Файл: Урок литературы в 5 классе ( урок внеклассного чтени) Тема урока Леонид Пантелеев Индиан Чубатый путь к правде. Тип урок урок открытия нового знания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Впишите новые знания в графу ЧИТАТЕЛИ
Релаксация (включается музыка)
«Тихое озеро»
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите ровно и легко. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен
Вам легко дышится. Солнечные лучики гладят и гладят…Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Каждая частичка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Но вот мы снова в комнате…
Потянитесь и на счет «три» откройте глаза.
Учитель: с отцом вышло все как всегда. Докажите текстом. (Володька ему наврал , «5» по письменному русскому)
Учитель: одна ложь ведет за собой другую! Он опять не пошел в школу , был у Куниных Играл в машину и сочинял страшные небылицы про скарлатину и смотрел, как Митюхина мать стирает в железном корыте
Учитель: о чем подумал Володька, когда вышел от Куниных? Каким человеком он себя почувствовал. Кто в этом виноват? (Гонят как собаку бездомную. Почувствовал себя одиноким человеком. Виноватон сам, из – за свого вранья . фантазерства он оторвался от людей.)
Впишите новые знания в графу ЧИТАТЕЛИ
Учитель: на этом неприятности не закончилась. Володька увидел учительницу , которая подходила к их дому. Какое изобразительно - выразительное средство использует автор, рисуя наблюдающего за учительницей Володьку? ( сравнение , « как вор»)
Учитель: спешить ему было как будто некуда , а все – таки он шел очень быстро. От кого он бежал? ( От себя.)
Учитель: тощая бездомная собачонка увязалась за нашим героем. Почему не отозвалось сердце Володьки на одиночество собаки?( Он сам был несчастным из – за своего вранья, и вследствие этого был слабым . не способным помочь нуждающемуся. Но кусочек хлеба он все – таки ей отломил, почувствовав что – то вроде стыда)
Учитель: перескажите эпизод « На мельнице» и ответьте на вопрос:каких слов Индиан Чубатый испугался и почему? («Эх , парень, парень, пустой ты человек ! Вот что я тебе скажу» Володька понимал, что быть пустым человеком - стыдно )
Впишите новые знания в графу ЧИТАТЕЛИ
Учитель: испуганный Володька шел домой, а там – утильщик, которого он приглашал за костями
, и отец, который все – все знал… Как вы оцениваете поведение отца в данной ситуации? ( Отец наказал сына, назвав его пустомелей и бездельником. Он поступил правильно.)
Учитель: ребята, что изменилось в сознании Володьки на следующий день? Я даю вам опорные слова , по которым вы сможете собрать иформацию и ответить на поставленный вопрос
собака | |
дятел | |
дармоед | |
пастух | |
собака | Не прогнал,поняв, что она никому не нужна |
дятел | Дятел трудится, принося пользу дереву |
дармоед | Сочинил «стихотворение» о дармоеде самом себе |
пастух | Трудится . сторожа колхозное стадо |
Ученики: Володька осознал , что надо трудиться и приносить пользу.
Впишите новые знания в графу ЧИТАТЕЛИ
Учитель: что не хватало Володьке , чтобы почувствовать себя счастивым? ( прощения Елизаветы Степановны)
Учитель: почему она простила его? ( она любила своего ученика, хотела , чтобы он исправился, она верила в него)
Учитель: что нужно человеку , который хочет исправится? ( ему нужно , чтобы в него верили, чтобы простили ).
Впишите новые знания в графу ЧИТАТЕЛИ
Учитель: докажите текстом, наш Володька действительно изменился.( « Володька хотел уже по привычке соврать, хотел сказать, что собаку ему привез из Германии, еще щенком, дядя его, генерал-лейтенант, и что он, Володька, сам вырастил и воспитал ее, но вместо этого, к удивлению своему, и, может быть, первый раз в жизни он сказал правду».
Учитель:а сейчас возьмите ваши листочки и на обратной стороне ответьте еще раз на вопрос:володька минаев, по прозвищу индиан Чубатый, врун . выдумщик? Или… Кто он?
Ответить на вопрос вам поможет заполненный вами кластер.
Этап включения в систему знаний и повторения
| | В начале урока Я считаю,что главный герой врун, выдумщик и фантазер. |
В конце урока Володька - врун, фантазер, но это и ребенок, который растет без мамы, он часто один, у него есть мечта, ему хочется жить в большой семье, он очень нуждается в добре, хочет, чтобы его простили и поверили ему Он хороший , только привык врать, а теперь он будет стараться жить «по правде» Он хороший , только запутался в собственных фантазии и неправде. Он способен исправиться. | | |
Учитель: сравните , ваши ответы и ответьте на вопрос, что помогло нам постигнуть характер героя и уяснить авторский замысел?
Рефлексия учебной деятельности.
Продолжите предложения:
Сегодня я познакомился (узнал)…__________________________________________
Самым интересным для меня..______________________________________________
Мне непонятно…_______________________________________________________
Я ещё хотел бы узнать…__________________________________________________
Учитель: Ребята, вот мы и прошли с вами путь Индиана Чубатого к Володьке Минаеву. Непростой был зтот путь к ПРАВДЕ, тернистый, но по плечу человеку , который осознал свои ошибки. Я так рада . что вы поняли , что на самом деле Володька – хороший, только иногда одинокий, растущий без мамы, мечтающий о голубях, способный к осознанию своих ошибок и вставший на путь исправления.
Выставление оценок.
Домашнее задание.
1.На прошлом уроке мы закончили изучать рассказ К Паустовского « Теплый хлеб», где главным героем был Филька , который тоже прошел нелегкий путь к осознанию своих ошибок. Дома письменно ответьте на вопрос: чем похожи герои ( Филька и Володька) изученных произведений .
2. Подберите пословицы на тему « Осознание человеком своих ошибок»
3. Составьте синквейн на тему: « Ложь»