ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
38
российское предпринимательство, № 13 (211) / июль 2012
E. A. Hoover, C. L. Hoover определяют семейную компанию как любой биз- нес, в котором деловые и семейные отношения оказывают значительные влияние друг на друга [1], отмечая, что основой для создания эффективного взаимодействия членов семьи являются:
– открытые и честные коммуникации;
– одинаковое восприятие ценностей семейного бизнеса (честность, креди- тоспособность, лояльность, толерант- ность);
– единое видение перспектив развития семейного бизнеса и семьи;
– устранение дифференциации в ожи- даниях членов семьи;
– идентификация ролей в семейном бизнесе для членов семьи (работода- тель, сотрудник, владелец, управляю- щий, партнер);
– ответственность членов семьи за свои действия в пределах семьи и за выполнение определенных обязаннос- тей в пределах бизнеса;
– демонстрируемые отношения к про- блемам, поведению и восприятию чле- нов семьи;
– баланс неофициального социально- го взаимодействия и бизнес-коммуни- каций членов семьи;
– процесс принятия решений, под- разумевающий сформированную позицию членов семьи относитель- ного того, насколько лидеры могут единолично осуществлять принятие решений, какие решения нуждаются в утверждении большинством членов семьи;
– способы разрешения возникающих конфликтов, поиск компромисса;
Волков Дмитрий Анатольевич
канд. экон. наук, выпускник программы DBA,
ВШКУ Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ,
предприниматель
13vd@mail.ru
cемейный бизнес:
владение,
управление
и семейные ценности
Аннотация
В статье рассматриваются результаты теоретических исследований относитель-
но владения и управления семейным бизнесом, уточняются роли и социальное
взаимодействие в семейном бизнесе.
Ключевые слова: владение, «аутсайдеры» семейного бизнеса, вовлече- ние в семейный бизнес, межличностные отношения в семейном бизнесе
39
экономика предпринимательства
– взаимное уважение в повседневных коммуникациях, выход из роли «снис- ходительного собеседника»;
– доверие как ключевой элемент.
Отношения среди членов семьи,
контролирующей бизнес
Выдвинем гипотезу, что ключевой эле- мент в успехе или провале семейно- го бизнеса – отношения среди чле- нов семьи, контролирующей бизнес.
Большинство семейных предприятий способно пережить угрозы изменения конъюнктуры рынка и потери конку- рентного преимущества, смены эко- номических циклов, изменения в тех- нологии и другие негативные факторы, но ухудшение межличностных отноше- ний способно разрушить семейный бизнес.
В современных исследованиях (Morris,
M.H., Allen, J.A., Kuratko, D.F., Brannon,
D.) отмечается, что основатели семей- ного бизнеса; менеджеры, не являю- щиеся членами семьи, но работаю- щие в семейном бизнесе; и владельцы, не являющиеся членами семьи, испы- тывают широкий диапазон эмоций в течение первых 4-х лет основания нового бизнеса [2]. Идентификация трудностей эмоционального отноше- ния к бизнесу представлена в разрезе трех вышеуказанных групп.
Тем не менее, необходимо расши- рить видение проблемы посредством выявления дивергентного эмоциональ- ного опыта, позволяющего объяснить восприятие риска между семейным и несемейным бизнесом. Кроме того, на этапе запуска «start up», эмоциональ- ное восприятие может затронуть про- цесс принятия решений, стратегию и организационную культуру семейного бизнеса (см. табл. на с. 40-41).
В неоднозначных ситуациях, таких как основание нового бизнеса, эмоции сильно влияют на стратегическое суж- дение людей, фактически они могут иногда перехлестывать рациональные соображения при принятии решений и в ходе других познавательных процес- сов [13].
Результаты исследований семейно- го бизнеса свидетельствуют, что в долгосрочном периоде семейный бизнес часто более успешен, чем несемейный [14]. Однако механизмы, посредством которых и семейный биз- нес опережает несемейный, все еще неизвестны. Большинство исследова- ний, цитирующих «эффект основателя», предполагают, что семейное влияние основателя на фирму часто транс- формируется в конкурентоспособное преимущество, возможно, из-за дол- госрочной ориентации основателя и акцента на рост и сохранение семей- ного бизнеса для будущих поколений.
