещение педагогов с целью ознакомления их со способами правильного общения с детьми, оказание ими психологической поддержки, создания в группе благоприятного психологического климата.
Каковы же оптима льные условия сохранения и развития
психологически здорового ребенка?
наличие в жизни подростка трудных ситуаций, вызывающих напряжение, которые должны соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям подростков;
наличие у взрослых в целом положительного фона настроения, иными словами,
взрослые должны иметь такие качества, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора;
4
наличие у ребенка социального интереса, т.е. способности интересоваться другими людьми и принимать в них участие; социальный интерес проявляется в способности ценить жизнь и принимать точку зрения другого.
Педагогам следует формировать у ребенка хорошую самооценку, способность противостоять трудностям, учить уверенности в себе. От педагогов требуется установление доброжелательного контакта с детьми, что поможет сохранить психическое здоровье ребенка. Необходимо всячески поддерживать ребенка, доверять его мнению,
уважать его, не сравнивать с другими, не ругать.
Хочется написать крупными буквами плакат и повесить его в каждой школе: «Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!»
Памятка «Как сохранить психологическое здоровье ребенка»
Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами,
вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.
Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на самостоятельное решение.
Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.
Не унижайте ребенка криком, исключите из практики воспитания
«психологические пощечины».
Н е т р е бу й т е от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже его маленьким успехам.
Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.
Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.
Следите за выражением своего лица, когда обращаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо — «психологическая пощечина» ребенку.
Понятие "психологическое здоровье" применимо не только к состоянию отдельной личности, оно также может характеризовать состояние группы, коллектива и даже более крупных социальных образований вплоть до страны, цивилизации.
Психологический климат коллектива - как основное звено в сохранении психологического здоровья учеников.
В современной психологической науке под социально-психологическим климатом (от греч. klima (klimatos) — наклон) понимается качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий,
5