Файл: Урок литературы в 5 классе ( урок внеклассного чтени) Тема урока Леонид Пантелеев Индиан Чубатый путь к правде. Тип урок урок открытия нового знания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Впишите новые знания в графу ЧИТАТЕЛИ

Релаксация (включается музыка)

«Тихое озеро»

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите ровно и легко. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен

Вам легко дышится. Солнечные лучики гладят и гладят…Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Каждая частичка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Но вот мы снова в комнате…

Потянитесь и на счет «три» откройте глаза.

Учитель: с отцом вышло все как всегда. Докажите текстом. (Володька ему наврал , «5» по письменному русскому)

Учитель: одна ложь ведет за собой другую! Он опять не пошел в школу , был у Куниных Играл в машину и сочинял страшные небылицы про скарлатину и смотрел, как Митюхина мать стирает в железном корыте

Учитель: о чем подумал Володька, когда вышел от Куниных? Каким человеком он себя почувствовал. Кто в этом виноват? (Гонят как собаку бездомную. Почувствовал себя одиноким человеком. Виноватон сам, из – за свого вранья . фантазерства он оторвался от людей.)

Впишите новые знания в графу ЧИТАТЕЛИ

Учитель: на этом неприятности не закончилась. Володька увидел учительницу , которая подходила к их дому. Какое изобразительно - выразительное средство использует автор, рисуя наблюдающего за учительницей Володьку? ( сравнение , « как вор»)

Учитель: спешить ему было как будто некуда , а все – таки он шел очень быстро. От кого он бежал? ( От себя.)

Учитель: тощая бездомная собачонка увязалась за нашим героем. Почему не отозвалось сердце Володьки на одиночество собаки?( Он сам был несчастным из – за своего вранья, и вследствие этого был слабым . не способным помочь нуждающемуся. Но кусочек хлеба он все – таки ей отломил, почувствовав что – то вроде стыда)

Учитель: перескажите эпизод « На мельнице» и ответьте на вопрос:каких слов Индиан Чубатый испугался и почему? («Эх , парень, парень, пустой ты человек ! Вот что я тебе скажу» Володька понимал, что быть пустым человеком - стыдно )

Впишите новые знания в графу ЧИТАТЕЛИ

Учитель: испуганный Володька шел домой, а там – утильщик, которого он приглашал за костями
, и отец, который все – все знал… Как вы оцениваете поведение отца в данной ситуации? ( Отец наказал сына, назвав его пустомелей и бездельником. Он поступил правильно.)

Учитель: ребята, что изменилось в сознании Володьки на следующий день? Я даю вам опорные слова , по которым вы сможете собрать иформацию и ответить на поставленный вопрос

собака




дятел




дармоед




пастух






собака

Не прогнал,поняв, что она никому не нужна

дятел

Дятел трудится, принося пользу дереву

дармоед

Сочинил «стихотворение» о дармоеде самом себе

пастух

Трудится . сторожа колхозное стадо

Ученики: Володька осознал , что надо трудиться и приносить пользу.

Впишите новые знания в графу ЧИТАТЕЛИ

Учитель: что не хватало Володьке , чтобы почувствовать себя счастивым? ( прощения Елизаветы Степановны)

Учитель: почему она простила его? ( она любила своего ученика, хотела , чтобы он исправился, она верила в него)

Учитель: что нужно человеку , который хочет исправится? ( ему нужно , чтобы в него верили, чтобы простили ).

Впишите новые знания в графу ЧИТАТЕЛИ

Учитель: докажите текстом, наш Володька действительно изменился.( « Володька хотел уже по привычке соврать, хотел сказать, что собаку ему привез из Германии, еще щенком, дядя его, генерал-лейтенант, и что он, Володька, сам вырастил и воспитал ее, но вместо этого, к удивлению своему, и, может быть, первый раз в жизни он сказал правду».

Учитель:а сейчас возьмите ваши листочки и на обратной стороне ответьте еще раз на вопрос:володька минаев, по прозвищу индиан Чубатый, врун . выдумщик? Или… Кто он?

Ответить на вопрос вам поможет заполненный вами кластер.

Этап включения в систему знаний и повторения







В начале урока

Я считаю,что главный герой врун, выдумщик и фантазер.

В конце урока

Володька - врун, фантазер, но это и ребенок, который растет без мамы, он часто один, у него есть мечта, ему хочется жить в большой семье, он очень нуждается в добре, хочет, чтобы его простили и поверили ему Он хороший , только привык врать, а теперь он будет стараться жить «по правде» Он хороший , только запутался в собственных фантазии и неправде. Он способен исправиться.











Учитель: сравните , ваши ответы и ответьте на вопрос, что помогло нам постигнуть характер героя и уяснить авторский замысел?

Рефлексия учебной деятельности.

Продолжите предложения:

Сегодня я познакомился (узнал)…__________________________________________

Самым интересным для меня..______________________________________________

Мне непонятно…_______________________________________________________

Я ещё хотел бы узнать…__________________________________________________

Учитель: Ребята, вот мы и прошли с вами путь Индиана Чубатого к Володьке Минаеву. Непростой был зтот путь к ПРАВДЕ, тернистый, но по плечу человеку , который осознал свои ошибки. Я так рада . что вы поняли , что на самом деле Володька – хороший, только иногда одинокий, растущий без мамы, мечтающий о голубях, способный к осознанию своих ошибок и вставший на путь исправления.

Выставление оценок.

Домашнее задание.

1.На прошлом уроке мы закончили изучать рассказ К Паустовского « Теплый хлеб», где главным героем был Филька , который тоже прошел нелегкий путь к осознанию своих ошибок. Дома письменно ответьте на вопрос: чем похожи герои ( Филька и Володька) изученных произведений .

2. Подберите пословицы на тему « Осознание человеком своих ошибок»

3. Составьте синквейн на тему: « Ложь»