Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Позиция Н.И. Матузова (МГУ) также немного схожа с позицией А.Д. Керимова (РАН). Так, например, он говорит, что «в настоящее время в России сложился только некий идеальный образ гражданского общества, требующий глубокого научного осмысления. Гражданское общество - это не государственно-политическая, а главным образом социально-экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними; это - свободное демократическое правовое цивилизованное общество, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважаются закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости; это - рыночное многоукладное конкурентное общество со смешанной экономикой, общество инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных социальных слоев.»
М.Н. Марченко рассматривает гражданское общество в виде «совокупности независимых от государства производителей, саморегулирующихся организаций вроде профсоюзов, политических партий, культурных организаций, научных ассоциаций, а также семьи и церкви.»
Как уже было обозначено выше, активно ведутся научные разработки по правовой проблематике гражданского общества Л.Ю. Грудцыной (Финансовый университет при Правительстве РФ, Институт проблем эффективного государства и гражданского общества). Так, в частности, Л.Ю. Грудцына исследовала роль государства в формировании, поддержке и развитии в России институтов гражданского общества. Ею доказана «ведущая роль государства в формировании российского гражданского общества, которое строится в России не "снизу" согласно классическим западным образцам, а "сверху", с учетом многовековых традиций и истории российского народа и российской государственности. Государство выступает в качестве управляющей системы по отношению к гражданскому обществу как управляемой системе. Вместе с тем гражданское общество функционирует как саморегулирующаяся социальная система, детерминирующая государство. В том, что гражданское общество - система саморегулирующаяся и одновременно управляемая, нет противоречия.»
С.А. Авакьян (МГУ, кафедра конституционного и муниципального права) называет гражданское общество одной из наиболее "загадочных" категорий почти двух последних столетий цивилизации. Он выдвигает гражданское общество как одну из причин, требующих конституционного реформирования. «Очевидно, что общество и государство находятся во взаимопереплетении. Но, будучи объектами взаимного влияния, они при этом должны оставаться самостоятельными институциями. Все институты гражданского общества должны располагать достаточно эффективными и на конституционном уровне гарантируемыми возможностями влияния не только на общественную жизнь, но при необходимости и на государственные дела - без подмены органов государства.»
Следует отметить, что в самое последнее время постепенно появляется все больше защищенных фундаментальных научных работ в праве, посвященных проблематике гражданского общества. В качестве примера можно назвать диссертации по специальности "Конституционное и муниципальное право" таких ученых, как В.В. Гриб , В.В. Влазнев и др.
Таким образом, в рамках различных наук сегодня осуществляется немало исследований, публикуется значительное количество научных работ, определяющих понятие "гражданское общество". Однако, недостаточно исследований относительно того, какова, например, позиция современных российских правоведов относительно данного вопроса, а их исследования представляют собой огромный интерес, так как « роль права и законодательного регулирования для развития гражданского общества велика.»
Исходя из анализа исторического развития взгляда на понятие гражданского общества, можно сформулировать выводы о том, что гражданское общество начинает формироваться в эпоху буржуазных революций и начала формирования правового государства, гражданское общество формируется с момента зарождения у граждан экономической самостоятельности, основанной на частной собственности.. Гражданское общество является саморегулирующейся системой и, одновременно, управляемой, т.е. оно относительно независимо от государства. Гражданское общество и государство находятся во взаимодействии и взаимовлиянии.
Гражданское общество дает возможность людям реализовать свои личные интересы, в частности, экономические, социально-политические, культурные потребности. Гражданское общество - это общество интеллектуальных, свободных, инициативных людей, сфера творческого проявления граждан и их объединений. В нем преобладают горизонтальные связи между людьми и организациями, основанные на равенстве сторон.
В рамках различных наук сегодня осуществляется немало исследований, публикуется значительное количество научных работ, определяющих понятие "гражданское общество". Однако, недостаточно исследований относительно того, какова, например, позиция современных российских правоведов относительно данного вопроса.
Итак, гражданское общество в широком смысле состоит из разного рода институтов - политических, экономических, социальных, правовых, но обычно под институтом гражданского общества понимается форма организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение общественных потребностей, а также совокупность лиц, занятых в этой деятельности.
2. Государство и гражданское общество
.1. Взаимодействие правового государства и гражданского общества
гражданский общество правовой государство
Выделяя государство, как важнейший элемент политической системы, необходимо обратить внимание на то, что «на любом этапе развития общества государство выступает как самая массовая организация. Оно стремится объединить вокруг себя самые различные слои населения.» В Конституции Российской Федерации государство представлено как организация для народа «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.» «Ни одну из стоящих перед государством задач нельзя успешно решить «без обеспечения прав и свобод граждан, без эффективной организации самого государства, без развития демократии и гражданского общества.»
Проблемы соотношения государства и общества всегда находились в поле зрения теоретиков государства и права и отчасти других общественных наук и практиков. Однако «в настоящее время в связи с развитием теории правового государства и гражданского общества их актуальность и социальная значимость резко возрастают.»
В силу этого важным представляется определение круга общезначимых принципов и положений, на которых должны строиться взаимоотношения правового государства и гражданского общества.