Концепция «эмоционального вла- дения», выдвинутая в исследовании
2008 г. (A. Bjornberg & N.Nicholson), как ресурс для происхождения семейно- большинство семейных предприятий способно пережить угрозы изменения конъюнктуры рынка и потери конкурентного преимущества, смены экономических циклов, изменения в технологии и другие негативные факторы
40
российское предпринимательство, № 13 (211) / июль 2012
Таблица
Резу ль таты исследования влияния эмоций на семейный бизнес
Автор / вид
исследования
Предмет
исследования
База исследования
Гипотеза
Резу
льтат
Pachulia &
Henderson (2009) [3], эмпирическ ое иссле- дование (неопубли- кованные тезисы)
Эмоциональный интеллект
35 владельцев малых высо- котехнологичных предпри- ятий (Швеция)
Эмоциональный интеллект позволяет предсказать пред- принимательскую ориента- цию
Гипотеза отк лонена
Brundin & Melin
(2006) [4], эмпири- ческ ое исследование
Доверие, фрус- трация, эмоцио- нальная энергия
Резу ль таты дву х учебно- производственных практик с рук оводителями малого и среднего бизнеса
Эмоции и их проявление ока- зывают влияние на процесс успешного стратегическ ого развития организации
Эмоции мог ут работать как ведущая или противодействующая силы при разработк е стратегии, в критический момент эмоциональный опыт и его проявление мог ут быть сг лажены
Brundin et al (2008)
[5], эмпирическ ое исследование
Показанные эмо- ции: расстройс- тво, беспок ойство замешательство, уверенность
91 сотру дник из 31 малого предприятия
Эмоции проявленные управ- ляющим, влияют на готов- ность служащих действовать с позиций предпринимателя
Проявление эмоций уверенности и уд овлетворения со стороны рук оводи- теля увеличивает готовность служащих действовать с позиций предпринима- теля, в то время как проявление рас- стройства, беспок ойства и замешатель- ства уменьшат лояльность
Van den Heuvel [6], эмпирическ ое иссле- дование – док лад на конференции
Сопереживание
191 чел. –членов семьи рук оводителей предприятий малого и среднего бизнеса
Бельгии и Г
олландии
Чем выше в семье рук ово- дителя к омпании уровень эмпатии
1
, тем более важным является к онцентрация на семейных целях, прису тствие внешнего управления разру- шает эти отношения
Уровень эмпатии в семье рук оводителя семейного бизнеса оказывает позитив- ное влияние на семейно-ориентиро- ванные цели, но прису тствие внешнего правления уменьшает это влияние
41
экономика предпринимательства
Brundin & Nordqvist
(2008) [7], эмпири- ческ ое исследование
Эмоции, эмоцио- нальная энергия
Пример шведск ого семей- ного предпринимательства
Эмоции играют роль при за- седании совета директоров
Эмоции являются источник ом энергии,
который играет роль в зависимости от того, как член правления их интерпре- тирует и влияют в долгосрочной перс- пективе на процесс принятия решения
Gomez Mejia (2007)
[8], эмпирическ ое исследование
Социо-эмоцио- нальное благопо- лучие
1237 испанских семейных предприятий, производи- телей оливк ового масла находящихся в собствен- ности семьи в период
1944–1988 гг.
Чтобы избежать потери со- цио-эмоционального благо- получия, семейные к омпании готовы принимать решения с высоким уровнем риска
Чтобы избежать потери своего социо- эмоционального благополучия, се- мейные к омпании готовы акцептовать существенный риск, избегая при этом опасных решений, к оторые мог ли бы этот риск усилить
Zellweger et al.
