Файл: Актуальность темы обусловлена требованиями к молодым преподавателям. На сегодняшний день педагог обязан быть не только профессионалом в знании своей дисциплины, но и быть творческой личностью.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена требованиями к молодым преподавателям. На сегодняшний день педагог обязан быть не только профессионалом в знании своей дисциплины, но и быть творческой личностью. Образование XXI века ориентирует на свободное развитие человека, творческую инициативу, самостоятельность и конкурентоспособность.
В современных условиях развития образования особое внимание уделяется высокопрофессиональному педагогу, владеющему творческим потенциалом, способному к саморазвитию и самосовершенствованию, созданию и передаче ценности. Профессиональное мастерство – это искусство обучения и воспитания, доступное каждому педагогу (воспитателю), но требующее постоянного совершенствования. Педагог становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность, признавая педагогические ценности.
Сегодня социальный запрос сделан на творческую индивидуальность, готовность педагога действовать в неординарных ситуациях, что предполагает наличие неповторимых индивидуальных свойств. Современный педагог интегрирует в себе духовно-нравственную, эстетическую и интеллектуальную культуру, готовность к постоянному самосовершенствованию.
При изучении педагогического творчества и активизации роли учителя в педагогическом процессе возникает проблема формирования артистизма – важного профессионального качества личности, способствующего ее успешной самореализации и решению профессионально-творческих задач. Это требует от педагога не только совершенного владения предметом, который он преподает, не только владения педагогикой, современной дидактикой, педагогической психологией, но и в определенной степени артистизмом, искусством актерского мастерства. В связи с этим, тема актерского мастерства в работе педагога очень актуальна.
В педагогических исследованиях неоднократно отмечались возможности успешного взаимодействия образования и искусства (А.Я. Айзенберг, Б.Т. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, В.В. Сериков и др.), рассматривались различные функциональные системы искусства, определяющие его личностно-творческую направленность (В.П. Демин, А.С. Запесоцкий, М.С. Каган, В.М. Межуев, Г.К. Селевко и др.), теоретически обосновывались средства и способы творческой активизации личности в различных видах искусства (А.Г. Асмолов, В.Ф. Асмус, М.В. Боуэн, А.Я. Пономарев и др.).
Объект ВКР – Актерское и педагогическое мастерство в работе преподавателя.
Предмет ВКР - Тренинг "Педагогическое и актерское мастерство" и методика его применения
Цель ВКР – Разработать тренинг "Педагогическое и актерское мастерство".
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
-
Осуществить анализ педагогической литературы по проблеме актерского мастерства преподавателей СПО -
Рассмотреть и проанализировать основные проблемы молодых специалистов. -
Разработать тренинг "Педагогическое и актерское мастерство" и методику его применения -
Выявить специфику и особенности проведения социально-психологических тренингов.
В соответствии с намеченной целью и задачами ВКР определены следующие методы исследования, применяемые в работе:
1. Эмпирические методы, служащие сбору данных о состоянии объекта исследования (анализ научно-методической и периодической литературы по изучаемой проблеме).
2. Теоретические методы, служащие интерпретацией эмпирических данных (анализ и синтез изученной литературы, обобщение, систематизация и описание методических требований к разработке тренинга и его проектирование).
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанный тренинг "Педагогическое и актерское мастерство" способствует развитию коммуникативных навыков и навыков общения с аудиторией. Это дает возможность повысить профессиональное мастерство молодого педагога.
ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях развития образования особое внимание уделяется высокопрофессиональному педагогу, владеющему творческим потенциалом, способному к саморазвитию и самосовершенствованию, созданию и передаче ценности. Современный педагог интегрирует в себе духовно-нравственную, эстетическую и интеллектуальную культуру, готовность к постоянному самосовершенствованию. С переходом на новые стандарты образования особое внимание уделяется развитию творческого потенциала педагога, обладающего современным мышлением, знаниями информационных технологий и личностной культурой. Именно такой специалист может обеспечить внедрение инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе среднего профессионального образовательного учреждения. Сфера педагогического труда относится к такому виду профессиональной деятельности, в котором ведущую роль играет процесс общения, через которое осуществляется реализация задач обучения и воспитания. В этой связи важно овладение педагогом высшего мастерства общения (педагогическим артистизмом). Начинающий педагог еще недостаточно четко разобрался в том, что воспитание не существует в обособленном "чистом" виде, что каждое его действие по отношению к детям имеет определенный воспитательный эффект. Именно поэтому в практических ситуациях он затрудняется соотносить свое поведение с достижением перспективных воспитательных целей и задач. Воспитательные действия молодого учителя зачастую необдуманны, порой слишком поспешны, импульсивны. Осложняет ситуацию то, что не
сразу устанавливаются необходимые контакты, доверительные отношения с детьми. Это важная проблема адаптационного периода и сложность ее решения часто ведет к профессиональной неуверенности.
Для преодоления адаптационного периода автором работы был разработан тренинг "Педагогическое и актерское мастерство".
В связи с этим целью нашей работы являлось изучение особенностей разработки и использования тренинга "Актерское и педагогическое мастерство".
В соответствии с названной цели был поставлен и решен ряд задач.
Во-первых, анализ педагогической литературы позволил определить сущность и назначение актерского мастерства в работе преподавателей СПО.
Сущность актерского мастерства педагога – это решение различных педагогических задач, успешная эмоционально насыщенная организация учебно-воспитательного процесса и получения соответствующих результатов, ее суть в определенных профессиональных и личностных качеств, которые порождают эту деятельность и обеспечивают ее эффективность.
