Файл: Актуальность темы обусловлена требованиями к молодым преподавателям. На сегодняшний день педагог обязан быть не только профессионалом в знании своей дисциплины, но и быть творческой личностью.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена требованиями к молодым преподавателям. На сегодняшний день педагог обязан быть не только профессионалом в знании своей дисциплины, но и быть творческой личностью. Образование XXI века ориентирует на свободное развитие человека, творческую инициативу, самостоятельность и конкурентоспособность.

В современных условиях развития образования особое внимание уделяется высокопрофессиональному педагогу, владеющему творческим потенциалом, способному к саморазвитию и самосовершенствованию, созданию и передаче ценности. Профессиональное мастерство – это искусство обучения и воспитания, доступное каждому педагогу (воспитателю), но требующее постоянного совершенствования. Педагог становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность, признавая педагогические ценности.

Сегодня социальный запрос сделан на творческую индивидуальность, готовность педагога действовать в неординарных ситуациях, что предполагает наличие неповторимых индивидуальных свойств. Современный педагог интегрирует в себе духовно-нравственную, эстетическую и интеллектуальную культуру, готовность к постоянному самосовершенствованию.

При изучении педагогического творчества и активизации роли учителя в педагогическом процессе возникает проблема формирования артистизма – важного профессионального качества личности, способствующего ее успешной самореализации и решению профессионально-творческих задач. Это требует от педагога не только совершенного владения предметом, который он преподает, не только владения педагогикой, современной дидактикой, педагогической психологией, но и в определенной степени артистизмом, искусством актерского мастерства. В связи с этим, тема актерского мастерства в работе педагога очень актуальна.


В педагогических исследованиях неоднократно отмечались возможности успешного взаимодействия образования и искусства (А.Я. Айзенберг, Б.Т. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, В.В. Сериков и др.), рассматривались различные функциональные системы искусства, определяющие его личностно-творческую направленность (В.П. Демин, А.С. Запесоцкий, М.С. Каган, В.М. Межуев, Г.К. Селевко и др.), теоретически обосновывались средства и способы творческой активизации личности в различных видах искусства (А.Г. Асмолов, В.Ф. Асмус, М.В. Боуэн, А.Я. Пономарев и др.).

Объект ВКР – Актерское и педагогическое мастерство в работе преподавателя.

Предмет ВКР - Тренинг "Педагогическое и актерское мастерство" и методика его применения

Цель ВКР – Разработать тренинг "Педагогическое и актерское мастерство".

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

  1. Осуществить анализ педагогической литературы по проблеме актерского мастерства преподавателей СПО

  2. Рассмотреть и проанализировать основные проблемы молодых специалистов.

  3. Разработать тренинг "Педагогическое и актерское мастерство" и методику его применения

  4. Выявить специфику и особенности проведения социально-психологических тренингов.

В соответствии с намеченной целью и задачами ВКР определены следующие методы исследования, применяемые в работе:

1. Эмпирические методы, служащие сбору данных о состоянии объекта исследования (анализ научно-методической и периодической литературы по изучаемой проблеме).

2. Теоретические методы, служащие интерпретацией эмпирических данных (анализ и синтез изученной литературы, обобщение, систематизация и описание методических требований к разработке тренинга и его проектирование).

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанный тренинг "Педагогическое и актерское мастерство" способствует развитию коммуникативных навыков и навыков общения с аудиторией. Это дает возможность повысить профессиональное мастерство молодого педагога.

ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях развития образования особое внимание уделяется высокопрофессиональному педагогу, владеющему творческим потенциалом, способному к саморазвитию и самосовершенствованию, созданию и передаче ценности. Современный педагог интегрирует в себе духовно-нравственную, эстетическую и интеллектуальную культуру, готовность к постоянному самосовершенствованию. С переходом на новые стандарты образования особое внимание уделяется развитию творческого потенциала педагога, обладающего современным мышлением, знаниями информационных технологий и личностной культурой. Именно такой специалист может обеспечить внедрение инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе среднего профессионального образовательного учреждения. Сфера педагогического труда относится к такому виду профессиональной деятельности, в котором ведущую роль играет процесс общения, через которое осуществляется реализация задач обучения и воспитания. В этой связи важно овладение педагогом высшего мастерства общения (педагогическим артистизмом). Начинающий педагог еще недостаточно четко разобрался в том, что воспитание не существует в обособленном "чистом" виде, что каждое его действие по отношению к детям имеет определенный воспитательный эффект. Именно поэтому в практических ситуациях он затрудняется соотносить свое поведение с достижением перспективных воспитательных целей и задач. Воспитательные действия молодого учителя зачастую необдуманны, порой слишком поспешны, импульсивны. Осложняет ситуацию то, что не

сразу устанавливаются необходимые контакты, доверительные отношения с детьми. Это важная проблема адаптационного периода и сложность ее решения часто ведет к профессиональной неуверенности.

Для преодоления адаптационного периода автором работы был разработан тренинг "Педагогическое и актерское мастерство".

В связи с этим целью нашей работы являлось изучение особенностей разработки и использования тренинга "Актерское и педагогическое мастерство".

В соответствии с названной цели был поставлен и решен ряд задач.

Во-первых, анализ педагогической литературы позволил определить сущность и назначение актерского мастерства в работе преподавателей СПО.

Сущность актерского мастерства педагога – это решение различных педагогических задач, успешная эмоционально насыщенная организация учебно-воспитательного процесса и получения соответствующих результатов, ее суть в определенных профессиональных и личностных качеств, которые порождают эту деятельность и обеспечивают ее эффективность.

