Файл: Урок литературы в 5 классе ( урок внеклассного чтени) Тема урока Леонид Пантелеев Индиан Чубатый путь к правде. Тип урок урок открытия нового знания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок литературы в 5 классе ( урок внеклассного чтени)
Тема урока: Леонид Пантелеев « Индиан Чубатый»: путь к правде.
Тип урок: урок открытия нового знания
Цель: познакомить уч-ся с личностью писателя; формировать понятия о нравственности, добре, зле, правде; показать необходимость для человека отвечать за свои поступки; способствовать развитию самостоятельности мышления при анализе текста художественного произведения; воспитывать нравственные качества обучающихся.
Предметные
-определение темы и идеи произведения, художественных средств, способствующих раскрытию замысла автора.
-анализа описанных событий, поступков героев.
- составления портрета литературного героя
МетапредметныеУУД:
познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; умение строить речевое высказывание в устной форме;
регулятивные: оценивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками: договариваться о распределении работы между собой и соседом, уметь слушать и слышать друг друга, вступать в диалог;
Личностные : формирование позитивной самооценки, нравственных качеств, прививать чувство ответственности за свои слова и поступки, учить необходимости исправлять свои ошибки.
Оборудование: доска, рабочие тетради, карточки, карточки – кластеры, учебник, , текст рассказа, словари, карандаши, ручки,
Учебник: Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в двух частях/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - 6-е издание, Москва «Просвещение» 2016
Текст рассказа Л. Пантелеева « Индиан Чубатый»
Ход урока
Вызов
Мотивационный этап. Добрый день, дорогие ребята . Я рада приветствовать на этом уроке литературы вас, своих талантливых учеников: Аню Анисимову, Максима Сибирцева, Юлю Шпулину и …Володьку Минаева - главного героя рассказа Л. Пантелеева «Индиан Чубатый» Он тоже ученик федосьевской начальной школы в далеком послевоенном времени.
Этап актуализации знаний по предложенной теме
Вы все разные ! Максим – добрый, Юля – яркая, Аня - вдумчивая. А что мы знаем о главной особенности характера главного героя Володька Минаев ? Чем он прославился в школе, среди земляков? (он все время врал. выдумывал, фантазировал)
Тема нашего урока: Л Пантелеев « Индиан Чубатый»: путь к правде.
Стадия выявление затруднения.
Цель нашего урока записана на доске, но не полностью. Пожалуйста, восстановите текст , добавив смысловые фрагменты.
Понять, какой на самом деле Володька Минаев , по прозвищу___________________________? Только ли ____________________________? Только ли _________________________?
Понять, какой на самом деле Володька Минаев , по прозвищу_ Индиан Чубатый_? Только ли ___врун? Только ли _____выдумщик?
Учитель : Молодцы , ребята. У вас все получилось.
Выдвижение гипотез
Перед вами лежат листочки , выдвините свою гипотезу по сформулированной цели, гипотезу обоснуйте , листочки переверните и забудьте на время о них
Цель : понять, кто же такой на самом деле главный герой рассказа? Только ли врун? Только ли выдумщик..?
Что нам нужно сделать , чтобы прийти к цели нашего урока ? ( Исследовать текст рассказа , который написан советским писателем Л Пантелеевым. )
Рассказ учителя о Л Пантелееве. Автор незаслуженно забыт . И сегодня мы в рамках урока внеклассного чтения откроем для себя новое имя.
Приём «Дневник двойных записей» (Обучающиеся делят тетрадь пополам, в левой части записывают наиболее понравившиеся моменты биографии, а в правой, почему эти моменты заинтересовали читателя, в конце работы зачитывают записи).
Поиск решения
Первичное закрепление новых знаний.
( разделимся на группы)
Мы продолжаем работать,постараемся внимательно исследовать текст. Пожалуйста , заполните кластер по ходу выборочного пересказа текста на тему «Индиан Чубатый глазами окружающих».
-
Работает группа « Рассказчик и аналитики»
Один из учащихся пересказывает текст на заданную тему , а остальные учащиеся по ходу пересказа заполняют предложенную таблицу.
