Файл: Отчет по научноисследовательской деятельности Анализ задачи разработки информационной системы для автоматизации работы диспетчера железнодорожной кассы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет математики и информационных технологий
Кафедра информатики
УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой информатики

канд. тех. наук, доцент

______ М.А. Токарева

«___»___________ 20___г.
ОТЧЕТ

по научно-исследовательской деятельности
Анализ задачи разработки информационной системы для автоматизации работы диспетчера железнодорожной кассы
Пояснительная записка
ОГУ 09.03.02.5322.587 ПЗ


Руководитель

канд. тех. наук, доцент


____________


М. А. Токарева









Нормоконтролер

канд. тех. наук, доцент


____________


М. А. Токарева










Студент группы 19ИСТ(б)ОП


____________


В. Е. Поляков



Оренбург 2022

Аннотация

Данная научно-исследовательская работа рассматривает вопросы проектирования и разработки системы, предназначенной для автоматизации работы касс железнодорожного вокзала. Система должна хранить сведения о проданных билетах и о возврате билетов, а также делать отчеты о количестве проданных билетов и их оплате для любого заданного периода времени. Железнодорожные кассы, используя данную систему должны в автоматизированном режиме выполнять свои стандартные функции, такие как: предоставление информации о поездах движущихся в запрошенных направлениях, продажа и прием возвращаемых билетов, а так же система должна выполнять статистические функции, такие как создание
отчетов по самым востребованным направлениям, самым прибыльным поездам, отчета по проданным и возвращенным билетам и пр. Система должна иметь понятный и многофункциональный интерфейс, чтобы облегчить выполнение оператором кассы своих функций во время пользования данной системой.

Содержание


Список использованных источников 13

1 Постановка задачи и анализ предметной области

1.1 Постановка задачи на разработку информационной системы 4

2 Анализ требований 5

3 Проектирование информационной системы 6

3.1 Архитектура информационной системы 7

3.2 Логическая модель базы данных информационной системы 8

3.3 Разбиение на таблицы, выбор атрибутов полей, выбор типов полей 9

3.4 Определение нормальной формы......................................................................10

3.5 Инструкция пользователя.....................................................................................11

Пользовательский интерфейс приложения информационной системы 12

Заключение 13

Список использованных источников 14



  1. Постановка  задачи и анализ предметной области

1.1.Постановка  задачи на разработку информационной системы

    Железнодорожные кассы   являются предприятием, которое ежедневно работает с большим числом клиентов.

Основной  целью курсового проектирования является создание базы данных, которая  позволит структурировать те огромные объемы информации, которые накапливаются  в организации, и тем самым  существенно облегчит работу и доступ к данным практически всем звеньям, участвующим в работе авиационных  касс. Удобный интерфейс обеспечивает возможность использования данной базы не только специалистами, но и  людьми, не имеющими практически никакого опыта работы с подобными приложениями. Создана база данных для использования  ее кассирами железнодорожных касс.

 

Можно выделить следующие цели, которые преследует созданная база данных:

  • Облегчение работы кассиров за счет автоматического формирования билета с последующим занесением его в базу

  • Ведение постоянного учета количества свободных, занятых и забронированных мест

  • Выдачу информации по конкретному рейсу

Входная/выходная информация: В базу данных вносится информация о проданных, и забронированных билетах. Вводятся рейсы, отправлявшиеся до создания базы, их расписание со временем прибытия и отправления и ценами на  билеты. Пользователи базы данных могут просматривать информацию о действующем расписании, о ценах на билеты и о пассажирах, приобретавших билеты (ФИО, паспортные данные), о маршрутах самолетов, о существующих классах мест, о наличии свободных мест на конкретный рейс.
 


2. Анализ требований

      Хранение  данных должно осуществляться в реляционной  базе данных. В качестве языка манипулирования  и описания данных следует использовать SQL. В качестве СУБД используется MySql.

      Программа должна быть разработана в рамках объектно-ориентированного программирования, на языке программирования C# в среде MS Visual Studio 2008.

Разрабатываемая система должна обладать понятным и  удобным пользовательским интерфейсом. 


