Файл: Модели взаимоотношений врачпациент по Р. Витчу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 1619

Скачиваний: 47

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Смоленский государственный медицинский университет"
Министерства здравоохранения Российской Федерации

Стоматологический факультет

Кафедра философии, биоэтики, истории медицины и социальных наук

Дисциплина Биоэтика

Реферат на тему:
«Модели взаимоотношений врач-пациент по Р.Витчу»

Выполнила: студент(ка)
2 курса 209 группы
стоматологического факультета
Осипенкова Ульяна Андреевна
Проверила: доцент
Цепова Елена Леонидовна
Смоленск
2023
Оглавление

Введение 3

1.Модели взаимоотношения врач-пациент по Роберту Витчу 4

1.1. Пасторская (сакральная) модель 5

1.2.Инженерная (техническая) модель 6

1.3.Коллегиальная 7

1.4.Контрактная 9

Список литературы 14


Введение

В настоящее время во многих странах мира предпочитают устанавливать взаимоотношения между врачом и больным на правовой основе, хотя необходимо отметить, что вопросы традиционного и морального характера не совсем исчезли. Это явление обусловлено изучением и анализом естественной динамики взаимодействия между врачом и больным, которое сложилось в мире на протяжении предыдущих эпох.
Взаимоотношения между врачами и пациентами представляют важную проблему в сфере здравоохранения. Распространением информационных технологий и повышением уровня образования пациенты стали осознаннее относиться к своему состоянию здоровья и больше интересоваться качеством услуг, предоставляемых врачами.


Современные философы и медики, занятые вопросами медицинской этики, выделяют несколько моделей взаимоотношений между врачом и больным. В частности, это патерналистская, инженерная, контрактная и коллегиальная модели.
Роберт Витч, американский ученый и автор множества книг по психологии, предложил свою теорию и модели взаимоотношений врача и пациента, которые помогают понять, как достичь оптимального уровня взаимопонимания и эффективности лечения. В данной работе мы рассмотрим модели взаимоотношений врача и пациента, разработанные Р. Витчем, и проанализируем их значимость для современной медицины, опираясь на книгу всемирно известного британского нейрохирурга Генри Томаса Марша.

Актуальность темы заключается в том, что модели взаимоотношений врача и пациента являются ключевым элементом эффективной медицинской помощи. Они описывают, как должен вести себя врач и как пациент должен откликаться на эту помощь.
Цель данного реферата - проанализировать основные модели взаимоотношений врача и пациента, предложенные Р. Витчем, взяв в пример книгу Г. Марша «Не навреди».


Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные модели взаимоотношений врача и пациента, включая патерналистскую, инженерную, контрактную и коллегиальную.
2. Изучить вопросы этики и прав человека, связанные с взаимоотношениями врача и пациента.

  1. Модели взаимоотношения врач-пациент по Роберту Витчу


В различных культурах и обществах взаимоотношения между врачом и пациентом имеют различную динамику и воспринимаются по-разному. Современный американский биоэтик Роберт Витч выделяет четыре модели отношений между врачом и пациентом:

  1. пасторская (сакральная);

  2. инженерная (техническая);

  3. коллегиальная;

  4. контрактная (договорная).


    1. Пасторская (сакральная) модель


Межличностные отношения здесь подобны отношениям священника и прихожанина или отца и ребёнка, наставника и подопечного. Принципы отношения к пациенту – любовь, милосердие, забота, благодеяние и справедливость. Они были отражены в клятве Гиппократа.

Патерналистская модель господствовала в христианской европейской культуре на протяжении многих столетий. В современной медицине такая модель остается наиболее предпочтительной и самой распространённой. Патернализм наиболее приемлем в педиатрии, психиатрии, гериатрии. Недостатки модели в том, что взаимоотношения могут перерасти в отношения типа «начальник – подчинённый».
Плюсы: контролируемое лечение; модель успешна при работе с детьми, пожилыми людьми, недееспособными; пациент не несёт за себя ответственности.

Минусы: нарушает принцип автономии человека; позволяет оправдывать принуждение пациентов, их обман, сокрытие от них информации; теряет свои позиции в современном мире.

В книге Марша присутствует этот подход, когда он описывает свою работу врачом-хирургом в 60-х годах прошлого века.

Он описывает случай, когда он проводил операцию на женщине, которая не знала о том, что с ней будет происходить. В то время пациенты не имели права на информированное согласие, и врачи сами принимали решения о лечении без учета мнения пациента.

    1. Инженерная (техническая) модель


Здесь врач выступает в роли ученого, эксперта по данной научно-практической проблеме; он должен опираться только на факты и применять беспристрастный, объективный подход. В этой модели собственно моральная сторона взаимодействия врача и больного представлена крайне слабо. Для модели инженерного типа характерен взгляд на пациента как на биологическую машину. Следует отметить, что такая модель отношений действительно распространена в современной высокотехнологичной медицине.
В рамках этой модели пациент воспринимается врачом как безличный механизм. Задача врача -исправление отклонений в неисправном физиологическом механизме. Методы диагностики, которые использует врач, биохимические, биофизические, рентгенологические и другие. Основным недостатком этого типа отношений является технократический подход к пациенту, который противоречит принципу уважения прав и достоинства личности. Пациент не участвует в обсуждении процесса лечения. В современной медицине врач действительно взаимодействует с пациентом как узкий специалист и выполняет чисто технические функции.

Этот подход может быть эффективным для лечения конкретных заболеваний, но он не учитывает индивидуальные потребности и предпочтения пациента. Кроме того, он может привести к нежелательным последствиям, если врач не учитывает все аспекты здоровья пациента или не учитывает побочные эффекты лекарств.