Поэтому настоящий педагог должен быть в постоянном творческом порыве оптимизации как профессионального, так и личностного потенциала. Только педагог-творец, ратующий за кардинальные преобразования в образовании, овладевает высшим педагогическим мастерством – артистизмом, достигая высот в своей педагогической деятельности.
Во-вторых, были проанализированы проблемы молодых специалистов.
В-третьих, была выявлена специфика проведения социально-психологического тренинга.
Социально-психологический тренинг входит в число активных методов обучения, которые ряд педагогов и психологов предлагают в качестве альтернативы традиционным методам и формам обучения: лекциям, семинарским и практическим занятиям.
Требования к составлению программы социально-психологического тренинга:
-
Определение названия тренинга. -
Определение целей тренинга. -
Определение задач тренинга, которые конкретизируют цели тренинга. -
Определение этапов тренинга. Основной принцип тренинга – принцип поэтапности развития группы и постепенности понимания участниками самих себя, своих проблем, взаимоотношений, стереотипов, установок. Принцип поэтапности включает то, что каждая встреча логически вытекает из предыдущей и является в содержательном плане основой для следующей. -
Определение количества встреч и целей каждой встречи. -
Наполнение каждой встречи конкретным содержанием.
И в заключении был разработан тренинг "Педагогическое и актерское мастерство", а также методика его проведения.
Цели тренинга: Повысить коммуникативные навыки молодых специалистов, повысить профессиональную практическую подготовку молодых специалистов.
Задачи:
Продолжить развитие воображения у молодых педагогов.
Сформировать правильное дыхание, произношение.
Научить молодых педагогов держаться на публике.
План проведения:
Просмотр открытых занятий молодых специалистов.
Проведение тренинга "Актерское и педагогическое мастерство".
Подведение итогов, проведение повторных открытых занятий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
педагогический актерский преподаватель тренинг
-
Альшиц Ю.Л. Тренинг Forever / Ю.Л. Альшиц. – М.: Изд-во ГИТИС, 2020. – 54 с. -
Бруссер А.М. Сценическая речь. Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов театральных вузов / А.М. Бруссер. – М.: ВЦХТ, 2018. – 112 с. -
Булатова О.С. Педагогический артистизм: учеб. пособие / О.С. Булатова. – М.: Издательский центр "Академия", 2021. – 240 с. -
Бутенко Э.В. Сценическое перевоплощение. Теория и практика / Э.В. Бутенко. – М.: ВЦХТ, 2017. – 160 с. -
Вилькин А.М. Фрагменты. Театрально-педагогические импровизации на заданную тему / А.М. Вилькин. – М.: ВЦХТ, 2020. – 176 с. -
Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2018. – 208 с. -
Гааз Э.П. Театр: практические занятия в детском театральном коллективе/ Э.П. Гааз. – М.: ВЦХТ, 2017. – 144 с. -
Гааз Э.П. Театр. Сценография или Как мы играем / .П. Гааз. – М.: ВЦХТ, 2020. – 160 с. -
Генералова И.А. Мастерская чувств / И.А. Генералова. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2016. – 56 с. -
Гиппиус С.В. Тренингр развития креативности. Гимнастика чувств / С.В. Гиппиус. – М.: Изд-во "Москва", 2019. – 140 с. -
Дрознин А.Б. Физический тренинг актера по методике А. Дрознина / А.Б. Дрознин. – М.: ВЦХТ, 2018. – 160 с. -
Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие / В.И. Загвязинский. – М.: ИЦ "Академия", 2019. – 192 с. -
Занина Л.В. Основы педагогического мастерства / Л.В. Занина, Н.П. Меньшикова. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 288 с. -
Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учебное пособие / И.Ф. Исаев. – М.: Академия, 2018. – 208 с. -
Кипнис М.С. Актерский тренинг/ М.С. Кипнис. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2018. – 160 с. -
Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. – М.: Гардарики, 2018. – 528 с. -
Котова Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников: методическое пособие / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 128 с. -
Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие / Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт, 2021. – 523 с. -
Михайлова А.Я. "Театр повышенной тревожности….": Мастера театра для детей о театральном воспитании / А.Я. Михайлова. – М.: ВЦХТ, 2019. – 160 с. -
Морозова Г.В. О пластической композиции спектакля: Методическое пособие/ Г.В. Морозова. – М.: ВЦХТ, 2017. – 144 с. -
Неудахина Н.А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие / Н.А. Неудахина. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2019. – 209 с. -
Попов П.Г. О методе. Театральная педагогика. Режиссура / П.Г. Попов. – М.: ВЦХТ, 2015. – 160 с. -
Рындак В.Г. Педагогика: Учеб. пособие / В.Г. Рындак, Н.В. Алехина, И.В. Власюк, и др.; Под ред. проф. В.Г. Рындак. – М.: Высшая школа, 2016. – 495 с. -
Савостьянов А.И. Рождение артиста/ А.И. Савостьянов. – М.: ВЦХТ, 2016. – 144 с. -
Сарабьян Э.А. Актерский тренинг по системе Станиславского/ Э.А. Сарабьян. – М.: Изд-во АСТ, 2019. – 90 с. -
Толченов О.С. Сценарное мастерство: Методическое пособие в помощь начинающему автору / О.С. Толченов. – М.: ВЦХТ, 2020. – 160 с. -
Шихматов Л.М. Сценические этюды / Л.М. Шихматов. – М.: ВЦХТ, 2019. – 240 с. -
Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник / С.Д. Якушева. – М.: Издательский центр "Академия", 2018. – 256 с.