Файл: Урок литературы в 5 классе ( урок внеклассного чтени) Тема урока Леонид Пантелеев Индиан Чубатый путь к правде. Тип урок урок открытия нового знания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок литературы в 5 классе ( урок внеклассного чтени)

Тема урока: Леонид Пантелеев « Индиан Чубатый»: путь к правде.

Тип урок: урок открытия нового знания

Цель: познакомить уч-ся с личностью писателя; формировать понятия о нравственности, добре, зле, правде; показать необходимость для человека отвечать за свои поступки; способствовать развитию самостоятельности мышления при анализе текста художественного произведения; воспитывать нравственные качества обучающихся.

Предметные

-определение темы и идеи произведения, художественных средств, способствующих раскрытию замысла автора.

-анализа описанных событий, поступков героев.

- составления портрета литературного героя

МетапредметныеУУД:

познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; умение строить речевое высказывание в устной форме;

регулятивные: оценивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками: договариваться о распределении работы между собой и соседом, уметь слушать и слышать друг друга, вступать в диалог;

Личностные : формирование позитивной самооценки, нравственных качеств, прививать чувство ответственности за свои слова и поступки, учить необходимости исправлять свои ошибки.

Оборудование: доска, рабочие тетради, карточки, карточки – кластеры, учебник, , текст рассказа, словари, карандаши, ручки,

Учебник: Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в двух частях/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - 6-е издание, Москва «Просвещение» 2016

Текст рассказа Л. Пантелеева « Индиан Чубатый»

Ход урока

Вызов

Мотивационный этап. Добрый день, дорогие ребята . Я рада приветствовать на этом уроке литературы вас, своих талантливых учеников: Аню Анисимову, Максима Сибирцева, Юлю Шпулину и …Володьку Минаева - главного героя рассказа Л. Пантелеева «Индиан Чубатый» Он тоже ученик федосьевской начальной школы в далеком послевоенном времени.

Этап актуализации знаний по предложенной теме

Вы все разные ! Максим – добрый, Юля – яркая, Аня - вдумчивая. А что мы знаем о главной особенности характера главного героя Володька Минаев ? Чем он прославился в школе, среди земляков? (он все время врал. выдумывал, фантазировал)


Тема нашего урока: Л Пантелеев « Индиан Чубатый»: путь к правде.

Стадия выявление затруднения.

Цель нашего урока записана на доске, но не полностью. Пожалуйста, восстановите текст , добавив смысловые фрагменты.

Понять, какой на самом деле Володька Минаев , по прозвищу___________________________? Только ли ____________________________? Только ли _________________________?

Понять, какой на самом деле Володька Минаев , по прозвищу_ Индиан Чубатый_? Только ли ___врун? Только ли _____выдумщик?

Учитель : Молодцы , ребята. У вас все получилось.

Выдвижение гипотез

Перед вами лежат листочки , выдвините свою гипотезу по сформулированной цели, гипотезу обоснуйте , листочки переверните и забудьте на время о них

Цель : понять, кто же такой на самом деле главный герой рассказа? Только ли врун? Только ли выдумщик..?

Что нам нужно сделать , чтобы прийти к цели нашего урока ? ( Исследовать текст рассказа , который написан советским писателем Л Пантелеевым. )

Рассказ учителя о Л Пантелееве. Автор незаслуженно забыт . И сегодня мы в рамках урока внеклассного чтения откроем для себя новое имя.

Приём «Дневник двойных записей» (Обучающиеся делят тетрадь пополам, в левой части записывают наиболее понравившиеся моменты биографии, а в правой, почему эти моменты заинтересовали читателя, в конце работы зачитывают записи).

Поиск решения

Первичное закрепление новых знаний.

( разделимся на группы)

Мы продолжаем работать,постараемся внимательно исследовать текст. Пожалуйста , заполните кластер по ходу выборочного пересказа текста на тему «Индиан Чубатый глазами окружающих».

  1. Работает группа « Рассказчик и аналитики»

Один из учащихся пересказывает текст на заданную тему , а остальные учащиеся по ходу пересказа заполняют предложенную таблицу.