Плюсы: скорость приёма, и, по мнению некоторых медиков, при такой модели вероятность врачебной ошибки ниже.

Минусы: такой подход малоприменим к частной медицине. Многим пациентам важна вовлеченность врача в процесс лечения, многие привыкли обсуждать с врачом свое состояние и получать живую обратную связь.
Такой пациент, столкнувшись с инженерным подходом, чувствует безразличие и отношение “на потоке”. Вполне вероятно, что пациент не станет принимать назначенную терапию, решив, что врач назначает всем общие стандартные схемы.

«Лицо пациента было заклеено широкими полосками липкого пластыря, защищающими глаза и удерживающими трубку с анестетиком, а также провода для контроля лицевых мышц. Такое превращение живого человека в оперируемый объект полностью соответствовало изменениям, произошедшим в моем восприятии. Страх как рукой сняло – на смену ему пришла непоколебимая и радостная сосредоточенность.»

    1. Коллегиальная


Больной в рамках этой модели предстает как равноправный в своем взаимодействии с врачом. Для того чтобы играть свою роль, пациент должен получить от врача достаточное количество правдивой информации о своем состоянии здоровья, вариантах лечения, прогнозе развития заболевания, возможных осложнениях и т.д. Будучи в некоторой степени уравнен в отношении информированности с медиками, пациент становится в состоянии принимать участие в выработке конкретных решений, касающихся своего лечения, по сути дела действуя как коллега лечащего врача. В данном случае он реализует неотъемлемое право личности на свободу выбора. Однако гармония интересов редко достижима. Медработник и пациент могут придерживаться различных ценностных ориентаций, они могут относиться к различным социальным классам и этническим группам. Совпадение интересов очень часто является не правилом, а исключением из правил реального общественного устройства. Например, в условиях коммерческой медицины у врача существует объективная (то есть обусловленная не его личностными качествами, а самим реальным положением дел) заинтересованность в минимизации собственных расходов и максимизации доходов, тогда как интерес пациента, напротив, состоит в том, чтобы получить максимум доступной помощи при минимизации собственных затрат на ее получение. Вместе с тем следует иметь в виду, что существует достаточно представительная область, в которой отношения между врачом и пациентом действительно могут носить коллегиальный характер. Речь идет о случаях длительно текущих хронических заболеваний. Молодой врач, пришедший навестить пожилого интеллигентного больного диабетом, имеет все основания оставить в прихожей профессиональные амбиции. Объем знаний, приобретенных такими пациентами за многие десятилетия болезни, в определенных аспектах может оказаться значительно более обширным, чем у молодого и даже не очень молодого врача. В подобной ситуации общение больного и медика может приближаться к идеалу коллегиальной модели, напоминая консилиум профессионалов, в котором знания одного дополняют и уточняют знания другого.

«Одна из дочерей спросила, есть ли альтернативное лечение, не требующее хирургического вмешательства. Не обращая внимания на непрекращающиеся жалобы миссис Сигрэйв о том, какая чудовищная несправедливость – запрещать ей садиться за руль автомобиля, я объяснил, что химиотерапия и лучевая терапия не дают эффекта при лечении опухолей подобного типа. Было очевидно, что пациентка не в состоянии следить за ходом нашего разговора.


– Что бы вы сделали, если бы речь шла о вашей маме? – спросил меня сын миссис Сигрэйв. Я замялся, так как не был уверен в ответе.

Именно этот вопрос каждый пациент должен был бы задать своему хирургу, но большинство не решаются, поскольку боятся, что для себя врач может выбрать вариант, отличный от рекомендации, которую дал им. В итоге я медленно ответил, что попытался бы уговорить ее провести операцию… ситуация весьма непростая и неопределенная. Приходится надеяться на удачу.

В завершение беседы я подчеркнул, что они не обязаны принимать решение прямо сейчас. Я дал им номер телефона своей секретарши и попросил, чтобы они сообщили, когда определятся... Спустя несколько дней моя секретарша, сообщила, что они решили прибегнуть к операции.»
Плюсы: С образованным пациентом гораздо легче работать, он твой партнер, он берет на себя часть ответственности — это уже коллегиальная модель общения.

Минусы: много противоречивой медицинской информации в интернете — часто пациенты не знают, где можно прочитать достоверный материал о заболевании.
    1. Контрактная


Для нее характерно соблюдение определенных правил взаимодействия, когда обе стороны осознают свои обязанности и выгоды. Если участники понимают, что не стоит дальше продолжать их взаимодействие (из-за расхождения во взглядах, затруднения взаимопонимания, недовольства и т.п.), то они могут прекратить контракт вполне цивилизованным путем. В контрактной модели обе стороны сохраняют контроль над ситуацией в течение всего процесса взаимодействия. Следует понимать, что в данном случае контракт (или договор) понимается не столько в юридическом смысле (хотя возможны и настоящие договорные отношения), сколько как метафора, которая помогает лучше выразить смысл этого типа взаимодействий. Р. Витч полагает, что именно модель контрактного типа преодолевает недостатки предыдущих моделей и позволяет в наилучшей степени защитить ценности и автономию личности.

Плюсы: защищенность, позволяет избежать отказа от эмпатия со стороны врача и отказа от моральной ответственности со стороны пациента, позволяет уйти от ложного равенства; врач осознаёт, что в случаях значимого выбора за пациентом должна сохраняться свобода управлять своей жизнью и судьбой; учитывает права и обязанности врача и пациента, используется в эстетической медицине и в стоматологии.