(2008) [9], эмпири- ческ ое исследование
Социо-эмоцио- нальное благопо- лучие
69 рук оводителей предпри- ятий семейного бизнеса
(Швеция)
Существует позитивная связь между желанием создать бизнес, устойчивый для пос- ледующих пок олений, и оцен- кой состояния семейного биз- неса со стороны владельца
Ожидания относительно устойчивости семейного бизнеса в последующих по- ко лениях влияют на оценку стоимости семейного бизнеса со стороны его ру- ководителя
Goss D. (2007) [10], теоретическ ое ис- следование
Эмоциональная энергия
Предлагается модель, к оторая охватывает социальное взаимодействие,
эмоции и к огнитивный к омпонент, чтобы объяснить предприниматель- ск ое поведение в семейном бизнесе
Sharma (2004) [11], теоретическ ое ис- следование
Эмоциональный капитал
Предложил типологию относительно четырех типов семейного бизнеса в рамках следующей системы к оординат: низкий, высокий эмоциональ- ный капитал, низкий/высокий финансовый капитал
Pieper (2007) [12], диссертация
Семейная и биз- нес-эмоциональ- ная связь
8 к омпаний – семейный предприятий Г
ермании (се- мейный бизнес существует в неск ольких пок олениях)
Предложил четыре типа механизма единства, позволяющего гарантиро- вать долговечность семейного бизнеса: эмоциональная связь «семья/
бизнес» и финансовая связь «семья/бизнес»
1
Эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание) – категория современной психологии, означающая способность человека понять чувств а, желания, идеи и действия другого, положительно к ним относиться, понимать и принимать его эмоциональное состояние. –
Прим. ред.
42
российское предпринимательство, № 13 (211) / июль 2012
го капитала (семейных активов) поз- воляет определить, каким образом семья может достичь более высоких результатов в управлении семейным бизнесом в долгосрочной перспективе посредством разработки эффективной стратегии управления и преемствен- ности [15].
Модель управления, опирающаяся на концепцию «эмоционального вла- дения», включает баланс социальной, предпринимательской и экономичес- кой ответственности и является «тро- пой» по которому семейный бизнес переходит к следующему поколению.
Отношение к семейному бизнесу
Восприятие членов семьи относи- тельно семейного бизнеса может быть дифференцировано следующим образом в рамках персональных уста- новок членов семьи:
– персональная идентификация с семейным бизнесом (я – это бизнес);
– идентификация причастности к семейному бизнесу;
– «то, что происходит с семейным биз- несом, важно для меня»;
– «я беспокоюсь и забочусь о семей- ном бизнесе»;
– «семейный бизнес – важная часть меня»;
– разделение себя и семейного биз- неса;
– позиция членов семьи «процвета- ние и развитие семейного бизнеса не имеет ко мне никакого отношения».
В исследовании «эмоционального владения» (A. Bjornberg & N.Nicholson) принимали участие свыше 600 преем- ников семейного бизнеса из 67 стран, респонденты возрастной группы 22–40 лет, самая старшая группа – 31–40 лет.
Около трети опрошенных составляли женщины. Около половины опрошен- ных на момент проведения исследо- вания не имели права собственнос- ти в семейном бизнесе, половина не работала в семейном бизнесе. Тем не менее большинство участников испы- тывает сильные эмоции относительно семейного бизнеса (см. рис. 1 ниже) и готовы, либо заинтересованы в при- соединении к семейному бизнесу (см.
рис. 2 ниже).
Что касается исследований «аутсай- деров» семейного бизнеса – пред- ставителей следующего поколения, не вовлеченных ни в управление, ни во владение (см. рис. 3 и 4 на с. 43),
Рис. 1. Позитивные и негативные эмоции относительно семейного бизнеса (уро- вень «эмоционального владения» [15]
Рис. 2. Существуют ли формальные встречи владельцев семейного биз- неса с целью обсуждения проблем и перспектив?
43
экономика предпринимательства
то ключевым инструментом вовлече- ния является возможность «аутсайде- ров» принимать участие в дискуссиях относительно развития и управления семейным бизнесом, где они могут использовать право голоса, участво- вать в процессе принятия решения и социальных мероприятиях. Таким образом, персональные коммуника- ции усиливают процесс вовлечения в семейный бизнес представителей следующего поколения.
Литература
1. Getting along in family business: the relationship intelligence handbook.
Edwin A. Hoover,Colette Lombard
Hoover. 1999 – Routledge ISBN 0 – 415 –
92189 – 9.
