Файл: Отчет по научноисследовательской деятельности Анализ задачи разработки информационной системы для автоматизации работы диспетчера железнодорожной кассы.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет математики и информационных технологий
Кафедра информатики
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой информатики
канд. тех. наук, доцент
______ М.А. Токарева
«___»___________ 20___г.
ОТЧЕТ
по научно-исследовательской деятельности
Анализ задачи разработки информационной системы для автоматизации работы диспетчера железнодорожной кассы
Пояснительная записка
ОГУ 09.03.02.5322.587 ПЗ
Руководитель канд. тех. наук, доцент | ____________ | М. А. Токарева |
| | |
Нормоконтролер канд. тех. наук, доцент | ____________ | М. А. Токарева |
| | |
Студент группы 19ИСТ(б)ОП | ____________ | В. Е. Поляков |
Оренбург 2022
Аннотация
Данная научно-исследовательская работа рассматривает вопросы проектирования и разработки системы, предназначенной для автоматизации работы касс железнодорожного вокзала. Система должна хранить сведения о проданных билетах и о возврате билетов, а также делать отчеты о количестве проданных билетов и их оплате для любого заданного периода времени. Железнодорожные кассы, используя данную систему должны в автоматизированном режиме выполнять свои стандартные функции, такие как: предоставление информации о поездах движущихся в запрошенных направлениях, продажа и прием возвращаемых билетов, а так же система должна выполнять статистические функции, такие как создание
отчетов по самым востребованным направлениям, самым прибыльным поездам, отчета по проданным и возвращенным билетам и пр. Система должна иметь понятный и многофункциональный интерфейс, чтобы облегчить выполнение оператором кассы своих функций во время пользования данной системой.
Содержание
Список использованных источников 13
1 Постановка задачи и анализ предметной области
1.1 Постановка задачи на разработку информационной системы 4
2 Анализ требований 5
3 Проектирование информационной системы 6
3.1 Архитектура информационной системы 7
3.2 Логическая модель базы данных информационной системы 8
3.3 Разбиение на таблицы, выбор атрибутов полей, выбор типов полей 9
3.4 Определение нормальной формы......................................................................10
3.5 Инструкция пользователя.....................................................................................11
Пользовательский интерфейс приложения информационной системы 12
Заключение 13
Список использованных источников 14
-
Постановка задачи и анализ предметной области
1.1.Постановка задачи на разработку информационной системы
Железнодорожные кассы являются предприятием, которое ежедневно работает с большим числом клиентов.
Основной целью курсового проектирования является создание базы данных, которая позволит структурировать те огромные объемы информации, которые накапливаются в организации, и тем самым существенно облегчит работу и доступ к данным практически всем звеньям, участвующим в работе авиационных касс. Удобный интерфейс обеспечивает возможность использования данной базы не только специалистами, но и людьми, не имеющими практически никакого опыта работы с подобными приложениями. Создана база данных для использования ее кассирами железнодорожных касс.
Можно выделить следующие цели, которые преследует созданная база данных:
-
Облегчение работы кассиров за счет автоматического формирования билета с последующим занесением его в базу -
Ведение постоянного учета количества свободных, занятых и забронированных мест -
Выдачу информации по конкретному рейсу
Входная/выходная информация: В базу данных вносится информация о проданных, и забронированных билетах. Вводятся рейсы, отправлявшиеся до создания базы, их расписание со временем прибытия и отправления и ценами на билеты. Пользователи базы данных могут просматривать информацию о действующем расписании, о ценах на билеты и о пассажирах, приобретавших билеты (ФИО, паспортные данные), о маршрутах самолетов, о существующих классах мест, о наличии свободных мест на конкретный рейс.
2. Анализ требований
Хранение данных должно осуществляться в реляционной базе данных. В качестве языка манипулирования и описания данных следует использовать SQL. В качестве СУБД используется MySql.
Программа должна быть разработана в рамках объектно-ориентированного программирования, на языке программирования C# в среде MS Visual Studio 2008.
Разрабатываемая система должна обладать понятным и удобным пользовательским интерфейсом.
3. Проектирование информационной системы
3.1 Архитектура информационной системы
Информационная система реализована с использованием архитектуры клиент-сервер (англ. Client-server). Это архитектура, в которой сетевая нагрузка распределена между поставщиками услуг (сервисов), называемыми серверами, и заказчиками услуг, называемыми клиентами. Клиенты и серверы взаимодействуют через компьютерную сеть и могут быть как различными физическими устройствами, так и программным обеспечением
Сервер базы данных находится на выделенном компьютере, к которому по сети подключаются приложения.
-
Логическая модель базы данных информационной системы
4.1 Разбиение на таблицы, выбор атрибутов полей, выбор типов полей
На основе результатов, полученных на этапе анализа предметной области, были выделены следующие сущности:
-
Сущность «Станция» отражает все станции следования поездов вокзала. Эта сущность связана с сущностью «Расписание» отношением «Один-ко-многим», так как одна станция может фигурировать в расписаниях для к разных поездов; Содержит атрибуты: «Код станции», «Название»; статические единичные атрибуты. -
Сущность «Расписание» является «развязкой» связи «многое-ко-многим» между сущностями «Станция» и «Поезд». Сущность «Расписание» связана с сущностью «Поезд» связью «Один-ко-многим», так как одному поезду может соответствовать множество расписаний и одному расписанию может соответствовать только один поезд. Содержит атрибуты: «Номер поезда»- единичный атрибут показывающий, какому поезду соответствует данное расписание. «Код станции»- станции, по которым следует поезд, «Дата отправления»- единичный статический атрибут, показывает дату отправления, если поезда следуют ежедневно, то этот атрибут не имеет значения, «Время отправления» и «Время прибытия»- динамические единичные атрибуты, отражающие время отправления и прибытия для каждой станции расписания для конкретного поезда от станции отправления. «Цена СВ», «Цена купе», «Цена плацкарт»- статические единичные атрибуты, отвечающие за цены в различные типы вагонов от станции отправления до каждой конкретной станции для конкретного поезда. -
Сущность «Поезд» отражает все существующие поезда данного направления. Сущность связана с сущностью «Билет» связью «один-ко-многому», так как на один поезд можно приобрести множество билетов, а по одному билету можно проехать только в одном поезде. Сущность «Поезд» содержит атрибуты: «Номер поезда»-присваивает поезду его уникальный номер, «Станция отправления» и «Станция прибытия» - конечные станции следования поезда. «Время отправления» и «Время прибытия» - время отправления поезда и время прибытия поезда. «Длительность» - разница между временем отправления и временем прибытия в днях, часах и минутах. Все атрибуты единичные статические.
-
Сущность «Билет» отражает все продающиеся билеты на все поезда выбранного направления. Содержит единичные статические атрибуты: «Номер бланка»- уникальный номер билета, «ФИО», «Документ», «Серия»- атрибуты представляющие данные о пассажире, купившем билет. «Станция отправления», «Станция прибытия» - станции на которых пассажир садится на поезд и сходит с него. «Время отправления» и «Время прибытия» - время, в которое пассажир садится на поезд и сходит с него. «Длительность»- время проезда пассажира в поезде в днях часах и минутах. «Номер вагона» - номер вагона в поезде, «Тип вагона»- один из 3 представленных типов вагона: св, купе, плацкарт. «Номер места» - номер места в вагоне, на которое продан билет. «Состояние», «наличие брони»- единичные динамические атрибуты, отвечающие за состояние билета, продан, забронирован или в продаже, «Цена» -единичный статический атрибут, характеризующий цену на билет.
Таблица 1 – «Поезд»
Имя поля | Тип данных | Ключевое поле |
Номер поезда | счетчик | Да |
Станция отправления | Числовой | Внешний ключ |
Станция прибытия | Числовой | Внешний ключ |
Время отправления | Дата/время | Нет |
Время прибытия | Дата/время | Нет |
Длительность | Дата/время | Нет |
Таблица 2 – «Билет»
Имя поля | Тип данных | Ключевое поле |
ID Билета | счетчик | Да |
ФИО | Текстовый | Нет |
Документ | Текстовый | Нет |
Номер поезда | Числовой | Внешний ключ |
Станция отправления | Числовой | Нет |
Станция прибытия | Числовой | Нет |
Дата посадки на поезд | Дата/время | Нет |
Дата отправления | Дата/время | Нет |
ID Вагона | Числовой | Внешний ключ |
Номер места | Числовой | Нет |
Цена | Денежный | Нет |
Состояние | Числовой | Нет |