Автор

Учительница

Ребята

Взрослые




Врун , выдумщик,

Индиан Чубатый


«Никогда не смеялась»


«Чудаком»называли


«С усмешкой»





Учитель: последняя графа незаполненная . Кого из «окружения» Володьки мы забыли? (самих себя , читателей)

Учитель: конечно, забыли нас, читателей, которые , судя по вашим ответам в начале урока , сделали вывод , что Володька врун , выдумщик. Пожалуйста , впишите слово «читатели» в незаполненную графу и напишите вашу характеристику герою, которая уже прозвучала из ваших уст



Учитель: а теперь на основе ваших записей охарактеризуйте окружающих, исходя из отношения к Володьке, и продолжайте заполнять кластер.

Автор

Учительница

Ребята

Взрослые

Читатели

Врун , выдумщик,

Индиан Чубатый

Работа с Толковым словарем (Индиан – петушиное ; Чубатый – голубиное – нежность

( автор любил своего героя)


«Никогда не смеялась над ним »

Учительница любила его, жалела, хотя и была подчас строга. Видела в нем не только выдумщика, но и « запутавшегося» ребенка.

«Чудаком»называли
( Ребятам он казался непонятным, много говорил неправды. Но смысловая окраска слова « чудак» все – таки незлая)

«С усмешкой»

Взрослые словно бы поставили на нем « клеймо». Не вопринимали всерьез. А только как вруна и выдумщик.

Врун, выдумщик


Учитель: а теперь посмотрите , что нового, нами при чтении не увиденного, добавилось к уже имеющейся характеристике?

Автор

Учительница

Ребята




Взрослые

Читатели

Врун , выдумщик,

Индиан Чубатый

Любимый автором

«Никогда не смеялась над ним »

Учительница любила его, жалела, хотя и была подчас строга. Видела в нем не только выдумщика, но и просто ребенка, не совсем идеального и не совсем счастливого

«Чудаком»называли
( Ребятам он казался непонятным, много говорил неправды. Но смысловая окраска слова « чудак» все – таки незлая)




«С усмешкой»

Взрослые словно бы поставили на нем « клеймо». Не вопринимали всерьез. А только как вруна и выдумщик.

-Врун,выдумщик

-любимый автором, учителем , Чудак

У него была мечта,

Может быть ответственным,

Мечтал о большой семье , о маме,

-увлекающиися,не умеющим прелдолевать трулности, умел замечать красоту природы и очень любил зиму,не любил и не умел говорить правду,совесть

давала о себе знать, ощущал себя бездомной собакой, которая никому не нужна, понимал , что быть пустым человеном – стыдно,одинокий , но из - за самого себя, осознал ,ято человек должен приносить пользу,, ему было необходимо , чтобы в него верили, чтобы его простили


Продолжите заполнять графу ЧИТАТЕЛИ




Учитель: ребята , скажите, а было за что так относиться к Володьке , как относились взрослые? (Да)

Какие эпизоды это доказывают? (Индиан Чубалый обманывал учителя, рассказывал небылицы Митюхиной матери и людям на мельнице)

В классе

Зачем ты, Минаев, так часто врешь?


В гостях у Митюхи

Митюхина мать ни одному Володькиному слову не верила, но все-таки из вежливости прислушивалась, вздыхала и, тиская в корыте белье, жалостливо приговаривала:

- О господи, страсти какие!..


На мельнице

Эх, парень, парень, - сказал он, покачав головой. - Пустой ты человек, вот что я тебе скажу...



Учитель: один раз осенью Володька не сделал домашнее задание по арифметике. Он спокойно мог сказать правду , но почему – то правды не сказал и пошел по протоптанной дорожке. Свидетелями диалога, который состоялся между учительницей и Володькой, мы сейчас и станем . . ( выразительное чтение диалога по ролям) ( работает театральная группа)

Учитель: охарактеризуйте чтение ребят по ролям.