2. Morris, M.H., Allen, J.A., Kuratko, D.F.,
& Brannon, D. (2010). Experiencing family business creation: Differences between founders, nonfamily managers, a n d f o u n d e r s o f n o n - f a m i l y f i r m s .
Entrepreneurship Theory and Practice,
34, 1057–1083 3. Pachulia, G., & Henderson, L. (2009).
The Relationship Between Emotional
I n t e l l i g e n c e a n d E n t re p re n e u r i a l
O r i e n t a t i o n . U n p u b l i s h e d M a s t e r
Thesis within Business Administration:
Entrepreneurship, Joenkoeping University
4 . B r u n d i n , E . , & M e l i n , L . ( 2 0 0 6 ) .
Unfolding the dynamics of emotions: how emotion drives or counteracts strategizing. International Journal of Work
Organization and Emotion, 1 (3), 277–298 5. Brundin, E., Patzelt, H., & Shepherd, DA
Рис 3. Ожидания представителей следующего поколения относительно вхождения в семейный бизнес
Рис. 4. Респонденты – участники исследования
(следующее поколение семейного бизнеса)
44
российское предпринимательство, № 13 (211) / июль 2012
Dmitry A. Volkov
Cand. of Econ. Sci., DBA Programme Graduate, Russian Presidential Academy
of National Economy and Public Administration, Entrepreneur
Family Business: the Concept of Ownership
Аbstract
T
he paper discusses results of theoretical studies on ownership and
management of family business and clarifies the roles and social interaction
in family businesses.
Keywords: ownership, outsiders in family business, involvement in family business, interpersonal relations in family business
рп
(2008). Managers' emotional displays and employees' willingness to act entrepreneurially. Journal of Business
Venturing, 23 , 221–243 6. Van-den-Heuval, J., Goel, S., Van-
Gils, A., & Voordeckers, W. (2007). Family
Busineses as emotional arenas: The influence of family CEO's empathy and external monitoring on the importance of family goals. Research Center for
Innovation and Entrepreneurship (KIZOK),
University of Hasselt, Netherlands.
7. Brundin, E., & Nordqvist, M. (2008).
Beyond Facts and Figures: The Role of Emotions in Boardroom Dynamics.
Corporate Governance, 16 (4), 326–341 8. Gomez-Mejia, LR, Haynes, KT, Nunez-
Nickel, M., Jacobson, KJL, & Moyano-
Fuentes, J. (2007). Socioemotional
Wealth and Business Risks in Family- controlled Firms: Evidence from Spanish
Olive Oil Mills
9. Zellweger, TM, & Astrachan, JH (2008).
On the Emotional Value of Owning a
Firm. Family Business Review, 2008 (4), 347
– 363 10. Goss, D. (2007). Enterprise Ritual:
A Theory of Entrepreneurial Emotion a n d E x c h a n g e . B r i t i s h J o u r n a l o f
Management, 18 , 1–18 11. Sharma, P. (2004). An overview of the field of family business studies: Current status and directions for the future. Family
Business Review, 17 (1), 1 – 36 12. Pieper, TM (2007). Mechanisms to
Assure Long-Term Family Business Survival:
A Study of the Dynamics of Cohesion in Multigenerational Family Business
Families . Frankfurt am Main: Peter Lang.
13. Robert A. Baron. The Role of Affect in the Entrepreneurial Process. Academy of
Management Review 2008, Vol. 33, No. 2,
328–340.
14. Anderson, R. C., & Reeb, D. M.
(2003). Founding-family ownership and firm performance: Evidence from the
S&P 500. The Journal of Finance, 58,
1301–1328. Miller, D., & Le Breton-Miller,
I. (2005). Managing for the long run:
Lessons in competitive advantage from great family businesses. Boston: Harvard
Business School Press.
15. Emotional Ownership The Critical
Pathway Between the Next Generation a n d t h e F a m i l y F i r m . B j o r n b e rg &
N.Nicholson. – Published by the Institute for Family Business, 2008, 48 р.