Файл: 9. Вербальное и невербальное дел общение. Формы делового общения. Вербальное общение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Открытые вопросы являются незаменимыми, когда целью является получение информации.

Противоположностью открытым вопросам являются вопросы закрытые, т.е. такие, на которые необходимо ответить "да/нет" Эти вопросы эффективно использовать для достижения следующих целей: убедить, получить согласие, подвести к отказу от чего-либо, преодолеть сопротивление.

Например, нужно дать поручение сотруднику, который (Вы это знаете по опыту) будет спорить, доказывать, что это дело не входит в его обязанности и т.п.

13. Деловой этикет и принципы делового общения

Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция - формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, т. е. целесообразность и практичность.

Деловая этика в широком смысле — это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства.

Она включает явления различных порядков:

- этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом;

- моральные принципы членов организации, т. е. профессиональную мораль;

- моральный климат в организации;

- нормы делового этикета — ритуализированные внешние нормы поведения.

Общей основой деловой этики служит понимание труда как нравственной ценности и решение традиционных этических проблем. Смысла жизни, морального долга, морального выбора и моральной ответственности.

Принципы:

Первый принцип. В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе.

Порядок рассматриваемых далее принципов этики деловых отношений не обусловливается их значимостью.

Второй принцип: необходима справедливость при наделении сотрудников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.).

Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.


Согласно четвертому принципу, называемому принципом максимума прогресса, служебное поведение и действия сотрудника, признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.

Логическим продолжением четвертого принципа является пятый - принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия сотрудника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.

Сущность шестого принципа в следующем: этичным является терпимое отношение сотрудников организации к моральным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах.

Седьмой принцип рекомендует разумное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой этики.

Согласно восьмому принципу индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях:

Девятый принцип напоминает, что не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах.

Десятый принцип - никакого насилия, т.е. "нажима" на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.

Одиннадцатый принцип - постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых сотрудников.

Двенадцатый принцип - при воздействии (на коллектив, на отдельного сотрудника, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что, признавая ценность и необходимость этических норм в теории, многие сотрудники, сталкиваясь с ними в практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать.

Тринадцатый принцип состоит в целесообразности авансирования доверием - к чувству ответственности сотрудника, к его компетенции, к чувству долга и т.п.

Четырнадцатый принцип настоятельно рекомендует стремиться к бесконфликтности. Хотя конфликт в деловой сфере имеет не только дисфункциональные, но и функциональные последствия, он - благоприятная почва для этических нарушений1 .

Пятнадцатый принцип - свобода, не ограничивающая свободы других;

обычно этот принцип, хотя и в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями.

Шестнадцатый принцип можно назвать принципом способствования: сотрудник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег.

Семнадцатый принцип гласит: не критикуй конкурента. Имеется в виду не только конкурирующая организация, но и "внутренний конкурент" - коллектив другого отдела, коллега, в котором можно "усмотреть" конкурента.

14. Природа и цель коммуникаций в обществе.

Коммуникация — это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации.

Выделяют три основные коммуникативные формы:

• монологическую — высказывания без ориентации на собеседника;

• диалогическую — субъекты взаимно активны;

• полилогическую — многостороннее общение, иногда носящее характер борьбы за овладение коммуникативной инициативой[1].
В работах Г. М. Андреевой отмечается, что коммуникативная сторона общения (коммуникация) связана с обменом информацией между общающимися индивидами (это и является целью коммуникации в широком смысле), который происходит в процессе совместной деятельности. При этом информация не только передается, но и формируется, развивается, уточняется. Под информацией понимают в данном случае различные представления, идеи, интересы, настроения, чувства, установки и пр.[2]

Исследования коммуникативного процесса в основном проводились в ситуации коммуникации между двумя людьми. В ходе данных исследований были открыты многие специфические особенности процесса обмена информацией

Говоря о природе коммуникации, можно утверждать, что в ней обязательно присутствует такой важный атрибут, ради которого выстраивается коммуникативный процесс, — информация. Информация передается в процессе человеческого общения и для этого используется человеческий язык. У него сложная структура, он состоит из предложений, слов, букв, которые, по сути, являются знаками. Люди передают информацию друг другу с помощью устной или письменной речи или других каналов коммуникации. Информация передается с целью извлечения из нее нового знания. Все это обслуживает коммуникация, но обслуживает не в буквальном смысле слова: люди создают коммуникативный процесс каждый раз заново и взаимодействуют в нем как отправитель и получатель.