Учитель : завравшийся ученик все осознал и , начав исправляться, решил уже две задачи, но с улицы гусой хриплый голос утильшика : « Булылки, банки покупаю»

Учитель: найдите в предложении « примету времени» («утильщик», работа с толковым словарем, , выяснение слова « утильшик» , запись значения в тетрадь)

Работает группа «Художники»

Учитель: было дано индивидуальное задание Ане Анисимовой , которая нарисовала иллюстрацию к этому эпизоду. Давайте обратим внимание на эту работу, которая позволяет нам представить ту эпоху после военного времени, тяжелого времени .Страна , разоренная врагом, но не сломленная поднималась с колен. А нашим экскурсоводом будет автор работы.

Учитель: докажите текстом, что , услышав голос утильщика , Володька забыл обо всем на свете.( «И пропал Индиан Чубатый…»)

Учитель: утильшику был тем человеком , который приближал Володьку к мечте . Мечту его никто не знал, кроме нас, читателей ( Володька мечтал о двух маленьких турманчиках , которые ласкаясь и расправляя перышки сидят у него на крыше. И прощай , задачник.,Прощай , учительница , которая должна была проверить решение. Володька спешит домой , ПОТОМУ ЧТО НЕЛЬЗЯ ОПАЗДЫВАТЬ К УТИЛЬЩИКУ, котрому можно продать кости и заработать деньги.


Учитель: на основе проанализированного эпизода что мы нового узнали о Володе?( у него была мечта, о которой никто не знал )

Впишите новые знания в графу ЧИТАТЕЛИ ( самостоятельная работа)

Учитель: Утильшик не пришел к Володьке , которому и продавать – то было нечего . « Не допив чая он вытащил из сумки задачник и сел заниматьс»

Учитель: назовите ключевое словосочетание , которое рисует отношение его к заданию. ( не допив чая – переживал , чувствовал ответственность.)

Впишите новые знания в графу ЧИТАТЕЛИ( с/р)

Учитель: почему первая задачка его увлекла и как это его характеризует? ( В большом семействе жить весело, он мечаал о большой семье, о маме, которой у него не было )

Впишите новые знания в графу ЧИТАТЕЛИ( с/р)

Учитель: решая вторую задачу , он опять увлекся… и уснул, не выполнив полностью домашнее задание.Каким изображен главный герой в данном эпизоде ( увлекающимся . не умеющим преодолевать трудности « все равно у меня ничего не получится»

Впишите новые знания в графу ЧИТАТЕЛИ

Учитель: разбудил сына отец. Володька открыл глаза , повернулся и охнул. Почему? И что нового мы узнали о Володьке( Выпал первый снег, земля была праздничная и обещала скорую зиму со всеми ее радостями. Володка умела замечать красоту природы и очень любил зиму)

Впишите новые знания в графу ЧИТАТЕЛИ

Учитель: Володькино насторение омрачилось , когда он вспомнил о невыполненном задании… О чем он думал? И что он не любил и не умел? ( как бы получше и поинтереснее соврать учительнице. Не любил и не умел говорить правду)

Впишите новые знания в графу ЧИТАТЕЛИ

Учитель: «не любил» – это еще понятно. Как это не умел ? ( Не был пручен, не оказалось рядом человека . который приучал бы его к этому)

Учитель: ребята, есть такое понятие – « тренированная совесть» - не жалеть себя, делать над собой усилие и говорить правду.Что увлекло нашего героя по дороге в школу на этот раз? Докажите текстом («Только на одну минуту он остановился , хорошо ли застыла вода в луже. Эта минута его и погубила. Встретился Митюха Кунин , которому в школу было во вторую смену .

Очередная выдумка про скарлатину ….и они идут смотреть , как саперы взрывают мины .Саперы ни одной мины в тот день не взорвали .Митюха побежал в школу , В. Поплелся домой»)

Учитель: почему поплелся ? ( идти, шагать , бежать сил не было, потому что совесть дала о себе знать. Заврался . пропустил занятия При таком стечении обстоятельств можно было только плестись.)