3. Проектирование  информационной системы

3.1 Архитектура информационной системы

    Информационная  система реализована с использованием архитектуры клиент-сервер (англ. Client-server). Это архитектура, в которой сетевая  нагрузка распределена между поставщиками услуг (сервисов), называемыми серверами, и заказчиками услуг, называемыми  клиентами. Клиенты и серверы  взаимодействуют через компьютерную сеть и могут быть как различными физическими устройствами, так и  программным обеспечением


Сервер  базы данных находится на выделенном компьютере, к которому по сети подключаются приложения. 
 



  1. Логическая  модель базы данных информационной системы

 4.1 Разбиение на таблицы, выбор атрибутов полей, выбор типов полей

    На  основе результатов, полученных на этапе  анализа предметной области, были выделены следующие сущности:

    • Сущность «Станция» отражает все станции следования поездов вокзала. Эта сущность связана с сущностью «Расписание» отношением «Один-ко-многим», так как одна станция  может фигурировать в  расписаниях для к разных поездов; Содержит атрибуты: «Код станции», «Название»; статические единичные атрибуты.

    • Сущность «Расписание» является «развязкой» связи «многое-ко-многим»  между сущностями «Станция» и «Поезд». Сущность «Расписание» связана с сущностью «Поезд» связью «Один-ко-многим», так как одному поезду может соответствовать множество расписаний и одному расписанию может соответствовать только один поезд. Содержит атрибуты: «Номер поезда»- единичный атрибут показывающий, какому поезду соответствует данное расписание. «Код станции»- станции, по которым следует поезд, «Дата отправления»- единичный статический атрибут, показывает дату отправления, если поезда следуют ежедневно, то этот атрибут не имеет значения, «Время отправления» и «Время прибытия»- динамические единичные атрибуты, отражающие время отправления и прибытия для каждой станции расписания для конкретного поезда от станции отправления. «Цена СВ», «Цена купе», «Цена плацкарт»- статические единичные атрибуты, отвечающие за цены в различные типы вагонов от станции отправления до каждой конкретной станции для конкретного поезда.

    • Сущность «Поезд» отражает все существующие поезда данного направления. Сущность связана с сущностью «Билет» связью «один-ко-многому», так как на один поезд можно приобрести  множество билетов, а по одному билету можно проехать только в одном поезде. Сущность «Поезд» содержит атрибуты: «Номер поезда»-присваивает поезду его уникальный номер, «Станция отправления» и «Станция прибытия» -  конечные станции следования поезда. «Время отправления» и «Время прибытия» -  время отправления поезда и время прибытия поезда. «Длительность» - разница между временем отправления и временем прибытия в днях, часах и минутах. Все атрибуты единичные статические.




    • Сущность «Билет» отражает все продающиеся билеты на все поезда выбранного направления. Содержит единичные статические атрибуты: «Номер бланка»- уникальный номер билета, «ФИО», «Документ», «Серия»- атрибуты представляющие данные о пассажире, купившем билет. «Станция отправления», «Станция прибытия» - станции на которых пассажир садится на поезд и сходит с него.  «Время отправления» и «Время прибытия» - время, в которое пассажир садится на поезд и сходит с него. «Длительность»- время проезда пассажира в поезде в днях часах и минутах. «Номер вагона» - номер вагона в поезде, «Тип вагона»- один из 3 представленных типов вагона: св, купе, плацкарт. «Номер места» - номер места в вагоне, на которое продан билет.  «Состояние», «наличие брони»- единичные динамические атрибуты, отвечающие за состояние билета, продан, забронирован или в продаже, «Цена» -единичный статический атрибут, характеризующий цену на билет.


Таблица 1 – «Поезд»

Имя поля

Тип данных

Ключевое поле

Номер поезда

счетчик

Да

Станция отправления

Числовой

Внешний ключ

Станция прибытия

Числовой

Внешний ключ

Время отправления

Дата/время

Нет

Время прибытия

Дата/время

Нет

Длительность

Дата/время

Нет

 

Таблица 2 – «Билет»

Имя поля

Тип данных

Ключевое поле

ID Билета

счетчик

Да

ФИО

Текстовый

Нет

Документ

Текстовый

Нет

Номер поезда

Числовой

Внешний ключ

Станция отправления

Числовой

Нет

Станция прибытия

Числовой

Нет

Дата  посадки на поезд

Дата/время

Нет

Дата  отправления

Дата/время

Нет

ID Вагона

Числовой

Внешний ключ

Номер места

Числовой

Нет

Цена

Денежный

Нет

Состояние

Числовой

Нет