В этой логической схеме можно выделить четыре ключевых действия:

1) работа со звуками и знаками;

2) их передача в виде информации по различным каналам;

3) личное умение превращать информацию в знание;

4) наличие не менее двух участников коммуникации.

Указанные действия достаточно сложные и давно привлекали

внимание исследователей. Но так как не было единой науки, которая изучала бы все эти проблемы, исследование этих областей происходило хаотично, все зависело от интересов исследователя и общественных запросов, типа моды на те или иные исследования.

Мы выделим четыре научные области, в которых проявлялся большой интерес к этим ключевым проблемам, впоследствии заложившим основы коммуникологии как теории коммуникации, причем все они имеют прочную и надежную теоретическую базу.

Мы выделим их в порядке, обусловленном логикой построения коммуникации: семиотика, информатика, когнитивистика, социология. Хотя это логическое построение может выглядеть у других теоретиков коммуникации несколько иным.

Каждая из перечисленных выше научных дисциплин имеет свой объект и предмет исследования, они занимают важное место в классификации наук и решают важные для общества научные задачи. Во второй половине XX в. они в большей степени, чем другие науки, оказались вовлечены в изучение процессов коммуникации и формирование ее теории. Именно на этот период следует отнести создание теории коммуникации.

С учетом роли и решаемых задач эти науки определяют следующие основания коммуникологии: семиотическое, информационное, когнитивное и социальное. Без них невозможно представить и описать теорию коммуникации, каждое основание — это отдельный самостоятельный аспект теории. Хотя это совершенно не означает, что только ими ограничивается круг научных оснований коммуникации

15. Коммуникации как механизм взаимодействия

Коммуникация – это общение ученых, в процессе которого происходит передача информации. Она обладает важными функциями:

информационной: в процессе общения передается информация от одного ученого к другому,

интерактивной: результатом общения является построение общей стратегии взаимодействия ученых в решении научных проблем,

перцептивной: в общении формируется определенный образ другого ученого (возникает симпатия или антипатия).


Важным свойством коммуникации является то, что в процессе передачи информации осуществляется не просто «движение» информации, а её уточнение, обогащение и развитие.

Коммуникация выступает фактором, который: порождает новое знание, обуславливает его социокультурную природу.

Она обуславливает определенные действия, ориентированные на их смысловое восприятие. Коммуникация предусматривает, прежде всего, речевое общение. В результате такого общения ученый удовлетворяет, во-первых, свое стремление сказать и быть услышанным, во-вторых, стремление понять другого ученого и быть понятым им. 

Коммуникация может быть двух видов:

формальная (общение на конференциях, посредством чтения публикаций),

неформальная (личные беседы, дружба, переписка).

16. Факторы эффективных и неэффективных коммуникаций

Эффективное общение – это передача информации нужному адресату и получение желаемой обратной связи путем воздействия и привлечения внимания. При помощи эффективного общения можно избежать ненужных проблем в отношениях. Оно может быть полезно с точки зрения принятия решений, формулировки выводов и решения проблем через взаимодействие в конфликтных ситуациях. Оно же может пригодиться, если вам нужно сообщить что-то неприятное. Хорошие отношения с людьми уменьшают чувство стресса и беспокойства. У вас также всегда будет надежная социальная поддержка.

Работа в команде или группе единомышленников также требует навыков эффективного общения. Достижение консенсуса возможно только при общении между людьми. Вы должны обладать уверенностью, чтобы влиять на людей и заставлять их верить вам.

Хорошее общение с семьей и друзьями может помочь вам поделиться с ними своими проблемами и чувствами. Эффективное общение необходимо для развития дружеских отношений и контактов. Вам не нужно зависеть от других людей, которые могут что-то сказать за вас, если вы можете сделать это сами.

Вот некоторые из наиболее эффективных навыков общения:

- Умение слушать

- Умение говорить кратко

- Умение проявлять интерес

- Умение не быть предосудительным

- Умение аккуратно пользоваться невербальными средствами общения

- Наблюдательность

- Умение совладать со стрессом

- Умение говорить ясно и четко

Существует множество причин, снижающих эффектив­ность коммуникационных процессов.

Их можно разделить на три группы: 1) зависящие от отправителя; 2) зависящие от получателя; 3) общие. Причины, зависящие от отправителя: