Файл: Законодательство о государственном пенсионном обеспечении в российской империи проблемы периодизации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 10
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ: ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ
Лукьянов Андрей Александрович,
Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), студент
Статья посвящена проблеме определения периодизации развития законодательства о государственном пенсионном обеспечении в Российской империи.
Ключевые слова: государственная пенсия, пенсионное законодательство, периодизация законодательства.
Пенсионная система России является самой крупномасштабной в мире системой государственного социального обеспечения. Она представляет собой сложный организационноэкономический механизм взаимодействия застрахованных граждан, страхователей (работодателей), государственного страховщика – Пенсионного фонда России и негосударственных страховщиков. Эффективное управление этой многофункциональной социально-экономической системой становится все более сложной задачей. В то же время многие вопросы теории и практики управления пенсионной системы разработаны достаточно слабо, что вызывает острую необходимость регулярного реформирования пенсионной системы. В таких условиях законодательный и правоприменительный опыт функционирования пенсионного обеспечения дореволюционной России представляет научный и практический интерес. Исследование проблемы пенсионного обеспечения государственных служащих Российской империи дает возможность составить объективное представление о роли и месте государственной формы пенсии в пенсионной системе России. Историко-правовая наука в России последовательно расширяла круг исследования проблем становления и развития государственного пенсионного обеспечения. В разные периоды вопросам реализации накопительной части пенсии уделяли внимание такие авторы как Смолич И. К., Римский С. В., Ивановский Я. И., Троицкий В. М. и др. Однако внимание ученых сосредоточилось преимущественно на анализе процесса назначения различных видом пенсий, а вопросы нормативного закрепления пенсионного законодательства государственной формы пенсионной системы России отходили на второй план. В настоящее время отмечен заметный интерес к изучению исторического опыта нормативного закрепления государственного пенсионного обеспечения в России. Эти проблемы нашли своё отражение в трудах Ерофеевой С. С., Кульчитцкого А. В., Ракитской Л. В., Торопкина С. А. и др. Однако, несмотря на значительное количество различного рода публикаций по общим вопросам истории пенсионного обеспечения в Российской империи, посвященных
некоторым аспектам законодательного закрепления, комплексного исследования проблем становления и развития государственной формы пенсий до настоящего времени не проводилось. Для лучшего понимания сущности государственной формы пенсионного обеспечения в Российской империи, следует рассмотреть основные этапы становления и развития законодательства о государственных пенсиях. Характерно, что в историографии проблемы этот вопрос не получил должного освещения. Исследователи приводят различные варианты этапов развития пенсионного законодательства России, особенно во время его становления. Одними из первых среди современных исследователей к вопросу о периодизации становления государственного пенсионного обеспечения в России обратился Д. А. Квасов который, в зависимости от формы пенсионного содержания, выделил четыре периода развития дореволюционного пенсионного законодательства [2, с. 15-18]: 1. Период с конца XV – начала XVIII вв. характеризуется натуральной формой пожизненного содержания в качестве материального вознаграждения за службу «на благо государства», как правило, без формально-юридического оформления (кормления). 2. Более четкие хронологические рамки второго периода 1720–1827 гг. определены первым официальным упоминанием о пенсиях в денежном эквиваленте в Морском уставе и Общим Уставом о пенсиях и единовременных пособиях государственным служащим [5, № 1592]. Он характеризуется принятием ряда 5 законодательных актов, регулирующих пенсионное обеспечение государственных служащих по видам государственной, преимущественно военной, службы, а также отсутствием единообразия в подходе к условиям назначения пенсии по различным ведомствам и смешанной системой денежного и натурального содержания. 3. Третий период начинается с принятия первого пенсионного Устава 1827 г. и завершается внесением в него изменений в 1853 г. Он характеризуется фундаментальной для того времени и четко разграниченной (на основе Табели о рангах) нормативной базой, единым подходом к пенсионному обеспечению не только военных, но и гражданских служащих. Унификация условий назначения пенсий привела к существенному расширению круга лиц ее получавших. Невозможность казны отвечать в полном объеме по всем обязательствам во многом стала причиной внесения последующих изменений в законодательство о пенсиях. Сохранялась и натуральная форма пенсионного обеспечения. Именно в этот период параллельно с государственной системой пенсионного обеспечения получает развитие негосударственная форма пенсионного обеспечения государственных служащих. 4. В 1853–1912 гг. происходит дальнейшее развитие законодательства. Четвертый период оканчивается годом внесения последних изменений в пенсионный Устав. Он характеризуется частыми изменениями, связанными со ставшей невероятно запутанной нормативной системой чинов и несоответствием ее практике занятия должностей. Вместе с тем, Устав 1912 г. в
целом увеличил размеры пенсий, причем в денежной форме. Натуральная форма поощрения сохранялась лишь в некоторых орденских пенсиях. Исследователь А. В. Кульчитцкий в своем диссертационном исследовании «История пенсионного обеспечения россиян за 1827–1917 гг.» [3, с. 12] определяет два довольно продолжительных этапа развития пенсионной системы Российской империи основу которых составляют источники пенсионных выплат: 1. Зарождение и становление государственноказначейской распределительной пенсионной системы (начало XVIII – середина ХIХ в.); 2. Формирование централизованной распределительнонакопительной системы пенсионного обеспечения, в которой накопительная часть формируется за счет страховых отчислений от жалования (середина XIX – начало XX в.). Гусаков Д. Б. утверждает, что периодизацию государственного пенсионного обеспечения необходимо проводить с учетом развития законодательства. Поэтому весь процесс ста- 6 новления государственной формы пенсии в Российской империи должен охватывать три основных этапа [1, с. 14]: Первый этап – становление законодательства о государственном пенсионном обеспечении ХVIII – начало ХIХ века. Для которого характерно параллельное развитие двух видов обеспечения государственных служащих: государственного призрения и пенсионного обеспечения. Государственное призрение было направлено на обеспечение государственных служащих и членов их семей в случае отсутствия средств к существованию после увольнения со службы. Пенсионное обеспечение носило характер награды за беспорочную службу и назначалось по высочайшему усмотрению. Второй этап – совершенствование законодательства о государственном пенсионном обеспечении со второй четверти ХIХ в. до середины ХIХ в. Для которого характерна систематизация законодательства о государственном пенсионном обеспечении в Уставе о пенсиях и единовременных пособиях 1827 г. Именно в этом нормативно-правовом акте происходит попытка объединения двух видов государственного обеспечения – государственного призрения и пенсионного обеспечения. В положения о государственном призрении семей государственных служащих внедряются страховые элементы: их обеспечение осуществляется из специального фонда, формирующегося путем отчислений из денежного жалования государственных служащих. Третий этап – стабилизация законодательства о государственном пенсионном обеспечении со второй половины ХIХ в. до начала ХХ в. Для которого характерна интеграция законодательства о государственной форме пенсий. Происходит окончательное слияние двух указанных выше видов государственного обеспечения (государственного призрения и пенсионного обеспечения) в один – пенсионное обеспечение. Образовывается институт эмеритуры обязательного государственного пенсионного страхового обеспечения отдельных категорий государственных служащих и их семей, не зависимый от назначения пенсионного обеспечения за счет средств государственного казначейства. Указанные варианты периодизаций вряд ли можно считать идеальными, поскольку во всех случаях в основе лежит лишь один критерий. На наш взгляд самой оптимальной на сегодняшний момент периодизацией становления и развития государственного пенсионного обеспечения в Российской империи является периодизация, предложенная М. В. Левшук [4, с. 9], которая охарактеризовала модель пенсионного обеспечения в Российской империи как централизованную. Исследователь, основываясь на основе нескольких критериев государственного участия в сфере пенсионного обеспечения, таких как: обязательное
государственное регулирование пенсионного обеспечения, обязательное государственное финансовое участие в пенсионном обеспечении; обязательное в полном объеме государственное финансовое обеспечение пенсионных прав граждан; единство пенсионного законодательства для всего, без исключений, населения государства, предлагает обозначить следующую периодизацию эволюции правовых основ пенсионного обеспечения в дореволюционной России: 1. 1827–1894 гг. – период законодательного закрепления обязательной государственной помощи в форме пенсии некоторым категориям нетрудоспособных и престарелых лиц, а также членам их семей – в случае потери кормильца; появление актов прямого регулирования пенсионных отношений со стороны государства, в основе которых лежали принципы взаимного страхования участников пенсионных касс; нормативно-правовое закрепление государственных обязательств по частичному финансированию пенсионного обеспечения некоторых категорий граждан; 2. 1894–1903 гг. – период законодательного закрепления обязательств государства по непосредственному, в полном объеме, финансированию пенсионного обеспечения определенных категорий нетрудоспособных и престарелых граждан, и членов их семей – в случае потери кормильца, а также – вызревания объективных предпосылок законодательного закрепления обязательного государственного пенсионного обеспечения путем прямого нормативного предписания обязательных выплат из казны при наступлении длительной или постоянной нетрудоспособности и в случае потери кормильца, которые привели к закономерному появлению первого закона об обязательном страховании на случай инвалидности в Российской империи; 3. 1903–1917 гг. – период развития предпосылок для распространения обязательного государственного пенсионного страхования на случаи старости и инвалидности от общего и профессионального заболевания, которые в связи с революцией не успели прийти к логическому завершению. Именно эта периодизация дает основание сделать вывод о том, что организованное в России в XIX в. государственное пенсионное обеспечение имело основополагающее значение для перехода от косвенного
, избирательного государственного регулирования пенсионного обеспечения граждан Российской империи к механизму обязательного централизованного государственного пенсионного обеспечения всего населения. Таким образом, в историографии вопрос периодизации развития государственного пенсионного обеспечения в Российской империи получил должное освещение в последние трина- 8 дцать лет. Исследователи приводят различные варианты периодизации становления государственной пенсионной системы в дореволюционной России, но большинство из них берут за основу именно нормативное закрепление государственных обязательств. Законодательство о государственном пенсионном обеспечении в Российской империи прошло все этапы своего развития, от оформления до систематизации, а позднее и интеграции. Оно имело основополагающее значение для перехода от косвенного, избирательного государственного регулирования пенсионного обеспечения граждан Российской империи к механизму обязательного централизованного государственного пенсионного обеспечения всего населения.
Список использованных источников
1. Гусаков Д. Б. Генезис государственного пенсионного обеспечения и социального страхования в российской империи: историко-правовой аспект: дисс. … канд. юрид. наук : 12.00.01 / Д.Б. Гусаков. СПб., 2015. 161 с.
2. Квасов Д. А. Становление и развитие пенсионного законодательства о государственных служащих Российской империи XIX – начала XX вв. : автореф. дис. … канд. юрид. наук : 12.00.01 / Д.А. Квасов. М., 2005. 28 с.
3. Кульчитский А. В. История пенсионного обеспечения Россиян за 1827-1917 гг. : автореф. дис. ... канд. истор. наук : 07.00.02 / А.В. Кульчитский. Курск, 2011. 24 с.
4. Левшук М. В. Организационно-правовой механизм пенсионного обеспечения в России в XIX – середине XX вв. (историко-правовое исследование) : автореф. дис. … канд. юрид. наук : 12.00.01 / М.В. Левшук. Курск, 2012. 26 с.
5. Устав о пенсиях и единовременных пособиях : Именной указ данный Сенату от 06.12.1827 // ПСЗРИ. Собр. II. Т. II. СПб. : Тип. Второго Отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1830. № 1592.