ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Власовская средняя общеобразовательная школа № 13
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ Власовской СОШ №13_________
Куликова Е.В.
__________________ (дата)
МП
Рабочая программа «Занимательный русский язык»
5 «Б» класс
Составитель:
Майорова Надежда Ивановна,
учитель русского языка и литературы, б/к
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» для 5 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников для 5 классов общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2016) с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса. Сроки реализации программы: 1 год. Программа реализует гуманитарное направление во внеурочной деятельности. На реализацию программы отводится 1 час в неделю (одно занятие в неделю по 30 мин.), всего – 34 часа в год в 5 классе.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию воспитания и развития учащихся средствами внеурочного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программа построена с учетом принципов системности, занимательности и доступности. Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодёжи, оканчивающей средние учебные учреждения. Такой уровень владения языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных традиционных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
В отборе материала к таким занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном. Данная рабочая программа ориентирована на связь с программным материалом по русскому языку, учитывает необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Цели:
-
создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации учеников к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку; -
формирование мотивации к исследованию фонетических единиц, лексического, морфемного и морфологического содержания слова; -
формирование навыков анализа творческой деятельности; -
продолжение формирования личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями; -
продолжение развития речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков ученика; -
продолжение формирования личности, способной к активной творческой деятельности в социуме.
Задачи:
Обучающие:
-
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; -
углубление знаний, умений, навыков по грамматике русского языка; -
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; -
формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка; -
развитие творческих способностей и обогащение словарного запаса; -
совершенствование общего языкового развития учащихся; -
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
-
воспитание культуры обращения с книгой; -
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления; -
воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.
Развивающие:
-
развивать смекалку и сообразительность; -
развивать умение пользоваться разнообразными словарями; -
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
-
Результаты освоения курса внеурочной деятельности .
Личностные результаты:
-
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств ученика; -
осознание эстетической ценности русского языка; -
уважительное отношение к родному языку; -
потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры; -
стремление к речевому самосовершенствованию; -
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; -
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-
способности извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы интернета, словари различных типов; -
овладение приемами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; -
способность определять цели предстоящей творческой деятельности, последовательность действий;
-
корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки; -
определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные УУД:
-
умение создавать устные и письменные тексты разных типов с учётом ситуации общения; -
умения находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты; -
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими докладами и сообщениями.
Рефлексивные УУД:
-
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной речи; -
применять самодиагностику и взаимодиагностику в деятельности на занятиях.
Предметные результаты:
-
соблюдать основные орфографические и пунктуационные правила современного русского литературного языка; -
извлекать необходимую информацию из словарей и справочников, использовать её в разных видах деятельности; -
проводить разного рода анализы слов: фонетический, морфологический, морфемный, орфографический; -
группировать слова по видам орфограмм; -
соблюдать грамматические нормы в письменных и устных высказываниях.
Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» должно стать создание ситуации для творческой самореализации.
Содержание программы
Организационное занятие.(1ч)
Ознакомление учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы.
Раздел 1.
Занимательная фонетика (7 ч)
Тема 1.1.Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.
Тема 1.2.Для чего используют звуковые повторы в речи.
Тема 1.3.Какова роль интонации в устной речи
Тема 1.4.Обобщающее занятие «Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает».
В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.
Раздел 2.
Загадки русского словообразования. (7 ч)
Тема 2.1.О чем рассказывает словообразовательная модель слова.
Тема 2.2.Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов.
Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова.
Тема 2.4.Этимология слов. Работа со словарями.
Тема 2.5.Сказочные превращения (этимологические исследования).
Тема 2.6.Презентация творческой работы.
Изучаются заявленные темы с использованием занимательного дидактического материала, в завершение этого раздела учащиеся представляют свои творческие работы.
Раздел 3.
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5 ч)
Тема 3.1. Зачем нужно знать алфавит
Тема 3.2. В чём секрет правописания морфем
Тема 3.3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания.
Тема 3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.
Тема 3.5. Их следует запомнить (Словарные слова)
Проводятся исследования данных тем, учащиеся, используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.
Раздел 4
Занимательная лексика и фразеология. (5 ч)
Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав языка.
Тема 4.2. В чем особенность употребления слова в художественном тексте.
Тема 4.3. О чем рассказывают фразеологизмы.
Тема 4.4. Фразеология в художественных произведениях. Практическая работа
Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.
Раздел 5.
Занимательная грамматика. (Морфология. Синтаксис. (6 ч)
Тема 5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
Тема 5.2. В чем секрет глагола и его форм.
Тема 5.3. Как отличать грамматические омонимы.
Тема 5.4. Какими бывают предложения.
Тема 5.5. Грамматике учиться – всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.
Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, для любознательных даются задания повышенной трудности. А последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания, умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
Раздел 6.
Речевой этикет. (3 ч)
Тема 6.1. Правила речевого этикета.
Тема 6.2. Формулы речевого этикета.
Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.
Раздел 7.
Тема 7.1. Аукцион знаний.
Подводится итог знаний и навыков, полученных за курс занятий, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник.
Формы проведения занятий
Формы организации занятий разнообразны: беседы, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, практические занятия с элементами игр и игровых элементов, с использованием дидактических и раздаточных материалов; анализ текстов; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) с разнообразным дидактическим материалом.