Автор | Учительница | Ребята | Взрослые | |
Врун , выдумщик, Индиан Чубатый | «Никогда не смеялась» | «Чудаком»называли | «С усмешкой» | |
Учитель: последняя графа незаполненная . Кого из «окружения» Володьки мы забыли? (самих себя , читателей)
Учитель: конечно, забыли нас, читателей, которые , судя по вашим ответам в начале урока , сделали вывод , что Володька врун , выдумщик. Пожалуйста , впишите слово «читатели» в незаполненную графу и напишите вашу характеристику герою, которая уже прозвучала из ваших уст
Учитель: а теперь на основе ваших записей охарактеризуйте окружающих, исходя из отношения к Володьке, и продолжайте заполнять кластер.
Автор | Учительница | Ребята | Взрослые | Читатели |
Врун , выдумщик, Индиан Чубатый Работа с Толковым словарем (Индиан – петушиное ; Чубатый – голубиное – нежность ( автор любил своего героя) | «Никогда не смеялась над ним » Учительница любила его, жалела, хотя и была подчас строга. Видела в нем не только выдумщика, но и « запутавшегося» ребенка. | «Чудаком»называли ( Ребятам он казался непонятным, много говорил неправды. Но смысловая окраска слова « чудак» все – таки незлая) | «С усмешкой» Взрослые словно бы поставили на нем « клеймо». Не вопринимали всерьез. А только как вруна и выдумщик. | Врун, выдумщик |
Учитель: а теперь посмотрите , что нового, нами при чтении не увиденного, добавилось к уже имеющейся характеристике?
Автор | Учительница | Ребята | | Взрослые | Читатели |
Врун , выдумщик, Индиан Чубатый Любимый автором | «Никогда не смеялась над ним » Учительница любила его, жалела, хотя и была подчас строга. Видела в нем не только выдумщика, но и просто ребенка, не совсем идеального и не совсем счастливого | «Чудаком»называли ( Ребятам он казался непонятным, много говорил неправды. Но смысловая окраска слова « чудак» все – таки незлая) | | «С усмешкой» Взрослые словно бы поставили на нем « клеймо». Не вопринимали всерьез. А только как вруна и выдумщик. | -Врун,выдумщик -любимый автором, учителем , Чудак У него была мечта, Может быть ответственным, Мечтал о большой семье , о маме, -увлекающиися,не умеющим прелдолевать трулности, умел замечать красоту природы и очень любил зиму,не любил и не умел говорить правду,совесть давала о себе знать, ощущал себя бездомной собакой, которая никому не нужна, понимал , что быть пустым человеном – стыдно,одинокий , но из - за самого себя, осознал ,ято человек должен приносить пользу,, ему было необходимо , чтобы в него верили, чтобы его простили |
Продолжите заполнять графу ЧИТАТЕЛИ
|
Учитель: ребята , скажите, а было за что так относиться к Володьке , как относились взрослые? (Да)
Какие эпизоды это доказывают? (Индиан Чубалый обманывал учителя, рассказывал небылицы Митюхиной матери и людям на мельнице)
В классе Зачем ты, Минаев, так часто врешь? | В гостях у Митюхи Митюхина мать ни одному Володькиному слову не верила, но все-таки из вежливости прислушивалась, вздыхала и, тиская в корыте белье, жалостливо приговаривала: - О господи, страсти какие!.. | На мельнице Эх, парень, парень, - сказал он, покачав головой. - Пустой ты человек, вот что я тебе скажу... |
Учитель: один раз осенью Володька не сделал домашнее задание по арифметике. Он спокойно мог сказать правду , но почему – то правды не сказал и пошел по протоптанной дорожке. Свидетелями диалога, который состоялся между учительницей и Володькой, мы сейчас и станем . . ( выразительное чтение диалога по ролям) ( работает театральная группа)
Учитель: охарактеризуйте чтение ребят по ролям.