По мнению Керимова, одно из положений - это «первичный характер общества и вторичный - государства.
В теоретическом и практическом плане первичность общества и вторичность государства означает прежде всего, что общество всегда имеет приоритет перед государством уже в силу природы возникновения: государство создается на базе общества, вырастает из общества и изначально обусловливается характером общества, а не наоборот.»
Необходимо отметить, что «формирование гражданского общества, а не его основы -правового государства, так же как и изначальное формирование традиционного общества и государства - это весьма противоречивый, сложный и к тому же весьма длительный процесс, требующий взаимных усилий как со стороны самого общества, так и государства.»
Попытки же искусственного форсирования данного процесса, как показывает «опыт искусственного формирования политических партий и некоторых других элементов гражданского общества, к позитивному, стабильному, а главное, к перспективному и стратегически важному для будущего российского государства и общества результату не приведут.» Таким образом, любой искусственно созданный институт, никогда не сможет заменить реальный выросший из глубин самого общества жизнеспособный институт. Первоначально формируется гражданское общество, а затем на его основе - правовое государство. Причем это не означает, что государство занимает пассивную позицию, не участвуя в данном процессе.
Государство всегда было достаточно активным по отношению к обществу, ведь государство - важнейший элемент политической системы.
Президент Российской Федерации В.В. Путин отмечал, «что авторитет государства должен основываться не на вседозволенности и попустительстве, а на способности принимать справедливые законы и твердо добиваться их исполнения.» «Правовое государство и гражданское общество (каждое само по себе) представляют относительно автономную систему, в правовом отношении служат как бы подсистемами общей и единой правовой системы. Последняя выступает также определенным опосредующим звеном их взаимосвязи и взаимодействия, являясь одновременно их продуктом при формировании и фактором их надлежащего существования и развития в правовых содержании и форме.Гражданское общество - это преимущественные пространство, среда, объект, сфера правового регулирования естественного и частного права как правовых подсистем общей и единой правовой системы. В правовом государстве преобладают подсистемы позитивного и публичного права. Конечно, такое разделение представляет что-то вроде общей тенденции и имеет изрядную долю относительности. Гражданское общество не может игнорировать позитивное и публичное право - правовые законы, издаваемые государством, тем более что оно делегирует в законодательные органы своих представителей, которые принимают участие и в издании законов частного права.
Гражданское общество как своеобразная сложная общественная система с многообразными институтами регулируется особой системой права, входящей в общую правовую систему. Их прямые, обратные и опосредованные связи создают обоюдоплодотворное взаимодействие. Синтез правовой системы и гражданского общества является условием и одним из главных факторов гражданских прав и демократических свобод. Право выступает мерой свободы, правовая система есть общий правокультурный феномен, гражданское общество представляет социально-экономическую, политическую и правовую ценность.»
.2 Гражданское общество в современной России
За последние годы в России произошли множественные социально-политические изменения: развиваются механизмы рыночной экономики; складываются институты демократии и многопартийная система
; российское общество стало более открытым. Можно сказать, что «Россия продвигается к гражданскому обществу, но все еще находится на очень низкой стадии его формирования. Гражданское общество - это сфера проявления инициатив свободных граждан и добровольно сформировавшихся организаций, огражденных законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны государственной власти.»
Политическая культура россиян сегодня является переходной от культуры авторитарно-патриархальной к демократической политической культуре, через современную сложную и продолжительную фазу реформирования.
«Сегодня политическая культура россиян носит сложносоставной характер и представляет собой совокупность различных, в том числе противоречивых политических ценностей и ориентаций: демократических, авторитарных, коллективистских, индивидуалистских, национально-патриотических и др.
Реформы, начавшиеся в России в 90-е гг. XX столетия, привели к коренной ломке институциональной структуры, сложившейся в советское время. Эта ломка коснулась всех сфер жизни российского общества. Буквально обрушившиеся мощные информационные потоки, пропагандирующие либеральные, западные ценности, порой чуждые российскому менталитету, с большим трудом входят в жизнь современного россиянина. Эффективность учреждения новых социальных структурных преобразований во многом зависит от населения РФ, от которого теперь требуется высокая степень самоорганизованности, самостоятельности, ответственности.»
Успех становления гражданского общества в России в равной степени зависит как от соответствующей целенаправленной политики государства, так и от самих граждан. Именно поэтому гражданского общества на пути своего формирования в России в настоящее время сталкивается с рядом трудностей. Прежде всего, это устойчивые стереотипы и система ценностей, сформированные предыдущим государственным режимом. Они отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. У значительной части (если не у большинства) населения продолжают вызывать психологический дискомфорт такие фундаментальные, ценности, на которых строится гражданское общество, как частная собственность, экономическое и социальное неравенство, конкуренция, а также отсутствие многих социальных гарантий, которые были прежде. Вследствие известных ошибок и просчетов реформаторов внедрение этих универсальных ценностей в сознание российских граждан осуществляется в условиях постоянного падения уровня жизни большинства населения. Это и определяет его реакцию отторжения важнейших ценностей - конкуренции, демократии, рынка.