Поэтому настоящий педагог должен быть в постоянном творческом порыве оптимизации как профессионального, так и личностного потенциала. Только педагог-творец, ратующий за кардинальные преобразования в образовании, овладевает высшим педагогическим мастерством – артистизмом, достигая высот в своей педагогической деятельности.

Во-вторых, были проанализированы проблемы молодых специалистов.

В-третьих, была выявлена специфика проведения социально-психологического тренинга.

Социально-психологический тренинг входит в число активных методов обучения, которые ряд педагогов и психологов предлагают в качестве альтернативы традиционным методам и формам обучения: лекциям, семинарским и практическим занятиям.

Требования к составлению программы социально-психологического тренинга:

  1. Определение названия тренинга.

  2. Определение целей тренинга.

  3. Определение задач тренинга, которые конкретизируют цели тренинга.

  4. Определение этапов тренинга. Основной принцип тренинга – принцип поэтапности развития группы и постепенности понимания участниками самих себя, своих проблем, взаимоотношений, стереотипов, установок. Принцип поэтапности включает то, что каждая встреча логически вытекает из предыдущей и является в содержательном плане основой для следующей.

  5. Определение количества встреч и целей каждой встречи.

  6. Наполнение каждой встречи конкретным содержанием.


И в заключении был разработан тренинг "Педагогическое и актерское мастерство", а также методика его проведения.

Цели тренинга: Повысить коммуникативные навыки молодых специалистов, повысить профессиональную практическую подготовку молодых специалистов.

Задачи:

Продолжить развитие воображения у молодых педагогов.

Сформировать правильное дыхание, произношение.

Научить молодых педагогов держаться на публике.

План проведения:

Просмотр открытых занятий молодых специалистов.

Проведение тренинга "Актерское и педагогическое мастерство".

Подведение итогов, проведение повторных открытых занятий.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

педагогический актерский преподаватель тренинг

  1. Альшиц Ю.Л. Тренинг Forever / Ю.Л. Альшиц. – М.: Изд-во ГИТИС, 2020. – 54 с.

  2. Бруссер А.М. Сценическая речь. Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов театральных вузов / А.М. Бруссер. – М.: ВЦХТ, 2018. – 112 с.

  3. Булатова О.С. Педагогический артистизм: учеб. пособие / О.С. Булатова. – М.: Издательский центр "Академия", 2021. – 240 с.

  4. Бутенко Э.В. Сценическое перевоплощение. Теория и практика / Э.В. Бутенко. – М.: ВЦХТ, 2017. – 160 с.

  5. Вилькин А.М. Фрагменты. Театрально-педагогические импровизации на заданную тему / А.М. Вилькин. – М.: ВЦХТ, 2020. – 176 с.

  6. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2018. – 208 с.

  7. Гааз Э.П. Театр: практические занятия в детском театральном коллективе/ Э.П. Гааз. – М.: ВЦХТ, 2017. – 144 с.

  8. Гааз Э.П. Театр. Сценография или Как мы играем / .П. Гааз. – М.: ВЦХТ, 2020. – 160 с.

  9. Генералова И.А. Мастерская чувств / И.А. Генералова. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2016. – 56 с.

  10. Гиппиус С.В. Тренингр развития креативности. Гимнастика чувств / С.В. Гиппиус. – М.: Изд-во "Москва", 2019. – 140 с.

  11. Дрознин А.Б. Физический тренинг актера по методике А. Дрознина / А.Б. Дрознин. – М.: ВЦХТ, 2018. – 160 с.

  12. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие / В.И. Загвязинский. – М.: ИЦ "Академия", 2019. – 192 с.

  13. Занина Л.В. Основы педагогического мастерства / Л.В. Занина, Н.П. Меньшикова. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 288 с.

  14. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учебное пособие / И.Ф. Исаев. – М.: Академия, 2018. – 208 с.

  15. Кипнис М.С. Актерский тренинг/ М.С. Кипнис. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2018. – 160 с.

  16. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. – М.: Гардарики, 2018. – 528 с.

  17. Котова Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников: методическое пособие / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 128 с.

  18. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие / Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт, 2021. – 523 с.

  19. Михайлова А.Я. "Театр повышенной тревожности….": Мастера театра для детей о театральном воспитании / А.Я. Михайлова. – М.: ВЦХТ, 2019. – 160 с.

  20. Морозова Г.В. О пластической композиции спектакля: Методическое пособие/ Г.В. Морозова. – М.: ВЦХТ, 2017. – 144 с.

  21. Неудахина Н.А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие / Н.А. Неудахина. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2019. – 209 с.

  22. Попов П.Г. О методе. Театральная педагогика. Режиссура / П.Г. Попов. – М.: ВЦХТ, 2015. – 160 с.

  23. Рындак В.Г. Педагогика: Учеб. пособие / В.Г. Рындак, Н.В. Алехина, И.В. Власюк, и др.; Под ред. проф. В.Г. Рындак. – М.: Высшая школа, 2016. – 495 с.

  24. Савостьянов А.И. Рождение артиста/ А.И. Савостьянов. – М.: ВЦХТ, 2016. – 144 с.

  25. Сарабьян Э.А. Актерский тренинг по системе Станиславского/ Э.А. Сарабьян. – М.: Изд-во АСТ, 2019. – 90 с.

  26. Толченов О.С. Сценарное мастерство: Методическое пособие в помощь начинающему автору / О.С. Толченов. – М.: ВЦХТ, 2020. – 160 с.

  27. Шихматов Л.М. Сценические этюды / Л.М. Шихматов. – М.: ВЦХТ, 2019. – 240 с.

  28. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник / С.Д. Якушева. – М.: Издательский центр "Академия", 2018. – 256 с.