Учитель : завравшийся ученик все осознал и , начав исправляться, решил уже две задачи, но с улицы гусой хриплый голос утильшика : « Булылки, банки покупаю»
Учитель: найдите в предложении « примету времени» («утильщик», работа с толковым словарем, , выяснение слова « утильшик» , запись значения в тетрадь)
Работает группа «Художники»
Учитель: было дано индивидуальное задание Ане Анисимовой , которая нарисовала иллюстрацию к этому эпизоду. Давайте обратим внимание на эту работу, которая позволяет нам представить ту эпоху после военного времени, тяжелого времени .Страна , разоренная врагом, но не сломленная поднималась с колен. А нашим экскурсоводом будет автор работы.
Учитель: докажите текстом, что , услышав голос утильщика , Володька забыл обо всем на свете.( «И пропал Индиан Чубатый…»)
Учитель: утильшику был тем человеком , который приближал Володьку к мечте . Мечту его никто не знал, кроме нас, читателей ( Володька мечтал о двух маленьких турманчиках , которые ласкаясь и расправляя перышки сидят у него на крыше. И прощай , задачник.,Прощай , учительница , которая должна была проверить решение. Володька спешит домой , ПОТОМУ ЧТО НЕЛЬЗЯ ОПАЗДЫВАТЬ К УТИЛЬЩИКУ, котрому можно продать кости и заработать деньги.
Учитель: на основе проанализированного эпизода что мы нового узнали о Володе?( у него была мечта, о которой никто не знал )
Впишите новые знания в графу ЧИТАТЕЛИ ( самостоятельная работа)
Учитель: Утильшик не пришел к Володьке , которому и продавать – то было нечего . « Не допив чая он вытащил из сумки задачник и сел заниматьс»
Учитель: назовите ключевое словосочетание , которое рисует отношение его к заданию. ( не допив чая – переживал , чувствовал ответственность.)
Впишите новые знания в графу ЧИТАТЕЛИ( с/р)
Учитель: почему первая задачка его увлекла и как это его характеризует? ( В большом семействе жить весело, он мечаал о большой семье, о маме, которой у него не было )
Впишите новые знания в графу ЧИТАТЕЛИ( с/р)
Учитель: решая вторую задачу , он опять увлекся… и уснул, не выполнив полностью домашнее задание.Каким изображен главный герой в данном эпизоде ( увлекающимся . не умеющим преодолевать трудности « все равно у меня ничего не получится»
Впишите новые знания в графу ЧИТАТЕЛИ
Учитель: разбудил сына отец. Володька открыл глаза , повернулся и охнул. Почему? И что нового мы узнали о Володьке( Выпал первый снег, земля была праздничная и обещала скорую зиму со всеми ее радостями. Володка умела замечать красоту природы и очень любил зиму)
Впишите новые знания в графу ЧИТАТЕЛИ
Учитель: Володькино насторение омрачилось , когда он вспомнил о невыполненном задании… О чем он думал? И что он не любил и не умел? ( как бы получше и поинтереснее соврать учительнице. Не любил и не умел говорить правду)
Впишите новые знания в графу ЧИТАТЕЛИ
Учитель: «не любил» – это еще понятно. Как это не умел ? ( Не был пручен, не оказалось рядом человека . который приучал бы его к этому)
Учитель: ребята, есть такое понятие – « тренированная совесть» - не жалеть себя, делать над собой усилие и говорить правду.Что увлекло нашего героя по дороге в школу на этот раз? Докажите текстом («Только на одну минуту он остановился , хорошо ли застыла вода в луже. Эта минута его и погубила. Встретился Митюха Кунин , которому в школу было во вторую смену .
Очередная выдумка про скарлатину ….и они идут смотреть , как саперы взрывают мины .Саперы ни одной мины в тот день не взорвали .Митюха побежал в школу , В. Поплелся домой»)
Учитель: почему поплелся ? ( идти, шагать , бежать сил не было, потому что совесть дала о себе знать. Заврался . пропустил занятия При таком стечении обстоятельств можно было только плестись.)